Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 08:25, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 Рассмотреть Единый сельскохозяйственный налог как специальный налоговый режим;
2 Рассмотреть действующий механизм исчисления и уплаты налога при ЕСХН;
3 Рассмотреть проблемы и дальнейшее совершенствование специального режима ЕСХН.
Введение 2
1 Единый сельскохозяйственный налог - специальный налоговый режим
1.1 Сущность и значение ЕСХН для бюджета государства и экономики России 5
1.2 История развития единого налога и нормативное регулирование налогообложения при применении ЕСХН 12
1.3 Зарубежные принципы налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей 22
2 Действующий механизм исчисления и уплаты налога при ЕСХН 27
2.1 Общие условия перехода на уплату ЕСХН. 27
2.2 Порядок расчета и уплаты единого налога, декларирование 34
3 Проблемы и дальнейшее совершенствование специального режима ЕСХН
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Причем в отличие от России ни в Америке, ни в странах Евросоюза
никто не оспаривает необходимость и важность поддержки селу.
Рис. 1 - Государственная поддержка к стоимости ВВП сельского хозяйства, в процентах
Таким образом, поскольку в достижении оптимального сочетания общегосударственных интересов с интересами отдельных групп общества системы государственного воздействия на развитие аграрного сектора в странах Запада достигли значительного прогресса и позволили достичь производства сельхозпродуктов, значительно превышающего уровень их потребности, они являются примерами, несомненно, достойными для нашего исследования и особенно с точки зрения преломления данного опыта к российским условиям.
Набор налогов, которые уплачивают сельскохозяйственные производители в России и в развитых странах в целом по составу примерно одинаковы: из прямых налогов они платят подоходный налог и корпорационный налог (налог на прибыль корпораций), из косвенных – налог на добавленную стоимость и налог с продаж. Сельскохозяйственные производители платят также социальные налоги. Кроме того, они уплачивают местные налоги, в соответствии с принятой для данной страны (региона) спецификой налогов.
В сумме все эти налоги при столь широком перечне составляют по странам от 2,5 до 6,0% всех фермерских затрат, из которых около половины приходится на 2 налога: с прибыли и на недвижимость. Данные размеры налогов в сельском хозяйстве как раз и объясняются активным действием налоговых льгот.
Наряду с семейными формами сельскохозяйственное производство в большинстве развитых стран осуществляют корпорации. Они платят подоходный налог по повышенным ставкам – от 35 до 85% прибыли.
Однако, в 1980-х годах в США, Великобритании, ФРГ, Франции и ряде других стран были проведены крупные налоговые мероприятия, направленные на снижение налогов, упрощение механизмов действия налоговых систем. Так, в США, начиная с 1988 г. налоговые ставки на прибыль в сельском хозяйстве установлены в размере 15 и 28%, тогда как по предыдущему закону они составляли 11; 15; 28; 35 и 38,5% с 14 промежуточными ставками. Максимальная ставка налога на прибыль крупных компаний сокращена с 46% до 33%. Фермерские хозяйства, имеющие до 50 тыс. долларов годовой прибыли, облагаются налогом по ставке 15%, со следующих 25 тыс. долларов –28%. Для корпораций ставка – 33% – взимается при годовой прибыли свыше 335 тыс. долларов. Это еще раз подтверждает тот факт, что в странах с развитой экономикой государство оказывает определенную помощь всем, в т.ч. и небольшим хозяйствам, однако концентрируется она в относительно высокоэффективных, крупных товарных хозяйствах.
Общей чертой в налогообложении аграрного сектора России и развитых стран следует признать льготный характер налогообложения отрасли. Как уже отмечалось, льготный характер налогообложения в развитых странах имеет конкретную мотивацию. Льготы распространяются на тех производителей, которые в силу специфики организации производства получают меньший, по сравнению с производителями других отраслей производства, доход. Поскольку производство в сельском хозяйстве за рубежом в основном организовано в виде семейных ферм, то применение льгот определяется именно этой спецификой. Льготный характер налогообложения в развитых странах дифференцирован: мелкий производитель пользуется льготным режимом, крупный производитель – нормальным. Основными налоговыми льготами в сельском хозяйстве развитых странах являются:
уменьшение налогооблагаемого дохода фермеров через ускоренную амортизацию машин и оборудования;
льготы, освобождающие от налогообложения или снижающие налоговые суммы (налоговые кредиты, налоговые скидки на прибыль мелкого бизнеса и убыточных предприятий);
система налоговых льгот рынка новой техники и новых технологий;
налоговые льготы на инвестиционные средства в сельское хозяйство по другим направлениям;
налоговые льготы на резервные и другие фонды.
Эволюция налоговой политики в аграрных секторах развитых стран, также как и в России, демонстрирует все большую унификацию ставок, порядка уплаты, налоговой базы в сельском хозяйстве по отношению к другим секторам экономики.
Отечественные исследования и опыт ряда зарубежных стран свидетельствуют о необходимости изменить существующую систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Особое внимание следует уделять дифференциации налогообложения. Именно дифференцированный подход позволит обеспечить более плавный переход к новой системе налогообложения, выявлять и своевременно устранять отдельные ее недостатки. Исходя из специфики сельскохозяйственного производства и неоднородности аграрных предприятий, недопустимо, по нашему мнению, использовать одинаковый подход для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей. Резкие, не адаптированные к конкретным условиям производства, изменения и нововведения могут существенно ухудшить и без того слабое материальное положение сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Сложный механизм налогообложения сельского хозяйства, так или иначе, должен приспосабливаться и к новому уровню производительных сил, и к постоянно изменяющейся практике хозяйствования. Причем он неплохо зарекомендовал себя в качестве инструмента выхода из тяжелых кризисных ситуаций, инструментом стабилизации экономики и ее динамичного ускорения.
