Совершенствование управления качеством на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:54, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является оценка управления качеством продукции на производственном предприятии и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи исследования:
Рассмотреть качество продукции как объект управления
Изучить функции и систему управления качеством продукции на предприятии
Рассмотреть управление затратами на обеспечения качества
Рассмотреть эффективность управления качеством продукции
Провести анализ управление качеством продукции в ООО «КТЗ»
Изучить основные направления совершенствования управления качеством на ООО «КТЗ»

Содержание работы

Введение 3
1. Управление качеством продукции и ее роль в конкурентоспособности предприятия 6
1.1. Качество продукции как объект управления 6
1.2. Функции и система управления качеством продукции на предприятии 10
1.3. Управления затратами на обеспечения качества 17
1.4. Эффективность управления качеством продукции 40
2. Управление качеством продукции в ООО «КТЗ» 42
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «КТЗ» 42
2.2. Анализ системы качества на предприятии ООО «КТЗ» 57
2.3. Состояние управления качеством продукции в ООО «КТЗ» 62
3. Направления совершенствования управления качеством на ООО «КТЗ» 69
3.1. Управление качеством продукции как фактор повышения конкурентоспособности предприятия 69
3.2. Пути совершенствования управления качеством продукции на предприятии 78
Заключение 96
Список литературы 99
Приложение 102

Файлы: 1 файл

Совершенствование управления качеством на предприятии - 73%.doc

— 909.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

 

     В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества, обусловленное  наличием конкурентной среды. По методам  осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой та же цена предлагается за товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга «товар с сопровождением», т. к. только качество может привлечь потребителя.

     В странах с развитой рыночной экономикой конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения качества. В научных  исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками, подтверждаемыми сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. В современных условиях именно сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции.

     Успешная  реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия. История многих зарубежных и отечественных компаний – яркое подтверждение этого. Такие компании, как «Макдональд», «Тойота», «Делта Эйрлайнз», «Термо Кинг», ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», АО «Ижорские заводы» (Санкт-Петербург), АО «Нитрон» (Саратов) и др. – вот положительный пример этой зависимости. Но немало примеров, свидетельствуют о том, что фирмы терпят неудачи, т. к. качество их продукции не соответствует ожиданиям потребителей.

     Вопросам  управления качеством посвящены многие исследования ученых различных стран, накоплен значительный опыт в области менеджмента качества, поэтому важно обобщить основные положения теории и практики в данной области.

     В рыночной экономике производитель  и потребитель находят друг друга  на рынке, их мотивации базируются на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель выбирает между лучшими товарами различных производителей, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги по собственному желанию, этим указывая, что следует производить, с какими потребительскими свойствами.

     Говоря  о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит  потребитель. Именно он выбирает наиболее приемлемые потребительские свойства товара.

     Качество  – задача номер один в условиях рыночной экономики. Именно с помощью  современных методов менеджмента  качества передовые зарубежные фирмы  добились лидирующих позиций на различных  рынках. Российские предприятия пока еще отстают в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем, повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как к образу жизни.

     Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение  качества способствует повышению эффективности  производства, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка, что обуславливает актуальность темы исследования.

     Целью исследования является оценка управления качеством продукции на производственном предприятии и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

     В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи исследования:

  1. Рассмотреть качество продукции как объект управления
  2. Изучить функции и систему управления качеством продукции на предприятии 
  3. Рассмотреть управление затратами на обеспечения качества
  4. Рассмотреть эффективность управления качеством продукции
  5. Провести анализ управление качеством продукции в ООО «КТЗ»
  6. Изучить основные направления совершенствования управления качеством на ООО «КТЗ»

     Объектом  исследования дипломной работы является ООО «КТЗ».

     Предмет исследования: управление качеством продукции на производственном предприятии и пути его совершенствования.

     При подготовке работы использовались законы Российской Федерации, монографии российских экономистов и управленцев, касающихся систем управления качеством, статьи в официальных экономических журналах, методические разработки о проблемах управления качеством, а также текущие материалы и отчетность общества с ограниченной ответственностью «КТЗ».

 

1. Управление  качеством продукции  и ее роль в  конкурентоспособности предприятия

1.1. Качество продукции  как объект управления

     Формулировка  понятия "качество" базируется на нескольких различных точках зрения, с помощью которых можно отразить всю многоаспектность этого понятия.

     1. С точки зрения объективной оценки свойств продукта качество может быть точно измерено. Различия в качестве могут быть количественно отражены с помощью определенных характеристик продукта. [3]

     2. С точки зрения покупателя  качество продукта определяется  в большей мере субъективной оценкой потребителя и в меньшей мере - характеристиками самого продукта. Отдельные покупатели имеют различные потребности, причем те товары, которые удовлетворяют эти потребности наилучшим образом, рассматриваются как обладающие наивысшим качеством.

     3. С точки зрения производственного процесса качество - это соблюдение спецификаций, и каждое отклонение от них ведет к снижению качества. Наивысшее качество предполагает хорошо проделанную работу, результат которой полностью отвечает предъявляемым требованиям.[2]

     4. С точки зрения соотношения  цены и полезности качество  выражается посредством затрат  и цен. Качественный продукт  выполняет определенную функцию  по приемлемой цене, а также  в соответствии со спецификацией  по приемлемым издержкам.

