Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 18:04, курсовая работа
Целью исследования является разработка мероприятий по оптимизации налогообложения в организации.
Для достижения намеченной цели в работе были поставлены следующие задачи:
определить теоретические основы налоговой оптимизации;
дать организационную, экономическую и финансовую характеристику объекту исследования;
изучить существующую в организации систему налогообложения;
разработать пути оптимизации налогообложения данной организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. ПОНЯТИЕ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
1.1 Системы налогообложения на предприятиях и сущность оптимизации
налогообложения 5
1.2 Методика и методы оптимизации налогообложения 10
1.3 Единый сельскохозяйственный налог как особая система налогообложения 17 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПК "ЗАУРАЛЬСКИЙ" 23
2.1 Организационная характеристика 23
2.2 Экономическая характеристика 26
2.3 Характеристика финансового состояния организации 32
3 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 38
3.1 Общая характеристика налогообложения 38
3.2 Порядок исчисления и уплаты налогов 45
3.3 Налоговая проверка и её результаты 48
4. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 52
4.1 Автоматизация налогового учета 52
4.2 Учетная политика организации для целей налогового учета 58
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
Плательщикам единого налога не предоставлен выбор объекта налогообложения, им признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом как доходы, так и расходы включаются в налоговую базу нарастающим итогом с начала налогового периода. Налоговую базу можно уменьшить за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
Налоговый период - календарный год.
Ставка 6% [10].
Таким образом, налоговую оптимизацию можно определить как выбор оптимального сочетания правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего законодательства. Иными словами, это выбор между различными вариантами осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств, при этом целью является не снижение отдельных налогов, а увеличение доходов налогоплательщика после уплаты налогов.
Сущность ПСН состоит в получении патента на определенный срок, заменяющего собой уплату некоторых налогов. Применять ПСН могут исключительно индивидуальные предприниматели.
Современное налоговое законодательство предусматривает различные налоговые режимы, которые зависят от статуса налогоплательщика, места его регистрации и организационно-правовой формы, а также направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности. В этом плане государство сделало большой шаг на встречу, предприятиям малого бизнеса предоставив им альтернативные варианты налогообложения в виде специальных налоговых режимов, достоинством которых является в значительной степени упрощённые требования к ведению налоговой отчётности [15].
1.2 Методика и методы оптимизации налогообложения
В зависимости от периода времени, в котором осуществляется легальное уменьшение налогов, можно классифицировать налоговую оптимизацию как перспективную и текущую.
Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация предполагает применение таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности. Перспективная налоговая оптимизация осуществляется в течение нескольких налоговых периодов и достигается, как правило, посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот и освобождений и др.
В то же время, текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае в отдельно взятом налоговом периоде, например, при осуществлении той или иной операции путем выбора оптимальной формы сделки [17].
Комплексное и целенаправленное принятие налогоплательщиком мер, направленных на полное использование совокупности всех методов налоговой оптимизации (перспективная и текущая), составляет так называемое налоговое планирование.
Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей:
При формировании системы налогового законодательства РФ не учитывалась взаимосвязь и привязка налогового права к нормам и положениям других отраслей права.
Существует несколько групп методов налоговой оптимизации:
Схематически способы налоговой оптимизации можно представить в виде схемы (рисунок 2).
Рисунок 2 – Способы налоговой оптимизации
Рассмотрим их подробнее.
Формирование учетной политики предприятия следует рассматривать как один из важнейших элементов налоговой оптимизации. Квалифицированная проработка приказа об учетной политике позволит предприятию выбрать оптимальный вариант учета, эффективный и с точки зрения режима налогообложения.
При разработке учетной политики в целях налогообложения необходимо обратить внимание на ряд положений, таких как метод признания дохода в целях налогообложения, амортизации (метод начисления, выбор срока полезного использования объектов, применение повышающих коэффициентов), создание резерва по сомнительным долгам, работе с просроченной дебиторской задолженностью и др. [3].
При оптимизации через договор необходимо провести анализ формы сделки, контрагентов, предмета и цены договора, установлении штрафных санкций. И на основании этого анализа сделать выбрать наиболее подходящих положений договора, что будет способствовать снижению налоговых платежей.
Специальные методы включают несколько подгрупп методов – метод замены отношений, метод разделения отношений, метод отсрочки налогового платежа, метод прямого сокращения объекта налогообложения и метод оффшора.
Использование льгот и освобождений предполагает использование льгот, которые закреплены в Налоговом Кодексе РФ или в законодательных актах в области налогообложения законодательных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления [13].
Рассмотрим некоторые схемы, используемые налогоплательщиками для оптимизации налоговых платежей. Данные схемы можно разделить на две группы.
«Простые» схемы, то есть схемы, реализация которых не требует целенаправленных затрат, а также оформления специальных документов или договоров. К данной группе следует отнести и те случаи, когда налогоплательщик вправе выбрать из двух и более вариантов периодичности уплаты налога или размера льготы (проценты или фиксированная сумма) и т.д.
«Сложные» схемы, требующие для их реализации материальных затрат, например по их обслуживанию, составлению специальных документов, договоров, с помощью которых реально имеющиеся правоотношения заменяются другими, что влечет за собой частичное или полное избежание уплаты налогов и сборов (замена заработной платы страхованием жизни работников и т.д.). К данной группе относятся также схемы по изменению налоговой юрисдикции, проще говоря, использование оффшорных зон.
Следует отметить, что использование некоторых льгот предполагает возможность создания «серых» схем оптимизации. Законными их не назовешь, так как при их реализации появляются неучтенные наличные денежные средства, которые используются в личных корыстных интересах лиц, участвующих в данной схеме, но и незаконной ее назвать трудно, так как при правильной организации схема выглядит юридически безупречно.
Такой схемой является возможность пользования льготой по налогу на прибыль, предоставляемой некоторыми субъектами РФ, лицами при перечислении средств на благотворительные цели.
Суть льготы заключается в уменьшении суммы налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, на величину фактически произведенных затрат в случае перечисления этой суммы, например, на поддержку детских спортивных сооружений, лечение инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию, и т.д. После перечисления спонсорских средств, засчитываемых как часть налога на прибыль, часть средств (от 15 до 70%) возвращается инвестору в виде наличных денежных средств. Для этого организация, которой перечисляются средства, завышает затраты, произведенные на благотворительную целевую деятельность [11].
Конечно, проанализированные способы оптимизации налогообложения являются далеко не исчерпывающими. Многие налогоплательщики используют иные способы. Некоторые изобретают свое ноу-хау в этой области.
Самые популярные методы оптимизации налогообложения:
4 Переход организации на упрощенную систему налогообложения.
Налоговое планирование организации основывается на трех подходах к минимизации налоговых платежей:
Однако прежде чем выбрать тот или иной способ учета, организации необходимо обосновать свой выбор с помощью расчетов налогов, величина которых зависит от альтернативного способа учета, и убедиться в правильности сделанного выбора. «Легальное» или «законное» уклонение от уплаты налогов - весьма сложное явление, в котором находят свое отражение многие проблемы и противоречия современных рыночных экономических систем. Так, по некоторым оценкам, в России от 20 до 40% и более всех налоговых поступлений «теряется» из-за применения предпринимателями современных методов оптимизации налогов. Для предпринимателей и организаций же налоговая оптимизация с использованием легальных методов это реальная возможность уменьшить размер налоговых платежей и, следовательно, налоговую нагрузку на предприятие. Что, как правило, улучшает их финансовое состояние и способствует развитию, как отдельным субъектам, так и экономики в целом [7].
Желание каждого налогоплательщика платить как можно меньше налогов вполне естественное и объяснимое. Ведь в России доля налоговых выплат от получаемых доходов довольно высока. Выходом может стать законная экономия на налогах, т.е. так называемая оптимизация налогообложения. Оптимизация налогов является в настоящее время составной частью налоговых правоотношений, возникающих между налогоплательщиком и государством. Стремление предприятия обеспечить собственную конкурентоспособность в конечном итоге приводит к минимизации налоговых платежей.
В современных условиях оптимизация налогообложения становится неотъемлемой частью бизнеса, видом финансово-управленческой деятельности. Кроме того, оптимизация налогообложения сегодня должна быть ориентирована не только и не столько на минимизацию налоговых платежей, сколько на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
1.3 Единый сельскохозяйственный налог как особая система налогообложения
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) на территории Российской Федерации применяется в виде одного из специальных налоговых режимов.
Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены актами законодательства о налогах и сборах.
Основными задачами применения специальных налоговых режимов являются:
- снижение налогового бремени для отдельных отраслей экономики;
- стимулирование развития отдельных видов предпринимательской деятельности;
- повышение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей; упрощение учета и отчетности на предприятии;
- повышение собираемости налогов.
С 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", которым введена в действие новая система налогообложения для сельскохозяйственных производителей - единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). В нем полностью изменены принципы налогообложения результатов деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
При его использовании уплачивается единый сельскохозяйственный налог (далее — ЕСХН), исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетный (налоговый) период.
Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога являются организации и индивидуальные предприниматели - сельскохозяйственные товаропроизводители, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в установленном Налоговым Кодексом РФ порядке. К таковым Налоговый Кодекс РФ относит организации и индивидуальных предпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукцию или выращивающих рыбу, осуществляющих ее первичную и последующую, в том числе промышленную, переработку и реализующих эту продукцию или рыбу.