Совершенствование управления качеством на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:54, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является оценка управления качеством продукции на производственном предприятии и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи исследования:
Рассмотреть качество продукции как объект управления
Изучить функции и систему управления качеством продукции на предприятии
Рассмотреть управление затратами на обеспечения качества
Рассмотреть эффективность управления качеством продукции
Провести анализ управление качеством продукции в ООО «КТЗ»
Изучить основные направления совершенствования управления качеством на ООО «КТЗ»

Содержание работы

Введение 3
1. Управление качеством продукции и ее роль в конкурентоспособности предприятия 6
1.1. Качество продукции как объект управления 6
1.2. Функции и система управления качеством продукции на предприятии 10
1.3. Управления затратами на обеспечения качества 17
1.4. Эффективность управления качеством продукции 40
2. Управление качеством продукции в ООО «КТЗ» 42
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «КТЗ» 42
2.2. Анализ системы качества на предприятии ООО «КТЗ» 57
2.3. Состояние управления качеством продукции в ООО «КТЗ» 62
3. Направления совершенствования управления качеством на ООО «КТЗ» 69
3.1. Управление качеством продукции как фактор повышения конкурентоспособности предприятия 69
3.2. Пути совершенствования управления качеством продукции на предприятии 78
Заключение 96
Список литературы 99
Приложение 102

Файлы: 1 файл

Совершенствование управления качеством на предприятии - 73%.doc

— 909.50 Кб (Скачать файл)

1.2. Функции и система  управления качеством  продукции на предприятии

     Управление  любыми процессами является круговым циклом: планирование (plan, P) - осуществление (do, D) - контроль (check, С) - управляющее воздействие (action, Л). Процесс управления качеством также можно представить как последовательность прохождения этих этапов. Цикл PDCA обеспечивает постоянное отслеживание и повышение уровня качества производства. Управление следует организовывать на основе семи комплексов мероприятий (рис.1.1): [28]

Рис.1.1. Цикл управления качеством  продукции

     1) идентификация проблемы;

     2) сбор и анализ данных;

     3) анализ причин;

     4) планирование и осуществление решения проблемы;

     5) оценка результатов;

     6) стандартизация;

     7) подведение итогов и переход  к следующей проблеме.

     Управление  качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством.[27]

     Система качества - совокупность организационной  структуры, методик, - процессов и  ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. Действие системы качества распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя так называемую "петлю качества". "Петля качества" - модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях - от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

     Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия.

     

Рис.1.2. "Петля качества" на предприятии

     Система качества должна охватывать все стадии "петли качества" (рис.2):[32]

     • маркетинг, поиск и изучение рынка;

     • проектирование и/или разработка технических  требований к продукции;

     • материально-техническое снабжение;

     • подготовка и разработка производственных процессов;

     • производство;

     • контроль и испытания;

     • упаковка и хранение;

     • реализация и распределение продукции;

     • монтаж и эксплуатация;

     • техническая помощь в обслуживании;

     • утилизация после использования  изделия.

     Система качества должна обеспечивать управление качеством на всех участках "петли  качества", участие всех работников в обеспечении качества конечной продукции, взаимосвязь деятельности по повышению качества с деятельностью по снижению затрат, обязательность выявления дефектов и устранения вызвавших эти дефекты причин.[18]

     В условиях усиления конкурентной борьбы предприятие вынуждено все больше обращать внимание на проблемы качества. Потребители выпускаемой продукции становятся более требовательными и ожидают высокий уровень качества по низким ценам. В то же время покупателей не устраивают лишь заявления производителя об уровне качества продукции. Им необходимо подтверждение и гарантия тому, что качество соблюдено. И таким видом гарантии становится сертификат, подтверждающий наличие на предприятии внедренной системы качества.

