Совершенствование развития ДД ВС РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 00:05, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в исследовании проблемы оптимизации оплаты воинского труда в условиях реформирования Вооруженных Сил, обобщения практики в этой области и выработке определенных рекомендаций в части установления обоснованных норм денежного довольствия военнослужащих.
В соответствии с целью основными задачами работы являются: 1) Изучение исторического аспекта возникновения, развития денежного довольствия и принципов его построения. 2) Анализ существующей системы денежного довольствия, ее нормативно-правовой базы и законопроектов. 3) Выявление проблем и недостатков в структуре денежного довольствия. 4) Определение путей совершенствования системы денежного довольствия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Становление и развитие системы денежного довольствия военнослужащих ВС РФ………………………………………………………...…..7
1.1.Становление системы денежного довольствия военнослужащих в Русской Армии………………………………………………………………………………...7
1.2.Эволюция системы денежного довольствия в период общественно-политических преобразований 1917 года и до конца Великой отечественной войны………………………………………………………………………………..13
1.3.Денежное довольствие в послевоенный период……………………………...19
Глава 2. Основные направления трансформации системы денежного довольствия с 90-х годов XX века………………………………………………...30
2.1.Трансформация денежного довольствия в период с 1992 по 2000 год…….30
2.2.Система денежного довольствия на современном этапе………………….....39
Глава 3. Пути решения проблем совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих ВС РФ…………………………………………….60
3.1.Проблемы совершенствования системы денежного довольствия в современное время…………………………………………………………………60
3.2.Основные направления совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации…...67
Заключение………………………………………………………………………….73,
Список используемой литературы………………………………………………..76

Файлы: 1 файл

Возисов Е.В. 511 Проблемы становления развития и срвершенствования ДД военнослужащих ВСРФ - копия.doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, установление таких дополнительных выплат, как ежемесячное денежное поощрение, дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки и других, снижает цену и значимость воинского звания и воинской должности. Представляется, что надбавки следует платить не за принадлежность к избранной структуре Минобороны России, а за конкретные показатели в службе, за её особые условия (несение боевого дежурства, полёты, морские походы и т.д.), за деятельность, связанную с повышенным риском здоровью (работа с боеприпасами, химическими и др. опасными веществами), а также за удалённость места службы.

Необходимо  оптимизировать и существующую структуру  денежного довольствия военнослужащих. Сегодня она такова, что объективно девальвирует значение воинского звания и воинской должности. Разница в размерах окладов младших, старших и высших офицеров достигает не более 2 раз. Однако с учётом ежемесячных дополнительных выплат разница в размерах денежного содержания лейтенанта и генерала составляет уже 8–10 раз. В настоящее время должностные оклады военнослужащих составляют лишь 15–20% от всей структуры их денежного довольствия. Вся остальная часть приходится на различные надбавки и компенсации. Поскольку в последние годы сложилась практика повышения денежного довольствия военнослужащим за счёт введения различных надбавок и дополнительных выплат, то при начислении денежного довольствия военнослужащему сегодня определяющим является не его воинское звание, занимаемая должность и выслуга лет, а принадлежность военнослужащего к силовой структуре. Так, при равных окладах по воинскому званию и занимаемой должности денежное довольствие войскового военнослужащего будет на 30% меньше, чем военнослужащего центрального аппарата или проходящего службу в структурах ГРУ, и на 50% меньше, чем денежное довольствие военнослужащего ФСБ или ФСО.

Изменённая  структура денежного довольствия  военнослужащих отрицательно отражается и на военных пенсионерах, в расчёт пенсии которых новые надбавки не входят. Так, доля денежного довольствия, из которого исчисляется пенсия от общего денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, снизилась на момент увольнения по выслуге лет с 80% в 1985–1990 годах до 40% в 1995–2000 годах и до 30% в 2006 году. Соответственно, уменьшалась и доля пенсии. В 2007 году она составляла всего около 25–28% от получаемого

денежного содержания23.

Нельзя считать  нормальным, когда, при существующей системе ежемесячных надбавок, расчётная пенсия военнослужащего будет в несколько раз меньше той суммы, которую он получал во время прохождения военной службы. Подобного нет ни в одной стране мира. Так, в США доля окладов по должности и званию в зависимости от категории военнослужащих составляет от 68% до 88% всего их денежного довольствия. С повышением воинского звания и должности она увеличивается. При этом оклады по должности и званию увеличиваются ежегодно в законодательном

порядке не менее чем на величину инфляции.

