Совершенствование управления качеством на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:54, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является оценка управления качеством продукции на производственном предприятии и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи исследования:
Рассмотреть качество продукции как объект управления
Изучить функции и систему управления качеством продукции на предприятии
Рассмотреть управление затратами на обеспечения качества
Рассмотреть эффективность управления качеством продукции
Провести анализ управление качеством продукции в ООО «КТЗ»
Изучить основные направления совершенствования управления качеством на ООО «КТЗ»

Содержание работы

Введение 3
1. Управление качеством продукции и ее роль в конкурентоспособности предприятия 6
1.1. Качество продукции как объект управления 6
1.2. Функции и система управления качеством продукции на предприятии 10
1.3. Управления затратами на обеспечения качества 17
1.4. Эффективность управления качеством продукции 40
2. Управление качеством продукции в ООО «КТЗ» 42
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «КТЗ» 42
2.2. Анализ системы качества на предприятии ООО «КТЗ» 57
2.3. Состояние управления качеством продукции в ООО «КТЗ» 62
3. Направления совершенствования управления качеством на ООО «КТЗ» 69
3.1. Управление качеством продукции как фактор повышения конкурентоспособности предприятия 69
3.2. Пути совершенствования управления качеством продукции на предприятии 78
Заключение 96
Список литературы 99
Приложение 102

Файлы: 1 файл

Совершенствование управления качеством на предприятии - 73%.doc

— 909.50 Кб (Скачать файл)

     Для решения этого вопроса необходимо реализовать на предприятии и другие положения, в частности, о вовлечении всех сотрудников ООО «КТЗ» от директора до исполнителя за достижение «заданного уровня качества выпускаемой продукции при минимуме затрат».

     На  первый план выходят проблемы организационной  системы и системы управления людьми. Возникает необходимость разработки и реализации конкретных процедур по повышению индивидуальной ответственности исполнителей за качество продукции с одновременным сокращением объёма работ, контролируемых работниками ОТК. Для ООО «КТЗ» это означает реализацию механизма повышения квалификации работников предприятия и на этой основе увеличение числа работников, работающих с личным клеймом.

     Следует также предусмотреть совершенствование  системы поощрения работников за конкретно выполненную работу.

     А так как работа по производству конкретного  изделия осуществляется как основным составом групп и бригад, так и  составом временных трудовых коллективов (на период выполнения определённого  объёма работ), то чрезвычайно важно  руководителям различного уровня способствовать формированию или лично участвовать в формировании здорового климата в коллективе. Это может достигаться за счёт:

  • справедливого распределения работ - в соответствии с достигнутым уровнем квалификации рабочих и уровнем работ;
  • поддержания необходимого уровня требовательности ко всем, без исключения, рабочим и служащим независимо от личных взаимоотношений с ними;
  • знания и умелого использования особенностей характера рабочих и служащих.

     Целесообразно привлекать рабочих и служащих для решения конкретных вопросов, связанных с повышением качества продукции. При этом, внимательно прислушиваться к их мнению и реализовывать его в интересах качества продукции:

  • в конструкторской или технологической документации;
  • непосредственно в процессе производства.

     Важно учитывать психофизиологические особенности  человека. Ведь, в большинстве своём, ошибки вызываются наличием ряда факторов, в том числе и связанных  с временным отвлечением внимания исполнителя от выполнения работы.

     Не  следует забывать, что структура большинства японских программ обеспечения и повышения качества продукции основана на пяти моральных обязательствах, действующих во всём мире:

  • выбрось ненужное;
  • содержи свои вещи в порядке;
  • соблюдай чистоту на рабочем месте;
  • соблюдай личную чистоту;
  • соблюдай дисциплину.

     К числу позитивных изменений, которые  планируются в ООО «КТЗ» после  сертификации производства продукции  следует отнести следующие:

     1. На предприятии, начиная от  директора и кончая рядовыми  исполнителями работ, сформируется  устойчивое убеждение в том, что без Сертификата на производство продукции выход с нашей продукцией не только на внешний рынок, но и на внутренний рынок будет закрыт.

     2. Произойдет постоянное накопление  потенциала в производстве сертифицированных  изделий, опыта в обеспечении сертификации изделий, производства изделий, а также накопление опыта партнёрских взаимоотношений с представителями инофирм.

     Приходится  констатировать, что в это трудное  время научно-технический и производственный потенциал ООО «КТЗ» остаётся, в должной степени, невостребованным.

     Предприятие же, чтобы выжить, вынуждено искать рынок сбыта своей продукции, заботясь о её конкурентоспособности. В этих условиях совсем не исключается  возможность смены типа изделий, производимых на предприятии. Следовательно, могут потребоваться новые элементы системы обеспечения качества изделий или коренное изменение отдельных элементов системы в связи с изменением цели и задач производства. Соответственно, система должна быть быстроперестраиваемой, обладать свойством адаптивности, оперативного контроля всех стадий жизненного цикла изделий.

     Разумеется  для ООО «КТЗ» это перспектива  далёкого будущего. Но принципы, по которым  строится работа в общефирменной  системе обеспечения качества продукции  заложены и в требованиях стандартов ИСО серии 9000:

     1. Цель работы в системе - ноль  дефектов. Это значит: «Делай правильно  с первого раза» или «дефект  может появиться только один  раз». Следовательно, необходимо  создать постоянное стремление  к уменьшению числа дефектов, понимая, что ноль дефектов - конечная, но фактически недостижимая цель. Реализация этого постулата должна быть обеспечена большой системой организационных мер. Например, каждый дефект должен анализироваться с целью выявления и устранения причин его появления. Ведь устранение дефекта сопряжено с дополнительными затратами и ростом себестоимости изделия.

     2. Правило работы в системе - предупреждение дефектов, а не  их устранение. За этим правилом  стоит владение и применение, например, получивших широкое распространение  в Японии, семи статистических методов, методов Тагути, метода прогнозирования последствий и причин отказов.

     3. Все производственные отношения  между подразделениями, а также  между персоналом предприятия  рассматриваются и строятся как  отношения потребителя и поставщика.

     Отсюда  следует, что каждое парное отношение  анализируется с точки зрения точного формулирования и понимания  требований, выполнение которых необходимо обеспечить на предыдущей операции с  целью успешного выполнения последующей. Развивается система самоконтроля, а, кроме того, на каждой последующей операции контролируются результаты предыдущей операции. Таким образом, минимизируется жизненный путь дефекта, перестраивается система контроля - практически исключается надобность операционного технического контроля силами ОТК.

     4. Постоянное обучение персонала  управлению качеством. Концепция  общефирменной системы исходит  из того, что в улучшении нет  предела, и каждый шаг привносит  свою долю, либо в совершенствование  качества продукции, либо в  снижение её себестоимости.

 

Заключение

     Современное управление качеством на предприятии, независимо от формы собственности  и масштаба производственной деятельности, должно оптимально сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной стороны, изготовление продукции или оказания услуги, удовлетворяющей текущие запросы и потребности рынка, а с другой - разработку новой продукции или услуги, способной удовлетворять будущие потребности и будущие запросы рынка. Принципиальная схема механизма управления качеством органически должна взаимодействовать с маркетинговыми исследованиями и включать в свой состав блок разработки политики в области качества.

     В соответствии с поставленной целью, в данной работе были решены следующие  задачи исследования:

  • рассмотрены теоретические основы управления качеством продукции на производственном предприятии;
  • проведен анализ управления качеством продукции в исследуемой организации ООО «КТЗ»;
  • разработаны основные направления совершенствования управления качеством продукции на производственном предприятии.

     В связи с тем, что ООО «КТЗ»  по своим производственным и экономическим  показателям предприятие небольшое, отдельно служба управления качеством  продукции в организационной  структуре управления фирмой не выделена. Отдельные функции по обеспечению управления качеством продукции распределены между действующими работниками аппарата управления и производства на предприятии.

     Организационная структура управления качеством  продукции на предприятии ООО  «КТЗ» представляет собой единство ступеней и звеньев управления в их зависимости и соподчиненности и включает все подразделения предприятия, участвующие в управлении и производстве продукции на стадиях разработки, изготовления, обращения и эксплуатации или потребления.

