1 (14) марта на расширенном заседании Временного комитета Думы с участием
Центрального комитета кадетской партии и Бюро прогрессивного блока[4], а также представителей Петроградского совета рабочих
и солдатских депутатов был согласован состав первого общественного
кабинета, о формировании которого было
объявлено на следующий день. Позднее
новое правительство объявило о выборах
в Учредительное собрание; был принят
демократичный закон о выборах в Учредительное собрание: всеобщие, равные, прямые
при тайном голосовании. Старые государственные
органы были упразднены.
2 (15) марта император Николай II отрёкся от престола с передачей права
наследования великому князю Михаилу Александровичу, который, в
свою очередь, обнародовал 3 (16) марта акт о намерении принять верховную власть
только после того, как на Учредительном собрании выразится народная
воля относительно окончательной формы
правления в стране.
Параллельно
продолжали функционировать Советы, одной
из задач которых стал контроль над деятельностью
Временного правительства. 1 (14) марта вышел Приказ №1, фактически переводивший армию под
контроль солдатских комитетов. В результате
в России установилось двоевластие.
2.3 Судебно-надзорная система органов
Структура судебной системы
составляли разнообразные исторически
сложившиеся органы, делавшие ее сложной
и запутанной. Существовали особые суды
для дворян, горожан, крестьян; специальные
коммерческие, совестные, межевые и иные
суды. Судебные функции отправляли и административные
органы — губернские правления, органы
полиции и др.
Рассмотрение дел во всех судебных
инстанциях происходило при закрытых
дверях. На деятельность суда сильное
давление оказывали различные административные
органы,
В 1864 году в России была проведена
судебная реформа, которая ввела основы
буржуазного судопроизводства в России.
Основной целью этой реформы явилось упразднение
многочисленных судов, которые рассматривали
дела различных категорий населения упрощение
судоустройства.
Были созданы новые институты
присяжных заседателей и судебных следователей
и реорганизована деятельность старых.
Изменились функции прокуратуры,
а именно: поддержание обвинения в суде,
надзор за деятельностью судов, следствия
и местами лишения свободы.
Прокурорская система возглавлялась генерал-прокурором. При
Сенате учреждались должности двух обер-прокуроров, а
в судебных палатах и окружных судах —
должности прокуроров и товарищей прокуроров. Все
прокуроры назначались императором.
Принцип состязательности в
судебном процессе потребовало создания
нового института — адвокатуры (присяжных
поверенных). Руководящим органом коллегии
адвокатов стал Совет присяжных поверенных.
Для удостоверения деловых
бумаг, оформления сделок и других актов
учреждалась система нотариальных контор в
губернских и уездных городах.
В основу преобразований осуществившихся
в ходе реформы 1864 г. был положен принцип
разделения властей: судебная власть отделялась
от законодательной, исполнительной, административной.
В законе отмечалось, что в судебном процессе
"власть обвинительная отделяется от
судебной".
Провозглашалось равенство
всех перед законом. Путаницы в системе
старых судебных учреждений не стало вместе
с отменой принципа сословности судов.
Пережитки сословности сохранились в
виде судебных учреждений с особой компетенцией
(волостные, духовные, военные, коммерческие
и инородческие суды).
Для этого образовывались единые
для всех сословий общегражданские суды,
которые делились на 2 группы: общие и местные
судебные установления – органы. Вместе
с ними осуществляли деятельность и военные
суды.
По гражданским делам перед судьями
выступали стороны или их представители,
а по уголовным с одной стороны обвинитель-прокурор,
а с другой – защитник обвиняемого (адвокат),
причем его присутствие на процессе было
обязательным. Если обвиняемый не был
в состоянии оплатить услуги адвоката,
суд назначал ему бесплатного защитника.
Вводился и институт судебных
следователей – особых чиновников, осуществлявших
под надзором прокуратуры предварительное
расследование преступлений на закрепленных
за ними участках. До реформы предварительное
следствие осуществляли земский суд и
управа благочиния.
Реформировалась и судебная
организация. Вводились мировой и коронные
суды.
Мировые суды образовывались
на территории каждого участка, на который
делился уезд, следовательно в уезде их
было несколько. Причем эти суды должны
были быть созданы повсеместно Мировые
судьи, избиравшиеся уездными земскими
собраниями и утверждавшиеся Сенатом
(должность не была оплачиваемой, т.е занимали
ее обеспеченные люди), рассматривали
мелкие гражданские иски, дела о малозначительных
преступлениях. Наказания также были малозначительными:
кратковременный арест (до трех месяцев),
заключение в работный дом на срок до года,
денежные взыскания на сумму не свыше
трехсот рублей.
Мировые судьи избирались уездными
земскими собраниями и городскими думами.
Мировой округ включал в себя
уезд и входящие в него города. Округ делился
на мировые участки, в пределах которых
осуществлялась деятельность мировых
судей.
Следующей инстанцией мирового
суда были съезды мировых судей, избиравшие
из своей среды председателя. На нем можно
было обжаловать решение мирового судьи.
Коронный суд имел две инстанции:
первой инстанцией был окружной суд; второй
- судебная палата. Высшей судебной инстанцией
был Правительствующий Сенат.
Окружные суды учреждались на
несколько уездов и состояли из председателя
и членов. Новым институтом, введенным
реформой на уровне первого звена общей
судебной системы (окружных судов) были присяжные
заседатели (в количестве 12 человек, выбираемых
из «местных обывателей всех сословий»
- это было новшеством). Присяжные устанавливали
виновность или невиновность обвиняемого,
а меру наказания определял судья. Суд
присяжных являлся прогрессивной чертой
отправления правосудия того времени.
На судебные палаты (образовывались
они на территории нескольких губерний) возлагались
дела по жалобам и протестам на приговоры
окружного суда, а также дела о должностных
и государственных преступлениях по первой
инстанции. Дела рассматривались при участии
"сословных представителей", в числе
которых были губернский и уездный предводители
дворянства, городской голова губернского
города и волостной старшина.
Основные функции: принятие
решения о предании суду лица, разбирательство
дел, касающихся государственных преступлений
и преступлений по должности, апелляционный
пересмотр дел, рассмотренных окружными
судами. Здесь участие присяжных заседателей
не допускалось.
Правительствующий Сенат - действовал
в двух департаментах: уголовных и гражданских
дел. Там рассматривались дела о наиболее
опасных преступлениях, осуществлялся
апелляционный пересмотр дел, которые
были рассмотрены судебными палатами
или судьями самого сената.
С 1877 года Сенат являлся и высшей
дисциплинарной инстанцией, в связи с
чем в его составе образовали дисциплинарное
присутствие в составе 6 сенаторов - они
решали вопрос о предании суду судей, прокуроров
и даже присяжных, если они превышали свои
полномочия.
Кассационные департаменты
Сената рассматривали жалобы и протесты
на нарушение "прямого смысла законов",
просьбы о пересмотре по вновь открывшимся
обстоятельствам приговоров, вошедших
в законную силу, и дела о служебных преступлениях
(и особом порядке судопроизводства). В
1872 г. было учреждено также Особое присутствие
Сената, рассматривающее политические
дела особой важности.
Верховный Суд занимал особое
место в системе общих судебных учреждений.
Он образовывался каждый раз для рассмотрения
конкретных уголовных дел чрезвычайной
важности - если преступления совершались
министрами или соответствующими должностными
лицами, членами Государственного Совета.
Приговоры этого суда обжалованию не подлежали,
а могли быть отменены или изменены только
царскими актами помилования.
Надзор за законностью действий
судебных учреждений возлагался на обер-прокурора
Сената, прокуроров судебных палат и окружных
судов, подчинявшихся министру юстиции
и имевших свой штат помощников – товарищей
прокурора.
3 Административно-территориальное управление
государством
3.1 Административно-территориальное деление
государства
После Октябрьской революции
1917 г. число губерний уменьшилось, так
как 25 из них отошли к Польше, Финляндии,
Прибалтийским государствам. Но вскоре
большинство областей были переименованы
в губернии, и к 1922 г. в РСФСР насчитывалось
72 губернии. После 1917 г. в составе страны
создаются автономные республики и области.
В 1923—1929 гг. была проведена административно-территориальная
реформа СССР, ставившая целью преобразование
административно-территориального деления
бывшей Российской империи по принципу
экономического районирования. Губернии,
уезды, волости упразднялись. Появились
области, края, округа и районы. К 1930 г.
в РСФСР насчитывалось 13 краев и областей:
Дальневосточный, Нижегородский, Нижневолжский,
Северный, Северо-Кавказский, Сибирский,
Средне-волжский края, Западная, Ивановская
промышленная, Ленинградская, Московская,
Уральская, Центральночерноземная области.
В других республиках областное деление
первоначально не вводилось. В 1930 г. ликвидировалось
деление на округа. С 1932 г. проводится разукрупнение
краев и областей. В результате к 1935 г.
