Совершенствование развития ДД ВС РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 00:05, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в исследовании проблемы оптимизации оплаты воинского труда в условиях реформирования Вооруженных Сил, обобщения практики в этой области и выработке определенных рекомендаций в части установления обоснованных норм денежного довольствия военнослужащих.
В соответствии с целью основными задачами работы являются: 1) Изучение исторического аспекта возникновения, развития денежного довольствия и принципов его построения. 2) Анализ существующей системы денежного довольствия, ее нормативно-правовой базы и законопроектов. 3) Выявление проблем и недостатков в структуре денежного довольствия. 4) Определение путей совершенствования системы денежного довольствия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Становление и развитие системы денежного довольствия военнослужащих ВС РФ………………………………………………………...…..7
1.1.Становление системы денежного довольствия военнослужащих в Русской Армии………………………………………………………………………………...7
1.2.Эволюция системы денежного довольствия в период общественно-политических преобразований 1917 года и до конца Великой отечественной войны………………………………………………………………………………..13
1.3.Денежное довольствие в послевоенный период……………………………...19
Глава 2. Основные направления трансформации системы денежного довольствия с 90-х годов XX века………………………………………………...30
2.1.Трансформация денежного довольствия в период с 1992 по 2000 год…….30
2.2.Система денежного довольствия на современном этапе………………….....39
Глава 3. Пути решения проблем совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих ВС РФ…………………………………………….60
3.1.Проблемы совершенствования системы денежного довольствия в современное время…………………………………………………………………60
3.2.Основные направления совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации…...67
Заключение………………………………………………………………………….73,
Список используемой литературы………………………………………………..76

Файлы: 1 файл

Возисов Е.В. 511 Проблемы становления развития и срвершенствования ДД военнослужащих ВСРФ - копия.doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

Уже в 1973 году укомплектованность Вооруженных Сил прапорщиками и  мичманами составляла более 50 процентов (приказ Министра обороны СССР 1973 года № 085). Это стало возможным в связи с тем, что прапорщикам и мичманам выплачивался оклад по воинскому званию и общий уровень их денежного довольствия оказался выше, чем у сверхсрочнослужащих по соответствующим должностям. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 апреля 1977 года № 345-120 (приказ Министра обороны СССР 1977 года № 092) было повышено денежное довольствие прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы. По всем должностям, замещаемым указанными военнослужащими, увеличены тарифные разряды. В результате этого мероприятия общий уровень их денежного довольствия был повышен в среднем на 10-15% (в зависимости от занимаемой должности и военной специальности). В 1980 г. введены воинские звания старших прапорщиков и мичманов и установлены по этим званиям более высокие оклады11.

Особого внимания заслуживает  введение выплаты единовременного  денежного вознаграждения за поддержание  высокой боевой готовности, которое  выплачивалось один раз в год  в размере двух окладов денежного  содержания (приказ Министра обороны СССР 1982 года № 0205). Названная выплата оказывала исключительное стимулирующее воздействие на процесс добросовестного и качественного исполнения военнослужащими своих должностных обязанностей.

Итак, рассмотрев первую главу дипломной работы необходимо отметить, что весь путь исторического становления денежного довольствия в Русской армии - явился основой для возникновения системы денежного довольствия в Вооруженных Силах Российской Федерации, что является положительным историческим опытом. Великая Отечественная война явилась серьезным испытанием на прочность финансовой службы Красной Армии, которое было с честью выдержано военными финансистами во многом благодаря тому, что они заранее готовились к работе в условиях войны. В годы войны вводились новые выплаты и вносились изменения в порядок действия существующих. Денежные вознаграждения и дополнительные выплаты способствовали поддержанию высокого боевого духа бойцов Красной Армии и вносило свой вклад в приближение Победы над врагом. Также государство и не забывало про семьи военнослужащих пропавших или погибших во время войны. Послевоенный период в нашей стране характеризуется планомерным преобразованием денежного довольствия военнослужащих, направленным на улучшение их материального благосостояния.

Таким образом, необходимо отметить, что накопленный финансово-экономической службой опыт организации финансового обеспечения потребностей Вооруженных Сил в период Великой Отечественной войны и на других этапах их развития, богатые традиции финансово-экономической службы являются залогом успешного решения стоящих сегодня перед ней непростых задач. Но совершенствование денежного довольствия происходило и дальше, особенно эта проблема появилась после распада СССР, что конкретно рассмотрено в следующей главе.

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные направления трансформации системы  денежного довольствия с 90-х годов  XX века

 

 

2.1. Трансформация денежного довольствия в период с 1992 по  2000 год

 

Состоянию денежного  довольствия военнослужащих и его  реформированию всегда уделялось огромное внимание. Особенно данная проблема возникла при распаде СССР.

