Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 21:25, курсовая работа
Российская империя к началу XX века являлась абсолютной монархией. Император (царь, самодержец) возглавлял все виды власти: законодательную, исполнительную и судебную. Императорские распоряжения во всех этих сферах носили характер законов. В то же время власть царя не была жестокой диктатурой. Размышляя о русском самодержавии, писатель А.И. Солженицын отметил: «Самодержцы прошлых, религиозных веков при видимой неограниченности власти ощущали свою ответственность перед Богом и собственной совестью».
Введение 4
1 Политическая и экономическая ситуация в России в конце XIX века 6
Экономическое развитие в России 6
Начало правления Николая II 12
Система органов государственной власти и управления в России до 1917 года 15
Система законосовещательных и законодательных органов 15
Структура исполнительных органов и центральных государственных учреждений 30
Судебно-надзорная система органов 35
Административно-территориальное управление государства 39
Административно-территориальное деление государства 39
Система управления губерниями и областями 42
Управление городами и уездами 43
Внутренняя и внешняя политика Николая II 45
Система военного управления 45
Финансовая реформа С.Ю. Витте 52
Аграрная реформа П.А. Столыпина 53
Заключение 55
Список литературы 57
Процесс монополизации захватил и банковскую сферу. Было образовано 5 крупных банков, контролировавших более половины финансовых операций:
- Петербургский международный банк
- Русско-Азиатский банк
- Азовско-Донской и др.
Особенности банковского дела:
- высокая концентрация капитала;
- тесная связь банков с Минфином и Госбанком;
- соперничество отечественного и иностранного капиталов на - внутреннем рынке страны.
Одной из особенностей промышленного развития России является то, что целые пласты экономической жизни оказались вне зоны модернизации. Значительный вес в экономике сохраняли ремесло и кустарная промышленность. Именно эта промышленность имела самый широкий рынок сбыта.
Россия — страна с преобладанием сельского хозяйства, 82% ее населения было занято в этой отрасли. Она занимала первое место в мире по объему производимой продукции: на ее долю приходилось 50% мирового сбора ржи, 25% мирового экспорта пшеницы. Особенности сельского хозяйства:
- зерновая специализация сельского хозяйства, приведшая к аграрному перенаселению и истощению земель;
- зависимость от цен на зерно на внешнем рынке в условиях усилившейся конкуренции со стороны США, Аргентины, Австралии;
- маломощность основной массы крестьянских хозяйств, прирост продукции отмечался только в помещичьих хозяйствах и хозяйствах зажиточных крестьян (не более 15—20% всех крестьян);
- Россия — “зона рискованного земледелия”, что при низкой технологии сельского хозяйства приводило к хроническим неурожаям и голоду;
- сохранение полукрепостнических и патриархальных пережитков в деревне (помещичье землевладение, общинная система землевладения и землепользования).
Аграрный сектор был включен в процесс модернизации лишь частично. Именно проблемы сельского хозяйства стали главным стержнем экономической, социальной и политической жизни страны начала века.
Россия вступила на путь модернизации с отставанием от Западной Европы. Противоречия в развитии российской экономики были связаны именно с недостаточностью втягивания ее отдельных секторов в модернизацию. Серьезным тормозом на пути экономического развития являлись самодержавие и политическое засилье дворянства. Все это обусловливало нестабильность развития остальных сфер общественной деятельности.
1.2 Начало правления Николая II
В 1894 г. на престол вступил Николай II. В начале его правления многие возлагали на него большие надежды: в России на смену «грозному» царю приходил «добрый». Однако на приеме 17 января 1895 г. Николай II упомянул о «бессмысленных мечтаниях» общества о представительском строе и заверил собрание в своей приверженности к самодержавию. Победоносцев, готовивший речь Николая II , говорил о «беспочвенных мечтаниях», слова царя прозвучали очень обидно, сразу и навсегда оттолкнули от него либералов.
Николай не был создан для государственных дел, хотя и относился к ним добросовестно, считая самодержавную власть, полученную от отца, неотъемлемым, завещанным свыше, достоянием своей семьи. Эту власть он должен был укрепить и передать своему сыну. Николай II был так же консервативен, как и Александр III, но не обладал столь же смелым и решительным характером. В начале его царствования не произошло поворота во внутренней политике в сторону давно назревших реформ.
