Совершенствование развития ДД ВС РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 00:05, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в исследовании проблемы оптимизации оплаты воинского труда в условиях реформирования Вооруженных Сил, обобщения практики в этой области и выработке определенных рекомендаций в части установления обоснованных норм денежного довольствия военнослужащих.
В соответствии с целью основными задачами работы являются: 1) Изучение исторического аспекта возникновения, развития денежного довольствия и принципов его построения. 2) Анализ существующей системы денежного довольствия, ее нормативно-правовой базы и законопроектов. 3) Выявление проблем и недостатков в структуре денежного довольствия. 4) Определение путей совершенствования системы денежного довольствия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Становление и развитие системы денежного довольствия военнослужащих ВС РФ………………………………………………………...…..7
1.1.Становление системы денежного довольствия военнослужащих в Русской Армии………………………………………………………………………………...7
1.2.Эволюция системы денежного довольствия в период общественно-политических преобразований 1917 года и до конца Великой отечественной войны………………………………………………………………………………..13
1.3.Денежное довольствие в послевоенный период……………………………...19
Глава 2. Основные направления трансформации системы денежного довольствия с 90-х годов XX века………………………………………………...30
2.1.Трансформация денежного довольствия в период с 1992 по 2000 год…….30
2.2.Система денежного довольствия на современном этапе………………….....39
Глава 3. Пути решения проблем совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих ВС РФ…………………………………………….60
3.1.Проблемы совершенствования системы денежного довольствия в современное время…………………………………………………………………60
3.2.Основные направления совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации…...67
Заключение………………………………………………………………………….73,
Список используемой литературы………………………………………………..76

Файлы: 1 файл

Возисов Е.В. 511 Проблемы становления развития и срвершенствования ДД военнослужащих ВСРФ - копия.doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в 1999–2004 годах, оказавшись не в состоянии  в полном объёме обеспечить военнослужащих всеми видами натурального обеспечения и не имея достаточных денежных средств на компенсацию военнослужащим положенных видов натурального довольствия денежными выплатами, Правительство Российской Федерации выработало правовой механизм приостановления ежегодно принимаемым в ранге федерального закона федеральным бюджетом действия норм законодательных актов о правах военнослужащих20.

В указанный  период времени и общество и самих  военнослужащих постепенно приучили к тому, что в условиях дефицита бюджетных средств, вызванного трудностями экономического роста в Российской Федерации, можно на годы заморозить реализацию ряда льгот и преимуществ военнослужащих и членов их семей.

  Однако до бесконечности замораживать действие законодательства о статусе военнослужащих невозможно – это неизбежно приведёт к падению доверия армии к органам государственной власти, что негативно скажется на уровне обеспечения военной безопасности государства. В этих условиях был проведён следующий этап реформирования статуса военнослужащих, суть которого состоит в замене натуральных льгот на компенсационные денежные выплаты. По экспертным оценкам перевод натуральных льгот в денежную форму, с точки зрения обеспечения экономических интересов государства представляется целесообразным, поскольку позволяет усилить контроль над расходованием государственных средств и перераспределением иных материальных ресурсов государства. Однако вводимые взамен натуральных льгот компенсационные денежные выплаты должны обеспечивать военнослужащим возможность приобретение всех тех материальных благ, которые предоставлялись им в качестве неденежных форм обеспечения.

Рассмотрим  второй этап изменения прав и социально-правового статуса военнослужащих, который связан с введённой с 1 января 2005 года «монетизацией» (заменой на денежные выплаты) социальных льгот граждан Российской Федерацией. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской

Федерации…» был установлен перечень правовых норм, которые подлежат отмене или изменению с 1 января 2005 года. Указанным законом были существенно изменены 155 действующих законов, еще боле 40 законов с 1 января 2005 года признаны утратившими свою сил.

Ревизия социального  законодательства существенно изменила и Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в который было внесено порядка 70 изменений, вступивших в силу с 1 января 2005 года. Тогда был отменен целый ряд натуральных льгот, которыми ранее пользовались военнослужащие и члены их семей. Практически во всех случаях, когда в нормах Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» содержались указания на конкретный размер (в денежном, процентном или ином выражении) предоставляемых льгот или выплачиваемой компенсаций, такие нормы с 1 января 2005 года были заменены указаниями о полномочиях Правительства России или федерального ведомства определять порядок и размер их предоставления.

С 1 января 2005 года из Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в 19 случаях изъят термин «льгота», который, как правило, предполагает норму прямого действия (например, бесплатный проезд на транспорте). Взамен введён термин «социальные гарантии», который предполагает установление денежных компенсаций взамен упразднённых натуральных льгот. В ряде случаев конкретный термин «обязаны» был заменён на термин «вправе», в результате чего правовая норма уже не носит императивного характера и может не исполняться, если нет на то соответствующих условий.

Что же получили военнослужащие взамен отменённых льгот?

С 1 января 2005 года взамен отменённых льгот военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, был увеличен до 120% размер надбавки за сложность, напряжённость и специальный режим военной службы, составлявшей ранее до 70% оклада по воинской должности. Для офицеров, проходящих военную службу по контракту в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях указанную надбавку увеличили до 160%, а солдатам, матросам, сержантам, старшинам, прапорщикам и мичманам – до 200% оклада по воинской должности.

Однако принятое решение  о переводе натуральных льгот  в денежную форму путём включения компенсационных выплат военнослужащим в ежемесячную надбавку за сложность, напряжённость и специальный режим службы вызывало следующие сомнения:

- Правомерно ли включение компенсационных выплат в состав денежного довольствия, подлежащего налогообложению?

- Почему различие в должностных окладах военнослужащих должно влиять на размер надбавки, а значит и на компенсационную сумму?

- Чем мотивируется явное ущемление прав пенсионеров военной службы, если указанная надбавка не входит в базу для расчёта пенсии?

Заметим, что  при переводе натуральных льгот  в денежную форму чётких ответов на указанные вопросы не последовало. Любое уменьшение объёма социальных гарантий военнослужащих и членов их семей не соответствует базовому принципу законодательного регулирования вопросов социальной защиты в Российской Федерации. Данное положение подтверждается и Конституционным Судом Российской Федерации, который в своем определении от 4 июля 2002 года № 184-О отмечает, что особый правовой статус военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, специфический характер их деятельности, сопряжённой с опасностью для жизни и здоровья, специальные требования и условия прохождения военной и правоохранительной службы предполагают предоставление данной категории лиц (а в определенных случаях – и членам их семей) повышенных социальных гарантий.

Введённые с 1 января 2005 года ограничения ранее действовавших прав военнослужащих привели к ухудшению положения военнослужащих и членов их семей по сравнению с установленным ранее их статусом и пакетом социальных льгот. В сложившуюся ситуацию пришлось вмешаться Президенту Российской Федерации. С 1 марта 2005 года им было произведено определённое увеличение денежного довольствия военнослужащих путём введения специальной надбавки в размере одного должностного оклада. Одновременно для военнослужащих, проходящих военную службу в наиболее «дорогих» субъектах Российской Федерации (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область), надбавка за напряжённость и специальный режим службы, ранее установленная в размере до 120%, была увеличена до 200%. Также удалось добиться увеличения выплат за поднаём жилья с 500 до 1500 руб. (если же в семье военнослужащего три и более человек – до 2250 руб.)21.

В 2004 году были приняты определённые меры по недопущению снижения уровней доходов отдельных категорий военнослужащих и совершенствованию системы их денежного довольствия. Так, Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 1258 «Вопросы денежного довольствия военнослужащих» с 1 октября 2004 г. было установлено ежемесячное денежное поощрение военнослужащим, замещающим отдельные воинские должности в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в размерах, кратных окладам по их воинской должности.

В целях повышения  уровня материального обеспечения военнослужащих в соответствии с указаниями Президента Российской Федерации к 1 января 2008 года денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, было увеличено в полтора раза. Так, с 1 января 2006 года оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, были повышены в 1,15 раза, с 1 января 2007 года указанные оклады были повышены в 1,1 раза, а с 1 декабря 2007 года повышены ещё в 1,15 раза. Кроме того, с 1 декабря 2007 года оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, были увеличены на сумму денежной компенсации, ранее выдаваемой взамен продовольственного пайка.

Также в 2006–2007 годах определённое увеличение денежного довольствия отдельных категорий военнослужащих произошло за счёт увеличения размера ежемесячных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, увеличения нормы морского денежного довольствия плавсоставу ВМФ, введения компенсационной выплаты в размере НДФЛ военнослужащим, проходящим военную службу по контракту за границей.

Кроме того, в 2007 году были увеличены более чем  в 3 раза (до 3 тыс. руб.) доплаты за учёную степень кандидатам наук и в 4 раза (до 7 тыс. руб.) – докторам наук научно-педагогического состава военных вузов и НИИ. Также установлены надбавки к должностным окладам: доцентам – 40%; профессорам – 60%.

По официальным  данным, с 2001 года по 2008 год уровень денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, номинально возрос в 3,5–4 раза, а военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, – в 8,5–9 раз. Однако с учётом среднего роста инфляции, коэффициент реального роста денежного довольствия указанных категорий военнослужащих оказался существенно меньше – и составил соответственно 1,6–1,9 и 4–4,2 раза.