Экономический криз, который непосредственно повлиял  на качество обеспечения Вооруженных  Сил, повлек за собой введение большего количества дополнительных выплат военнослужащим, с целью компенсировать их трудовые затраты.

Многих экономистов давно  занимала проблема обоснованной экономической  оценки воинского труда, поскольку  от правильности ее разрешения зависит  материальное благополучие военнослужащих, а в конечном итоге и боевая готовность Вооруженных Сил, и надежная охрана государства. Определенную сложность в данном вопросе представляет проблема измерения характеристик “количества”  и “качества” такой особой экономической категории, как  “воинский труд”.

Несмотря на сложное экономическое и финансовое положение страны ГУВБиФ МО РФ принимались все необходимые меры, направленные на обеспечение финансовыми ресурсами мероприятий по совершенствованию системы денежного довольствия и повышению уровня социальной защиты военнослужащих12.

Начиная с 1991 года более отчетливо, чем в прежние годы, начали проявляться неблагоприятные явления в экономике, в том числе спад производства,  повышение  розничных цен, рост темпов  инфляции. Это привело к  тому, что в Вооруженных Силах начала нарастать неудовлетворенность размерами денежного содержания.

Поэтому, начиная  со второго квартала 1992 года, был  оставлен сравнительный метод, описанный  в первой главе, и определен  принципиально  новый принцип к установлению размеров оплаты  воинского труда. В его основу был положен минимальный прожиточный бюджет, т.е. сопоставление трудовых усилий при выполнении воинских обязанностей и затрат военнослужащих на удовлетворение своих потребностей. Это позволило перейти к формированию денежного содержания, так называемым методом спроса и предложения, который основан на соизмерении потребительского бюджета военнослужащего и установленного государством размера его денежного содержания. 

Используя определенный опыт, Правительство Российской Федерации  во втором квартале 1992 года ввело единый механизм увеличения оплаты труда в бюджетной сфере, с учетом регулярного пересмотра минимальной месячной оплаты труда. Индексация  денежного довольствия  военнослужащих осуществлялась  на основе  общей индексации доходов населения с учетом особенностей воинского труда, индекса потребительских цен и индекса роста оплаты труда работников промышленности. И хотя оклады денежного содержания военнослужащих неоднократно повышались, это происходило со значительным опозданием и не обеспечивало их надёжную социальную защиту.                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Федеральным законом  «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ определено, что оклад  денежного содержания (оклад по воинской должности и воинскому званию) повышается Правительством Российской Федерации пропорционально увеличению минимального месячного размера оплаты труда в течение года с того срока, с которого федеральным законом устанавливается минимальный размер оплаты труда. Этот закон в части повышения окладов денежного содержания вступил в силу согласно статье 29 в течение 1998 года по решению Правительства РФ.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года № 1638 постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года повышены с 1 января 1999 г. в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 1 июля 1999 г. установлены новые месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву). В Министерстве обороны указанное постановление Правительства Российской Федерации введено в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 января 1999 г. № 40 “О повышении окладов денежного содержания военнослужащим”.

После  принятия указанного постановления Правительства Российской Федерации оклад по первичной воинской должности солдат (матросов), проходящих военную службу по контракту (418 руб.) и оклады по воинским званиям военнослужащих приведены в соответствие с Федеральным законом “О статусе военнослужащих”.

Конкретные  размеры окладов по воинской должности  устанавливаются по соответствующему тарифному разряду. Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту  на должностях от рядового (матроса) до старшего прапорщика установлена 9-ти разрядная тарифная сетка. Для офицеров существует 51 тарифный разряд.

Размеры тарифных разрядов указываются в штате, числителем для военнослужащих, проходящих службу по контракту, знаменателем – по призыву. Отдельным категориям офицеров тарифные разряды могут устанавливаться в различных размерах (через дробь) – летному и преподавательскому составу.

Необходимо отметить, что в исключительно сложной  обстановке становления молодого Российского  государства, Президент РФ, Правительство России   и  Министерство Обороны РФ проводили  целенаправленную работу  по расширению льгот военнослужащим, выполняющим свой долг в особых условиях, служба которых связана с риском для здоровья и жизни (летчики, моряки, десантники  и т. д.).

Совершенствовались дополнительные  выплаты  военнослужащим, проходящим службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями  местностях.

Так, с 1 января 1993 года приказами  командующих округами (флотами) выплата  повышенных должностных окладов  была установлена в размере районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих в соответствующих местностях.

На основании Закона РФ  « О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» установлены значительные дополнительные выплаты и льготы для тех военнослужащих, которые служат на территориях государств Закавказья, Прибалтики, Республики Таджикистан,  а также выполняют задачи в условиях чрезвычайного положения и при  вооруженных конфликтах13.