По мнению председателя комитета Совета Федерации по обороне  и безопасности Озерова В.А. необходимо более чётко ставить вопрос об оптимизации денежного довольствия военнослужащих, при этом целесообразно предусмотреть увеличение доли окладов по воинской должности и воинскому званию. Это позволит повысить и уровень пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной и правоохранительной службы. Ведь при нынешней системе ежемесячных надбавок к денежному содержанию военнослужащих и приравненных к ним лиц, существующих вне связи с окладами по воинской должности и воинскому званию, пенсии военнослужащих оказались в несколько раз меньше той суммы, которую они

получали во время прохождения военной службы.

Таким образом, в настоящее время денежное довольствие военнослужащих является не только недостаточным, но и несовершенным по своей структуре.

Что же делается в настоящее время и что планируется осуществить в ближайшей перспективе для реального увеличения размера денежного довольствия военнослужащих?

В 2007-2008 годах, несмотря на ограниченность бюджетных средств, выделенных Минобороны России на денежное довольствие военнослужащих, военнослужащим плавсостава ВМФ была увеличена норма морского денежного довольствия с 30–50 до 100% оклада по воинской должности, а также с 1 марта 2008 года была установлена надбавка за особые условия боевой подготовки в размере до 3300 рублей. Одновременно с 1 марта 2008 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях, служба на которых связана с совершением прыжков с парашютом, был повышен размер надбавки за особые условия службы с 20 до 100% оклада по воинской должности.

В ближайшей  перспективе ожидается установление всем сержантам и старшинам, проходящим военную службу по контракту, надбавки за работу с личным составом в размере 100% оклада по воинской должности. Также Президент Российской Федерации Д. А. Медведев одобрил предложение Министра обороны Российской Федерации о создании специального поощрительного фонда Министра обороны в сумме 100 млрд. руб. Указанные и деньги пойдут на поощрение лучших военнослужащих, несущих боевое дежурство, проходящих службу в наукоёмких видах и родах войск, а также в частях постоянной готовности. За личное профессиональное мастерство и высокие результаты боевой подготовки, участие в учениях и походах поощрены около 38 тысяч офицеров. На эти цели в 2010 году выделено 33 млрд. рублей, а на 2011 год 42 млрд. рублей.      Его размер зависит от штатной воинской должности, занимаемой военнослужащим. Так, командир взвода получает, помимо денежного довольствия, 35 тыс. рублей, командир батальона - 70 тыс. рублей, командир полка - 90 тыс. рублей, командир дивизии - 110 тыс. рублей.

Однако очевидно, что введение новых надбавок и  дополнительных выплат коснулось лишь отдельных военнослужащих, что приводит к ещё большей дифференциации доходов различных категорий военнослужащих. В этой связи Министр обороны Российской Федерации Сердюков А.Э. инициировал реформирование системы формирования денежного довольствия военнослужащих. Согласно концепции, разработанной в Минобороны России, основу новой структуры денежного довольствия должны будут составлять оклады денежного содержания (оклад по воинскому званию и оклад по воинской должности), составляющие в среднем 50 процентов денежного довольствия. Предполагается оставить только 15 видов выплат из более чем 100 существующих, «погрузив» большую часть из них в оклады по воинскому званию и оклады по воинской должности.

 Кроме того, в соответствии со Стратегией социального развития Вооружённых Сил Российской Федерации запланировано динамичное увеличение денежного довольствия военнослужащих, так к 2020 году должна быть решена задача 25-процентного превышения денежного довольствия военнослужащих над средней заработной платой24.

Недостающие средства предполагается изыскать за счёт оптимизации численности Вооружённых Сил. Так, к 2012 году планируется сократить их численность до 1 млн. человек (в 2008 году она составляла 1 млн. 134 тыс. чел). Оптимизация предполагает существенное сокращение численности офицерского состава до 150 тысяч к 2012 году, т.е. на 200 тысяч человек. В этих целях на протяжении 5 лет (2009–2012 гг.) планируется ежегодное сокращение 40 тысяч офицерских должностей, в первую очередь за счёт планового увольнения выслуживших установленные законом сроки службы офицеров, а также путём сокращения вакантных должностей. Кроме того, часть офицерских должностей будет сокращена в результате упразднения некоторых органов военного управления, воинских учреждений и вузов, дублирующих функции друг друга. Также ожидается перевод ряда военных должностей обеспечивающего характера на комплектование гражданскими специалистами. Такого рода замены коснутся должностей финансовой, медицинской, юридической, тыловой, культурно-досуговой и иных специальностей, которые могут быть заменены гражданскими специалистами. В результате сокращения численности офицерского корпуса, он будет составлять порядка 15% от численности Вооружённых Сил. Руководство Министерства обороны Российской Федерации рассчитывает, что в результате такого рода оптимизации численности Вооружённых Сил удастся в разы поднять денежное довольствие офицерам войскового звена. Так, по прогнозной оценке Министра обороны России Сердюкова А. Э., уже в 2012 году командир взвода будет получать не менее 47,5 тысяч рублей в месяц.

После того, как  в августе 2008 года российские военнослужащие в ходе пятидневной кавказской войны в очередной раз продемонстрировали готовность и способность не щадя своей жизни и здоровья решать боевые задачи в интересах обеспечения национальной безопасности России, а также в целях защиты её граждан, трудно не согласиться с генералом Шамановым В. А., что необходимо «в разы поднять денежное довольствие тем, кто воюет, то есть офицерам войскового звена».

Однако представляется, что и те, кто обеспечивает деятельность офицеров войскового звена, не должны быть забыты при оптимизации и реформировании системы денежного довольствия военнослужащих. Дифференциация денежного довольствия военнослужащего должна происходить в зависимости от качества и количества его ратного труда, а также уровня его профессиональной подготовки. Для каждой военно-учётной специальности должны быть разработаны свои критерии дифференциации денежного довольствия. По моему мнению, и окопный офицер, выполняющий миротворческие функции в горячих точках, и военный учёный, создающий новые образцы современного вооружения, и военный педагог, профессионально обучающий будущих офицеров, а также офицеры-профессионалы других специальностей должны получать достойное денежное довольствие, адекватное их вкладу в решение поставленных задач.

Таким образом, необходимо отметить: во-первых, созданная  в начале 1990-х годов система  финансового обеспечения выдержала  проверку на прочность и доказала свою жизнеспособность, во многом благодаря этому финансовое обеспечение стало отправным элементом обеспечения боевой готовности войск и сил флота, во-вторых,  учитывая систематический рост тарифов на энергоносители, услуги связи, отопление жилых помещений, рост цен на потребительские товары и продукты питания, все проведенные мероприятия по повышению размеров денежного содержания военнослужащих в ближайшее время будут сведены к нулю, в-третьих, совершенствование денежного довольствия в настоящее время не в полной мере способствует достижению желаемых результатов в повышении престижности военной службы и удовлетворению материальных потребностей военнослужащих, в-четвертых, дальнейшее повышение окладов денежного содержания военнослужащих увязано с повышением денежного содержания государственных служащих. Исходя из этого в следующей главе необходимо рассмотреть пути решения проблем совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил РФ. 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути решения проблем совершенствования  системы денежного довольствия военнослужащих ВС РФ

 

 

3.1. Проблемы  совершенствования системы денежного  довольствия в современное время

 

Система денежного  довольствия является важным вопросом для государства, поэтому в последнее  время его реформированию уделяется  огромное внимание. 

Из года в  год уровень материального благосостояния военнослужащих по сравнению с другими  слоями общества снижался. Что вызывает недовольство со стороны военнослужащих, так как побудительными мотивами, заставляющими гражданина поступить  на военную службу, поддаются  денежной оценке, и самым устойчивым стимулом, побуждающим человек к труду, является желание получить вознаграждение за работу в  виде определенного количества материальных благ, которые можно приблизительно измерить той суммой денег, которую человек готов отдать, чтобы получить желаемое удовлетворение  или, наоборот,  той  суммой,  которая необходима, чтобы побудить его затратить определенное количество труда.

Учитывая то обстоятельство, что в силу особенностей характера военной службы военнослужащие порой вынуждены выполнять служебные обязанности в экстремальных условиях, отличающиеся от обычных своей интенсивностью, климатическими и другими особенностями прохождения военной службы, а также степенью опасности для здоровья и жизни военнослужащего, финансовое стимулирование выступает  на  первый  план.  Кроме  того,  стимулирование воинского  труда  может  быть  направлено  на  привлечение  в  вооруженные  силы добровольцев,  на  сохранение  имеющихся  высококвалифицированных  кадров,  на продолжительность  службы  и  повышение  квалификации  отдельных  категорий военнослужащих. Все это требует, во-первых, чтобы финансовые методы отражали конкретные виды деятельности, обеспечивали компенсацию больших физических и моральных усилий, затрачиваемых военнослужащими при исполнении служебных обязанностей. Во-вторых, выбор области приложения труда обусловлен не только индивидуальными качествами человека, но и тем благосостоянием, которое можно получить,  занимаясь  определенным  видом  деятельности,  поэтому  финансовые методы  стимулирования  должны  обеспечивать  достаточный  уровень  денежного содержания военнослужащих.

Для привлечения  на военную службу специалистов, квалификация которых соответствует сложности  решаемых задач, уровень их денежного  довольствия должен быть выше доходов, которые они получали бы в других сферах приложения своих способностей. В противном случае существующая ситуация, когда наиболее подготовленные молодые люди при выборе профессии начинают отдавать предпочтение другим сферам деятельности, а треть выпускников военных вузов покидают военную службу непосредственно после окончания учебного заведения, будет только усугубляться.

Информация о работе Совершенствование развития ДД ВС РФ