Перемены в курсе государственной политики. Последний император

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Российская империя к началу XX века являлась абсолютной монархией. Император (царь, самодержец) возглавлял все виды власти: законодательную, исполнительную и судебную. Императорские распоряжения во всех этих сферах носили характер законов. В то же время власть царя не была жестокой диктатурой. Размышляя о русском самодержавии, писатель А.И. Солженицын отметил: «Самодержцы прошлых, религиозных веков при видимой неограниченности власти ощущали свою ответственность перед Богом и собственной совестью».

Содержание работы

Введение 4
1 Политическая и экономическая ситуация в России в конце XIX века 6
Экономическое развитие в России 6
Начало правления Николая II 12
Система органов государственной власти и управления в России до 1917 года 15
Система законосовещательных и законодательных органов 15
Структура исполнительных органов и центральных государственных учреждений 30
Судебно-надзорная система органов 35
Административно-территориальное управление государства 39
Административно-территориальное деление государства 39
Система управления губерниями и областями 42
Управление городами и уездами 43
Внутренняя и внешняя политика Николая II 45
Система военного управления 45
Финансовая реформа С.Ю. Витте 52
Аграрная реформа П.А. Столыпина 53
Заключение 55
Список литературы 57

Файлы: 1 файл

Gosudarstvennoe_1.docx

— 229.99 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – УНПК»

ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ВЕЧЕРНЕГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра: «Государственное управление и финансы»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «История государственного управления»

тема «Перемены в курсе государственной политики. Последний император»

 

 

 

Студентка                                                                                           Иванова В.С.

Группа                                                                                                      1 – 1 ФВО

Специальность                                                                                         081100.62

Норма-контроль                                                                               В.И. Зубрицкая

Руководитель                                                                                   В.И. Зубрицкая

Оценка работы

 

 

 

 

Орел 2014

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – УНПК»

ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ВЕЧЕРНЕГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра: «Государственное управление и финансы»

 

 

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу по дисциплине «История государственного управления»

 

 

 

Студентка                                                                                            Иванова В.С.

Шифр  131143                                                                                группа 1-1 ФВО

Тема «Перемены в курсе государственной политики. Последний император»

Дата выдачи темы                                                                                   24.03.2014

Дата сдачи работы                                                                                  05.05.2014

Руководитель                                                                                    В.И.Зубрицкая

Подпись студентки                                                          

 

 

Содержание

 

Введение            4

1 Политическая и экономическая  ситуация в России в конце  XIX века  6

    1. Экономическое развитие в России       6
    2. Начало правления Николая II        12
  1. Система органов государственной власти и управления в России до 1917 года            15
    1. Система законосовещательных и законодательных органов   15
    2. Структура исполнительных органов и центральных государственных учреждений           30
    3. Судебно-надзорная система органов      35
  2. Административно-территориальное управление государства   39
    1. Административно-территориальное деление государства    39
    2. Система управления губерниями и областями     42
    3. Управление городами и уездами       43
  3. Внутренняя и внешняя политика Николая II     45
    1. Система военного управления        45
    2. Финансовая реформа С.Ю. Витте       52
    3. Аграрная реформа П.А. Столыпина      53

Заключение            55

Список литературы          57

Приложения А Состав III Государственной Думы     59

Приложения Б Состав IV Государственной Думы     60

Приложения В Кризисы временного правительства в 1917 года   61

Приложения Г Внутренняя политика при Николае II     62

Приложения Д Внешняя политика Николая II      63

Приложения Е Структура органов власти при Николае II    64

 

 

Введение

 

Российская империя к началу XX века являлась абсолютной монархией. Император (царь, самодержец) возглавлял все виды власти: законодательную, исполнительную и судебную. Императорские распоряжения во всех этих сферах носили характер законов. В то же время власть царя не была жестокой диктатурой. Размышляя о русском самодержавии, писатель А.И. Солженицын отметил: «Самодержцы прошлых, религиозных веков при видимой неограниченности власти ощущали свою ответственность перед Богом и собственной совестью».

