Совершенствование развития ДД ВС РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 00:05, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в исследовании проблемы оптимизации оплаты воинского труда в условиях реформирования Вооруженных Сил, обобщения практики в этой области и выработке определенных рекомендаций в части установления обоснованных норм денежного довольствия военнослужащих.
В соответствии с целью основными задачами работы являются: 1) Изучение исторического аспекта возникновения, развития денежного довольствия и принципов его построения. 2) Анализ существующей системы денежного довольствия, ее нормативно-правовой базы и законопроектов. 3) Выявление проблем и недостатков в структуре денежного довольствия. 4) Определение путей совершенствования системы денежного довольствия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Становление и развитие системы денежного довольствия военнослужащих ВС РФ………………………………………………………...…..7
1.1.Становление системы денежного довольствия военнослужащих в Русской Армии………………………………………………………………………………...7
1.2.Эволюция системы денежного довольствия в период общественно-политических преобразований 1917 года и до конца Великой отечественной войны………………………………………………………………………………..13
1.3.Денежное довольствие в послевоенный период……………………………...19
Глава 2. Основные направления трансформации системы денежного довольствия с 90-х годов XX века………………………………………………...30
2.1.Трансформация денежного довольствия в период с 1992 по 2000 год…….30
2.2.Система денежного довольствия на современном этапе………………….....39
Глава 3. Пути решения проблем совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих ВС РФ…………………………………………….60
3.1.Проблемы совершенствования системы денежного довольствия в современное время…………………………………………………………………60
3.2.Основные направления совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации…...67
Заключение………………………………………………………………………….73,
Список используемой литературы………………………………………………..76

Файлы: 1 файл

Возисов Е.В. 511 Проблемы становления развития и срвершенствования ДД военнослужащих ВСРФ - копия.doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

Как показало проведенное обследование структуры ежемесячных денежных доходов среднестатистической семьи  военнослужащих, денежное довольствие  занимает чуть более половины всех доходов – 55%, указано в схеме 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1.

 

Зарплата жен военнослужащих в среднем увеличивает семейный бюджет лишь на 7%, т.к. 53% женщин не имеют  возможности трудоустроиться (в  семьях молодых офицеров доля неработающих жен достигает 75%). Примерно 1% в среднестатистический семейный бюджет дают дополнительные доходы за счет тех 8% военнослужащих, которым удается подработать в свободное от работы время. Прибавка эта незначительна и составляет в среднем 754 рубля на одного подрабатывающего. В целом же сравнение ежемесячных доходов различных социальных групп РФ показывает, что доходы семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, составили 78% от среднего уровня по стране. Разрыв этот еще более ощутим в семьях многодетных и младших офицеров, прапорщиков, сержантов, солдат.

Для разрешения крайне обострившейся  проблемы низкого уровня материальной обеспеченности военнослужащих Президентом  РФ еще в 1999 году было дано Поручение  Правительству РФ (от 5 июля 1999 года № К 485) рассмотреть вопрос о повышении размера денежного довольствия военнослужащим, поскольку было очевидно, что проведенные в 1999 году повышения не решили эту проблему.

Реализация Указа Президента РФ о повышении военнослужащим с 1 декабря 2000 года в 1,2 раза окладов по воинским званиям и воинским должностям (взамен минимально необходимого в 1,5 раза с сентября 2000 года, как это предложено было МО РФ), лишь частично обозначила решение проблемы16.

Определенное повышение  уровня социальной защищенности отдельных  военнослужащих было достигнуто с 1 января 2000 года за счет реализации изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», внесенных Федеральным законом от 31 декабря 1999 года № 229-ФЗ. Согласно этому закону, военнослужащим, проходящим военную службу  по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, установлены к денежному довольствию коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) и выплаты процентных надбавок к денежному довольствию в размерах и порядке, которые установлены для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

В результате это позволило увеличить денежное довольствие военнослужащих в указанных местностях в среднем в 1,2 раза, а военнослужащим в возрасте до 30 лет, если они прожили в этих местностях не менее 5 лет, выплачивать со дня зачисления в списки личного состава воинских частей процентную надбавку к денежному довольствию в максимальном размере.

Однако в целом, учитывая недостаточность принятых мер по повышению денежного довольствия, «вытащить» военнослужащих из бедности не удалось.

За период 1996-2000 годов  уровень денежного довольствия настолько отстал от минимального прожиточного уровня в стране, а система социальной защиты и обеспечения военнослужащих оказалась настолько в запущенном состоянии, что компенсировать образовавшийся разрыв Правительство РФ было не в состоянии.  