2 Действующий механизм исчисления и уплаты налога при ЕСХН.
2.1 Общие условия перехода на уплату ЕСХН
Согласно п. 2 ст. 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) на уплату ЕСХН могут добровольно переходить организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельхозпроизводителями.
В соответствии с п. 2 ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственными производителями являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 25.07.2006 N 458 "Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства" к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, относится сельскохозяйственная продукция (продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), прошедшая технологические операции переработки для сохранения ее качества и обеспечения длительного хранения, используемая в виде сырья в последующей (промышленной) переработке продукции или реализуемая без последующей промышленной переработки потребителям).
Последующая промышленная обработка - это дальнейшая переработка сельскохозяйственной продукции в производстве.
При этом законодатель установил, что переработка, как первичная, так и последующая, может осуществляться на арендованных основных средствах.
Таким образом, право перейти на ЕСХН имеют предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную переработку и последующую (промышленную) переработку. Однако такой переход может быть осуществлен при выполнении определенных условий:
1) выручка от реализации сельскохозяйственной продукции и ее первичной переработки составляет 70% в общем объеме полученных доходов от реализации товаров (работ, услуг);
2) для расчета стоимостного
барьера учитывается выручка
только от реализации
3) для расчета стоимостного
барьера учитывается выручка
только от реализации
Согласно п. 1 ст. 346.5 НК РФ при расчете налоговой базы учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 настоящего Кодекса, и внереализационные доходы, устанавливаемые согласно ст. 250 НК РФ. Однако при определении доли дохода, необходимой для перехода на ЕСХН, нужно учитывать, во-первых, доходы от реализации сельскохозяйственной продукции и ее первичной переработки, а во-вторых, доходы от реализации прочих товаров (работ, услуг).
Согласно п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Внереализационные доходы не должны участвовать в расчете доли, так как они не являются доходами от реализации товаров, работ, услуг.
В Письме Минфина России от 17.07.2009 N 03-11-06/1/34 отмечено, что выручка от реализации продукции, произведенной собственными силами из покупного сырья, включая продукцию первичной переработки, произведенную из покупного сырья, в состав дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции не включается. Таким образом, если сельхозпроизводитель покупает сырье на стороне и производит сельскохозяйственную продукцию, выручка от ее реализации не попадет в расчет 70-процентного барьера.
При определении статуса
сельскохозпроизводителя для
Порядок определения доли дохода от реализации продукции первичной переработки в общем доходе сельхозпроизводителя определен в п. 2.2 ст. 346.2 НК РФ как соотношение расходов на производство сельскохозяйственной продукции и первичную переработку сельскохозяйственной продукции и общей суммы расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья. Таким образом, сельхозпроизводитель может осуществлять как первичную, так и промышленную переработку, но при переходе на ЕСХН реализация продукции промышленной переработки не должна учитываться при определении доли (барьера) дохода, при котором налогоплательщик может перейти на вышеуказанный специальный налоговый режим.
Пример. ООО "Садовод" выращивает семена подсолнечника и производит масло из этих семян. Руководство ООО "Садовод" принимает решение о переходе на уплату ЕСХН. Выручка от реализации семян подсолнечника за 2010 г. составила 1 120 000 руб., масла - 330 000 руб. В течение 2010 г. ООО "Садовод" получило доход от предоставления в аренду собственного склада в сумме 120 000 руб.
Решение:
Общий доход общества составил 1 570 000 руб. (1 120 000 руб. + 330 000 руб. + 120 000 руб.).
Доход от производства сельскохозяйственной продукции (выращивания семян подсолнечника) составил 1 120 000 руб. Доход от реализации произведенного масла относится к доходу от промышленной переработки. Доход от сдачи имущества в аренду не является доходом, принимаемым в расчет доли дохода на производство сельхозпродукции и ее промышленной переработки.
Таким образом, доля дохода на производство сельхозпродукции и ее промышленной переработки составила 71,33% (1 120 000 руб. / 1 570 000 руб. x 100%).
Следовательно, ООО "Садовод" может перейти на уплату ЕСХН.
Признание расходов при списании в промышленную переработку
собственной продукции
При любом налоговом режиме финансовый результат определяется путем сопоставления доходов и расходов налогоплательщика.
Список расходов, на которые плательщик ЕСХН может уменьшить свои доходы, установлен в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Важно отметить, что вышеуказанный перечень расходов является закрытым. Любой расход, не попадающий в данный список, не может уменьшать налоговую базу по ЕСХН. В настоящее время у многих налогоплательщиков возникают вопросы по признанию тех или иных расходов при применении ЕСХН, в частности признается ли расходом для целей ЕСХН себестоимость продукции собственного производства, направленной на дальнейшую переработку (например, зерно для производства муки, корма собственного производства для животных и т.д.)?
В первую очередь следует отметить, что указанные в п. 2 ст. 346.5 НК РФ расходы принимаются в случае их соответствия нормам п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса:
- обоснованные расходы, то есть экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме;
- документально подтвержденные
расходы, под которыми
Информация о работе Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей