Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:09, практическая работа

Описание работы

Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно обоснованный и сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики Южного федерального округа на период до 2020 года.

Файлы: 1 файл

Strategij_UFO.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Приоритеты развития социальной сферы Астраханской области связаны в первую очередь с развитием медицинской промышленности, разработкой новых критических биомедицинских и нанофармацевтических технологий. В этой связи актуально создание приоритетного инновационного промышленного фармацевтического кластера в регионе. В рамках развития инновационной инфраструктуры значительные возможности открываются также перед Астраханским государственным университетом, на базе которого совместно с крупными региональными промышленными предприятиями созданы центры профессиональной компетенции, которые позволяют интегрировать науку, образование и производство.

Перспективы пространственного развития Астраханской области будут связаны с развитием г. Астрахани и прилегающих территорий, населенных пунктов и территорий вдоль оси Астрахань - Волгоград, 
в пределах которых предполагается формирование и развитие зон опережающего роста, включающих создание предприятий перспективных специализаций.

 

5. Социально-экономическое  развитие Волгоградской области

 

Основными видами экономической деятельности Волгоградской области являются обрабатывающее производство, торговля, сельское хозяйство, транспорт и связь, предоставление рыночных услуг.

Важнейшими отраслями специализации, определяющими место области в экономике России, выступают черная металлургия, тракторное машиностроение, нефтеперерабатывающая и химическая промышленность, а также сельское хозяйство.

Конкурентными преимуществами Волгоградской области являются:

выгодное транспортно-географическое положение области по отношению к крупным промышленным центрам европейской части России и Восточной Украины, наличие Волго-Донского канала, соединяющего транспортные коммуникации Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов;

относительно развитая региональная транспортная инфраструктура;

значительные площади сельскохозяйственных угодий;

сравнительно высокий уровень обеспеченности экономики региона квалифицированными кадрами.

Основными направлениями социально-экономического развития Волгоградской области в 2010 - 2020 годах будут являться развитие и модернизация добывающих и обрабатывающих (нефтеперерабатывающих, машиностроительных, химических, металлургических) производств с внедрением инновационных технологий, комплексное развитие агропромышленного комплекса, туризма и рекреации, совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры, а также отраслей социальной сферы.

Развитие добывающих производств связано с интенсификацией добычи нефти, проведением геолого-разведочных работ и вовлечением в добычу потенциальных ресурсов углеводородов. Значительные перспективы добывающего комплекса связаны с освоением Гремячинского месторождения калийных солей.

Перспективы развития нефтеперерабатывающего производства связаны с увеличением объемов и повышением технического уровня переработки нефти, а также качества производимых нефтепродуктов.

Для предприятий химического и нефтехимического производства основными направлениями развития являются повышение конкурентоспособности производимой продукции, освоение новых, востребованных рынком видов продукции (создание производственных мощностей по выпуску высокочистых магниевых соединений на базе месторождения бишофита, создание комплекса по производству удобрений на базе Гремячинского месторождения и др.).

На предприятиях по производству машин и оборудования, транспортных средств должно получить развитие производство современных транспортных средств и необходимых функциональных комплектующих (конкурентоспособных тракторов, нефтеаппаратуры, буровых установок, двигателей, автобусов, подшипников) на основе внедрения новых технологий и обновления производства. Предполагается развитие текстильного кластера, специализирующегося на производстве продукции для потребительского рынка (трикотажных и швейных изделий, обуви, хлопчатобумажных тканей). В области началась работа над созданием фармацевтического кластера, призванного способствовать возрождению фармацевтической, медицинской и биотехнологической промышленности.

Развитие строительной индустрии области предполагается осуществлять путем технологической модернизации на основе использования инновационных ресурсо- и энергосберегающих технологий с целью создания условий для повышения эффективности и конкурентоспособности производства. Предполагается продолжение реконструкции цементных производств, расширение производства безасбестовых высокотемпературных тканей, армирующих стеклянных тканей и сеток, геотекстиля, геотканей и геосеток. Предусматривается создание производства электроплавильного карбида кремния в г. Волжском (ввод 1-й очереди мощностью 12 тыс. тонн в год намечен на 2012 год, в последующие годы планируется построить 3 аналогичных модуля).

Сельское хозяйство является важным стратегическим приоритетом развития Волгоградской области. Предполагается развитие зернового и масленичного растениеводства, овощеводства, мясного и молочного животноводства. Значительное внимание будет уделено восстановлению и развитию гидромелиоративного комплекса как основы получения гарантированных урожаев сельскохозяйственных культур (прежде всего овощных), укрепления кормовой базы для животноводства.

В пищевой и перерабатывающей промышленности ставится задача строительства и модернизации предприятий по переработке овощных и плодовых культур, строительства овощехранилищ, оснащенных современным холодильным, скороморозильным и фасовочным оборудованием. Предполагается переоснащение старых и строительство новых мощностей маслоэкстракционного производства.

Туристско-рекреационный комплекс будет развиваться главным образом на базе уникальных природных комплексов озера Эльтон и Волго-Ахтубинской поймы, а также культурно-исторических достопримечательностей г. Волгограда. Будут развиваться такие направления, как санаторно-курортное бальнеологическое лечение, этнический, экологический и культурно-познавательный туризм. 
С использованием механизма государственно-частного партнерства в Волгоградской области предполагается создание национального центра «Победа», призванного содействовать патриотическому воспитанию молодежи, а также способствовать расширению культурного обмена и привлечению иностранных инвестиций. Определение г. Волгограда в качестве одного из городов России, принимающих чемпионат мира по футболу 2018 года, даст новый импульс формированию современной транспортной, туристической и социальной инфраструктуры области и обеспечит дальнейшее развитие международного сотрудничества в гуманитарной сфере.

Географическое положение Волгоградской области способствует развитию международных транспортных коридоров. Для реализации потенциала необходимо развитие транспортной инфраструктуры, расширение дорог с твердым покрытием (включая создание автодорожного обхода г. Волгограда и строительство моста через р. Волгу, 
с использованием механизма государственно-частного партнерства), строительство интермодальных терминалов, реконструкция Волго-Донского канала и строительство его 2-й очереди, усиление ответвления международного транспортного коридора Транссиб путем строительства железной дороги Волгоград - Котельниково - Тихорецкая, усиление железнодорожных подходов к Астраханской области путем обновления устройств железнодорожной автоматики. Наряду с созданием и развитием межрегионального логистического центра в г. Волгограде необходимо создание в области территориальных центров. Будет осуществлена реконструкция аэровокзального комплекса в г. Волгограде.

Полноценное раскрытие агломерационного потенциала Волгоградской области, как следствия высокого уровня урбанизации, открывает возможность опережающего развития элементов сервисной экономики, а также позволяет всему Южному федеральному округу выйти на следующий этап урбанизации, когда городской образ жизни, развитие инфраструктур и пространственной организации городов определяются не столько промышленно-технологическими требованиями, сколько стандартами современной комфортной среды обитания.

Перспективы дальнейшего социально-экологического развития Волгоградской области связаны со снижением негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, находящегося сегодня на критическом уровне. Экологическую обстановку в городах области сегодня можно оценить как неблагоприятную. Наиболее неблагополучная ситуация возникла в сфере образования и утилизации отходов производства и потребления, выбросов в атмосферу от мобильных источников. Требует решения проблема перегруженности автотранспортной системы г. Волгограда транзитным транспортом вследствие отсутствия объездной дороги, что приводит к вынужденным простоям транспорта и ухудшению экологической обстановки.

Пространственное развитие Волгоградской области связано с формированием и развитием зон опережающего роста - волгоградской агломерации (модернизация и строительство новых производств на предприятиях с высокой добавленной стоимостью в основном химического направления), Котельниковской промышленной зоны (создание нового стратегического направления по глубокой переработке калийных руд), Эльтонской зоны экономического развития, а также Камышинского текстильного кластера.

 

6. Социально-экономическое  развитие Ростовской области

 

Основными видами экономической деятельности Ростовской области являются обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство, транспорт и связь.

Важнейшими отраслями специализации, определяющими место области в экономике России, выступают отрасли агропромышленного комплекса, черная металлургия, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая промышленность и торговля.

Конкурентными преимуществами Ростовской области являются:

географическое и геополитическое положение, развитая транспортная инфраструктура, благодаря которой область входит в число транспортно-распределительных узлов;

земельные, водные и природно-климатические ресурсы;

наличие крупной городской агломерации;

выгодное приграничное расположение области (протяженная граница с Украиной);

значительные площади плодородных сельскохозяйственных угодий;

высокий уровень демографического потенциала территории;

высокий уровень и качество урбанизации территории;

развитая сеть образовательных и научных учреждений, наличие высокотехнологичных производств, которые обеспечивают высокий уровень развития человеческих ресурсов;

высокий уровень диверсификации экономики, который создает потенциал устойчивости экономического развития и обеспечение социальных гарантий, предпосылки формирования длинных цепочек добавленной стоимости при развитии новых производств;

стабильное социально-политическое положение;

высокий потребительский потенциал;

высокий уровень развития финансовой и страховой инфраструктуры;

благоприятный инвестиционный климат и налоговый режим.