     Выделяют  следующие основные причины, почему проблема обеспечения качества так актуальна в современном производстве:[10]

  • качество - главный критерий для совершения покупки для наиболее значимых покупателей. Потерять заказ из-за недостаточного уровня качества намного хуже, чем из-за слишком высокой цены: так можно потерять клиента навсегда;
  • качество всеохватывающе. Предприятие реализует множество отдельных мероприятий, чтобы противостоять конкуренции. Качество и системы управления качеством предлагают комплекс мероприятий, охватывающий все стадии производственного процесса - продуктовую политику, планирование, маркетинг, сбыт, персонал, инновации и технологию, - для того чтобы предприятие успешно действовало на рынке;
  • качество - главный инструмент снижения издержек. Всегда дешевле делать правильно с первого раза, чем впоследствии исправлять ошибку;
  • качество ведет к упрочению позиций фирмы на рынке. В условиях открытых и либерализованных рынков товары и услуги становятся все более взаимозаменяемыми. Уровень качества товаров становится решающим.

     Понятие "качество" можно рассматривать  как двухуровневое. Качество первого  уровня - так называемое техническое  качество формируется на стадиях  исследований, разработок и производства. Управление качеством на этой стадии включает мероприятия по соблюдению необходимого минимума качественных и количественных требований к продукту. Качество второго уровня - коммуникативное качество формируется на стадиях пред - и послепродажного обслуживания. Для обеспечения качества на этих стадиях осуществляются мероприятия, направленные на всестороннее удовлетворение запросов клиентов.[36]

     Свойства  продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Оценивать качество продукции следует только по совокупности показателей, имеющих к нему непосредственное отношение и установленных в соответствии с назначением продукции. Показатели качества продукции носят относительный характер, поскольку установленные и предполагаемые потребности могут со временем меняться: то, что вчера удовлетворяло потребителя, сегодня может оказаться неприемлемым. Регламентация принципов выбора системы показателей отражается в нормативно-справочной документации, количественные методы оценки качества составляют самостоятельный раздел в управлении качеством – квалиметрию.[21]

     В зависимости от числа характеризуемых  свойств показатели делятся на единичные  и комплексные. Единичные показатели характеризуют какое-то одно свойство изделия. Комплексные показатели принято разделять на обобщенные (характеризуют наиболее существенную совокупность свойств, по которой принято оценивать качество), интегральные (отражают соотношение суммарного полезного эффекта и суммарных затрат эксплуатации) и индексные (отражают соотношение качества разнородной продукции).

     По  применению показатели разделяются  на абсолютные (выражаются - в натуральных  и стоимостных единицах) и относительные (характеризуют свойства по сравнению с базовым, эталонным или конкурирующим образцом).

     По  характеризуемым свойствам показатели качества делятся следующие группы. Показатели назначения характеризуют  сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять  свои функции в заданных условиях использования по назначению (например, полезная работа, производительность, мощность). Показатели надежности отражают способность изделия с течением времени выполнять требуемые функции в заданном режиме. Это показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности, сохраняемости. Показатели безопасности оценивают степень безопасности при эксплуатации (потреблении). Примерами могут служить время срабатывания защитных установок, степень изоляции.

     Показатели  технологичности описывают оптимальное распределение затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции (например, материалоемкость, трудоемкость, себестоимость, фондоемкость). Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортировке без ее использования и потребления. Примером может служить продолжительность подготовки к транспортировке. Показатели стандартизации и унификации отражают степень использования стандартных, унифицированных и оригинальных частей в составе изделия. Пример - отношение стандартных частей к общему числу составляющих. Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты и патентной чистоты продукции.

     Эргономические  показатели отражают удобство и комфорт  эксплуатации (потребления). В эту  группу входят подгруппы гигиенических (уровень освещенности, запыленности, шума и др.), антропометрических (обеспечивающих рациональную и удобную рабочую позу, правильную осанку и т.д.), физиологических и психофизиологических (показатели соответствия продукции слуховым, скоростным, энергетическим возможностям человека), а также психологических показателей (соответствие изделия навыкам человека, его возможностям восприятия и переработки информации). Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстетическое воздействие на человека. Здесь выделяют показатели художественной выразительности, рациональности форм, целостности композиции, совершенства производственного исполнения. [26]

     Экологические показатели отражают уровень вредных  воздействий на окружающую среду  при эксплуатации (потреблении) продукции. Они определяют уровень опасных и вредных химических выбросов в окружающую среду, уровень акустических воздействий, уровень электромагнитных, радиационных и других излучений и др. Экономические показатели характеризуют уровень затрат на эксплуатацию (потребление). Примерами могут служить уровень потребления энергии, затраты на расходные материалы.

     По  элементам бизнес-процесса показатели качества делятся на следующие группы:[13]

  • информационные (связаны с получением, переработкой и передачей информации);
  • материальные (включают обеспечение проведения входного контроля сырья, материалов, полуфабрикатов);
  • технико-технологические (связаны с обслуживанием оборудования и его состоянием);
  • трудовые (показывают квалификацию персонала, уровень подготовки персонала в области качества);
  • организационные (отражают применение прогрессивных методов организации производства).

Информация о работе Совершенствование управления качеством на предприятии