число краев увеличилось до 12.
Административное деление Европейской
России.
На 1914 год термин «Европейская
Россия» официально применялся к 51 губернии
и области (до образования в 1912 году Холмской
губернии — к 50 губерниям).
Отличительной особенностью
данного региона было то, что все входящие
в него губернии (за исключением Области
Войска Донского) управлялись по Общему учреждению
губернскому (название законодательного
акта), в то время как остальные части страны
— по различным особенным учреждениям.
Выражение «49 губерний» обозначало все
регионы Европейской России, кроме Области
Войска Донского.
В состав Европейской России
входил 51 регион: 50 губерний (Архангельская, Астраханская, Бессарабская, Виленская, Витебская, Владимирская, Вологодская, Волынская, Воронежская, Вятская, Гродненская, Екатеринославская, Казанская,Калужская, Киевская, Ковенская, Костромская, Курляндская, Курская, Лифляндская, Минская, Могилёвская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Олонецкая, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Подольская, Полтавская, Псковская, Рязанская, Самарская, Санкт-Петербургская, Саратовская, Симбирская, Смоленская, Таврическая, Тамбовская, Тверская, Тульская, Уфимская, Харьковская, Херсонская, Холмская, Черниговская, Эстляндская, Ярославская) и Область
Войска Донского.
Внутри Европейской России
выделяли Юго-Западный край, Северо-Западный
край, Остзейские губернии.
К Юго-Западному краю относили
3 губернии: Волынскую, Подольскую, Киевскую.
К Северо-Западному
краю относили 6 губерний: Виленскую, Ковенскую, Гродненскую, Минскую, Могилёвскую, Витебскую.
К Остзейским губерниям относили
3 губернии: Курляндскую, Лифляндскую, Эстляндскую.
На территории Европейской
России имелись генерал-губернаторства: Московское (город Москва и Московская
губерния) и Киевское (Волынская, Киевская и Подольская губернии). Кронштадт управлялся
отдельным военным
губернатором.
Города Санкт-Петербург, Москва, Севастополь, Керчь (Керчь-Еникальское), Одесса, Николаев, Ростов-на-Дону, Баку, а с июня 1914 года и Ялта управлялись градоначальствами.
Административное деление Привислинского
края (Царства Польского)
Царство
Польское (термины «Привислинский край»
и «Привислинские губернии» использовались
в официальных документах с эпохи Александра
III) состояло из 9 губерний (Варшавская, Калишская, Келецкая, Ломжинская, Люблинская,Петроковская, Плоцкая, Радомская, Сувалкская).
До 1913 года существовала Седлецкая
губерния, упраздненная при образовании Холмской губернии.
Все губернии Царства Польского
входили в состав Варшавского генерал-губернаторства.
Административное деление Кавказа.
В состав Кавказа (Кавказского
края) входило 14 регионов: 7 губерний (Бакинская, Елизаветпольская
(Елисаветпольская), Кутаисская, Ставропольская, Тифлисская, Черноморская, Эриванская), 5 областей (Батумская, Дагестанская, Карсская,Кубанская, Терская) и 2 округа (Сухумский и Закатальский).
В административном отношении
Терская и Кубанская области, Ставропольская
и Черноморская губернии относились к
Северному Кавказу, остальные регионы
— к Закавказью (включая Дагестанскую
область, географически в Закавказье не
входившую).
Город Баку управлялся градоначальством.
Все регионы, кроме Ставропольской
губернии, и город Баку входили в состав Кавказского
наместничества.
Ставропольская губерния, хотя
и входила в состав Кавказского края, не
отличалась по своему управлению от губерний
Европейской России.
Административное деление Сибири
Сибирь состояла из 10 регионов: 4 губерний
(Енисейская, Иркутская, Тобольская, Томская) и 6 областей (Амурская, Забайкальская, Камчатская, Приморская, Сахалинская, Якутская).
На территории Сибири имелись генерал-губернаторства: Иркутское (Иркутская и Енисейская губернии, Забайкальская и Якутская области) и Приамурское (Амурская, Камчатская, Приморская, Сахалинская области).
Административное деление Среднеазиатских
владений.
Средне-азиатские владения
(или более полное наименование — «Степные
и Средне-Азиатские области») состояли
из 9 областей (Акмолинская, Закаспийская, Самаркандская, Семипалатинская, Семиреченская, Сыр-Дарьинская, Тургайская, Уральская, Ферганская).