Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 18:04, курсовая работа
Целью исследования является разработка мероприятий по оптимизации налогообложения в организации.
Для достижения намеченной цели в работе были поставлены следующие задачи:
определить теоретические основы налоговой оптимизации;
дать организационную, экономическую и финансовую характеристику объекту исследования;
изучить существующую в организации систему налогообложения;
разработать пути оптимизации налогообложения данной организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. ПОНЯТИЕ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
1.1 Системы налогообложения на предприятиях и сущность оптимизации
налогообложения 5
1.2 Методика и методы оптимизации налогообложения 10
1.3 Единый сельскохозяйственный налог как особая система налогообложения 17 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПК "ЗАУРАЛЬСКИЙ" 23
2.1 Организационная характеристика 23
2.2 Экономическая характеристика 26
2.3 Характеристика финансового состояния организации 32
3 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 38
3.1 Общая характеристика налогообложения 38
3.2 Порядок исчисления и уплаты налогов 45
3.3 Налоговая проверка и её результаты 48
4. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 52
4.1 Автоматизация налогового учета 52
4.2 Учетная политика организации для целей налогового учета 58
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
В 2013 г. наибольший удельный вес в структуре налогов занимают страховые взносы – 67,03%. Наименьший удельный вес занимает водный налог – 0,30% или 3 тыс.р. За анализируемый период в организации ЕСХН не начислялся из-за полученных убытков на протяжении анализируемого периода. Налог на доходы физических лиц составляет 32,09% от общей суммы уплаченных налогов, сборов и взносов. Взносы на страхование по травматизму в организации не начисляются.
Все расчеты с бюджетом по налогам и сборам, которые уплачивает организация, а также по налогам, которые удерживаются с работников, учитываются на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Проанализируем состояние расчетов с бюджетом по налогам и сборам в организации, обратившись к данным таблицы 11.
Виды налогов |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. | |||
сумма, тыс. р. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. р. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. р. |
уд. вес, % | |
Единый сельскохозяйственный налог |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Налог на доходы физических лиц |
196 |
98,99 |
379 |
41,38 |
45 |
5,48 |
Водный налог |
2 |
1,01 |
3 |
0,33 |
3 |
0,37 |
Другие налоги и сборы |
- |
- |
8 |
0,87 |
6 |
0,73 |
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды |
- |
- |
526 |
57,42 |
767 |
93,42 |
Всего |
198 |
100,00 |
916 |
100,00 |
821 |
100,00 |
За анализируемый период общая сумма уплаченных налогов, сборов и взносов увеличилась на 623 тыс. р. и составила в 2013 г. 821 тыс. р. Наибольший удельный вес в структуре уплаченных налогов занимают страховые взносы – 93,42% или 767 тыс.р., наименьший – водный налог – 0,37% или 3 тыс.р.
При организации расчетов с бюджетом у организаций иногда появляются налоговые задолженности – недоимки. Недоимка – это сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством срок. Согласно НК РФ предусматривается принудительное взыскание недоимки после истечения срока исполнения требования.
Состав и структуру недоимки по налогам, сборам и взносам СПК «Зауральский» рассмотрим в таблице 12.
Таблица 12 - Состав и структура недоимки по налогам, сборам и взносам
Виды налогов |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. | |||
сумма, тыс. р. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. р. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. р. |
уд. вес, % | |
Налог на доходы физических лиц |
475 |
99,79 |
476 |
21,62 |
751 |
31,41 |
Водный налог |
1 |
0,21 |
1 |
0,05 |
1 |
0,04 |
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды |
- |
- |
1725 |
78,34 |
1639 |
68,55 |
Всего |
476 |
100,00 |
2202 |
100,00 |
2391 |
100,00 |
За анализируемый период у организации нет задолженности по ЕСХН, другим налогам и сборам. В целом недоимка по налогам, сборам и взносам увеличилась на 1915 тыс. р. и составила в 2013 г. 2391 тыс. р. На долю страховых взносов приходится большая доля недоимки – 68,55%, а остальные 31,41% и 0,04% приходятся на НДФЛ и водный налог.
В организации имеется задолженность, по которой начисляются пени и штрафы, поэтому рассмотрим структуру задолженности по налогам, уплачиваемым кооперативом, в таблице 13.
Штрафы и пени по задолженности есть только по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды в размере 950 тыс. р. в 2012-2013 гг.
Согласно п. 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае неуплаты причитающихся сумм налогов, взносов или сборов.
Расчет пени по ставке рефинансирования используется для расчета пени по задолженности уплаты налогов и сборов. Расчет пеней проводится по следующей методике:
Пени = СН × КД × 1/300 × СР, (2)
где СН - сумма налога, который не был уплачен;
КД - количество дней просрочки уплаты налогов и сборов. Количество
дней считается со дня возникновения задолженности;
1/300 - одна трехсотая ставки рефинансирования Центробанка России;
СР - ставка Рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала в период
возникновения и погашения задолженности по уплате налогов и сборов.