Заметим, что  большинство официальных данных о повышении благосостояния военнослужащих отражают сугубо математическую прогрессию повышения размера денежного довольствия военнослужащих. Вместе с тем необходимо оценивать уровень реальных доходов военнослужащих, которые увеличились незначительно.

Так, комитетом  Государственной Думы по обороне  было проведено сравнение инфляции (от размера которой и зависит фактический уровень повышения материального состояния военнослужащих) и состоявшихся индексаций денежного довольствия военнослужащих показывает, что увеличение денежного довольствия в реальном выражении (за вычетом инфляции) составляет всего 1,36 – 1,4 раза.

При подготовке мер по реализации поручения Президента Российской Федерации об увеличении в реальном выражении за три года (2006–2008 гг.) денежного довольствия военнослужащих в 1,5 раза Правительством Российской Федерации было запланировано лишь номинальное (без учёта инфляции) увеличение размеров денежного довольствия военнослужащих в 1,67 раза, т.е. на 67%. Однако, для того, чтобы в результате планируемых

мероприятий реальный (т.е. с учётом инфляционных процессов) уровень денежного довольствия увеличился в 1,5 раза при его номинальном повышении в 1,67 раза необходимо, чтобы уровень инфляции за период 2006–2008 гг. не превысил 11,3%, что заведомо невозможно. По экспертным оценкам в рассматриваемый период (2006–2008 гг.) совокупный уровень инфляции составит порядка 65%. При таких условиях ожидаемого повышения уровня жизни военнослужащих не произойдёт.

В бюджете 2008 года и на период 2009–2010 годов были заложены следующие средства на повышение денежного довольствия: с 1 сентября 2008 года – на 15%, с 1 августа 2009 года – на 6,8% и с 1 января 2010 года – на 6,5%. Также Правительством Российской Федерации принято решение повысить денежное довольствие на 6,5% с 1 апреля текущего года. Однако этого явно недостаточно.

В этой связи, выступая в декабре 2007 года на съезде политической партии «Единая Россия», В. В. Путин признал, что те деньги, которые получают военнослужащие за свой ратный труд, явно не соответствуют затраченным ими усилиям по поддержанию военной безопасности России. В этой связи Президент Российской Федерации дал указания не ждать 1 сентября 2008 года, а повысить денежное довольствие военнослужащим уже с 1 февраля 2008 года на 9%, а с 1 октября 2008 года ещё на 9% (т. е. в 2008 году всего на 18%). Также В. В. Путин обратил внимание на то, что назрела выработка предложений по изменению подходов к формированию денежного довольствия военнослужащих. Он уточнил, что «речь должна идти о более справедливых принципах формирования денежного довольствия в интересах войскового звена»22.

В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию, месячных и иных дополнительных выплат. Однако количество различных дополнительных ежемесячных выплат в Минобороны России достигло 20 наименований. При этом в ряде случаев они выплачиваются не за напряжённость боевой службы, а за принадлежность к центральному аппарату Минобороны. Так, например офицерам и генералам центрального аппарата Минобороны России были установлены ежемесячные надбавки в размере от 2,6 до 10,5 должностных окладов, а всем остальным офицерам – всего в размере одного должностного оклада. В результате ежемесячное денежное содержание (оклады по должности и воинскому званию) некоторых воинских должностей стало составлять 12–13% денежного довольствия (совокупный доход). А если учесть единовременные дополнительные выплаты, то этот процент будет ещё меньше. Установленные указанной надбавкой диспропорции привели к внушительной разнице между денежным довольствием офицеров центрального аппарата Минобороны России и тех, кто служит непосредственно в войсках. Так, в результате ведения надбавок офицерам центрального аппарата стало экономически невыгодно поступать в высшие военно-учебные заведения, или же уходить в войска на вышестоящие должности, так как размер их денежного довольствия может уменьшиться до 30%.

В оплате ратного  труда военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсках, также имеются перекосы, связанные с ведением надбавок для военнослужащих, проходящих военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности. Здесь за счёт особых надбавок контрактники получают денежное довольствие на 20–30% больше, чем военнослужащие простых воинских частей и соединений, имея одни и те же воинские звания и должности. Это также влияет на продвижение военнослужащих по службе. Нередко военнослужащий из воинской части постоянной готовности не желает выдвигаться на вышестоящую должность в воинские части с другой степенью готовности, поскольку он потеряет в размере денежного довольствия.

Информация о работе Совершенствование развития ДД ВС РФ