Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 00:05, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в исследовании проблемы оптимизации оплаты воинского труда в условиях реформирования Вооруженных Сил, обобщения практики в этой области и выработке определенных рекомендаций в части установления обоснованных норм денежного довольствия военнослужащих.
В соответствии с целью основными задачами работы являются: 1) Изучение исторического аспекта возникновения, развития денежного довольствия и принципов его построения. 2) Анализ существующей системы денежного довольствия, ее нормативно-правовой базы и законопроектов. 3) Выявление проблем и недостатков в структуре денежного довольствия. 4) Определение путей совершенствования системы денежного довольствия.
Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Становление и развитие системы денежного довольствия военнослужащих ВС РФ………………………………………………………...…..7
1.1.Становление системы денежного довольствия военнослужащих в Русской Армии………………………………………………………………………………...7
1.2.Эволюция системы денежного довольствия в период общественно-политических преобразований 1917 года и до конца Великой отечественной войны………………………………………………………………………………..13
1.3.Денежное довольствие в послевоенный период……………………………...19
Глава 2. Основные направления трансформации системы денежного довольствия с 90-х годов XX века………………………………………………...30
2.1.Трансформация денежного довольствия в период с 1992 по 2000 год…….30
2.2.Система денежного довольствия на современном этапе………………….....39
Глава 3. Пути решения проблем совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих ВС РФ…………………………………………….60
3.1.Проблемы совершенствования системы денежного довольствия в современное время…………………………………………………………………60
3.2.Основные направления совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации…...67
Заключение………………………………………………………………………….73,
Список используемой литературы………………………………………………..76
1.3. Денежное довольствие в послевоенный период
После окончания Великой Отечественной войны Финансовому управлению Красной Армии необходимо было перевести на мирные условия в первую очередь систему денежного довольствия военнослужащих, а также обеспечить в финансовом отношении демобилизацию военнослужащих старших возрастов.
В целом послевоенный период характеризуется бурным ростом экономики страны, укреплением финансовой и денежной системы государства. Среди этих мероприятий важное место занимают денежная реформа 1947 года и отмена карточек на продовольственные и промышленные товары, перевод рубля на золотую базу и повышение его курса в отношении иностранных валют, многократное снижение розничных цен на товары народного потребления.
Расходы государственного бюджета в 1950 году выросли до 413,2 млрд. руб., против 307,5 млрд. руб. в 1946 году. Военные же расходы по окончании войны начали сокращаться. Если в довоенном году они составляли 32,6 % всех расходов, а в годы войны доходили до 59,5 %, то в 1946 году расходы на оборону были сокращены на 54,6 млрд. руб. и составили только 23,9 % всех расходов бюджета. В 1947 году эти расходы еще уменьшились на 7,3 млрд. руб. и составили 66,3 млрд. руб., т.е. почти вдвое меньше, чем в 1945 году, а их удельный вес снизился до 18,3 % всех расходов бюджета.
Сокращение расходов на оборону явилось объективной необходимостью увеличения удельного веса бюджетных средств, направляемых на скорейшее восстановление народного хозяйства, и было достигнуто в результате значительного сокращения численности личного состава Вооруженных Сил. Верховным Советом СССР 25 июня 1945 г. был принят Закон СССР «О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии», предусматривающий демобилизацию нескольких миллионов военнослужащих. К началу 1948 г. было демобилизовано 33 призывных возраста, или около 8,5 млн. человек. Только из числа уволенных генералов и офицеров к мирному труду возвращалось около 287 тыс. специалистов.
Переход Вооруженных Сил на мирное положение, значительное сокращение войск выявили необходимость внесения изменений в систему денежного довольствия всех категорий военнослужащих.
Сокращение и реорганизация Вооруженных Сил проводились так, чтобы оставшиеся воинские соединения, части и подразделения были более боеспособными, чем до этого. Лучший офицерский состав расформировываемых воинских частей направлялся на замену менее подготовленных офицеров других воинских частей. При этом очень часто офицеры назначались на должности с меньшими окладами. Чтобы не снижать материального уровня жизни этих офицеров Совет Министров 3 мая 1946 года разрешил сохранять за ними прежние, более высокие оклады денежного содержания. Например, при назначении командира танкового батальона гвардейского танкового полка на должность командира танкового батальона танкового училища он получил бы снижение на 1100 руб. (с 2700 до 1600 руб.). При сохранении прежнего оклада он получал больше начальника училища.
Второй большой группой офицеров, получавших сохраненные оклады, были офицеры, назначенные на низшие должности в связи с переформированием их частей и соединений. Например, при переформировании дивизии в полк – командир дивизии назначался на должность командира полка. В этом случае за ним сохранялся оклад по прежней должности. В результате за командиром дивизиона, переформированного из гвардейского истребительного противотанкового полка, сохранялся оклад в размере 2700 руб., т.е. больше оклада командира дивизии (2200 руб.) и начальника штаба округа (2600 руб.)7.
Изменения в денежном содержании военнослужащих в период Великой Отечественной войны привели к значительному многообразию окладов, что не отвечало требованиям службы мирного времени и создавало трудности в укомплектовании отдельных должностей. Так, по должности рядового состава существовало 14 окладов, сержантского состава – 31 оклад. По одноименным должностям офицерского состава также имелось по несколько окладов.
Исходя из вышеизложенного,
в систему денежного
Реформа денежного довольствия была осуществлена Постановлением Совета Министров СССР от 3 июня 1946 года № 1160-478. Сущность реформы сводилась к следующим положениям.
С октября 1946 года оклады денежного содержания маршалам, генералам, адмиралам и офицерам были установлены с учетом персонального воинского звания военнослужащего. Для этой цели установленные оклады подразделялись на оклады по персонально присвоенным воинским званиям и должностные оклады. Воинское звание выражало определенную военную и специальную квалификацию каждого офицера и подлежало дифференцированной оплате.
Ввиду того, что условия прохождения службы офицерским составом различных видов Вооруженных Сил существенно различаются, Правительством были установлены три схемы окладов денежного содержания по типовым должностям офицеров, генералов и адмиралов Вооруженных Сил: по сухопутным войскам, по авиации, по Военно-морскому флоту.
Рост денежного
содержания и введение окладов по
воинским званиям для офицеров, генералов
и адмиралов существенно
Таблица 1
Соотношение окладов денежного содержания офицеров до и после реформы 1946 года
Наименование должности |
Оклады денежного содержания | |
Конец ВОВ |
1946 год | |
Командир взвода |
500-750 |
1100 |
Командир батальона |
1100-1300 |
2100 |
Командир дивизии |
2200 |
4000 |
Значительные изменения произведены и в добавочных видах денежного довольствия. Для стимулирования высокой успеваемости слушателей и курсантов установлена выплата специального вознаграждения за успешное окончание высших военно-учебных заведений – в размере 1 и 2 окладов в зависимости от успеваемости.
В целях создания стимула к повышению научной
квалификации и развития научно-исследовательской
работы в Вооруженных Силах генералам,
адмиралам и офицерам, занимающим в высших
военно-учебных заведениях, научно-исследовательских
и научно-испытательных учреждениях должности
руководящего, профессорско-
Процентная надбавка за выслугу на офицерских должностях ранее повышалась на 5% за каждые 5 лет выслуги, причем предельный размер был установлен в 25% за 20 и более лет выслуги. Ко времени реформы денежного довольствия многие офицеры имели выслугу на офицерских должностях более 25 лет, а надбавку получали в максимальном размере, так как шкала надбавки не учитывала дальнейшего роста выслуги лет. С октября 1946 года эта шкала была дополнена установлением надбавки в размере 30% за 25 лет выслуги и 40% за 30 и более лет выслуги. Было установлено льготное исчисление выслуги лет с 1 октября 1946 года на должностях летно-подъемного состава авиации (один месяц за два) и на должностях плавающего состава ВМФ (один месяц за полтора).
С октября 1946 года возобновлена выплата подъемного пособия генералам, адмиралам, офицерам и сверхсрочнослужащим при назначениях на должности и служебных перемещениях.
Существенные перемены в денежном довольствии военнослужащих сверхсрочной службы в послевоенный период последовали только в 1956 г. Всем сверхсрочнослужащим независимо от того, в каком виде Вооруженных сил или роде войск они проходили службу, устанавливались одинаковые оклады по занимаемой должности согласно штатному воинскому званию (от рядового до старшины). При этом были снижены нормы повышения окладов за продолжительную службу и одновременно отменено единовременное вознаграждение за продолжительную службу. В последующие 10 лет вносились отдельные изменения в денежное довольствие сверхсрочнослужащих. С 1966 г. была введена 9-разрядная тарифная сетка окладов военнослужащих сверхсрочной службы. В дальнейшем оклады по всем разрядам тарифной сетки увеличивались трижды: в 1971 г. — на 20 руб., в 1977 г. — на два тарифных разряда и в 1990 году. Оклад командира взвода с 70 руб. в 1946 году вырос до 150 руб. в 1990 году, т.е. более чем в два раза, а у командира полка – со 160 руб. до 220 руб. или в 1,37 раза. Эта динамика наглядно подтверждает тенденцию более высокого роста окладов денежного содержания младших офицеров9.
Рост денежного
довольствия явился основным направлением
в повышении материального обес
Соотношение окладов содержания офицеров полкового звена в рассматриваемом периоде приведем в таблице 2.
Таблица 2
Соотношение окладов денежного содержания
офицеров в 60-70 годы
Оклады содержания |
Годы | |||
1965 |
1968 |
1971 |
1977 | |
Оклады командира взвода, лейтен. приняты за 100% |
100 |
100 |
100 |
100 |
Командир роты, капитан |
141 |
122 |
119 |
117 |
Командир батальона, подполковник |
200 |
156 |
139 |
135 |
Командир полка, полковник |
250 |
194 |
172 |
165 |
Таблица показывает, что в итоге повышения окладов содержания офицерам разница между ними сократилась. Так, если в 1965 году оклады содержания командира полка полковника в 2,5 раза превышали оклады содержания командира взвода, то в 1977 году они были выше лишь на 65%. Данный процесс соответствовал общим веяниям «уравниловки» оплаты труда в обществе того периода.
Всего в послевоенный период существования СССР оклады по званию после их введения повышались трижды (в 1971, 1974 и 1979гг.). Если в 1946 году оклад по званию лейтенанта равнялся 50 руб. в мес., то с 1 июня 1979 года – 120 руб., т.е. увеличился в 2,4 раза; по званию полковника соответственно 130 и 180 руб., т.е. рост составил лишь 40%10.
Регулярное повышение размеров окладов денежного содержания военнослужащих СССР в послевоенный период производилось в связи с использованием так называемого “сравнительного” метода, разработанного Управлением по труду и социальным вопросам Министерства труда СССР. В основе данного метода была заложена необходимость в дифференциации окладов работников в различных отраслях народного хозяйства, вызванная особенностями труда в каждой отрасли. Было предложено при использовании сравнительного метода, в качестве ориентира для установления должностных окладов военнослужащих применять оклады инженерно-технического персонала, занятого в оборонной промышленности, имеющего равную квалификацию и примерно одинаковое число подчиненных. Использование данного метода до 1991 года было вполне научно и правомерно, поскольку:
во-первых, установление должностных окладов, как военнослужащим, так и гражданским специалистам происходило в централизованном порядке;
во-вторых, заработная плата оставалась единственным источником денежных доходов трудящихся;
в-третьих, применение сравнительного метода происходило в условиях стабильной экономической ситуации в стране, способствовало установлению определенных соотношений в окладах на довольно длительные периоды.
Несмотря на всю привлекательность
сравнительного метода стимулирования
воинского труда, он не всегда позволял
достаточно обоснованно и своевременно
обеспечить приемлемый уровень оплаты
ратного труда, даже в условиях стабильной
экономики. В этом можно наглядно убедиться,
анализируя соотношение среднемесячной
заработной платы и окладов денежного
содержания лейтенанта, командира взвода
(Приложение 6).
Напрашиваются следующие очевидные выводы из таблицы. Во-первых, самый большой отрыв окладов денежного содержания командира взвода от средней заработной платы был сделан в 1946 году, благодаря реформе денежного довольствия. Размер окладов оказался в 2,5 раза выше зарплаты. Во-вторых, поскольку оклады денежного содержания после 1946 года не повышались в течение двадцати лет, а затем их рост был незначительным, впервые за всю историю Вооруженных Сил оклады командира взвода в 1990 году сравнялись со средней зарплатой (Приложение 6).
Необходимо отметить, что
совершенствование системы
Вместе с тем некоторые выплаты были отменены: надбавка за командование кораблями, вознаграждение за окончание высших военно-учебных заведений, деньги за наем прислуги.
В 1971 году в связи с возрастанием требований к ряду воинских специальностей, с появлением более сложного вооружения и военной техники был введен институт прапорщиков (мичманов) (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 ноября 1971 года, приказ Министра обороны СССР 1971 года № 275). С 1972 г. им были установлены оклады по воинским званиям, распространен порядок выплаты должностных окладов, применяемый для сверхсрочнослужащих, предусмотрены соответствующие добавочные виды денежного довольствия. Прапорщики и мичманы представляли принципиально новый, вплотную примыкающий к офицерскому корпусу, отряд военных кадров.