Квалиметрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:37, реферат

Описание работы

В последнее время появилось большое количество научных монографий и отдельных статей, посвященных обобщению опыта промышленных предприятий по повышению качества продукции и решению теоретических вопросов, связанных с целенаправленным улучшением качества.
Это свидетельствует о том, что в настоящее время формируется новая наука, наука о качестве продукции.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Сущность понятия квалиметрии 5
1.1 Объект, предмет и структура квалиметрии 5
Глава 2 Принципы и задачи квалиметрии в управлении качеством 6
2.1 Исходные понятия и термины, относящиеся к оценке качества 8
2.2 Методология определения и оценивания качества 11
Глава 3 Сфера применения квалиметрии на практике 13
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

квалиметрия управ. качеством.docx

— 37.30 Кб (Скачать файл)

Итак, качество – атрибут, определенная сущность объекта, показателем которой является совокупная характеристика всех его свойств и признаков.

Некоторые основополагающие в квалиметрии термины и их определения:

Объективное свидетельство – данные, подтверждающие наличие или истинность чего-либо. Оно может быть получено путем наблюдения, измерения, испытания или другими способами.

Контроль – процедура оценивания соответствия продукции, процесса или услуги требованиям путем наблюдения, измерения, испытания или калибровкой.

Верификация – подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования выполнены.

Валидизация – подтверждение на основе объективных данных того, что требования по использованию или применению выполнены.

Квалификация – демонстрация способности выполнять установленные требования.

Требования – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предлагается или является обязательным.

Свойство – это особенность объекта, сторона проявления качества: качество существует у предмета всегда, а свойства могут проявляться, а могут и не проявляться. Причём свойства объекта зависят от способа взаимодействия объекта и субъекта, например, яблоко является красным, если смотреть на него глазами; кислым (или сладким), если попробовать на вкус; полезным, если съесть; тяжёлым, если подставить под него голову. Объект является своими свойствами не только субъекту, но и другим объектам, то есть свойства могут проявляться и в ходе взаимодействия объектов друг с другом

Размер – свойство количественной определенности объекта и его свойств. Размеры и величины бывают физическими и нефизическими. Размер выражается количеством единиц соответствующей размерности.

Величина – значение, количественная характеристика размера.

Измерение – определение количественного значения физического размера с помощью эталонных измерительных средств. Следовательно, измеряются с помощью какой-либо меры только физические размеры и при этом определяются их физические величины. Измеряемый размер и его численная величина объективны. Погрешность измерения регламентируема и выявляема.  

Измерение – это предмет метрологии – науки об измерениях физических размеров и определениях их величин, а также о методах и средствах обеспечения единства измерений и способах достижения требуемой точности результатов измерений.

 Оценивание бывает:

1) количественно неопределенным, т.е. по содержанию, по сути (часто такое оценивание называют «качественным»);

2)  количественным или квалиметрическим.

Количественное  оценивание – определение численных характеристик размеров (физических и нефизических) без использования материальных средств. Погрешность оценивания не регламентируется, но она может быть рассчитана.

Общность измерения и  количественного оценивания  состоит в том, что в обоих случаях их результатом является численное выражение ранее неизвестного размера.

Единица измерения – условная величина, по сравнению с которой определяют значение (величину) размера.

Физическая величина – количественная характеристика размера конкретного свойства материального объекта (предмета, явления или процесса), измеряемая физическими единицами измерений.

Единица физической величины или физическая единица  измерения – эта физическая величина фиксированного размера, условно принятая для сравнения с ней однородных величин, которой присваивается числовое значение, равное 1-му. Например: 1м – единица длины,1кг – единица веса и др.

Нефизическая  величина – величина нематериального размера, оцениваемая неинструментальными методами, а также величина размера нематериального объекта или его особенностей.

Физическими величинами являются численные значения, например, массы  тела, его объема, температуры и  др.  Нефизическими величинами оценивают ум, знания, безопасность, привлекательность и т. д.

Измеряемые величины могут  быть размерными и безразмерными.