Неограниченная власть монарха опиралась на целую систему государственных учреждений, которая на протяжении XVIII – XIX веков постепенно создавалась, отлаживалась и упорядочивалась по европейским образцам. Так, в своей законодательной деятельности император опирался на Государственный совет -  высший законосовещательный орган Российской империи. В нем должны были обсуждаться новые законопроекты, которые лишь после этого представлялись на утверждение императора. Соображения членов Государственного совета ни в коем случае не связывали императора, они могли только облегчить ему принятие правильного решения. Во главе Совета стоял председатель, считавший высшим должностным лицом Российской империи. И он, и члены Совета назначались лично императором из числа наиболее заслуженных сановников (чаще всего из бывших министров).

Определяющую роль в управлении страной играли министерства – центральные органы исполнительной власти. Вся реальная власть в каждом министерстве находилась в руках его главы, министра. Как и члены Госсовета, министры назначались лично государем и несли перед ним всю полноту ответственности за порученную работу.

Во второй половине  XIX  - начале XX века в русском обществе постоянно жили надежды на то, что правительством будут сделаны дальнейшие шаги в коренном переустройстве государственного строя России. От души приветствуя реформу, либерально настроенные деятели тешили себя мечтой об учреждении на земской основе всероссийского представительного органа, что было бы реальным движением от самодержавной монархии к конституционной. Однако эти надежды оказались иллюзией.

Цель работы – изучить государственное устройство, сложившееся в Российской империи в эпоху правления императора Николая II.

Для изучения поставленной цели выполнены следующие задачи:

-политическая и экономическая  ситуация в России в конце  XIX века;

-система органов государственной власти и управления в России до 1918 года;

-административно-территориальное управление государства;

-внутренняя и внешняя политика Николая II.

В работе использованы учебные и периодические издания, ресурсы сети Интернет.

 

1 Политическая и экономическая ситуация в России в конце  
XIX века

 

 

1.1 Экономическое развитие  в России

 

На стыке 19–20 веков общество вступило в новую фазу своего развития. Капитализм стал мировой системой. Россия вступила на путь капиталистического развития позже стран запада и потому попала во второй эшелон стран, такие страны называли «молодыми хищниками». В эту группу входили такие страны, как Япония, Турция, Германия, США.

Скорость, с которой развивалась Россия, была очень высока, этому способствовала уже развитая Европа. Она оказывала помощь, делилась опытом, направляла экономику в нужное русло. После экономического подъёма 90-х годов Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 годов, затем период длительной депрессии 1904-1908 годов. С 1909 по1913 года экономика России сделала еще один резкий скачок. Объём промышленного производства вырос в 1,6 раза, процесс монополизации экономики получил новый импульс. В результате кризиса слабые маленькие предприятия разорились, что ускорило процесс концентрации промышленного производства. В результате этого в 80 - 90 годы временные предпринимательские объединения были замещены крупными монополиями: картелями, синдикатами, трестами (Продуголь, Проднефть и.т.д.). Одновременно шло укрепление банковской системы (Русско-Азиатский, Петербургский международный банки).

Вывоз капитала из России не получил особого размаха, что объяснялось, как недостатком финансовых средств, так и потребностями освоения огромных пространств страны. В конце концов Россия включилась в борьбу за сферы влияния, что и повлекло за собой войну с Японией - одной из стран второго эшелона

В начале XX века Россия являлась среднеразвитой страной. Наряду с высокоразвитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня стала сосредоточением пережитков феодальной эпохи. Важнейшими из них были крупные помещичьи землевладения, широко практиковались отработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с её переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства. Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень её экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат) в нем продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия играла ведущую роль в экономике в XX веке, до этого она не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны, так как она была полностью зависима от самодержавия. Вследствие чего оставалась аполитичной и консервативной силой.