Виды налогов |
Задолженность, всего |
в том числе | ||
штрафы и пени | ||||
сумма, тыс. р. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. р. |
уд. вес, % | |
2011 г. | ||||
Налог на доходы физических лиц |
475 |
99,79 |
- |
- |
Водный налог |
1 |
0,21 |
- |
- |
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды |
- |
- |
- |
- |
Всего |
476 |
100,00 |
- |
- |
2012 г. | ||||
Налог на доходы физических лиц |
476 |
21,62 |
- |
- |
Водный налог |
1 |
0,05 |
- |
- |
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды |
1725 |
78,34 |
950 |
100,00 |
Всего |
2202 |
100,00 |
950 |
100,00 |
2013 г. | ||||
Налог на доходы физических лиц |
751 |
31,41 |
- |
- |
Водный налог |
1 |
0,04 |
- |
- |
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды |
1639 |
68,55 |
950 |
100,00 |
Всего |
2391 |
100,00 |
950 |
100,00 |
Налоговое бремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретных налогоплательщиков.
НБ=Н/V*100%,
где НБ – налоговое бремя;
Н – сумма начисленных налогов и сборов;
V – объем реализованной продукции (работ, услуг).
Налоговое бремя на макроуровне определяется как отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов.
Для конкретного налогоплательщика налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет. Практически берется отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации.
Проанализируем динамику налогового бремени СПК «Зауральский» за последние 3 года (таблица 14).
Таблица 14 - Расчёт налогового бремени в динамике
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2013 г. к 2011 г. |
Выручка от реализации, тыс. р. |
7455 |
7807 |
6183 |
0,82 |
Сумма начисленных налогов, тыс. р. |
355 |
1109 |
1016 |
2,86 |
Налоговое бремя, % |
4,76 |
14,21 |
16,43 |
3,45 |
За последние 3 года налоговое бремя организации увеличилось в 3,45 раза. Это связано с тем, что сумма начисленных налогов увеличилась, а сумма выручки от реализации продукции, наоборот, понизилась. Сумма начисленных налогов за анализируемый период увеличилась в 2,86 раза и составила в 2013 г. – 1016 тыс. р., а выручка от реализации уменьшилась на 1272 тыс. р.
Для большей наглядности по данным таблицы 15 построим график.
Рисунок 5 – Величина налогового бремени
По рисунку видно, что величина налогового бремени за анализируемый период претерпела большие изменения. И в 2011 г. величина налогового бремени была минимальной 4,76%. В 2013 г. его величина максимальна - 16,43%.
Организация производит обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды (таблица 15).
Таблица 15 – Состав налогов и сборов в государственные внебюджетные фонды, тыс. р.
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Отклонение 2013 г. от 2012 г., (+;-) |
Начислено | ||||
Государственные внебюджетные фонды |
- |
718 |
681 |
-37 |
в т.ч.: фонд социального страхования |
- |
84 |
132 |
48 |
пенсионный фонд |
- |
556 |
480 |
-76 |
фонд медицинского страхования |
- |
78 |
69 |
-9 |
Уплачено | ||||
Государственные внебюджетные фонды |
- |
526 |
767 |
241 |
в т.ч.: фонд социального страхования |
- |
84 |
121 |
37 |
пенсионный фонд |
- |
392 |
565 |
173 |
фонд медицинского страхования |
- |
50 |
81 |
31 |
Задолженность | ||||
Государственные внебюджетные фонды |
- |
1725 |
1639 |
-86 |
в т.ч.: фонд социального страхования |
- |
- |
11 |
11 |
пенсионный фонд |
- |
1545 |
1460 |
-85 |
фонд медицинского страхования |
- |
180 |
168 |
-12 |
Отчисления в государственные внебюджетные фонды уменьшились на 37 тыс. р.: в фонд медицинского страхования и пенсионный фонд уменьшились на 9 тыс. р. и 76 тыс. р. соответственно. Отчисления в фонд социального страхования, напротив, увеличились на 48 тыс. р. Уплаченные налоги и сборы в государственные внебюджетные фонды в динамике по годам увеличиваются, что является отрицательным моментом. Увеличение составляет: в фонд медицинского страхования 31 тыс.р., в пенсионный фонд 173 тыс. р., в фонд социального страхования 37 тыс. р. Задолженность по взносам в государственные внебюджетные фонды в динамике по годам уменьшилась на 86 тыс. р., в большей степени на это повлияло уменьшение задолженности по взносам в пенсионный фонд.