Размерность – указатель рода величины в соответствующих единицах измерений.

Параметр – величина частной составляющей измеренной физической величины. Например, при измерении напряжения переменного электрического тока его амплитуду и частоту рассматривают как параметры напряжения. Другой пример: обычно при производстве продукции измеряют ее основные параметры – величины свойств, по которым осуществляют параметрический контроль качества. Следовательно, физические величины свойств объекта можно назвать параметрами.

Показатель – это численное значение размера, по которому можно судить о состоянии, изменении или развитии чего-либо.

 

2.2 Методология  определения и оценивания качеств         

 Так как качество объекта проявляется в первую очередь через его свойства, т.е. через объективные особенности объекта, то считается, что для оценки качества необходимо, во-первых, определить перечень тех свойств, совокупность которых в достаточно полной мере характеризует качество; во-вторых, измерить свойства, т.е. определить их численные значения; в-третьих, аналитически сопоставить полученные данные с подобными характеристиками другого объекта, принимаемого за образец или эталон качества. Полученный результат будет с достаточной степенью достоверности характеризовать качество исследуемого объекта.        

 На этапе метрологического  измерения свойств (скорости, веса  и т.д.) получают объективные сведения  о них. Однако уже следующий  квалиметрический этап  в исследовании качества объекта носит во многом субъективный характер. Субъективность заключается в самом выборе эталона качества или «базового образца», с данными о котором сопоставляются сведения о свойствах исследуемого объекта. Кроме того, субъективность итоговой характеристики уровня качества кроется в использовании таких методик квалиметрической обработки данных о свойствах сопоставляемых объектов, которые больше соответствуют интересам и задачам исследователя.         

 Исходя из современных  представлений о качестве как  о единстве внутренней или  внешней определенности объекта,  следует, что при оценке его  качества необходимо учитывать  не только отдельные свойства  в их совокупности, но и признаки, а также характеристики внутренней  определенности, например уровень  внутренней структурированности,  устойчивости структуры и ее  элементов или же их приспособляемости к изменяющимся условиям функционирования и т.п. Однако с метрологической и, в частности, с квалиметрической позиции достаточно учесть только внешние проявления качества, только «качествообразующие» свойства. Такой подход к измерению качества приводит к не вполне адекватному результату. Такой результат измерения качества не ошибочен, он не полон и поэтому имеет большую погрешность.          

 Измерение и обобщение  показателей внешних свойств  и характеристик внутренней сущности  объекта исследования, дают, очевидно, возможность получения более  точной  численной характеристики уровня качества, т.е. более правильной оценки качества.        

 Полученный квалиметрический результат, т.е. численный показатель уровня качества  исследованного объекта  по отношению к качеству эталона, - это еще не окончательная оценка качества, а только основа для этого. Оценка качества – это ответ на вопрос, в какой мере полученный уровень качества исследованного объекта соответствует интересам или потребностям оценивающего объекта, группы людей или общества в целом.         

 При оценивании качества  иногда рекомендуют использовать  образ «идеального», необходимого  полезного качества, которому редко  когда соответствует  выбранный эталон. Даже идеальный эталон качества не может всех удовлетворить, т.к. интересы, потребности, взгляды на ценности у всех людей разные. Поэтому любые оценки качества субъективны с объективной их основой в виде численных показателей уровней качеств. Это свидетельствует о единстве и очевидном противоречии объективного и субъективного в оценках качества реальных объектов, интересующих людей. Здесь в полной мере проявляется диалектика объективного и субъективного в позиции любого качества.         

 Оценка качества, выражающая  ценность или степень полезности  объекта, является предметом изучения  многих специальных наук, в том  числе и аксиологии – теории  ценностей. В этой теории раскрываются  содержания основных категорий,  которые выражают ту или иную  ценность для человека. К таким  категориям относятся, например, духовные ценности, материальные  ценности ( свойства товаров и услуг, безопасность техники). Понятийный аппарат аксиологии помогает при рассмотрении многих вопросов, связанных с качеством, прежде всего продукции, производственных процессов, услуг, окружающей среды и других объектов, изучаемых квалитологией и оцениваемых квалитометрией.         