В начале XX века класс наемных рабочих насчитывал 16,8 млн. человек. Он был неоднороден, большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в город крестьян, но еще не потерявших связь с землей. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн. человек.

Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия, хотя в 70-х годах XIX века был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию. Царизм сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон гласил: «император российский есть монарх самодержавный и неограниченный».

До 1905 года высшим государственным органом был государственный совет. Постановления, которого имели рекомендательный характер для царя.

Сенат - высшая судебная инстанция и толкователь законов. Исполнительная власть осуществлялась двумя министерствами, деятельность которых контролировалась комитетом министров.

Николай II, всемерно ограждая свою власть, очень ревниво относился к любой крупной политической личности, так С.Ю.Витте, приобрётший в результате успешных реформ влияние в правящих кругах, был в 1903 году смещен со своего поста и назначен на должность председателя комитета министров.

Особой проблемой для правительства в эти годы был национальный вопрос. 57% населения России были нерусского происхождения, и они подвергались всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. В этих отношениях Россия не только притесняла те или иные народы, но и сталкивала их между собой. Многие под давлением русскоязычного населения эмигрировали в ближайшие страны запада, там нанимались на работу. Заметную часть эмигрантов составили люди, которые целью своей жизни ставили борьбу с царизмом.

Россия медленно, но верно начала вмешиваться в борьбу за рынки сбыта. Борьба между Россией и Японией за господство на рынке сбыта в Китае стала одним из примеров раздела сферы влияния в мире. Эта война четко показала неподготовленность русской армии, а также неподготовленность экономики к войне. С.Ю.Витте писал:  «вместо того, чтоб устранить угрозу внутренних потрясений, несчастная война приблизила нас на десятки лет к революции» Военные расходы, которые понесла Россия в этой войне, превышали 3 млрд. рублей.

С поражением в войне начала нарастать революционная ситуация в стране (1905-1907) годы. Из всего этого можно сделать вывод, что России требовались, как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику России. Во главе этих реформ должен был встать умный и честный человек, для которого очень важна была судьба России.

К концу XIX в. оформилась система российского капитализма. Период с середины 80-х — до середины 90-х гг. вошел в историю страны как “золотое десятилетие” в развитии экономики. Государство активно покровительствовало развитию отечественной промышленности, банковского дела, транспорта, связи. В страну стали поступать значительные иностранные инвестиции. Но на развитие российской экономики отрицательно влияли следующие факторы:

  • многоукладный характер экономики — наряду с частнокапиталистическим, монополистическим и государственно-монополистическим сохранялись мелкотоварный (кустарная промышленность), полукрепостнический и натурально-патриархальный (община) уклады;
  • неравномерность и глубокие диспропорции в развитии отдельных отраслей;
  • зависимость от внешних рынков зерна и иностранных инвестиций, в результате чего Россия тяжело пережила кризисы 1898—1904 и 1907— 1910 гг.;
  • высокие темпы развития экономики сочетались с низкой производительностью труда (в 2—3 раза ниже, чем в Европе), отставанием в производстве продукции на душу населения и технической вооруженности труда;
  • российская буржуазия не имела доступа к власти и не была свободна в принятии решений, она так и не вышла из сословных рамок гильдейского купечества.

Одной из важнейших черт экономического развития России являлось вмешательство государства в хозяйственную жизнь, которое выражалось:

  • в создании казенных заводов (военное производство), которые были исключены из сферы свободной конкуренции;
  • в государственном контроле за железнодорожным транспортом и строительством новых дорог (2/3 сети железных дорог принадлежало государству);
  • в том, что государству принадлежала значительная часть земельных угодий;
  • в существовании значительного государственного сектора в экономике;
  • в установлении государством протекционистских тарифов, предоставлении государственных кредитов и заказов;
  • в создании государством условий для привлечения иностранных инвестиций (в 1897 г. была проведена денежная реформа, ликвидировавшая биметаллизм и установившая золотое обеспечение рубля, его конвертируемость).

Информация о работе Перемены в курсе государственной политики. Последний император