Кроме этого, цесаревич два
летних сезона посвятил кавалерийской
службе в рядах лейб-гвардии Гусарского
полка от взводного до эскадронного командира.
К тому же, один лагерный сбор Наследник
прошел в рядах артиллерии. После прохождения
многолетнего курса военной подготовки,
великому князю Николаю Александровичу
было присвоено звание полковника и вплоть
до восшествия на престол в 1894 году он
командовал батальоном Преображенского
полка. Звание полковника он сохранил
на всю жизнь, так как считал невозможным
самому себе повышать звание, тем более,
что полковничьи погоны он получил из
рук столь им любимого отца — Императора
Александра III.
Служебные обязанности Цесаревич
исполнял чрезвычайно добросовестно,
входил во все необходимые подробности.
Он близко стоял к офицеру и солдату; в
сношениях с людьми отличался необыкновенным
тактом, выдержкой и доброжелательством;
никого из офицеров не выделял особенно,
ни с кем не входил в особые близкие отношения
и никого не оттолкнул. По своему характеру.
Житейская обстановка Цесаревича в полку
ничем не отличалась от условий жизни
остальных офицеров — была проста, безо
всяких излишеств. Он столовался в офицерском
собрании и не предъявлял никаких претензий;
особенно это бросалось в глаза на маневрах,
когда подавалась закуска самого простого
вида, так как вообще в Преображенском
полку не было никакой роскоши.
Он объезжал войска перед отправлением
их на фронт, произносил перед ними речи,
которые производили сильное впечатление.
Государь вникал во многие вопросы, касающиеся
военных. Известно, например, что однажды
в Ливадии он преодолел сорок верст в солдатском
обмундировании, с полной выкладкой, винтовкой
и солдатским пайком для того, чтобы проверить
пригодность новой экипировки.
В войсках ореол царского имени
был очень велик. Отношение армии к правящему
монарху был особым. Независимо от личных
политических симпатий и антипатий каждого
воина в отдельности, войска в целом благоговели
перед именем Государя. Николай II искренне
любил войска.
4.2 Финансовая реформа С.Ю. Витте
Реформой С. Ю. Витте была осуществлена
привязка рубля к золоту или, иначе говоря,
был введен золотой стандарт рубля. Это
было очень важным шагом как в истории
экономики России, так и в судьбе российского
рубля, которому затем, спустя 100 лет, пришлось
участвовать в глобальном обрушении российской
экономики. Но об этом позже, а сейчас про
реформу Витте.
Денежная реформа 1897 года вводилась
как решение проблем, связанных с крайней
неустойчивостью русской денежной системы
(как раз об этом мы говорили в прошлой
части материала). Уже к началу 80-х годов
(не «волосатых», а 80-х годов позапрошлого
века : ), началась подготовка к осуществлению
реформы. Итак…
Санкт-Петербург, зима 1895 года.
Почти подготовленный проект реформы
уже лежит в столе у министра финансов,
и Витте предоставляет императору доклад
о введении «золотого обращения». Проходит
совсем немного времени, и в мае 1895 года
система уже начала работать: всем отделениям
Госбанка было разрешено покупать золотые
монеты, а части их – и платить золотом.
Также было разрешено заключать сделки
по продаже и покупки золота, а в июне банкам
уже было предоставлено право приема золотых
монет на депозиты.
Наконец, в ноябре золото смогли
принимать все правительственные конторы,
включая и железную дорогу. К концу 1895
года курс кредитного билета составил
1, 48 бумажного рубля за 1 рубль золотом,
а в 1896 году он опустился до 1, 50 к 1. В 1897
году наличное золото почти сравнялось
с кредитными билетами: 1, 1 млрд. и 1, 12 млрд.
рублей соответственно. В этом же году,
а августе, принимается решение о выпуске
бумажных денег, которые обеспечены золотом,
причем эти купюры обменивали на золото
без ограничения на суммы. Монеты же изготавливали
двух номиналов: в 5 и 10 рублей.
4.3 Аграрная реформа П.А.
Столыпина
основной целью аграрной реформы
Столыпина было создание широкой прослойки
богатых крестьян. В отличие от реформы
1861 года, упор делался на единоличного
собственника, а не на общину. Прежняя,
общинная форма сковывала инициативность
работящих крестьян, а теперь, освободившись
от общины и не оглядываясь на «убогих
и пьяных», они могли резко увеличить эффективность
своего хозяйствования. Закон от 14.06.1910
гласил, что отныне «каждый домохозяин,
владеющий надельной землею на общинном
праве, может во всякое время требовать
укрепления за собой в личную собственность,
причитающейся ему части из означенной
земли». Столыпин считал, что зажиточное
крестьянство станет настоящей опорой
самодержавия. Важной частью столыпинской
аграрной реформы стала деятельность
кредитного банка. Это учреждение продавала
крестьянам в долг земли, либо государственные
либо выкупленные у помещиков. Причем
процентная ставка по кредиту для самостоятельных
крестьян была вдвое ниже, чем для общин.
Через кредитный банк крестьяне приобрели
в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов
гектар земли. Однако при этом меры в отношении
неплательщиков были жесткими: земля у
них отбиралась и снова поступала в продажу.
Таким образом, реформы не только давали
возможность приобрести землю, но и побуждали
активно на ней работать. Другой важной
частью реформы Столыпина было переселение
крестьян на свободные земли. Подготовленный
правительством законопроект предусматривал
передачу государственных земель в Сибири
в частные руки без выкупа. Однако были
и трудности: не хватало ни средств, ни
землемеров для проведения землеустроительных
работ. Но несмотря на это, переселение
в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю
Азию и Северный Кавказ набирало темпы.
Переезд был бесплатным, а специально
оборудованные «столыпинские» вагоны
позволяли перевозить по железной дороге
скот. Государство старалось обустроить
быт на местах переселения: строились
школы, медицинские пункты.
Заключение
Реформирование исполнительной
власти стало важной составляющей деятельности
верхнего эшелона власти по подготовке
введения представительного органа с
законодательными полномочиями. Помимо
выполнения главной задачи — объединения
действий министров, на этом этапе решался
вопрос о подчиненности исполнительной
власти. Было сделано все, чтобы не допустить
создания правительства, ответственного
перед депутатами, как это было в странах
со сложившимися парламентскими традициями.
Более того, оставаясь вне контроля
со стороны законодательного органа, председатель
Совета Министров находился в полной зависимости
от монарха. Только император мог назначать
и смещать его и членов кабинета. Премьер
обладал только правом предоставления
кандидатов на министерские посты, решение
оставалось за императором. По усмотрению
царя Совет Министров мог собираться под
его собственным председательством. За
монархом оставалось и право изменения
любого решения правительства. Целый ряд
важнейших вопросов — дела по ведомству
императорского двора и уделов, государственной
обороны и внешней политики - изымались
из компетенции Совета.
Честный, широко образованный,
образцовый семьянин и глубоко религиозный
человек, Николай II занимал престол в столь
сложную и противоречивую эпоху, какую
не знал ни один из его предшественников
на российском троне. Проблемы внутри
страны соединились с небывало трудной
внешнеполитической ситуацией начала
XX в. В этих условиях российский монарх
должен был удовлетворять как никогда
высоким требованиям, быть способным к
решительности и прагматичной гибкости.
Но такой личностью Николай II не был. И
это обстоятельство определенным образом
способствовало тому, что российская монархия
перестала существовать. Царь сходит со
сцены. Его и всех его любящих предают
на страдания и смерть. Его усилия преуменьшают;
его действия осуждают; его память порочат…
Остановитесь и скажите: а кто же другой
оказался пригодным? В людях талантливых
и смелых; людях честолюбивых и гордых
духом; отважных и властных – недостатка
не было. Но никто не сумел ответить на
те несколько простых вопросов, от которых
зависела жизнь и слава России.
Список
литературы
- История государственного управления в России : учебник / Н. Ю. Болотина и [и др.] ; под общ. ред. Р. Г. Пихоя. - М. : Изд-во РАГС, 2009. -
439 с. - (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации).
- История государственного управления
в России : учебник / под общ. ред. Р. Г. Пихоя. – Изд. 4-е, доп. и перераб. – М. : Изд-во РАГС, 2009. – 439 с.
- История государственного управления в России : учебник / под ред. А. Н. Марковой. - М. : ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
- История России. В 2 т. Т. 2. С начала XIX века
до начала XXI века : учеб. пособие / под ред. А. Н. Сахарова [и др.]. - М. : АСТ ; Астрель, 2009. – 862 с.
- Кузнецов, И. Н. История государства и
права России : учебное пособие / И. Н. Кузнецов. – 4-е изд. – М. : Дашков и К, 2012. – 696 с.
- Куликов, С. В. Парламент без парламентаризма:
Государственная дума в Царской России
(1906-1917 гг.) / С. В. Куликов // Ленинградский юридический
журнал. - 2005. - № 03. - С. 69-88.
- Ляшенко, Л. Династия
Романовых : между рифами революций / Л. Ляшенко // Наука
и жизнь. - 2013. - № 9.
- С. 46-59.
- Манифест 17 октября 1905 г. в контексте
модернизации российской политической
системы начала XX в. / А. А. Алакаев // Вестник Владикавказского научного
центра. - 2011. - Т. 11, № 01. - С. 19-22.
- Мельников, В. П. Управление государственной службой России: исторический опыт / В. П. Мельников // Образование и общество. - 2006. -
№ 1. - С. 4-9.
- Начало царствования Николая II. Общественное движение в конце XIX века. – Режим доступа: http://histori.kutema-school.edusite.ru/p33aa1.html (дата обращения:
1.05.2014).
