Перемены в курсе государственной политики. Последний император

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Российская империя к началу XX века являлась абсолютной монархией. Император (царь, самодержец) возглавлял все виды власти: законодательную, исполнительную и судебную. Императорские распоряжения во всех этих сферах носили характер законов. В то же время власть царя не была жестокой диктатурой. Размышляя о русском самодержавии, писатель А.И. Солженицын отметил: «Самодержцы прошлых, религиозных веков при видимой неограниченности власти ощущали свою ответственность перед Богом и собственной совестью».

Содержание работы

Введение 4
1 Политическая и экономическая ситуация в России в конце XIX века 6
Экономическое развитие в России 6
Начало правления Николая II 12
Система органов государственной власти и управления в России до 1917 года 15
Система законосовещательных и законодательных органов 15
Структура исполнительных органов и центральных государственных учреждений 30
Судебно-надзорная система органов 35
Административно-территориальное управление государства 39
Административно-территориальное деление государства 39
Система управления губерниями и областями 42
Управление городами и уездами 43
Внутренняя и внешняя политика Николая II 45
Система военного управления 45
Финансовая реформа С.Ю. Витте 52
Аграрная реформа П.А. Столыпина 53
Заключение 55
Список литературы 57

Файлы: 1 файл

Gosudarstvennoe_1.docx

— 229.99 Кб (Скачать файл)

Власти решили положить конец созыву «непослушных» Дум и созвать «парламент» нового образца со старым названием - Государственная дума. С этой целью в новом избирательном законе открыто предусматривалось усиление позиций дворянства в Думе, были предоставлены новые значительные права крупной буржуазии при одновременном ограничении прав крестьян, рабочих и мелкобуржуазных городских слоев. В результате в выборах могли принимать участие только 13% взрослого населения страны. По новому избирательному закону 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 голосам мелких хозяев, 260 -крестьян и 543 - рабочих.

Проведенная летом и осенью 1907 г. избирательная кампания в III Государственную думу дала правительству те результаты, которых оно ожидало: партийный состав Думы изменился в сторону сокращения числа оппозиционных депутатов. Бесспорным лидером в новой Думе была проправительственная партия октябристов, выражавшая интересы прогрессивных помещиков и крупной буржуазии. Октябристы требовали делового контроля над хозяйственной политикой и финансами. Представительство кадетов и социал-демократов в III Думе значительно сократилось. Правительство получило послушную, лояльную Думу.

Новый избирательный закон дал возможность образовать в Думе два большинства: правооктябристское (283 члена) и октябристско-кадетское (225 членов). В Думе заработал механизм, получивший название октябристского маятника. Если шло голосование по законопроекту реакционного характера, который правительство хотело принять, октябристы выступали вместе с правыми и националистами, и проект принимался. Таким же образом проваливался проект, который правительство считало слишком левым. При обсуждении, по их мнению, слишком реакционных проектов октябристы голосовали вместе с кадетами и проваливали его. Когда же обсуждался законопроект, связанный с преобразованиями, сторонниками которых были члены этой фракции, октябристы становились временными союзниками левых сил.

III Государственная дума видела  среди своих основных задач  укрепление расшатанной неудачной  русско-японской войной оборонной  мощи страны, укрепление финансового  положения государства, восстановление  внутреннего порядка и законности  во всех сферах жизни. Настрой  Думы на проведение либеральных  реформ, с одной стороны, поддерживал  в обществе надежду на постепенное  мирное решение всех наболевших  вопросов, с другой, - давал возможность  выглядеть в глазах мирового  сообщества страной, которая шла  по демократическому пути западноевропейского  образца.

Этим в значительной степени объясняется тот факт, что III Дума, единственная из всех Дум периода думской монархии, исчерпала пятилетний срок своих полномочий - с 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г. За это время ею было принято свыше двух тысяч законопроектов (заметим, что первые Думы в окончательном виде не сумели принять ни одного законопроекта), в том числе аграрные законы Столыпина, существенно увеличены ассигнования средств на народное образование, поддержаны меры по реорганизации армии и флота.

IV Государственная дума по своему  составу не намного отличалась от своей предшественницы. Снова, как и в III Думе, сложились два большинства: право октябристское (286 депутатов) и октябристы, кадеты и национальные буржуазные партии (229 депутатов).

Мировая война, в которую вступила Россия в 1914 г., вызвала мощный патриотический подъем, внеся существенные коррективы в общественно-политическую ситуацию в стране. Партии и общественные организации за исключением социал-демократов выразили доверие правительству и отказались от оппозиционной деятельности. Дума в свою очередь также продемонстрировала полное единство фракций с правительством. Депутаты Думы единогласно (при воздержавшихся социал-демократах) проголосовали за военные кредиты.

1915 г. стал переломным в отношениях  между верховной властью и  народным представительством, выражавшим  явное недовольство действиями  правительства. На фоне неудач на фронте, падения авторитета царской четы в связи с распутинщиной, призывы главы правительства И.Л. Горемыкина летом 1915 г. к единению Думы с правительством натолкнулись на резкую критику социал-демократов, трудовиков и вызвали явную оппозиционность со стороны буржуазных фракций. Одновременно кадетская фракция во главе с П.Н. Милюковым провела напряженную работу по скреплению образовавшегося в Думе оппозиционного большинства «без крайне левых и крайне правых», получившего название «Прогрессивный блок», в который вошли 236 депутатов из 442. Главным требованием блока было образование министерства общественного доверия, под которым блокисты подразумевали правительство, состоявшее из честных и компетентных бюрократов, способное руководить страной в условиях войны и разрухи. Предусматривались также изменение приемов управления, свобода вероисповедания, пересмотр земского положения, меры по поддержанию социального мира и т. д. Программа блокистов была попыткой возвращения к либеральному варианту реформ.

Для императора же переход в оппозицию большинства членов Государственной думы и части членов Государственного совета стал поводом для возврата к старым формам правления. Так, 23 августа 1915 г. он объявил себя Верховным главнокомандующим и значительное время проводил в разъездах, в Ставке, предоставив фактически функции соправителя императрице Александре Федоровне. Именно по ее настоянию был объявлен указ о перерыве работы Думы. Напрасно лидер Земского союза князь Г.Е. Львов взывал к царю: «Ваше императорское величество... обновите власть. Возложите тяжкое бремя ее на лиц, сильных доверием страны. Восстановите работу народных представителей. Откройте стране единственный путь к победе, загроможденный ложью старого порядка управления». Император ответил молчанием.

В начале 1916 г, Николай II предпринял некоторые шаги к примирению с Думой: сместил с поста премьер-министра одиозного И.Л. Горемыкина, а в начале февраля впервые сам явился в Думу. Однако одновременно с этим он провел серию мероприятий, направленных на установление в стране военной диктатуры: готовилось введение военного осадного положения, повседневной предварительной цензуры и т. д. В исполнительной вертикали власти продолжалась так называемая «министерская чехарда». Достаточно вспомнить, что с осени 1915 г. сменилось 4 председателя Совета министров, 6 министров внутренних дел, 4 военных министра, причем на высшие посты попадали зачастую непопулярные и скомпрометировавшие себя чиновники. Осенью 1916 — зимой 1917 гг. кризис достиг апогея.

В начале 1917 г. всеобщее недовольство властью привело к революционному взрыву в столице империи — Петрограде. Это было началом Февральской революции. Одним из последних стал императорский указ от 27 февраля 1917 г. об отсрочке думской сессии. Дума подчинилась указу императора, однако, собравшись на частное совещание, депутаты образовали Временный комитет Государственной думы, в который вошли руководители думских фракций за исключением большевиков и крайне правых. Его председателем стал председатель Государственной думы М.В. Родзянко. Основной заботой комитета было сохранение легитимности власти. Прежде всего комитет предпринял попытку спасти монархию, заменив одного царя другим. Попытка провалилась. Тогда по соглашению с Петроградским советом Комитет сформировал Временное правительство, в руки которого и перешла власть.

Система государственного управления при этом не изменилась — сохранялись министерства и другие ведомства вплоть до Святейшего синода, однако массы, политические партии стали активно вмешиваться в государственное управление. Дальнейшие события развернулись вокруг выбора пути, по которому пойдет государство. Начался особый этап отечественной истории, завершившийся образованием советской системы государственного управления.

В феврале 1917 г. история вынесла окончательный вердикт думской монархии в России. Царь и Дума ушли с исторической сцены одновременно. Позади остался 12-летний отрезок российской истории, когда основным был вопрос об установлении нового демократического порядка, одного из первостепенных условий развития страны по пути прогресса.

Россия так и не стала в полном смысле слова парламентарным государством. Причин тут множество: это политический кризис начала века, заключавшийся прежде всего в неразрешенности двух главных вопросов: о власти и о земле; полное неприятие самодержавием, исповедовавшим тезис «царю — власть», позиции либеральной общественности, ратовавшей за использование в России западного опыта представительной демократии, глубоко укоренившаяся в кругах российской политической элиты мысль о всегдашнем приоритете исполнительной власти над законодательной и т. д.

