Совершенствование управления качеством на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:54, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является оценка управления качеством продукции на производственном предприятии и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи исследования:
Рассмотреть качество продукции как объект управления
Изучить функции и систему управления качеством продукции на предприятии
Рассмотреть управление затратами на обеспечения качества
Рассмотреть эффективность управления качеством продукции
Провести анализ управление качеством продукции в ООО «КТЗ»
Изучить основные направления совершенствования управления качеством на ООО «КТЗ»

Содержание работы

Введение 3
1. Управление качеством продукции и ее роль в конкурентоспособности предприятия 6
1.1. Качество продукции как объект управления 6
1.2. Функции и система управления качеством продукции на предприятии 10
1.3. Управления затратами на обеспечения качества 17
1.4. Эффективность управления качеством продукции 40
2. Управление качеством продукции в ООО «КТЗ» 42
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «КТЗ» 42
2.2. Анализ системы качества на предприятии ООО «КТЗ» 57
2.3. Состояние управления качеством продукции в ООО «КТЗ» 62
3. Направления совершенствования управления качеством на ООО «КТЗ» 69
3.1. Управление качеством продукции как фактор повышения конкурентоспособности предприятия 69
3.2. Пути совершенствования управления качеством продукции на предприятии 78
Заключение 96
Список литературы 99
Приложение 102

Файлы: 1 файл

Совершенствование управления качеством на предприятии - 73%.doc

— 909.50 Кб (Скачать файл)

     Анализируя  данные таблицы, можно утверждать, что  наибольшую угрозу представляют конкуренты, - в основном это либо мелкие фирмы  выигрывающие более низкими ценами, либо это крупные предприятия, у  которых больше возможностей для выполнения сложных работ, больше ноу-хау и у них редчайшее оборудование, которое очень дорого приобрести.

     Задача  анализа среды непосредственного  окружения состоит в оценке состояния  и развития ситуации на рынке и определении конкурентных позиций предприятия на нем.

     В зависимости от доли фирмы на рынке  предприятия-конкуренты могут играть различные роли в конкурентной борьбе:

  1. ООО ИПФ «Стезя» - лидер.
  2. «Принтстайл» - преследователь лидера.

     Проведем  сравнительный анализ ООО «КТЗ»  с основными конкурентами по рынку металлических и металлопластиковых труб в таблице 3.3.

     Видовая конкуренция - товары достаточно схожи, но различаются по некоторым параметрам.

     Ценовой метод конкуренции - фирма реализует  товар по более низкой цене, чем  конкурент; неценовой - выпускает товар более высокого качества, а также более сильнее рекламирует свои услуги.

     Таблица 3.3

Основные  конкуренты фирмы ООО «КТЗ» по рынку полиграфической продукции

Предприятия-конкуренты Предмет конкуренции Форма конкуренции  товара Выбранный фирмой метод конкуренции
ООО ИПФ  «Стезя» Выпускаемый товар 

Рынок сбыта

Видовая Ценовой

Неценовой

Принтстайл Выпускаемый товар 

Рынок сбыта

Видовая Ценовой

Неценовой

     Далее оценим «сильные» и «слабые» стороны  фирмы относительно своих конкурентов по факторам конкурентоспособности предприятия в таблице 3.4. Балльная оценка показателей конкурентоспособности предприятий была дана экспертами-специалистами, а также основными крупными потребителями продукции предприятия.

     По  данным таблицы 3.4 оценки конкурентоспособности, фирма ООО «КТЗ» превосходит фирму «Принтстайл» и уступает фирме ООО ИПФ «Стезя».

     Хотя  в принципе это не вполне правильное сравнение, так как при характеристики фирм следует, прежде всего, обращать внимание на характеристики продукта, а именно на ее качество, ценообразование, а также степень охвата рынка, куда включать не только географическое понятие, но и степень достатка (дохода) потенциальных клиентов, потому что в зависимости от этого главным будет либо цена, либо качество.

     Таблица 3.4

Балльная  оценка конкурентоспособности ООО  «КТЗ» (А) относительно конкурентов  ИПФ «Стезя» и «Принтстайл».

Факторы конкурентоспособности предприятия Бальная оценка
ООО «КТЗ» Конкуренты
ИПФ «Стезя» «Принтстайл»
1. Продукт      
Качество 6 8 4
Престиж торговой марки 7 7 7
Многовариантность использования 7 7 4
Сумма баллов 20 22 15
Средний балл 6,6 7,3 5
2. Цена      
Прейскурантная 7 8 6
Процент скидки с цены 8 8 6
Налоговая скидка 2 0 0
Срок  платежа 7 5 7
Условия кредита 6 8 4
Условия финансирования в случае покупки 3 3 3
Сумма баллов 33 32 26
Средний балл 5,5 5,3 4,3
3. Каналы сбыта      
Степень охвата рынка 7 9 2
Размещение  складских помещений 4 4 4
Система контроля запасов 7 7 6
Система транспортировки 9 9 9
Формы сбыта 9 9 9
Сумма баллов 36 38 30
Средний балл 7,2 7,6 5
4. Продвижение продуктов на рынке      
Реклама      
для потребителей 9 7 7
для торговых посредников 2 2 2
Индивидуальная  продажа 0 0 0
стимулы для потребителей 0 0 0
демонстрационная  торговля 0 0 0
показ образцов изделий 9 9 6
обучение  и подготовка сбытовых служб и  т.д. 0 0 0
Сумма баллов 27 25 23
Средний балл 6,75 6,25 5,75
Итого сумма баллов 116 117 94
 

     Конкурентоспособность фирмы ООО «КТЗ» можно поставить равной фирмы ИПФ «Стезя», хотя по обороту она гораздо меньше, т.е. необходимо дальнейшее развитие фирмы.

     Далее проведем анализ внутренней среды ООО  «КТЗ».

     Под внутренней средой понимается совокупность всех внутренних факторов организации, которые определяют процессы ее жизнедеятельности.

     Качественную  характеристику фирмы как элемента микросреды осуществляем при посредстве характеристик, приведённых в табл. 3.5.

     Таблица 3.5

Описание  признаков характеристик фирмы

Характеристика  фирмы Описание признаков  характеристик фирмы Оценка вектора  изменения
Текущий период времени Будущий период времени
1 2 3 4
Производство Производство  работает не всегда стабильно, но с  большим размахом. Использование  общеизвестных технологий. Меньшие, чем у конкурента, но значительные затраты по закупке новой техники, что ведёт к высоким ценам. Планируется расширение производства, увеличение объёмов за счёт повышения производительности, качества, использования ноу-хау и научных разработок. Повышение стабильности с увеличением объёма.

Появление новой техники и технологии.

Финансы Объём капитала незначительный (по сравнению с конкурентом; не хватит на новую технику). Ликвидность и оборот капитала высокие. Увеличение  объёма капитала, вложение средств технологию, технику. Увеличение оборота капитала, привлечение средств со стороны. Появление внешних

инвестиций.

Увеличение

денежных

средств.

Кадры Политика зарплаты - каждому согласно ставке. Обучение персонала. Единая цель, требующая самоотдачи и высокой работоспособности. Поддержка инициативы, поощрение энтузиазма. Все сотрудники проходят обучение. Создание большой дружной «семьи» из коллектива. Возможность помощи и удовлетворения потребностей каждого сотрудника и их семей. Материальные и социальные поощрения отличившихся. Хорошие отношения  сотрудников и руководства. Взаимопомощь и понимание. Привлечение заинтересованных лиц 
Руководство Отсутствие  четкого планирования производства и финансов на ближайшее время (1-3 месяца). Координация деятельности всех сотрудников идёт централизовано. Слабый Постановка  жесткого планирования производства Большая свобода действий рядовых сотрудников. Сильный контроль на всех стадиях до сдачи клиенту. Усиление контроля и устранения недостатков. Стимуляция активности и ответственности
  контроль каждого  этапа работы в отдельности. Отсутствие делегирования полномочий   рабочих, воз-можность роста.
Ноу-хау Разработка  новых форм печати. Поиск новых  технологий и обучение ему. Установление связей с основными поставщиками материалов, с целью выявления новых материалов. Поддержка и  расширение установленных связей. Использование  новых разработок. Обучение персонала. Повышение

квалификации

работников.

Повышение

качества

продукции.

Маркетинг Периодическая реклама в прессе. Невысокие стабильные цены, скидки. Постановка маркетинговых исследований;

освоение  рынка.

Постоянная  реклама в прессе, радио, телевидении. Поддержание ценовой политики. Усовершенствование товара, повышение качества и сервиса.

Расширение сектора рынка.

Увеличение  информации о товаре для потребителя. Снижение цен и повышение доступности  товара. Улучшение качества обслуживания.

     Оценив  внутренние характеристики фирмы и  выявив относительные преимущества организации в конкуренции, составляют перечень ее сильных и слабых сторон. Этот перечень для разных организаций специфичен и определяется ее особенностями, факторами внутренней среды. Под сильными сторонами организации понимают все, что обеспечивает ей преимущества над конкурентами. Слабые стороны организации – это то, что не позволяет ей достичь преимуществ над конкурентами.

     Результаты  анализа отражены в табл. 3.6.

     Таблица 3.6

Сильные и слабые стороны предприятия

Аспект  среды Сильные стороны  Слабые стороны
1. Производство 1. Возможность расширения производственных мощностей

2. Большой  ассортимент оказываемых услуг

3. Сосредоточение  большинства услуг в одном  месте

1. Не хватает  мощностей 

2. Отсутствие  новейших технологий

3. Большая  энергоёмкость и материалоёмкость

2. Кадры 1. Работают люди с высшим образованием и опытом работы в данной отрасли

2. Поддержка  корпоративного духа

3. Соблюдение  традиций

1. Высокая текучесть  среди высококвалифицированных  и редких работников

2. Прекращено  обучение 

3. Устаревшая  система стимулирования труда

3. Маркетинг 1. Ценовые преимущества

среди основных конкурентов

2. Работа  с известными рекламодателями

1. Отсутствие  отдела на предприятии

2. Послепродажный  сервис

3. Не  изученность рынка

4. Финансы 1. Увеличение  оборота выручки

2. Возможность  брать товар в кредит

3. Снижение  доли бартера

1. Нехватка оборотных  средств

2. Ограничены  инвестиционные возможности

5. Организация 1. Делегирование  полномочий

2. Решения  не централизованы

3. Компетентное  руководство

1. Усложняются  взаимодействия между отделами

2. Не  определены миссия и стратегия  развития предприятия

     Итогом  анализа внешней и внутренней среды является анализ угроз и  возможностей, сильных и слабых сторон предприятия.

     Проследить  возможные сочетания характеристик  рыночной ситуации с сильными и слабыми сторонами предприятия можно с помощью SWОТ-анализа. Технология его проведения предусматривает составление матрицы.

     С левой стороны матрицы вписываются  все выявленные ранее сильные  и слабые стороны. В верхней части  матрицы вписываются возможности  и угрозы (см. анализ макроокружения и анализ конкурентов). В матрице образуются четыре поля. В каждом поле рассматриваются парные комбинации и выбираются те, которые будут использованы при разработке стратегий.

     I поле включает стратегии, использующие  сильные стороны организации при реализации возможностей, появившихся на рынке.

      II поле – стратегии, использующие  сильные стороны для устранения  угроз. 

     III поле – стратегии, минимизирующие  слабости организации, используя  возможности ситуации.

     IV поле – стратегии, минимизирующие слабости организации и угрозы, появившиеся во внешней среде.

     Задача SWОТ-анализа состоит в том, чтобы  предоставить специалисту всю необходимую  информацию для определения возможных  стратегий и их комбинаций.

     С помощью матрицы SWОТ представляется возможным выявить и ранжировать проблемы, стоящие перед предприятием (табл. 3.7).

     Таблица 3.7

Угрозы  и возможности, сильные и слабые стороны предприятия

ВОЗМОЖНОСТИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
Расширение  производства

Введение  новых технологий

Увеличение  новых направлений деятельности

Ценовые преимущества

Возможность расширения производственных мощностей

Высокое качество доказанное временем

Эффективные каналы продвижения рекламы

Авторитетность 

УГРОЗЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Нестабильность  в обществе

Ослабление  позиции с приходом новых конкурентов

Низкая  платежеспособность населения

Уход  редких специалистов

Нехватка инвестиций

Низкий  уровень маркетинговых исследований

Текучесть персонала

Отсутствие  чётких целей и стратегий развития предприятия

Информация о работе Совершенствование управления качеством на предприятии