Таким образом, в конце ХХ века система денежного довольствия претерпела значительные изменения. Появился новый порядок установления окладов и расширился список дополнительных выплат, но уровень жизни военнослужащих и членов их семей не улучшился. Следовательно, необходимо проанализировать действующую систему денежного довольствия и наметить пути  ее совершенствования.

 

2.2. Система денежного довольствия на современном этапе

 

Система денежного  довольствия  представляет  собой  совокупность организационных принципов, видов, норм и правил выплаты  денежного содержания военнослужащим и членам их семей в различных случаях служебного положения.

Как известно, правовой статус военнослужащих регламентируется соответствующим законом. Ныне действующий Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» снискал славу одного из самых изменяемых федеральных законов. Нередко одновременно в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» вносились десятки изменений. В большинстве случаев изменения Федерального закона «О статусе военнослужащих» были связаны с ограничением ранее действовавших прав и преимуществ военнослужащих и членов их семей. Первое существенное урезание прав и льгот военнослужащих было осуществлено в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот».

Льготы и  преимущества военнослужащих и членов их семей, отменённые с 1 июля 2002 года:

  1. Право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на получение денежной компенсации в размере удерживаемого с их денежного довольствия налога на доходы физических лиц.
  2. Право военнослужащих, имеющих право на пенсию за выслугу лет, на получение ежемесячной надбавки в размере до 50% от пенсии, которая могла быть им назначена.
  3. Право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, временно исполняющих помимо обязанностей военной службы по своим штатным воинским должностям ещё и обязанности по неукомплектованным воинским должностям, на ежемесячную доплату к денежному довольствию в размере до 50% оклада по дополнительно исполняемой воинской должности.
  4. Право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и совместно проживающими с ними членов их семей, а также граждан, уволенных с военной службы по льготным основаниям, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более на 50-процентную скидку по оплате жилья, коммунальных услуг, абонентской платы за пользование радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами и квартирным телефоном.

Отмена указанных  льгот и преимуществ военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, не подкреплённая ясным механизмом их компенсации, явилась основанием обращения ряда из них в Конституционный Суд Российской Федерации на предмет проверки соответствия Конституции Российской Федерации Федерального закона от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ.

Однако Конституционный  Суд Российской Федерации в Определении от 5 июня 2003 г. № 275-О констатировал, что, отменив некоторые из льгот прямого действия, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования отношений в сфере социальной защиты военнослужащих – на основе принципа приравнивания размеров денежного довольствия военнослужащих к денежному вознаграждению соответствующих категорий федеральных государственных служащих, что повлекло повышение денежного довольствия военнослужащих. Поскольку материальная компенсация отмены ряда льгот для военнослужащих была обеспечена повышением их денежного довольствия, Конституционный Суд пришёл к выводу, что при таких условиях отмена некоторых льгот не означает ограничение или умаление конституционных прав военнослужащих.

Действительно в качестве компенсационных мер были введены некоторые изменения законодательства в пользу военнослужащих. Однако компенсационные меры вводились не одновременно с ограничением льгот военнослужащих, а поэтапно.

На первом этапе (с 1 января 2002 года) Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1509 «О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении личный состав, установлена ежемесячная надбавка

за командование (руководство) воинскими подразделениями  и воинскими частями. Порядок выплаты указанной надбавки определён приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2002 г. № 33, согласно которому размер этой надбавки составляет от 300 до 500 рублей в зависимости от занимаемой должности17.

Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1510 с 1 января 2002 года были увеличены  предельные размеры надбавки военнослужащим за сложность, напряженность и специальный режим военной службы с 50 до 70% от оклада по воинской должности18.

На втором этапе (с 1 июля 2002 года) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, были установлены оклады по воинским должностям в размерах не ниже должностных окладов соответствующих категорий федеральных государственных служащих. Также с 1 июля 2002 года произошло увеличение размеров надбавки военнослужащим за выслугу лет, исчисляемой в процентах от окладов по воинской должности и воинскому званию при выслуге лет.

На третьем  этапе (с 1 января 2003 года) было произведено установление военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, окладов по воинским званиям в размерах не ниже надбавок за квалификационные разряды соответствующих категорий федеральных государственных служащих.