 Итак, оценка качества (Qоц) есть результат взаимодействия четырех компонентов, а именно:                                     

 Qоц = О+С+Б+Ал

где, О – оцениваемый объект;       

С – оценивающий объект;       

Б – база оценки (эталон качества);        

Ал – алгоритм (логика и приемы) оценивания.

 

Глава 3 Сфера применения квалиметрии на практике

Вначале квалиметрия определялась как наука об измерении и оценке качества продукции. И это было вполне естественно, потому, что проблема качества народнохозяйственной продукции - одна из важнейших проблем.

Во второй половине XX в. основные научные категории, относящиеся не только техническим, но и к естественным и даже гуманитарным наукам, все в большей степени начинают подвергаться сначала формализации, а затем - и количественному выражению (квантификации).

В настоящее время комплексные  количественные оценки качества все  больше и больше внедряются в различные  сферы человеческой деятельности. В  отечественной и зарубежной научно-технической, научно-популярной н даже общественно-политической литературе все чаще затрагиваются проблемы комплексной оценки качества разного рода объектов, не являющихся продуктами труда, или оценки качества протекания различных процессов.

Существующие сейчас методики оценки качества (несмотря ил то, что  объект оценки у них самый разнородный) характеризуются внутренним единством. Оно заключается в том, что  эти методики базируются на общих  принципах квалиметрии. Следовательно, с точки зрения теоретической  квалиметрии, эти методики однородны  и могут быть описаны одним  алгоритмом.

Таким образом, можно считать, что:

- методы комплексной количественной  оценки качества захватывают  все новые области, зачастую  далеко отстоящие от первоначальной  сферы их приложения - только к  продуктам труда; 

- алгоритм этих методов  и принципы, на которых они  базируются, практически не отличаются  от тех, которые приняты в  теоретической квалиметрии; 

- сферы приложения многих  из этих методов, например, оценка качества специалистов, чрезвычайно важны.

Поэтому целесообразно поставить  вопрос о едином фронте работ исследователей, занимающихся проблемой оценки качества в самых различных областях народного  хозяйства, что, несомненно, будет способствовать повышению научного уровня таких  исследований. Кроме того, расширение сферы квалиметрии поможет подвести научную базу под целый комплекс методов решения задач по оценке качества различных процессов и  предметов, не являющихся продуктами труда, что, безусловно, будет иметь большое  народнохозяйственное значение.

Следовательно, есть основания  утверждать, что в настоящее время  квалиметрия начинает объединять не только методы оценки качества различных  видов продукции, но и методы оценки качества предметов, не являющихся продукцией, и также различных процессов.

В заключение необходимо отметить, несмотря на это, сегодня еще рано утверждать, что сложилась стройная теория квалиметрия. Слишком небольшой  срок прошел с момента ее зарождения, слишком серьезен объект исследования. Однако правомерно и необходимо говорить уже теперь об ориентации данного  научного направления, о принципах  и подходах к оценке качества, о  главных, узловых проблемах, на решение  которых должны быть направлены усилия специалистов.

В настоящее время квалиметрия  достигла такой стадии развития, когда  внутри нее явственно начинают выделяться две ветви: теоретическая и прикладная.

Теоретическая квалиметрия  абстрагируется от конкретных объектов (предметов или процессов) и изучает  только общие закономерности и математические модели, связанные с оценкой качества. Объектом теоретической квалиметрии  являются философские и методологические проблемы количественной оценки качества. Задача прикладной квалиметрии - разработка конкретных методик и математических моделей для оценки качества конкретных объектов разного вида и назначения.

      Заключение        

 Квалиметрическая оценка качеств есть только основа и начальная стадия сложного процесса управления качеством объектов. Без знания об уровне свойств и качеств рассматриваемых объектов нет возможности для научно обоснованного принятия необходимого управляющего решения и последующего осуществления соответствующего превентивного или корректирующего воздействия на объект с целью изменения качества.         

Информация о работе Квалиметрия