     В соответствии с реформой качества, проводимой на ООО «КТЗ» на предприятии была создана инспекция качества с разработанным к ней положением. Общее руководство комплексной системы управления качеством продукции осуществляется директором, а координация работ, связанных с функционированием и развитием системы, обычно возлагается на заместителя директора.

     На  ООО «КТЗ» координацию работ  по обеспечению качества продукции  осуществляет заместитель директора. В структуре управления качеством  определяется и конкретизируется роль каждого звена управления, показывается степень интеграции и специализации функций управления.

     Из  рассмотренных в теоретической  главе дипломной работы методов  и путей повышения обеспечения  качества на предприятии ООО «КТЗ»  считаем целесообразным привести стандарты  в соответствие с МС ИСО серии 9000 с учетом разработанной в ООО «КТЗ» Политики качества, одним из пунктов которой является предлагаемое направление, а также попытаться разработать методологию организации учета затрат на обеспечение качества, тем более что на данный момент на рассматриваемом нами предприятии механизм учета затрат на качество продукции отсутствует.

     Затраты на обеспечение качества продукции  являются частью общих затрат на производство и эксплуатацию продукции ООО  «КТЗ» за весь период ее службы. С  экономических позиций эти затраты представляют собой сумму текущих и единовременных затрат, используемых изготовителем и потребителем на всех этапах жизненного цикла продукции.

     Анализ  расходов на качество проводится в  основном с целью определения  важнейших и первоочередных задач по повышению качества. В зависимости от целей, задач анализа на качество и возможностей получения необходимой информации методу управления затратами могут быть различны. На это влияет и прохождение продукцией определенного этапа деятельности предприятия.

     Политика  предприятия ООО «КТЗ» должна быть направлена на достижение высокого качества. Брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Но в любом случае затраты на брак также необходимо анализировать.

     Умело организованный анализ затрат на качество и затрат брака может стать источником значительной экономии для предприятия, а также может повысить имидж предприятия в глазах потенциальных клиентов.

     Анализируя  опыт проведения сертификации и возможности  предприятия в обеспечении качества продукции, необходимо отметить, что предприятие ООО «КТЗ» может реализовать, исходя из жизненного цикла изделия, только 60% от возможного уровня качества. Этапы технического задания на изделие, а также эскизный и технический проекты находятся за пределами досягаемости предприятия.

     Кроме того, имея десятки поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, покупных комплектующих изделий предприятие  в обеспечении качества выпускаемых  изделий существенно зависит  от поставщиков. Следовательно, необходимо распространить проведение процедуры сертификации и на продукцию поставщиков, то есть поставить вопрос о комплексной сертификации.

     Важнейшим результатом проведения сертификации производства является то, что функционирование комплексной системы УКП осуществляется теперь под общим руководством директора ООО «КТЗ», определяющего политику в области качества продукции и обеспечивающего необходимые условия для её реализации.

 

