Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:09, практическая работа
Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно обоснованный и сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики Южного федерального округа на период до 2020 года.
В энергетическом комплексе предполагается
строительство 3-го
и 4-го энергоблоков Ростовской АЭС, модернизация
и расширение действующих теплоэлектростанций,
демонтаж и замена устаревшего оборудования
объектов энергосистемы и развитие электрических
сетей.
Основные приоритеты развития социальной сферы Ростовской области в первую очередь обусловлены необходимостью обеспечения роста доходов населения за счет:
предпринимательской деятельности, ускоренного развития системы пенсионного страхования и реализации комплекса мероприятий по усилению социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан;
повышения эффективности занятости населения и перераспределения высококвалифицированных трудовых ресурсов из трудоизбыточных районов в интересах эффективной реализации комплексных межрегиональных проектов в Южном федеральном округе;
укрепления образовательного, научного и инновационного комплексов, позиционирования их на общероссийском и международном рынках новых технологий и инноваций;
сохранения и популяризации многонационального культурного наследия народов Донского края.
Достижение целей экономического и социального развития Ростовской области потребует решения накопившихся экологических проблем. Одной из основных проблем является сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха, в наибольшей степени характерное для Ростовско-Шахтинской группы городов. В крупных городах необходимо проведение экологического аудита с целью выявления проблемных ситуаций, источников и характера загрязнения окружающей среды, оценки их влияния на качество городской среды.
Пространственное развитие Ростовской области связано с формированием и развитием зон опережающего роста (ростовской агломерации, зоны опережающего роста Восточный Донбасс, волгодонской и юго-восточной зон опережающего роста), в рамках которых будут развиваться предприятия перспективных специализаций.
В зоне опережающего роста Восточный Донбасс значительное место занимает реализация комплексного инвестиционного плана модернизации городского округа «Гуково», исполнение которого позволит сформировать комплекс действенных мер для решения проблемы монопрофильных угледобывающих населенных пунктов Ростовской области. Создание интегрированного производства технологических компонентов для солнечной энергетики, строительство комбината по производству углекомпозитных базальтовых материалов и изделий из них, строительство шахты «Сулинуголь» с применением самых современных технологий добычи, обеспечением безопасных и безвредных для здоровья условий труда, инфраструктурное обустройство инвестиционной площадки инновационно-производственного узла, создание интегрированного инновационно-образовательного комплекса для устойчивого обеспечения создаваемых инновационных производств высококвалифицированными кадрами будут способствовать развитию диверсифицированной экономики и модернизации всех основных сфер жизни шахтерского города, а в перспективе - созданию межмуниципального инновационно-производственного узла в рамках восточно-донбасской агломерации Ростовской области.
VIII. Механизмы и инструменты реализации Стратегии
В целях реализации Стратегии используются следующие механизмы:
законодательная и институциональная инициатива, направленная на приоритетное развитие межрегиональных проектов, интеграцию социально-экономического пространства округа с концентрацией на этом направлении ресурсов бюджетов всех уровней;
федеральные целевые программы, региональные и муниципальные программы, а также программы крупных компаний, направленные на комплексное развитие территории Южного федерального округа;
государственно-частное партнерство, в том числе с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и других институтов развития при осуществлении крупных инфраструктурных инвестиционных проектов с использованием концессионных соглашений в сфере дорожного строительства, недропользования и туристско-рекреационного комплекса;
социальное партнерство в его различных формах;
поддержка развития кластеров;
создание особого института развития на уровне округа, учитывающего его специфику. Таким институциональным механизмом может стать межрегиональная корпорация развития Южного федерального округа, основное назначение которой должно состоять в разработке и осуществлении эффективных способов и мер мобилизации ресурсов всех отраслей бюджетной и внебюджетной сферы на приоритетных направлениях развития, а также в выстраивании эффективной системы взаимоотношений между органами государственной власти всех уровней, инвесторами, собственниками, населением и финансовым сектором территории. Такая корпорация развития может быть создана в форме открытого акционерного общества с участием в ее капитале субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, а также крупных стратегических инвесторов, заинтересованных в комплексном развитии территории округа;
формирование устойчивого территориального каркаса существующих и новых центров инновационного экономического роста на основе многополярного подхода. Экономические центры федерального уровня значимости будут формировать вокруг себя территории, обладающие потенциалом ускоренного развития относительно окружающей территории в долгосрочной перспективе (зоны опережающего развития), в рамках которых будет идти ускоренное развитие базовых и перспективных отраслей, инфраструктуры федерального уровня и территориально-промышленных кластеров.
Основой механизмов реализации Стратегии является рациональное сочетание федеральных, региональных и отраслевых интересов с положениями стратегических документов социально-экономического развития Российской Федерации.
Механизмы реализации Стратегии предусматривают,
что инвестиционные проекты и мероприятия,
отраженные в Стратегии,
не являются источником возникновения
дополнительных расходных обязательств
федерального бюджета и являются ориентиром
для реализуемых на территории Южного
федерального округа государственных
программ, инвестиционных программ субъектов
естественных монополий федерального
значения на среднесрочную и долгосрочную
перспективу.
Реализации Стратегии будет способствовать комплекс мер, направленный:
на определение текущих и будущих конкурентных преимуществ округа во внутристрановом и международном разделении труда;
на создание положительного образа (бренда) региона на внутрироссийском и международном уровнях;
на координацию кластерной политики, стимулирование развития региональных и локальных кластеров, поощрение развития кластерных инициатив;
на развитие морской деятельности в округе, в том числе посредством обеспечения комплексного подхода к планированию развития приморских территорий и прибрежных акваторий региона;
на поощрение производства наукоемкой продукции;
на формирование региональной инновационной системы;
на привлечение крупных российских и иностранных компаний в округ для создания новых рабочих мест и обмена технологиями и менеджментом с региональными предприятиями.
Организационные меры по реализации Стратегии включают в себя:
поддержку институтов государственно-частного партнерства, венчурного финансирования и особых экономических зон;
создание и поддержку экспериментальных площадок, опытных полигонов для совместной с зарубежными и российскими партнерами отработки и внедрения новых технологий и передового опыта в различных отраслях экономики и социальной сферы (образовательного процесса, системы социального обслуживания, модернизации жилищно-коммунального хозяйства и др.). В результате реализации указанных мер в округе будет создана инновационная система, интегрирующая систему научных исследований и разработок, высшее образование, инжиниринговый бизнес, инновационную инфраструктуру, институты рынка интеллектуальной собственности и механизмы стимулирования инноваций;
государственную поддержку малого бизнеса, осуществляемую посредством институтов развития, расширение перечня предоставляемых государственными и муниципальными органами услуг предпринимателям, реализацию специальных программ поддержки конкурентоспособных, экспортно ориентированных проектов, поддержку институтов микрофинансирования, формирование оптимальных требований к коммерческим банкам, осуществляющим кредитование субъектов малого предпринимательства.
Меры правового характера по реализации Стратегии включают в себя:
проведение мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации и разработку нормативных правовых актов органов власти субъектов Российской Федерации, направленных на создание в округе благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности, привлечения инвестиций, развития государственно-частного партнерства и стимулирования инновационной деятельности;
разработку и реализацию программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий в качестве самостоятельного компонента комплексных стратегий и программ социально-экономического развития приморских субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, и программ развития приморских муниципальных образований;
разработку согласованных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, стимулирующих туристическую деятельность в преддверии ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи и обеспечение эффективной загрузки инфраструктуры после их проведения;
создание правовых и институциональных условий для развития инфраструктурного комплекса, жилищного строительства и реформирования жилищно-коммунального комплекса, включая развитие эффективной транспортной инфраструктуры округа посредством принятия и реализации программ дорожного строительства, внедрение новых, ипотечных форм жилищного строительства и формирование с этой целью нормативной правовой базы, направленной прежде всего на повышение доверия между всеми участниками процесса - гражданином, работодателем, банком и строительной компанией - продавцом жилья, повышение качества условий проживания и предоставления услуг, в том числе путем объединения собственников жилья в товарищества, увеличения доли частных управляющих компаний, а также повышения взаимной ответственности всех участников жилищно-коммунальных отношений;
создание условий, обеспечивающих модернизацию социального комплекса округа (учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты), укрепление сельской экономики и социальной сферы, смягчение экологических проблем с учетом специфических особенностей территорий, подготовку нормативной правовой базы для создания и развития социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие развитию системы подготовки высококвалифицированных кадров в области металлургии, фармацевтической промышленности, производства строительных материалов и туризма, информатизацию образовательного процесса, укрепление межведомственного взаимодействия и государственно-частного партнерства для максимального соответствия системы образования потребностям регионального рынка труда, обеспечение доступности и качества медицинской помощи, сохранение и развитие накопленного культурного и духовного потенциала округа.
Меры финансового характера по реализации Стратегии включают в себя:
широкое информирование граждан об их правах и возможностях на финансовых рынках при инвестировании личных сбережений, оптимизацию условий для развития сети банковского обслуживания населения, совершенствование потребительского кредитования, повышение его технологичности, использование современных технических средств и технологий, повышение квалификации и профессионализма банковских работников, расширение спектра предоставляемых услуг и повышение прозрачности банковского бизнеса;
переориентирование кредитной политики в сфере обслуживания крупных клиентов на проектное финансирование и инвестиционное кредитование;
участие банков в соинвестировании крупных проектов, осуществляемых на территории Южного федерального округа в форме государственно-частного партнерства;
внедрение концессионных соглашений (на 25 - 30 лет) для развития дорожно-транспортной отрасли, образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства;
стимулирование банковского сектора к развитию системы микрофинансирования, кредитование под плавающие процентные ставки, предоставление кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям, развитие кредитования лизинговых операций, а также развитие торгового финансирования и предэкспортного финансирования;
увеличение объема финансирования развития инновационного сектора из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (субсидии, льготы по оплате аренды, льготные кредиты и др.), предоставление ведущим вузам и инновационно активным субъектам бизнеса преференций в сфере налогообложения и использовании объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
Действенным механизмом реализации Стратегии станет план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
Показатели социально-экономического развития
Южного федерального округа
Таблица 1
Удельный вес Южного федерального округа
в основных показателях социально-экономического развития Российской Федерации за 2009 год
(процентов)
Территория |
2,47 |
Численность населения на 1 января 2010 г. |
9,66 |
Численность занятых в экономике |
9,3 |
Основные фонды |
6,09 |
Валовой региональный продукт |
5,99 |
Объем промышленного производства |
5,12 |
Объем продукции сельского хозяйства |
13,7 |
Объем работ по виду деятельности «Строительство» |
8,45 |
Оборот розничной торговли |
8,7 |
Инвестиции в основной капитал |
8,61 |
Объем поступлений налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации |
5,01 |
в том числе в федеральный бюджет |
3,39 |
Экспорт |
2,76 |
Импорт |
4,22 |
Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа