Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:16, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и изучение проблем анализа качества услуг в управлении гостиничным предприятием, а так же определение уровня качества услуг исследуемого предприятия и разработка практических рекомендаций по совершенствованию уровня эффективности управления качеством.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятия качества услуг в индустрии гостеприимства;
выявить формы и методы оценки качества товаров и услуг;
ознакомится с мировой практикой внедрения комплексного управления качеством;
проанализировать существующий уровень качества гостиничных услуг в ГТОК «Таганрог»;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ …………………………………………………………………...6
1.1 Экономическое, философское и менеджериальное содержание понятия «качества»………………………………………………………………………..6
1.2 Основные принципы управления качеством…………………………….10
1.3 Влияние качества на конкурентоспособность в современных условиях рынка……………………………………………………………………………12
1.4 Общая характеристика методов сбора данных применительно к гостиничному хозяйству……………………………………………………….16
2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ОАО ГТОК «ТАГАНРОГ»……………………………………………………………………21
2.1 Характеристика гостиничного комплекса и анализ ассортимента услуг ОАО ГТОК «Таганрог»………………………………………………………..21
2.2 Форма управления в ОАО ГТОК «Таганрог»…………………………..26
2.3 Анализ качества гостиничных услуг……………………………………..29
2.4 Корреляционный анализ факторов конкурентоспособности отеля……32
2.5 Программа контроля качества…………………………………………....35
3. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ УСЛУГ В ГОСТИНИЧНОМ КОМПЛЕКСЕ
3.1 Выявление недостатков существующей системы менеджмента качества и рекомендации по их устранению……………………………………………..38
3.2 Предложения по созданию политики в области качества ОАО ГТОК «Таганрог»……………………………………………………………………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45
Самое заботливое и внимательное отношение персонала не сможет компенсировать плохо организованную систему обслуживания. Это аспект качества еще труднее измерить, так как он основывается на субъективном мнении гостя о характере предоставления услуг и его ощущениях, складывающихся от обслуживания в целом.
Основываясь на вышеизложенном, можно так определить содержание понятия «качество» в гостиничной индустрии:
1.Качество – это правильно определенные потребности клиентов. Здесь принимается во внимание концепция, согласно которой необходимо предоставлять продукты/услуги, соответствующие потребностям гостей.
Если у клиента есть потребность оформлять выезд, не выходя из номера, необходимо ему это обеспечить. Если конкуренты не предоставляют еще такой услуги, то у компании появляется возможность достичь преимущества, став первой на рынке. Именно в этом контексте качество создает конкурентное преимущество.
2. Качество
– это правильно оказанные
услуги. Здесь комбинируется две
концепции: услуги должны не
только соответствовать
3. Качество
– это постоянство. Здесь
Непостоянство – бич гостиничной индустрии. Общество не любит неприятных сюрпризов и ожидает определенных вещей, ассоциирующихся с имиджем конкретной торговой марки. Когда торговая марка не оправдывает ожиданий, формируется негативное восприятие. Поэтому можно сказать, что качество – это хорошее исполнение.
В обязанности руководителя, управляющего «качеством» входит объединение этих трех аспектов качества в единую систему предоставления услуг.
Так же рассмотрим некоторые термины и определения в области качества согласно МС ИСО 9000:2005.
Система менеджмента качества - система для разработки политики и целей и достижения этих целей [14, с.14].
Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества [14, с.15].
1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000:2005[14, с.3].
Первый принцип – ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая организационно, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.
Второй принцип – роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.
Третий принцип – вовлечение работников. Это одно из ключевых положений, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.
Четвертый принцип – процессный подход и органично с ним связанный пятый принцип – системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производства товаров, услуг и управление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс – как систем, имеющая вход и выход, своих поставщиков и потребителей.
Постоянное улучшение – шестой принцип. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшения недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.
Седьмой принцип - принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого положения призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.
Взаимовыгодные отношения с поставщиками – последний восьмой принцип, суть которого очевидна. Его необходимо соблюдать по отношению, как к внешним, так и внутренним поставщикам.
За рубежом единство в принципах управления качеством практически отсутствует. Все они, как правило, носят не методологический, а скорее прагматический характер. Чаще всего это установки или постулаты по формированию поведения менеджеров в плане достижения целей в области качества. Иллюстрацией могут служить постулаты, рекомендованные известным американским специалистом по управлению качеством Э. Демингом [1, с.11]. Концепцию требований и поведения менеджеров он отразил в 14 принципах, сущность которых сводится к следующему:
1. Постоянной
целью деятельности должно
2. Не должно допускаться ни одного дефекта в любой сфере деятельности;
3. Требовать
от поставщиков исходя из
4. Не заключать
контракты на поставку
5. Изготовитель должен обнаруживать проблемы с качеством и решать их;
6. Обучаться
должны все работающие на
7. Использовать новые методы управления;
8. Не допускать
у сотрудников боязни
9. В деятельности
отделов не должно быть
10. Не использовать в организации работ призывы и лозунги, не подкрепленные реальными действиями;
11. Не оценивать
количественными нормами
12. Устранять
все причины, уменьшающие у
сотрудников чувства уважения
и гордости к своей
13. Поощрять
стремление к обучению, повышению
образования и к
14. Руководители
высшего звена должны четко
устанавливать свои
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод: для успешного функционирования фирмы на рынке руководству компании необходимо проанализировать основные принципы управления качества. Внедрение их всех одновременно – задача сложная, а иногда и бесполезная. Поэтому рекомендуется постепенная реализация вышеперечисленных правил и отсечение тех, которые не приносят пользы компании. Каждая фирма неповторима, поэтому не может существовать единого аппарата управления качеством. Можно только адаптировать существующие теоретические принципы к реальной ситуации.