В мае 1994 года на основании  Закона РФ от 21.07.93 г. «О внесении изменений  в Закон РФ о дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья...» и постановления  Правительства РФ от 31.03.94 г. № 280  « О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях Чрезвычайного Положения и  при вооруженных конфликтах» льготы данной категории военнослужащих были расширены. На основании Приказа Министра Обороны РФ № 9 от 4 января 1996 года установленные этими законодательными актами льготы были распространены на военнослужащих выполняющих свой воинский долг по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике.

В целях дальнейшего  повышения денежного довольствия  военнослужащим Правительством РФ  было принято Постановление от 7 декабря 1994 года № 1349   «О  дополнительных мерах по усилению  социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской  Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел»,  которое   доведено  до войск приказами   Министра  обороны РФ 1995 г. № 20 и 1998 г. № 61. Согласно  данному постановлению с 1 марта 1998 года   месячные оклады в соответствии с занимаемой должностью выплачиваются военнослужащим с увеличением на  25 процентов за службу в Вооруженных Силах. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, установлена выплата материальной помощи в размере двух окладов денежного содержания, ежемесячной надбавки  за сложность, напряженность и  специальный  режим  службы в размере  до  50 процентов оклада по воинской должности, производится премирование военнослужащих в размере  до трех окладов денежного содержания в год.

Перечисленные нововведения кардинально изменили возможности  командиров (начальников) материально  стимулировать сложный воинский труд, поощрять добросовестное исполнение военнослужащими своих должностных обязанностей, так как конкретный размер выплаты надбавки за сложность и право на получение премии определял командир воинской части.

С другой стороны сами военнослужащие были заинтересованы в  более качественном исполнении возложенных на них обязанностей, так как реально почувствовали возможность улучшения своего материального положения. Размеры введенных дополнительных выплат говорят сами за себя. Надбавка  за сложность, напряженность и  специальный  режим  службы могла составить  до  50 процентов оклада по воинской должности – имеющего наибольший удельный вес в сумме денежного довольствия. Максимальный размер премии достигал 75 процентов оклада денежного содержания в квартал.

Справедливости ради необходимо отметить, что результаты постоянной борьбы Министерства обороны за выполнение закона «О статусе военнослужащих», с учетом исключительно трудных экономических условий страны и Вооруженных Сил, нужно объективно считать значительными. Многие установленные Законом льготы, нормы выплат с большим трудом, но удавалось реализовать. За 1991-1995 годы оклады денежного содержания военнослужащим повышались 14 раз, в том числе 3 раза в 1991 году,  4 раза в 1992 году, 3 раза в 1993 году и по 2 раза в 1994 и 1995 годах. Всего за это время денежное довольствие военнослужащим было увеличено почти в 3000 раз.

Значительным материальным подспорьем семье военнослужащего  при убытии в отпуск либо в других случаях необходимости стала  материальная помощь в размере 2 окладов  денежного содержания.

К сожалению, во второй половине 90-х годов темп совершенствования денежного довольствия не только не был закреплен, но по отдельным позициям был полностью утрачен. Если в первой половине 90-х годов денежное довольствие повышалось 14 раз, то во второй – практически только 2 раза.

Приказом Министра обороны  РФ 1996 г.  № 160   с 1 июля  1996 года военнослужащим, имеющим право на пенсию за выслугу лет, введена ежемесячная  надбавка к денежному довольствию, а приказом Министра обороны РФ 1998 года № 361  изменен ее размер в сторону увеличения.

С учетом сложной экономической  ситуации в стране предусмотренные  выплаты были введены для того, чтобы отчасти устранить социальную несправедливость, снять напряженность  в воинских коллективах.

Очередное повышение  окладов денежного содержания военнослужащих было произведено только в 1999 году: с 1 января 1999 года в 1,62 раза должностных  окладов и с 1 июля 1999 года в 2,02 раза окладов по воинскому званию. Однако эти меры не могли компенсировать рост стоимости жизни, поскольку за истекшие три года сводный индекс потребительских цен вырос в 3,7 раза14.

Крайне  низкий уровень материального  обеспечения явился главной причиной того, что, например в 1999 году около 12 тысяч  офицеров не стали заключать новые контракты и изъявили желание уволиться с военной службы15. Причем, их наибольшее количество (почти 6,5 тыс. офицеров) приходится на боевые войска и силы. В этом же году досрочно уволено с военной службы более 35 тыс. офицеров, из них почти половина в воинском звании «лейтенант», «капитан». Общая укомплектованность первичных офицерских должностей составляет 82%, а в таких родах войск, как танковые, ракетные войска и артиллерия, еще ниже. С целью повышения укомплектованности этих и ряда других должностей МО РФ было вынуждено в 1999-2000 годах провести досрочный выпуск из ряда ВВУЗов.

Информация о работе Совершенствование развития ДД ВС РФ