     Национальные  стандарты в области систем качества впервые были установлены в Великобритании в 1983 г. Целью проводимой кампании было введение на фирмах систем качества и создание методик сертификации таких систем. За Великобританией последовали и другие страны Европы. Однако настоящий бум по внедрению систем качества в работу предприятий произошел после издания в 1987 г. Международной организацией по стандартизации группы стандартов ИСО 9000 по управлению качеством и обеспечению качества. Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, однако документы серии ИСО 9000 более чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов. В России в качестве ГОСТов утверждены в настоящее время стандарты ИСО 9001, 9002, 9003 и 10011.[37]

     В ИСО 9000 устанавливаются единые международные стандарты на систему управления качеством в любой производственной или сервисной компании. Стандарт применяется именно к системе качества в виде задокументированной последовательности действий по реализации производственного процесса. Он содержит требования к построению такой системы, которая бы обеспечивала долговременное поддержание и повышение качества.[26]

     Комплекс  международных стандартов ИСО 9000 содержит следующие элементы: [26]

     • ИСО 9000-87 - общее руководство качеством  и стандарты по обеспечению качества. Стандарт дает толкование ключевых договорных и недоговорных условий контрактных поставок и раскрывает основные принципы реализации политики в области качества. Определяются правила применения моделей систем качества, излагаемых в стандартах ИСО 9001 - 9003;

     • ИСО 9001-87 - модель системы качества для  обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже  и обслуживании. В стандарте устанавливаются  требования в отношении системы  качества, если контракт, заключенный  между двумя сторонами, требует продемонстрировать способность поставщика разрабатывать и поставлять продукцию;

     • ИСО 9002-87 - модель системы качества для  обеспечения качества при производстве и монтаже. В стандарте оговариваются  требования по качеству, если контракт, заключенный между двумя сторонами, требует демонстрации возможностей контроля технологических процессов, являющихся определяющими для приемки конечного продукта;

     • ИСО 9003-87 - модель системы качества для  обеспечения качества при окончательном  контроле и испытаниях. Стандарт устанавливает требования по качеству, если контракт, заключенный между двумя сторонами, требует демонстрации способности! осуществлять контроль и окончательные испытания, необходимые для приемки конечного продукта;

     • ИСО 9004-87 - общее руководство и элементы системы качества. В стандарте рассматриваются элементы системы качества. Дается руководство по общим принципам разработки и внедрения системы качества в условиях, не связанных с контрактом. Стандарты не предусматривают деление по отраслям, однако с 1993 г. в стандартах отражаются следующие основные категории продукции: технические средства (9004-1) программное обеспечение (9000-3) услуги (9004-2) технологии (9004-3).

     К другим важнейшим стандартам относятся: [19]

  • ИСО 8402-86 - в стандарте раскрываются термины и определения в области качества;
  • ИСО 10011-92 - руководящие указания по проверке систем качества;
  • ИСО 10012-92 - система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования, управление процессом измерения;
  • ИСО 10013-94 - руководящие указания для разработки руководства по качеству.

     Построение  системы качества - длительный процесс, который ведется чаще всего с  помощью сторонней организации, - специализирующейся на оказании такого рода услуг. Сроки, необходимые для разработки документации системы качества, колеблются в зависимости от многих факторов, среди которых сфера деятельности предприятия, его размер и организационная структура. В процессе разработки системы качества участвуют все сотрудники фирмы, их мнение учитывается в процессе разработки документации системы качества. Эта работа координируется ответственным по качеству и специально созданной рабочей группой. В процессе управления качеством решающую роль играет информация. Поэтому все мероприятия по управлению качеством должны быть задокументированы и предоставлены для сотрудников.

     Конечным  итогом работы по созданию системы  качества является комплект документации, состоящий из документов трех уровней. Главным документом системы качества является руководство по качеству, включающее содержание политики в области качества, границы применимости, а также описание организационной структуры предприятия с указанием ответственности и полномочий. В руководстве по качеству находят отражение все предусмотренные стандартами ИСО 9000 элементы системы качества. Основными пользователями руководства по качеству является высший менеджмент и клиенты предприятия. Вторую ступень в иерархии документов системы качества занимают методические инструкции, в которых устанавливается, какие обязанности и кем, в какой последовательности будут выполняться для реализации элементов системы качества. Методические инструкции составляются для всех служб и подразделений предприятия. Подробное же описание выполнения отдельных видов деятельности по производству, сборке, монтажу, контролю и другим процессам содержится в рабочих инструкциях, указаниях по контролю, справочниках, которые составляют третий уровень в иерархии документации и предназначены для использования рядовыми сотрудниками предприятия. Документация системы качества должна соответствовать следующим требованиям: одинаковая структура для всех документов, общие колонтитулы, нумерация. [18]

     Согласно  стандартам ИСО 9000, в системе качества предприятия свое отражение должны найти 20 элементов. Это минимальный набор элементов системы качества, который предприятию необходимо выполнить для доказательства своей способности производить качественный товар.[27]

     Соблюдение  на предприятии стандартов ИСО 9000 подтверждается сертификатом, выданным независимой организацией по результатам проведения сертификации системы качества. Такой сертификат признан во всем мире и является достаточной для покупателя гарантией качества продукции. Наличие сертификата на соответствие системы качества предприятия нормам ИСО 9000 становится значительным конкурентным преимуществом, может быть использовано в качестве инструмента маркетинга для создания имиджа предприятия. [26]

     В некоторых отраслях сертификат ИСО 9000 является необходимым условием для  нормального функционирования, получения заказов.

     Стандарты ИСО 9000 могут быть применены на любой  фирме, функционирующей в любой  отрасли и в любой стране мира. Различным будет лишь наполнение элементов системы качества.

1.3. Управления затратами  на обеспечения  качества

     Важнейшей характеристикой деятельности предприятия, обусловленной его положением на рынке, является конкурентоспособность. В связи с этим большое значение имеет величина затрат на создание качественного продукта и ее сравнение с аналогичными затратами у конкурентов [14].

     Вопросы «стоимости качества» за рубежом  стали подниматься еще в начале XX в., но лишь к середине 50-х гг. управление затратами на качество сформировалось как самостоятельное научное  направление. Исследования американских и европейских ученых были посвящены поиску путей оптимизации затрат на обеспечение качества в рамках деятельности отдельных фирм и предприятий. В конце 1960-х гг. на основе критического анализа американского подхода к решению экономических проблем качества японские специалисты предложили концепцию, в основу которой положено формирование состава затрат на качество по принципу полезности.

     К началу 1970-х гг. американская и японская концепции практически сформировались, и зарубежные исследования, посвященные  вопросам определения, учета и анализа затрат на качество, были фактически прекращены

[43].

     Первые  отечественные разработки, касающиеся управления затратами на качество, появились в конце 60-х гг. XX в. В 1970-х гг. исследования по этой проблеме стали проводиться ленинградской  школой ученых-экономистов под руководством профессора Е.М. Карлика. Исследования касались, прежде всего, определения понятия и классификации затрат на качество, а в дальнейшем были направлены на разработку концепции и методов организации учета затрат. При этом использование разработок зарубежных экономистов было практически невозможным. Это объясняется тем, что разработки отечественных ученых базировались на абсолютно иной, чем за рубежом, системе ценообразования, планирования и учета затрат. Технология построения исследовательских работ в СССР была такова, что даже при разработке конкретных прикладных методик обязательно проводилось их научное обоснование, в результате чего отечественные разработки отличаются более глубоким теоретическим анализом вопроса. В СССР основной задачей было повышение народнохозяйственной эффективности в целом, и проблемы управления качеством на предприятиях рассматривались исключительно в этом контексте, тогда как зарубежные исследования были направлены на решение проблем отдельных предприятий и организаций [13].

Информация о работе Совершенствование управления качеством на предприятии