Список  литературы

  1. Анализ  финансово-хозяйственной деятельности: Учебно-методическое пособие / И.А. Налетова. -М.: ИНФРА-М, 2007. - 128 с.
  2. Аристов, О.В. Управление качеством / О.В. Аристов. – М.: Инфра-М, 2008г. – 240 с.
  3. Басовский, Л. Е. Управление качеством: Учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. – М.: ИНФРА – М, 2008. –212 с.
  4. Варакута, С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие / С.А. Варакута. – М.: ИНФРА – М, 2009. –207 с.
  5. Варгина, М.К. Направления совершенствования работ по управлению качеством в регионах мира / М.К. Варгина //Сертификация.- 2008.- №1.- С.10.
  6. Версан, В.Г. О некоторых актуальных направлениях развития сертификации / В.Г. Версан, Г.В. Панкина // Сертификация.- 2008.-№3.-С.5.
  7. Воронов, А.А. Оценка и менеджмент конкурентоспособности продукции / А.А. Воронов. – Краснодар: КПресс, 2008. – 285 с.
  8. Галеев, В.И. Управление качеством: проблемы, перспективы / В.И. Галеев, М.К. Варгина // Сертификация. - 2008.- №4.- с.38.
  9. Гличев, А.В. Очерки по экономике и организации управления качеством продукции / А.В. Гличев // Стандарты и качество. - 2008.-№4.- С. 50.
  10. Гличев А.В., Круглов М.И. Управление качеством продукции. - М.: 2006
  11. Гличев, А.В. Полная схема механизма управления качеством продукции / А.В. Гличев // Стандарты и качество. - 2008.-№5.- С.53.
  12. Ефимова, Е.В. Финансовый анализ / Е.В. Ефимова. – М.: Бухгалтерский учет, 2008. – 367 с.
  13. История управления качеством / Т.А. Салиманова, Н.Ш. Ватолкина . - М.: ИНФРА-М, 2009 г.- 256 с.
  14. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация / В.Н. Фомин. - М.: ИНФРА-М, 2008 г. - 384 с.
  15. Ковалев, А.И. Анализ финансового состояния предприятия. Изд. 2-е, переработанное и дополненное / А.И. Ковалев, В.П. Привалов. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. – 192 с.
  16. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 245 с.
  17. Кондратюков, Н.П. Бухгалтерский учет и финансово-экономический анализ / Н.П. Кондратюков. – М.: Издательство «Дело», 2008. – 233 с.
  18. Метрология, стандартизация и сертификация / А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев - М.: ИНФРА-М, 2009 г. - 422 с.
  19. Метрология, стандартизация и сертификация / А.А. Гончаров, В.Д. Копылов. - М.: ИНФРА-М, 2008 г. - 240 с.
  20. Менеджмент систем качества: Учеб. пособие / М. Г. Круглов, С.К. Сергеев, В.А. Такташов и др. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2007. - 368 с.
  21. Николаева М. А. Управление качеством. Учебник для вузов: - М.: 2008.
  22. Основы метрологии, стандартизации и сертификации / Л.А. Радченко. - М.: ИНФРА-М, 2009 г. - 320 с.
  23. Основы стандартизации, сертификации, метрологии / Г.Д. Крылова. - М.: ИНФРА-М, 2009 г. - 671 с.
  24. Основы стандартизации, сертификации, метрологии / Г.Д. Крылова. - М.: ИНФРА-М, 2008 г. - 671 с.
  25. Радионов, В. В. Управление качеством / В.В. Радионов. - Новосиб. Гос. Акад. Экономики и управления. – Новосибирск. 2006. – 44 с.
  26. Руководство качеством проектов. Практический опыт / В.В. Ильин. - М.: ИНФРА-М, 2008 г. - 176 с.
  27. Рындин, А.Г. Организация финансового менеджмента на предприятии / А.Г. Рындин, Г.А. Шамаев. – М.: Русская Деловая литература, 2007. – 351с.
  28. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 281с.
  29. Теория экономического анализа: Учебник - 2-е изд., доп. / А.Д. Шеремет М.: ИНФРА-М, 2009. - 366с.
  30. Теория экономического анализа: Учебное пособие / Р.П. Казакова, С.В. Казаков. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 239с.
  31. Управление качеством. Учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.В. Злобина, С.П. Спиридонов. - КноРус, 2008. – 245 с.
  32. Управление качеством. 2-е изд., перераб. и доп. / С.Д. Ильенкова. - М.: ИНФРА-М, 2008 г. - 334 с.
  33. Управление качеством. Учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.В. Злобина, С.П. Спиридонов. - М.: ИНФРА-М, 2009 г. - 272 с.
  34. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества / С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин 
    - М.: ИНФРА-М, 2007 г. - 248 с.
  35. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация / Б.А. Бузов. - Высшее профессиональное образование, 2008 г. - 176 с.
  36. Управление качеством / С.Д. Ильенковой. - М.: ИНФРА-М, 2008 г. - 334 с.
  37. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. - /Под ред. О.И. Волкова. - М.: 2007.
  38. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие / А.А. Раздорожный. - М.: ПРИОР, 2009. - 95с.
  39. Экономика организации: Учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 336с.
  40. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учебное пособие / В.К. Скляренко, А.И. Кучеренко, Н.Б. Акуленко и др. - М.:ИНФРА-М, 2008. - 256с.
  41. Экономика предприятия (фирмы): Практикум / В.Я. Поздняков, О.И. Волков. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 331с.

Информация о работе Совершенствование управления качеством на предприятии