- Ольденбург, С. С. Царствование
Императора Николая II. В 2 т. Т. 1 / С. С. Ольденбург.
- М. : Феникс, 1992. – 381 c.
- Ольденбург, С. С. Царствование Императора Николая II. В
2 т. Т. 2 / С. С. Ольденбург.
- М. : Феникс, 1992. – 256
c.
- Пихоя, Р. Т. Советский Союз: История власти, 1945 – 1991 / Р. Т. Пихоя. – Новосибирск : Сибирский хронограф, 2000. – 692 с.
- Радзинский, Э. С. Николай II / Э. С. Радзинский.
- М. : ВАГРИУС, 2004. - 590 с.
- Толмачева, Р. П. Цивилизация России: зарождение
и развитие : учебное пособие / Р. П. Толмачева. – 2-е изд. – М. : Дашков и К, 2014. – 404 с.
- Фирсов, С. Л. Отечественная история /
С. Л. Фирсов. - СПб. : Питер
, 2006. - 349 с. - (Краткий курс).
- Флоринский, М. Ф. Государственная дума в России
в 1906-1917 гг. / М. Ф. Флоринский // Ленинградский юридический
журнал. - 2006. - № 1. - С. 5-19.
- Чиркин, В. Е. Государствоведение : учебник / В. Е. Чиркин. - М. : Юрист, 1999 –
400 с.
- Шепилов, Д. Т. Политическая экономия : учебник / Д. Т. Шепилов. – М. : Экономика,
1997.- 620 с.
- Щепетев, В. И. История государственного управления в России : учебник / В. И. Щепетев. – М. : Владос, 2003. – 540 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ A
(Справочное)
Состав III Государственной Думы
Фракции |
Число депутатов I сессии |
Число депутатов V сессия |
Крайние правые (русские националисты)
|
91 |
75 |
Правые |
49 |
51 |
Правые центристы (октябристы) |
148 |
120 |
Прогрессисты |
25 |
36 |
Кадеты |
53 |
53 |
Польское коло |
11 |
11 |
Мусульманская группа |
8 |
9 |
Польско-литовско-белорусская группа |
7 |
7 |
Трудовики |
14 |
11 |
Социал-демократы |
9 |
13 |
беспартийные |
26 |
23 |
Таблица А.1
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б
(справочное)
Состав IV Государственной Думы
Таблица
Б.1
Состав IV Государственной
Думы |
Фракции |
Число депутатов |
I сессия |
III сессия |
Правые |
64 |
61 |
Русские националисты и умеренно-правые |
88 |
86 |
Правые центристы (октябристы) |
99 |
86 |
Центр |
33 |
34 |
Левые центристы: |
|
|
– прогрессисты |
47 |
42 |
– кадеты |
57 |
55 |
– польское коло |
9 |
7 |
– польско-литовско-белорусская группа |
6 |
6 |
– мусульманская группа |
6 |
6 |
Левые радикалы: |
|
|
– трудовики |
14 |
Меньшевики 7 |
– социал-демократы |
4 |
Большевики 5 |
Беспартийные |
- |
5 |
Независимые |
- |
15 |
Смешенные |
- |
13 |
ПРИЛОЖЕНИЯ В
(Обязательное)
Кризисы временного правительства в
1917 года
Таблица
В.1
ПРИЛОЖЕНИЯ Г
(обязательное)
Внутренняя
политика при Николае II
Таблица
Г.1
Внутренняя политика |
1897 год – финансовая реформа С.Ю.Витте.
Введение золотого обеспечения рубля
и оздоровления экономики России.
1897 год
– первая Всероссийская перепись населения
17 октября
1905 года – Манифест Николая II « Об усовершенствовании
государственного порядка», в котором
он даровал российскому народу Государственную
думу и гражданские права и свободы.
3 ноября 1905
года – указ о прекращении выплаты крестьянами
выкупных платежей 1 января 1907 года.
1906 год -
аграрная реформа П.А. Столыпина. Попытка
создать в России самостоятельные фермерские
хозяйства, которые стали бы опорой правительства |
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
(обязательное)
Внешняя политика Николая II
Таблица Д.1
Внешняя политика |
1896 год – заключение оборонительного
договора с Китаем против Японии
1898 год – аренда у Китая Порт-Артура
и земли под строительство КВЖД.
1899 год – Международная конференция
по разоружению в Гааге.
1904-1905 гг. – русско – японская
война. Портсмутский мир. Поражение России.
Утрата позиции на Дальнем Востоке. Война
выявила техническую осталось русской
армии и стала предпосылкой ревой русской
революции 1905-1907 гг.
1914 – 1918 гг. – Первая мировая
война |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Е
(обязательное)
Структура органов власти при Николае
II
Рисунок Е.1
Внутренних
дел |
Юстиции |
Военное |
Морское |
Народного
просвещения |
Иностранных
дел |
Путей
собщений |
Торговли
и промышленности |
Императорского
двора |