Казалось бы, перечисленные изменения должны были существенно укрепить материальное положение военнослужащих. Приравнивание окладов военнослужащих к окладам государственных служащих по оценкам Главного финансово-экономического управления МО России в 2002 году повлекло увеличение денежного довольствия военнослужащих в 2–2,5 раза. Однако реальные доходы военнослужащих увеличились гораздо меньше (с 1 июля 2002 г. всего в 1,5–2 раза). Кроме того, указанное увеличение денежного довольствия и доходов военнослужащих в 2002–2003 годах было минимизировано ростом инфляции, которая все увеличения просто свела к нулю, а также увеличением оплаты жилищно-коммунальных услуг с одновременной отменой для военнослужащих льгот по оплате жилья. В результате по официальным данным 2004 году более 34% семей военнослужащих имели доходы на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, принятого в регионах19.

Проведенный анализ динамики изменения размеров денежного довольствия с 1992 года по 2004 год с использованием индекса потребительских цен показал, что покупательная способность денежного довольствия, выплачиваемого военнослужащим, с учётом всех введённых дополнительных выплат в указанный период снизилась в 2 раза и более.

Одновременно  с отменой ряда льгот и преимуществ  военнослужащих и членов их семей было осуществлено временное приостановление действия отдельных льгот. Впервые приостановление действия прав военнослужащих,

регламентированных  Федеральным законом «О статусе военнослужащих» было апробировано при принятии Федерального закона от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год». Тогда с 1 января 2002 года было приостановлено на год действие Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части выплат за счёт федерального бюджета денежной компенсации за поднаём жилья гражданам, уволенным с военной службы по льготным основаниям и не обеспеченным в трёхмесячный срок органами местного самоуправления жилыми помещениями по избранному месту жительства. Следует отметить, что ни в 2003 году, ни в 2004 году право лиц, уволенных с военной службы на получение этой денежной компенсации из средств федерального бюджета, так и не было восстановлено.

В 2002 – 2004 годах  сложилась практика, когда приостановление действия льготы военнослужащих на один год продлевалось и на последующие годы, тем самым создавалась ситуация, при которой льгота не отменялась, но её действие замораживалось на длительный период, с чем с годами смирялись не только законодатели, но и сами льготополучатели – военнослужащие, что в последствии позволило законодателям отменить большинство из ранее приостановленных льгот военнослужащих.

Так, например, только Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» было временно приостановлено действие следующих четырёх существенных льгот, установленных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту:

1) Предусмотренное ранее абзацем четвертым пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ « О статусе военнослужащих» право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на выплату по их желанию денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости. Указанное право было приостановлено в части размера компенсации взамен продпайка – не более 20 руб. в сутки.

2) Предусмотренное ранее абзацем вторым пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества денежной компенсации в размере стоимости этих предметов. Указанное право было приостановлено в части ограничения размера выплаты денежной

компенсации стоимости предметов вещевого имущества – не более 3000 рублей в год.

3) Предусмотренное ранее абзацем вторым пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и уволенных с военной службы по льготным основаниям, на получение за счёт средств федерального бюджета денежной компенсации за поднаём жилья. Указанное право было приостановлено в части выплаты денежной компенсации за счёт

средств федерального бюджета.

4) Предусмотренное ранее абзацем вторым пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, на предоставление льготных кредитов на строительство индивидуальных жилых домов, строительство,

ремонт садовых  домиков и благоустройство садовых  участков. Указанное право было приостановлено в части предоставления льготных кредитов. Все из указанных приостановлений действия прав и льгот военнослужащих в 2003 году были продлены и при принятии федерального бюджета на 2004 год. Кроме того, Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г. действие пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 27 мая

1998 года №  76-ФЗ «О статусе военнослужащих»  в части выплаты средств из федерального бюджета на строительство (приобретение) жилья.

И это ещё  далеко не все ограничения прав военнослужащих. С 2001 года законами о федеральном бюджете четыре года подряд было приостановлено действие впоследствии отменённого подпункта «б» подпункта 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», которым ветеранам военной службы гарантировалось получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства. Происходило приостановление действия льгот для военнослужащих и на подзаконном уровне. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 625 было приостановлено действие впоследствии отменённого абзаца третьего пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 604 «О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы» в части средств федерального бюджета. Указанным постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было запрещено за счёт средств федерального бюджета выплачивать денежную компенсацию гражданам, уволенным с военной службы, за наём (поднаём) жилых помещений при невозможности обеспечения жилыми помещениями по установленным нормам в 3-месячный срок со дня их прибытия к избранному постоянному месту жительства.

Информация о работе Совершенствование развития ДД ВС РФ