Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:56, реферат
Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему.
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике.
Рассказ учителя сопровождается мультимедийной презентацией исторических событий. Перед учащимися ставится проблемное задание: в каких условиях оказываются участники мастерской теперь, продолжая “проживать” выбранную судьбу.
7. Обращение к новой информации. Учащимся предлагаются материалы “Мероприятия Советской власти” (Приложение 5).
8. Социализация. Учащиеся в группах предлагают свои варианты ответа и определяют своё отношение к новой власти – власти большевиков
9. Обращение к новой информации. Учащимся предлагается проанализировать программы “белого”, “красного” и “зелёного” движения. (Приложение 6). Какое движение будет поддерживать та или иная социальная категория населения (поставить флажок своего цвета на стол).
10. Социализация. Учащиеся объясняют, почему они поддержали то или иное движение.
11. Обращение к новой информации. Учащимся предлагаются материалы о том, как каждая из сторон защищала свои интересы (Приложение 7).
12. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся.
13. Общая рефлексия. В чём же состоит трагизм Гражданской войны?
М. Цветаева.
Все рядком лежат
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат
Где свой, где чужой
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.
14. Домашнее задание. Приготовить устные сообщения об участниках Гражданской войны.
Приложение 1.
Основные социальные группы населения России в начале XX века:
Приложение 2.
Годовой доход разных групп населения
Цены в России до 1914 г.
Приложение 3.
Количественные показатели переписи населения на 1897 г.
Приложение 4.
Образ жизни и нравы разных групп населения
Рабочий класс: 11, 5 – часовой рабочий день, до половины заработка рабочих отбирали штрафы, высокая степень эксплуатации – капиталисты с каждого рубля забирали в виде прибыли 78 копеек. Расходы в пользу рабочих (больницы, школы, страхование) составляли 0,6% текущих расходов предпринимателей. Семьи рабочих жили в квартирах коечно – каморочного типа. Каморка – часть комнаты, отделённая дощатыми перегородками.
Буржуазия: среди русских капиталистов преобладали мелкие и средние, буржуазия делилась на две категории – московская (выходцы из купеческой среды) и петербургская (выходцы из чиновничьего аппарата). Предприниматели стремились выжимать максимальные доходы, применяя грубые методы конкурентной борьбы, такие как бойкот, нажим, поборы с населения. Правительство выдало промышленников на начало 1905г. Незаконных ссуд на 63 млн. рублей, списало задолженностей на 33 млн. руб.
Помещики: основой благосостояния были земельные владения, прибыльную статью давало предпринимательство, получили дальнейшее развитие дворянские сообщества, сохранялась привилегированность дворянства – пользовались преимуществом при определении на государственную службу, не подвергались телесным наказаниям, судились с равными себе.
Середняки: “крепкие” крестьяне – владели до 20 десятин земли, давали 20 % товарного хлеба, как правило, не использовали наёмный труд односельчане, исключение – сезонные работы.
Кулаки: деревенская буржуазия, богатые крестьяне, которые имели по 40 – 50 десятин земли, давали 30 % товарного хлеба, нанимали на работу обедневших односельчан.
Батраки, крестьяне (одна лошадь, одна корова), безлошадные крестьяне: имели 8 десятин земли при “прожиточном минимуме” 15 десятин, разорение крестьянских хозяйств, уход на заработки в города или к более богатым односельчанам.
Приложение 5.
Первые мероприятия Советской власти:
Приложение 6.
Приложение 7.
Анализ террористических действий в Гражданской войне.
Из газеты “В пути”, 7 октября 1918г.: “Из штаба бригады N…(Южного фронта) получена следующая телеграмма: “Доношу, что делегатами Н-ского полка найдено заброшенными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 31 человек. Личность убитых опознать невозможно, т.к. трупы совершенно изуродованы: головы почти у всех пробиты, глаза выколоты, уши отрезаны”.
Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии С.Н. Розанова, 27 марта 1919 г.:
“1. При занятии селений, захваченных
ранее разбойниками, требовать выдачи
их главарей и вожаков; если этого
не произойдёт –расстреливать десятого.
2. Селения, население которых встретит
правительственные войска с оружием, сжигать;
взрослое мужское население расстреливать
поголовно; имущество отбирать в пользу
казны.
3. За добровольное снабжение разбойников
не только оружие, но и продовольствием,
одеждой и прочим виновные селения будут
сжигаться, а имущество обираться в пользу
казны.
4. Среди населения брать заложников, в
случае действий односельчан, направленных
против правительственных войск, заложников
расстреливать беспощадно”.