 

 

2.2 Структура исполнительных органов и центральных государственных учреждений

 

17 октября 1905 г. Николай II подписал  манифест, подготовленный С.Ю. Витте. Император вынужден был согласиться  на введение народного представительства  иного образца, чем это предполагалось  по манифесту 6 августа. В манифесте 17 октября содержалось обещание  даровать населению основы гражданской  свободы на началах неприкосновенности  личности, свободы совести, слова, собраний, союзов; расширить круг избирателей  в Государственную думу и, наконец, наделить Думу законодательными  полномочиями. Императору нелегко  далось это решение. С.Ю. Витте  позднее напишет: «Этот акт, конечно, не был добровольным в том  смысле, что царь никогда не  огласился бы осуществить «напрасные  мечтания», если он не видел  бы, что в данный момент у  него нет другого выхода, обещающего  успокоение».

Манифест 17 октября 1905 г. на следующий же день после подписания был опубликован в «Правительственном вестнике». Вместе с ним под заголовком «Действия правительства» было напечатано высочайшее повеление графу Витте «принять меры к объединению деятельности министров впредь до утверждения законопроекта о Совете Министров. Последнее решение свидетельствовало о серьезном намерении главы государства реформировать исполнительную власть с целью ее обновления и сплочения накануне созыва Государственной думы с законодательными полномочиями. Не меньше внимания уделялось и выработке программы будущей правительственной деятельности, чтобы правительство не оказалось застигнутым врасплох перед лицом выборных от народа, не знавших, что делать и в какую стогну направить кормила правления.

Манифест 17 октября 1905 г. стал не только важным этапом, но и своего рода итогом развития общественной мысли XIX – начала XX вв. и попыток реформировать государственное устройство «сверху». Вместе с тем Манифест 17 октября оказал огромное влияние на внутреннюю политику последнего царствования.

Основными объектами реформирования стали Совет Министров и Комитет министров — высший законосовещательный орган.

В Совет министров входили:

 Министерство внутренних дел Российской империи — орган государственной исполнительной власти Кабинета Министров Российской империи, осуществлявший административно-распорядительные функции в сферах государственной безопасности, общественной безопасности, охраны правопорядка, руководства местными органами власти, борьбы с преступностью, охраны мест лишения свободы, разрешительной системы, цензуры в средствах массовой информации и книгоиздания.

Министерство финансов — центральное государственное учреждение Российской империи, ведавшее вопросами финансовой и экономической политики.

Министе́рство путе́й сообще́ния Росси́йской импе́рии — орган государственного управления в Российской империи, обеспечивавший проведение единой политики в сфере водного, сухопутного и железнодорожного транспорта, а также осуществлявший общее руководство в области транспортного сообщения.

Министе́рство иностранных дел Российской империи — центральное государственное учреждение в Российской империи, существовавшее с 1802 до 2 (15) марта 1917 года; ведало отношениями с иностранными государствами.

Министерство юстиции — центральное государственное учреждение Российской империи.

Военное министерство — орган центрального военного управления в Российской империи в 1802—1917 годы; с 1802 по 1808 — Министерство военно-сухопутных сил. Учреждено на основании манифеста императора Александра I 8 сентября 1802 года.

Министе́рство наро́дного просвеще́ния (МНП) — центральное государственное учреждение в Российской империи, руководившее учреждениями народного просвещения и науки. 

Министе́рство импера́торского двора́ — государственный орган Российской империи, учреждено 22 августа (3 сентября) 1826 года под названием «Министерство императорского двора и уделов». 

Морское министерство было образовано в 1802 году, одновременно с учреждением других министерств, под названием Министерство морских сил.

Министе́рство торго́вли и промы́шленности — центральное государственное учреждение по управлению казённой промышленностью, надзору за частной промышленностью и торговлей.

Государственный контроль Российской империи (Государственный контроль Россійской имперіи) — орган Кабинета Министров Российской империи, осуществлявший контрольно-счётные и наблюдательные функции в области прихода, расхода и хранения капиталов государственного бюджета, а также бюджетов всех министерств и ведомств по отдельности.

26 февраля (11 марта) 1917 года Высочайшим указом деятельность IV Государственной думы была приостановлена. Вечером 27 февраля (12 марта) был создан Временный комитет Государственной думы, председателем которого стал М. В. Родзянко (октябрист, председатель IV Думы). Комитет взял на себя задачу по восстановлению государственного и общественного порядка. Комитет не обладал, однако, полнотой фактической власти, так как мятежные солдаты Петроградского гарнизона (170 тыс.) и рабочие склонялись к поддержке Петроградского совета, первое заседание которого состоялось также вечером 27 февраля (12 марта). В стихийно появлявшихся на местах советах преобладающее влияние имели эсеры и меньшевики.

Информация о работе Перемены в курсе государственной политики. Последний император