1.3 ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА НА
Роль и значение качества постоянно возрастает под влиянием развития технологий производства и потребностей человека. Подъем уровня культуры и образования с каждым днем делает потребителей все более разборчивыми и придирчивыми.
В Российской Федерации последние годы (2005-2011 гг.) отмечены высокими темпами рост количества организаций, предоставляющих гостиничные услуги, как в отдельных регионах, так и по стране в целом [6, с. 13]. В свою очередь увеличение численности отелей ведет к увеличению рынка услуг гостиничного сервиса. В сложившейся ситуации вероятно увеличение конкуренции в данном сегменте рынка между предприятиями.
Целесообразно сформировать шесть групп факторов конкурентоспособности услуг: временные; экономические; доступность и ассортимент услуг; надежность услуги; эффективность контактов с персоналом; репутация (имидж) предприятия и сервиса (таблица 1).
Таблица №1.1
Общая классификация факторов конкурентоспособности услуг [1, с.32]
Группы факторов |
Основное значение факторов |
Временные |
Потери времени, планирование своей деятельности |
Экономические |
Расходы, удобство платежа |
Доступность и ассортимент услуг |
Возможность и удобство получения услуги |
Надежность услуги |
Уверенность в получении ожидаемых и обещанных услуг |
Эффективность контактов с персоналом |
Удовлетворение вкуса и |
Репутация (имидж) сервисной организации |
Удовлетворенность и уверенность в фирме и персонале, убежденность в правильности выбора |
Несмотря на то, что понятие качества сервиса и его основные детерминанты отличаются нечеткостью и неопределенностью, важность этого понятия для предприятия и его клиентов очевидна. Среди экономистов и специалистов по менеджменту сервиса главенствует утверждение о том, что качество услуг является определяющим фактором их конкурентоспособности.
В настоящее время управление качеством постепенно становится комплексным системным подходом, объединяющим в единую, охватывающую все предприятие систему.
Первым шагом к интеграции СМК в комплексные системы управления предприятиями стала формализация свода знаний в области качества и комплекса методов и средств его обеспечения. Следующим шагом в этом направлении должно стать применение моделей TQM и стандартов ИСО серии 9000:2000 в качестве основы для создания комплексных систем управления с учетом особенностей конкретного предприятия.
Идея всеобщего управления на основе качества (Total Quality Management, или TQM) была впервые выдвинута доктором Армандом В. Фейгенбаумом [5, с.21]. Дальнейшее организационное совершенствование предприятий происходило в следующих четырех направлениях:
1) интеграция
принципов TQM с методом экономного
производства и концепцией «
2) внедрение систем менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000;
3) совершенствование
бизнес-процессов путем
4) применение
статистических методов для
Современный подход к управлению качеством предполагает объединение всех перечисленных направлений организационного совершенствования в единую систему с целью достижения удовлетворенности всех заинтересованных сторон.
В настоящее время наиболее перспективна так называемая теория привлекательного качества (thetheory of attractive quality), позволяющая лучше понимать, как клиенты оценивают и чувствуют атрибуты предлагаемых услуг. Основной смысл теории привлекательного качества доктора Кано [12, с. 102] отражен на диаграмме, представленной на рисунке 1. Кривые на диаграмме связывают уровень удовлетворенности потребителей с полнотой выполнения поставщиком требований к услугам.
Рисунок 1.1. Модель привлекательного качества (Кано)
Теория привлекательного качества различает три категории свойств продукции (услуг). Средняя кривая относится к тем свойствам, требования к которым потребители способны точно сформулировать и четко изложить в документах на поставку продукции (высказанные или явные требования). В данной теории дополнительно к четко сформулированным требованиям вводится еще две категории так называемых невысказанных или подразумеваемых требований. Одну из них составляют требования к качеству продукции (верхняя кривая), настолько хорошо всем известные, что любой грамотный потребитель считает их само собой разумеющимися (подразумеваемое качество) и не задумывается об их формулировках, определяя свои потребности в той или иной продукции. Вторую категорию невысказанных требований (нижняя кривая) составляют такие характеристики качества, о существовании которых потребитель даже не догадывается и не понимает, как их можно использовать для улучшения результатов и повышения производительности тех работ, в которых он использует данную продукцию или услугу (скрытое качество).
Теория привлекательного качества доктора Кано позволяет интегрировать все три категории требований в едином определении понятия «качество продукции», которое способно описать фундаментальные соотношения между конструктивными характеристиками изделия или услуги и поведением потребителей.
Информация о работе Организация работ по управлению качеством услуг гостиничного комплекса