В.В.Шульгин Отрывок из мемуаров “1920”:
Красные – грабители, убийцы, насильники.
Они бесчеловечны, они жестоки. Для
них нет ничего священного, отвергли
традиции, заповеди господни. Они презирают
русский народ. Они убивают, они пытают.
Значит белые, которые ведут войну с красными
именно за то, что они красные совсем иные…Грабёж
у них – несмываемый позор.
Белые убивают только в бою. Кто приколол
раненого, кто расстрелял пленного – тот
лишён чести.
Белые имеют бога в сердце.
Белые хотят быть сильными только для
того, чтобы быть добрыми… Разве это люди?
Это почти святые…
“Почти что святые” и начали это белое
дело…Но что из этого вышло? Боже мой!
Я видел, как почтенный полковой батюшка
в больших калошах и с зонтиком в руках,
увязая в грязи, бегал по деревне за грабящими
солдатами. Куры, утки и белые гуси разлетались
во все стороны, за ними бежали “белые”
солдаты, за солдатами батюшка с белой
бородой.
В одной хате за руки подвесили “комиссара”…Под
ним разложили костёр и медленно жарили…человека,
а кругом пьяная банда “монархистов”
выла “боже, царя храни”.
Из романа А.Толстого “Хождение по мукам”:
Пятого сентября московские и петроградские
газеты вышли со зловещим заголовком:
“Красный террор”.
“Предписывается всем Советам немедленно
произвести аресты правых эсеров, представителей
крупной буржуазии и офицерства, и держать
их в качестве заложников. При попытке
поднять восстание – немедленно применить
массовый расстрел безоговорочно. Нам
необходимо немедленно и навсегда обеспечить
наш тыл от белогвардейской сволочи. Ни
малейшего промедления при применении
массового террора”.
Приложение 7
Урок по истории России (6 класс)
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок – исследование
Цели урока:
Оборудование: элементы одежды представителей различных религий (для инсценировки); карта “Русь в IX – XII вв.”; иллюстративный материал; документы (отрывки из “Повести временных лет” и исторической литературы):
1) о выборе вер (инсценировка);
2) о крещении Владимира, киевлян, жителей
Новгорода (раздаточный материал).
Ход урока
I ЭТАП (подготовительный) – 5 мин
Учитель формулирует тему, задачи урока; проводит “исторический марафон” (контроль знаний, необходимых для новой темы: восточнославянские племена, язычество, христианство, православие, католицизм, ислам, боги славян).
II ЭТАП (1-ая часть основного) – 20 мин
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Эвристическая беседа: политические задачи правления князя Владимира, возможность реализации главной внутриполитической задачи. |
Отвечают на вопросы учителя, делают
вывод о необходимости |
Рассказ о 1 религиозной реформе 980 г. |
Внимательно слушают, делают вывод о том, что реформа не достигла цели, необходима новая вера. |
Эвристическая беседа: о жизни восточнославянских племён. |
Сравнивают общественное и социальное положение племен в разное время, делают вывод о том, что примитивная языческая религия не объясняла изменения положения. |
Формулирует вопросы по теме (религиозная принадлежность государств-соседей Руси). |
Работают с картой (соседи Руси и их религия), делают выводы:
|
Задаёт наводящие вопросы (как автор объясняет причины принятия православия). |
Смотрят инсценированную учащимися легенду о выборе веры (работа над документом отрывок из “Повести временных лет” Нестора). Делают выводы (примерные ответы: Владимир решил принять во-первых, православные храмы – красочны; во- вторых, не противоречила русским обычаям; в-третьих, на Руси были христиане – Ольга (бабка Владимира) ), ... |
Два ученика делают сообщение о знакомстве русских с христианством (поиск и анализ материала осуществлялся учениками заранее), представляя свои выводы в виде таблицы. | |
Формулирует вопросы по теме: (Только ли это могло стать причиной принятия новой веры?). Что представляли в политическом плане соседние государства… |
Отвечают на вопросы. (Русь имела давние связи с Византией: географическое положение, торговля - “путь из варяг в греки”; Византия была могущественным и авторитетным государством, что должно было привлечь Владимира, содействовать возвышению Руси). |
Задаёт наводящие вопросы: На каком языке проводится богослужение в православии и католичестве? Каково взаимоотношение между церковной и княжеской властью в православии и католичестве? |
Сравнивают принципы православия и католичества, делают вывод о том, что организация православной церкви больше подходила Руси (возможность использовать свой язык в богослужении, подчинение церкви государству) |
Информация о работе Использование активных форм обучения на уроках истории