Во времена Александра III либеральное движение столкнулось с серьезными трудностями. Министр внутренних дел Д. Толстой вел решительную борьбу с земским либерализмом; прекратил деятельность «Земский союз», затем последовала земская контрреформа. В годы редакции требование конституции отошло на второй план, на первый выдвинулась программа «малых дел», основанная на земской практике:
1) введение всеобщего начального образования; 2) отмена телесных наказаний; 3) создание мелкой земской единицы на базе волостного самоуправления. Эти требования высказывались на земских собраниях, пропагандировались в печати. В 1885—1886 гг. вопрос о всеобщем образовании был поставлен Петербургским комитетом грамотности при Вольном экономическом обществе, старейшей общественно-научной организации, основанной в 1765 г. В 1895 г. Общество под руководством графа П. А. Гейдена открыло двери для широкой публики, превратившись в своеобразный клуб, где обсуждались насущные вопросы. В 1898 г., когда в стране случился неурожай и голод, Общество поставило продовольственный вопрос, его обсуждение сопровождалось критикой правительства. Власти запретили публикацию отчетов о заседаниях, допуск широкой публики и обязали присылать на утверждение программу заседаний. Вопросы об отмене телесных наказаний и о помощи голодающим поднимало и Пироговское общество врачей, основанное в 1883 г.
Развивающееся земское хозяйство требовало разделения уездного земства, на мелкие земские единицы для руководства на местах; земские деятели надеялись на сближение с крестьянством и вовлечение его в либеральное движение. Кроме того, был необходим координирующий орган наподобие распавшегося «Земского союза». Роль такого органа могли бы выполнять ежегодные встречи председателей губернских земских управ, как предложил председатель Московской управы Д. Н. Шипов; первая встреча состоялась в Нижнем Новгороде в 1896 г., однако дальнейшие были запрещены министром внутренних дел И. Л. Горемыкиным. С 1889 г. по инициативе князей Петра и Павла Долгоруковых видные земские деятели стали собираться на частные встречи и обеды для бесед. Образовавшийся на этой основе кружок «Беседы» (1899 г.) постепенно перешел от обсуждения земско-хозяйственных вопросов к политическим. В конце XIX в. в либеральное движение включился «третий элемент»; по численности и активности оно сравнялось с консервативным лагерем.
После разгрома «Народной воли» более заметную роль в народническом движении стало играть мирное, реформистское направление, названное либеральным народничеством. Либеральные народники считали переход России к капитализму упадком и намеревались поддерживать крестьянскую общину, артель и другие коллективные формы производства. Для этого они предлагали следующие меры: расширение крестьянского землевладения; дешевые кредиты для крестьян, уравнение их в правах с другими сословиями. Особенно широко идеи либерального народничества распространились среди «третьего элемента», но влияние и авторитет его идеологов — Н. К. Михайловского, В. П. Воронцова, С. Н. Кривенко — выходило за рамки земской интеллигенции.
2 Система органов государственной власти и управления в России до 1918 года
Государственные реформы 60-70-х гг. отразили буржуазные тенденции в развитии государственного аппарата, но вместе с тем стремились сохранить господствующее положение дворянства в политической и государственной системах.
Император сохранял закрепленный в Основных законах Российской империи статус неограниченного монарха: "Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает".
Высшим совещательным учреждением оставался Государственный Совет, на который в ходе реформы легли задачи по рассмотрению большого числа законопроектов и по кодификационной работе.
В 1884 г. при Государственном совете было создано Особое присутствие для рассмотрения жалоб на определения Сената. Тем самым Сенат подпадал под контроль высшего бюрократического органа.
В феврале 1861 г. Главный комитет по крестьянскому делу был преобразован в постоянно действовавший Главный комитет об устройстве сельского состояния, контролировавший ход крестьянской реформы. Этот Комитет действовал в тесной связи с Государственным советом.
При Государственном совете образовывались различные комитеты (Западный, Кавказский, по делам об устройстве сельского населения) и комиссии (по охране государственного порядка, Особое совещание для охраны спокойствия). Один из таких комитетов со временем превратился в важный орган государственного управления - Комитет министров.
Государственный совет был реформирован и стал верхней палатой, обладавшей теми же правами, что и Дума. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный совет и лишь в случае принятия их Советом представляться на утверждение императору. Половину реформированного Государственного совета составляли выборные члены, половину - члены "по высочайшему назначению", председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором.
В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, земских собраний, от дворянских обществ, торговли и промышленности (всего 98 членов). Такое же число членов ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших государственных сановников. Одно и то же лицо не могло быть одновременно членом Государственной думы и Государственного совета.
В конце 1905 - начале 1906 г. появился ряд Временных правил: "О повременных изданиях", "Для непериодической печати", "Об обществах и союзах", "О собраниях", действовавшие до 1917 г.
Государственной канцелярией и Советом подготовлен текст неоднократно упоминавшихся Основных государственных законов, утвержденный императором Николаем II 23 апреля 1906 г.
К началу 1905 г. Россия потерпела крупные поражения в русско-японской войне. Это существенно подорвало как благосостояние империи, так и ее престиж на международной арене. Внутреннее положение империи усугублялось начавшейся первой русской революцией. Обстановка в стране накалялась.
Общество бурно реагировало на кровавые события в Петербурге, настаивая на немедленном поиске выхода из кризиса, причем гласного и с участием общественности. Под этим напором и в условиях нарастания брожения в обществе Николай 11 вынужден был согласиться на введение народного представительства. 18 февраля он подписал манифест, в котором содержалось обещание при условии «искоренения в земле нашей крамолы» проведение «усовершенствования государственного порядка». Одновременно им был подписан рескрипт на имя А. Г. Булыгина, в котором последнему предписывалось создать комиссию для разработки соответствующего законопроекта о Думе.
Результатом подготовительной работы, проделанной специально созданной под председательством Булыгина комиссией, стал документ, озаглавленный «Соображения министра внутренних дел о порядке осуществления Высочайших Его Императорского Величества предуказаний, возвещенных в рескрипте 18 февраля 1905 г.». В ней он обозначил наиболее важные вопросы, на которые нужно было дать ответ прежде, чем приступить к практической работе по созыву народного представительства: форма, в которой выборные могли бы принять участие в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений, круг предметов законодательства, основы избирательной системы. По вопросу формы будущего народного представительства сам он не рискнул высказаться со всей определенностью, переложив ответственность за принятие окончательного решения на императора. В очень осторожных выражениях Булыгин предложил следующее: «призвание избираемых населением на более или менее продолжительные сроки лиц к участию в обсуждении не отдельных законодательных предположении, а по всей совокупности в трех видах: либо в виде включения в состав Государственного совета по всем или нескольким департаментам избранных лиц от населения, которые участвовали бы в рассмотрении законодательных предположений на тех же основаниях, что и члены Государственного совета; либо в виде образования из избранных от населения лиц при департаментах Государственного совета или наряду с ними в составе сего Совета особых подготовительных комиссий; либо в виде образованного при Государственном совете или наряду с ним особого, состоящего из избранных от населения лиц законосовещательного учреждения, на предварительное обсуждение которого передавались бы законодательные предположения ведомств, восходящие через Государственный совет к верховной императорской власти».
Соображения Булыгина о будущем народном представительстве в середине мая 1905 г. были представлены императору. К записке был приложен проект «Учреждения Государственной думы» и «Положение о выборах». Император принял решение вынести эти документы на обсуждение Особого совещания. Работавшее под председательством императора в Петергофе в обстановке чрезвычайной секретности, оно стало важным этапом подготовительной работы по созыву народного представительства в России. Назначение его было в том, чтобы помочь сориентироваться императору и его министрам в вопросе о представительном правлении.
Состав первого обновленного Совета Министров не оставляет сомнений в том, что кабинет состоял из лиц весьма разнородных взглядов и убеждений. Такой полярностью взглядов будут отличаться и последующие кабинеты. Это позволяет сделать вывод о том, что император, раздавая министерские портфели, не только не стремился к однородному составу правительства, но, напротив, опасался возникновения однородного кабинета с сильным премьером во главе.
Информация о работе Перемены в курсе государственной политики. Последний император