Инновационная политика Ростовской области направлена на интеграцию всех систем региональной политики, включая социально-экономическую, промышленную, научную и образовательную. Формирование эффективной региональной инновационной системы включает в себя:

формирование благоприятных условий для создания инновационных предприятий;

поддержку субъектов инновационной деятельности;

генерацию технологий - стимулирование создания технологий для отраслей новой экономики, в которых потенциал знаний трансформируется в коммерческие продукты с высокой добавленной стоимостью, стимулирование развития малого и среднего бизнеса в инновационной сфере;

технологическое перевооружение предприятий;

кооперацию высших учебных заведений и предприятий области;

создание благоприятных условий для выполнения исследований и разработок, поставка технологий и коммерциализации инноваций.

Основными стратегическими направлениями социально-экономического развития Ростовской области в 2010 - 2020 годах являются формирование конкурентоспособных кластеров в агропромышленном секторе, сельскохозяйственном машиностроении, легкой промышленности, туризме и производстве строительных материалов, технологическая модернизация на крупных предприятиях оборонно-промышленного комплекса, машиностроения и угольной промышленности, создание высокотехнологичных производств, формирование территорий интенсивного экономического развития и технопарков, а также развитие транспортной инфраструктуры, в том числе ориентированной на обслуживание экспортно-импортных потоков, и энергетической инфраструктуры.

В туристическом комплексе основные направления развития будут связаны с созданием туристско-рекреационного комплекса «Приазовский», 
в результате этого Приазовье может стать альтернативным дополнением к традиционным туристско-рекреационным центрам юга России и принимать до 1 млн. человек в год при условии создания инфраструктуры туризма и относительно невысокой стоимости отдыха.

В долгосрочной перспективе основными направлениями развития агропромышленного комплекса будут являться зерновое, овощное и масленичное растениеводство (в том числе на орошаемых землях), мясо-молочное животноводство, птицеводство. Значительное внимание необходимо уделить развитию инфраструктуры сельского хозяйства, обеспечивающей хранение, транспортировку и переработку производимой продукции.

В машиностроении основными направлениями развития станут транспортное, сельскохозяйственное и энергетическое машиностроение. Приоритетом в сельскохозяйственном машиностроении станет создание 
2 - 3 отраслевых технопарков на базе крупных предприятий области, готовых вести масштабные исследования и технологические разработки по направлениям развития сельскохозяйственного машиностроения и агропромышленного комплекса. Предусматривается развитие производства транспортного машиностроения и оборудования, автомобилестроения и производства автокомпонентов, авиа- и вертолетостроения и железнодорожного машиностроения. Рост конкурентоспособности энергетического машиностроения и перспективы развития малой энергетики обеспечат значительный рост производства предприятий энергетического машиностроения.

Развитие инфраструктуры транспортного комплекса предполагает реализацию проектов строительства аэропортового комплекса «Южный» и формирования современного мультимодального хаба в г. Ростове-на-Дону, строительства мультимодального транспортно-логистического узла «Ростовский универсальный порт» в портово-промышленной зоне «Заречная» и вывода за пределы городской черты 2-го грузового района морского порта г. Таганрога, строительства специализированных терминалов. Намечено строительство мостов через р. Дон, организация железнодорожного скоростного пассажирского движения по направлению Центр - Юг (Москва - Адлер), развитие международных коридоров на территории Ростовской области, в частности, продление международного транспортного коридора № 3 (Дрезден - Львов - Киев) до г. Ростова-на-Дону, проектирование 1-й очереди первой линии метрополитена в г. Ростове-на-Дону, развитие Азовского воднотранспортного узла в устье р. Дон, а также усиление припортовых функций гг. Ростова-на-Дону, Азова и Таганрога с увеличением грузооборота, а также принятие решения о строительстве 2-й нитки Волго-Донского канала. Развитию телекоммуникационной инфраструктуры области будет способствовать строительство внутризоновой волоконно-оптической линии связи Ростов - Таганрог.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа