Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 00:05, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в исследовании проблемы оптимизации оплаты воинского труда в условиях реформирования Вооруженных Сил, обобщения практики в этой области и выработке определенных рекомендаций в части установления обоснованных норм денежного довольствия военнослужащих.
В соответствии с целью основными задачами работы являются: 1) Изучение исторического аспекта возникновения, развития денежного довольствия и принципов его построения. 2) Анализ существующей системы денежного довольствия, ее нормативно-правовой базы и законопроектов. 3) Выявление проблем и недостатков в структуре денежного довольствия. 4) Определение путей совершенствования системы денежного довольствия.
Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Становление и развитие системы денежного довольствия военнослужащих ВС РФ………………………………………………………...…..7
1.1.Становление системы денежного довольствия военнослужащих в Русской Армии………………………………………………………………………………...7
1.2.Эволюция системы денежного довольствия в период общественно-политических преобразований 1917 года и до конца Великой отечественной войны………………………………………………………………………………..13
1.3.Денежное довольствие в послевоенный период……………………………...19
Глава 2. Основные направления трансформации системы денежного довольствия с 90-х годов XX века………………………………………………...30
2.1.Трансформация денежного довольствия в период с 1992 по 2000 год…….30
2.2.Система денежного довольствия на современном этапе………………….....39
Глава 3. Пути решения проблем совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих ВС РФ…………………………………………….60
3.1.Проблемы совершенствования системы денежного довольствия в современное время…………………………………………………………………60
3.2.Основные направления совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации…...67
Заключение………………………………………………………………………….73,
Список используемой литературы………………………………………………..76
Таким образом,
проблема совершенствования системы
денежного довольствия
Нынешняя структура оплаты воинского труда существует в Вооруженных Силах более 50 лет и за этот период убедительно доказала свою жизнеспособность. Вместе с тем она сформировалась в СССР с его плановым подходом к производству и распределению, уровню цен и доходов граждан с жесткой государственной регламентацией многих других сторон жизни общества и конкретного человека. Однако в настоящее время экономическая система государства претерпела кардинальные изменения.
За последние
несколько лет система
Так, 28 марта 2008 года на заседании Коллегии Минобороны России была принята "Стратегия социального развития Вооруженных Сил РФ", предусматривающая поэтапное увеличение денежного довольствия военнослужащих на период до 2020 года25.
Несмотря на
принятые и обнародованные решения
о поэтапном повышении
В 2009 году заместитель министра обороны РФ по финансово-экономической работе Л.К. Куделина на заседании комитета Совета Федерации по обороне и безопасности сообщила: "В основу законопроекта ляжет "не увеличение средств на материальное поощрение военнослужащих, различные надбавки за напряженность в военной службе, как это было до последнего времени, а кардинальное увеличение должностных окладов и окладов по воинскому званию всех категорий военнослужащих"26.
По ее словам, ввести новую систему денежного довольствия военнослужащих Минобороны планировалось уже с 2009 года. "Однако при расчетах выяснилось, что на эти цели не хватает бюджетных средств. Поэтому мы ее будем вводить, видимо, только в 2010 году после соответствующего закона, который примут парламентарии", - отметила Куделина. Однако на практике дела обстоят еще хуже, министр обороны Сердюков заявил, что новую систему денежного довольствия введут только в 2012 году.
В апреле прошлого года с последующими изменениями был опубликован проект федерального закона «О денежном довольствии и отдельных выплатах военнослужащим», а также ряд пояснений к нему и неопубликованному проекту другого федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии и отдельных выплатах военнослужащим"» в версии Министерства Финансов. Согласно данным законопроектам с 01 января 2012 года денежное довольствие военнослужащих увеличивается в 3 – 4 раза.
Основным критерием предлагается считать увеличение оклада по воинскому званию лейтенанта – основной категории комплектования должности командира взвода. Основной принцип построения таблицы – разные промежутки между званиями различных категорий военнослужащих. Подобная градация будет в значительной степени поднимать авторитет воинских званий военнослужащих и оптимально отражать уровень их образования, профессиональной подготовки и опыта службы.
К несомненным достоинствам предлагаемой модели денежного довольствия можно отнести:
-
увеличение денежного
- возможность ежегодной и научно обоснованной индексации денежного довольствия;
-
учет особенностей прохождения
военной службы различными
- стимулирование профессионального и должностного роста военнослужащих на основе более значительной дифференциации окладов по воинской должности.
Появление рассматриваемых законопроектов следует считать, безусловно, благоприятным событием. В них есть положения, которые заслуживают поддержки, но в целом, как показал анализ, поддержка не может быть безоговорочной.
Предлагается расчет денежного довольствия военнослужащих по предлагаемой модели в центральном регионе Российской Федерации без учета единовременных выплат, данные представлены в таблице 3:
1) Офицер в воинском звании «лейтенант», находящийся на должности командира взвода, имеющий квалификацию специалиста 2 класса, с выслугой 6 лет показал:
- ПНВЛ – 15%;
- ДВК – 20%.
2) Офицер в воинском звании «подполковник», находящийся на должности командира батальона, имеющий квалификацию специалиста 1 класса, с выслугой 14 лет показал:
- ПНВЛ – 20%;
- ПНС – 15%;
- ДВК – 30%.
Таблица 3.
Виды выплат |
1) Лейтенант, командир взвода (выслуга 6 лет) |
2) Подполковник, командир батальона (выслуга 14 лет) |
ОВЗ |
10000 |
12000 |
ОВД |
20 000 |
24 000 |
ПНВЛ |
4500 |
7200 |
ПНС |
- |
3600 |
ДВК |
4000 |
7200 |
ИТОГО |
38500 |
54000 |
НДФЛ (13%) |
5005 |
7020 |
КВНР |
33495 |
46980 |
Из данных таблицы следует, что без учета единовременных выплат денежное довольствие увеличивается, но не на должный уровень.
Из законопроектов не следует, что они соответствуют главному: чаяниям большинства граждан РФ, объявленному Президентом РФ курсу на модернизацию общества и пресечение коррупции и, самое главное, социально значимым интересам военнослужащих, хотя бы в том виде, как они были изложены в «Стратегии социального развития ВС РФ на период до 2020 года».
Именно этим продиктованы излагаемые ниже замечания.
Во-первых, ни пояснительные записки к законопроектам, ни справки, подготовленные к заседанию Комитета Государственной Думы по обороне, не дают ответа на вопрос о том, чем же вызвана необходимость радикального изменения денежного довольствия военнослужащих. В основу пояснительных записок положен сугубо чиновничий подход – перечисление некоторых указаний и поручений руководства, во исполнение которых разработаны законопроекты. Однако и этот перечень нельзя считать полным, а тем более доступным для анализа. Судя по грифу, к содержанию документов допущены не все депутаты Государственной Думы (Приложение 7).
В то же время, в государстве существуют официальные документы по рассматриваемой проблеме, которые выполняются. И это, не считая упомянутой выше Стратегии социального развития ВСРФ, которая как ведомственный документ могла из-за этого статусного признака не упоминаться разработчиками законов. Данные документы связаны с необходимостью повышения привлекательности военной службы. Они долгие годы не выполнялись, их текст корректировался, но не в нужную сторону (Приложение 8).
В любом случае забывать об интересах военнослужащих какой-либо категории неправомочно, как и об истинных причинах реформы денежного довольствия. Приведен их ориентировочный перечень, который сформирован на основе общедоступной информации (Приложение 9).
Проведя анализ законопроектов, можно сделать следующие выводы:
Таким образом, дальнейшее совершенствование существующей системы оплаты воинского труда в рамках традиционного подхода рождает все больше противоречий, усложняет расчеты и нивелирует ее дифференциацию по должностному и иерархическому признакам. Теперь необходимо время для приведения названных законопроектов в соответствие с законодательством. Следует в кратчайшие сроки устранить имеющиеся перекосы и недостатки, и усовершенствовать нормативно-правовую базу денежного довольствия военнослужащих. Предложения по совершенствованию системы денежного довольствия рассмотрены в следующем параграфе.
3.2. Основные
направления совершенствования
системы денежного довольствия
военнослужащих Вооруженных
Одной из важнейших задач современной социальной политики Российской Федерации, провозглашенных Правительством Российской Федерации, является реформирование системы денежного довольствия и социальных гарантий военнослужащих. Премьер-министр Владимир Путин, выступая в Госдуме, заявил, что в 2012 году Вооруженные силы России будут переведены на новую систему денежного довольствия. Командир взвода будет получать около 50 тысяч рублей в месяц. Все зависит от того, сколько у нас в 2012 году останется командиров взводов. Если, допустим, ужать армию до размера нескольких батальонов, то каждый офицер будет получать как генерал в НАТО. Проблема в том, какая будет армия, и где взять на нее деньги. Пока видно только сворачивание контрактной армии и ставку на военнослужащих по призыву – в этом году их призовут в 2 раза больше, чем в прошлом. Соотношение будет 60 на 40 процентов в пользу военнослужащих по призыву. В этом случае вопрос о том, какие деньги и когда будет получать офицер, остается открытым. За последние 8 лет было предложено множество обещаний от лиц самого разного уровня, но ни одно из них не было выполнено хотя бы наполовину. Так что к словам нашего премьера необходимо относиться достаточно сдержанно.
Перетекание военных кадров в гражданский сектор, в другие силовые структуры приобретает устойчивый характер, чего нельзя сказать об обратном направлении. К сожалению, приходится констатировать, что профессия военного не конкурентоспособна на рынке труда Российской Федерации. Это подтверждают и данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в октябре 2010 года. Так, отвечая на вопрос: «Какие профессии в России, по вашему мнению, наиболее престижны?», лишь 7% респондентов назвали профессию военного27.
Существующие на сегодняшний день законопроекты, как уже сказано в предыдущей главе, несовершенны и требуют срочной доработки, либо необходимо разработать новый альтернативный проект, который исключит недостатки, указанные выше.
Разработчики законопроекта фактически разрушили принцип единства системы государственной службы. Следовательно, главное законоположение, которое должно быть разработано и внедрено в законопроекты, связано с необходимостью придать закону возможность прямого действия в определении размеров денежного довольствия военнослужащих. Сделать это можно, если возложить эту функцию (по образцу закона о государственной гражданской службе) на Президента РФ, являющегося одновременно Верховным Главнокомандующим.
Предлагается альтернативный вариант (принципы построения) основных законоположений о денежном довольствии.
Размеры денежного довольствия военнослужащих ежегодно (при разработке федерального бюджета) устанавливаются (корректируются) Президентом РФ по представлению Правительства РФ при участии всех федеральных органов исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, исходя из следующих достигнутых и планируемых величин:
а) размера средней заработной платы по стране – гражданам, заключающим первый контракт для несения службы в регулярных войсках (с коэффициентом превышения денежного довольствия над средней заработной платы в 1,25, который может уточняться при подготовке проекта федерального бюджета);
б) размеров денежных
средств государственных
Гражданам, призванным для выполнения конституционного долга по защите Отечества и прохождения военной службы по призыву назначается следующее денежное довольствие:
– в период обучения в учебных воинских частях (центрах) для подготовки к дальнейшей службе в регулярных войсках или пребыванию в военно-обученном резерве (запасе), – соответствующее типовым государственным студенческим стипендиям;
–
в период дальнейшего
Все военнослужащие, проходящие военную службу в РФ, получают денежное довольствие в соответствии с одинаковыми шкалами размеров должностных окладов, окладов по воинскому званию и всех надбавок, кроме надбавки за особые условия военной службы, которая может быть различной для различных федеральных органов исполнительной службы, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба.