Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:14, курс лекций
Документ в управлении выступает одновременно и как предмет труда управленческого работника, и как его результат. В организациях на составление документов и работу с ними в среднем уходит 60% рабочего времени.
Слово «документ» в переводе с латинского означает «свидетельство», «способ доказательства».
ДОКУМЕНТ - это материальный объект, содержащий в зафиксированном виде информацию, оформленную в установленном порядке, и имеющий, в соответствии с действующим законодательством, правовое значение
Лекция 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
Документ в управлении выступает одновременно и как предмет труда управленческого работника, и как его результат. В организациях на составление документов и работу с ними в среднем уходит 60% рабочего времени.
Слово «документ» в переводе с латинского означает «свидетельство», «способ доказательства».
ДОКУМЕНТ - это материальный объект, содержащий в зафиксированном виде информацию, оформленную в установленном порядке, и имеющий, в соответствии с действующим законодательством, правовое значение
Документы используются в различных областях знаний. Характерным свойством документа является то, что он служит источником и носителем информации.
В документах закрепляется государственное устройство, они служат средством общения между учреждениями, организациями и гражданами.
Большинство документов должно удовлетворять таким требованиям, как пригодность к длительному хранению, максимальная наглядность. Документ должен быть правильно составлен как по форме, так и по содержанию.
ФУНКЦИИ ДОКУМЕНТА:
1. Информационная - в документе зафиксированы факты, события, явления практической и мыслительной деятельности человека.
2. Организационная - оказывает воздействие на группы людей для организации и координации их деятельности.
3. Юридическая - содержание
документа используют в
4. Воспитательная -дисциплинирует исполнителя, требует повышения уровня образовательной подготовки, воспитывает эстетический вкус.
5. Коммуникативная - обеспечивает внешние связи организаций.
В России в X в. понятие «делопроизводство» трактовалось как «вершение дел». Слово «дело» обозначало «вопрос, который необходимо было решить орган) управления», и только к середине ХУ1 в. его стали употреблять в значении «собрание документов».
В наше время термин ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО определяется следующим образом: отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. В последние годы употребляется и синонимичный ему термин «документационное обеспечение управления». Возникновение его связано с изменением организационно-технической основы делопроизводства, ставшее возможным благодаря активному внедрению в сферу работы с документами средств вычислительной техники и современных информационных технологий, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и использования информации в управлении.
ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ (ДОУ) деятельность аппарата управления, охватывающая вопросы документирования и организации работы с документами в процессе осуществления им управленческих функций.
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ -- часть делопроизводства, связанная с созданием документов в соответствии с установленными требованиями.
ИНФОРМАЦИЯ - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах независимо от формы их представления.
Как носитель информации документ выступает в качестве непременного элемента внутренней организации любого учреждения. Информация является основанием для принятия управленческих решений, служит доказательством их исполнения и источником для обобщений, а также материалом для справочной работы.
Многие формы управленческой деятельности выражаются с помощью определенных категорий документов. Таким образом, документация, будучи тесно связана со всеми формами управленческой деятельности, используется в качестве способа и средства реализации функций управления.
1.2. Унификация и стандартизация документов
Основными направлениями
В целях сокращения количества документов, применяемых в управленческой деятельности, в целях типизации их форм, снижения трудовых и материальных затрат на их подготовку и оформление, в целях достижения единообразия информационных баз проводятся работы по унификации документов, созданию унифицированных систем документации (УСД).
УНИФИКАЦИЯ - приведение форм и структур документов, а также операций по их обработке, учету и хранению к единообразию.
В основе создания унифицированных систем документации лежит единообразие состава и формы управленческих документов. Управленческая документация включает следующие унифицированные системы документации:
унифицированная система организационно-
- унифицированная система банковской документации;
- унифицированная
система финансовой, учетной
и отчетной бухгалтерской
документации бюджетных
унифицированная система документации по труду;
унифицированная система документации Пенсионного фонда Российской Федерации;
унифицированная система внешнеторговой документации. Унификация в делопроизводстве может быть как самостоятельной работой, так и этапом стандартизации.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ служебных
Стандартизация в области документоведения означает установление общегосударственных форм и требований к документам, обязательных к использованию всеми организациями, учреждениями и предприятиями, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы. Эти требования изложены в ГОСТе Р 6.30-2003.
Унификация и стандартизация служебных документов создает возможность составления типовых (трафаретных) текстов для документов, содержащих идентичную и повторяющуюся информацию. В этих случаях повторяющаяся часть текстов
выносится в трафарет, а для информации, имеющий индивидуальный характер, оставляются свободные строки, которые заполняются при составлении документа. Унифицированы могут быть и отдельные фразы.
1.3. Классификация документов
Для того, чтобы выработать определенные принципы составления и оформления документов, формы и методы работы с ними, производится их классификация по целому ряду признаков.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ - деление документов на классы по наиболее общим признакам сходства или различия.
Документы могут классифицироваться по следующим признакам:
1.
По способу фиксации
акустические (позволяют производить точную запись и передачу звуковой информации)
2. По назначению (по видам деятельности):
-
организационно-
3. По наименованию: письмо
приказ распоряжение
- справка
- протокол и др.
4. По ценности содержания: научные исторические
- оперативные
5. По стадиям создания:
черновик (предварительная редакция документа) беловик (окончательная редакция документа)
-
оригинал или подлинник (
копия (повторное, абсолютно точное, воспроизведение оригинала). Копии бывают факсимильные и свободные. Факсимильная копия содержит все реквизиты документа и отражает особенности их изготовления (ксерокс, факс, фотокопия)
- отпуск (копия исходящего документа, остающаяся в учреждении)
дубликат (копия, выдаваемая в случае утраты подлинника и обладающая той же юридической силой)
выписка (копия официального документа, воспроизводящая какую-либо его часть, заверенную в установленном порядке)
6. По срокам хранения:
постоянного (вечного) хранения (научные, исторические и другие документы)
- долговременного (свыше 10 лет) срока хранения (личные дела, истории болезни, техническая документация)
временного (до 10 лет) хранения
7. По степени гласности: открытые (несекретные)
с ограниченным доступом (совершенно секретные, секретные, для служебного пользования, конфиденциальные, личные)
8. По юридической силе:
подлинные (могут быть действительными и недействительными. Недействительным документ становится в результате истечения срока действия или отмены его другим документом) подложные (фальшивые)
9. По месту составления:
- внутренние
внешние (делятся на входящие и исходящие)
10. По степени сложности:
- простые (рассматривается один вопрос)
- сложные (рассматриваются два и более вопросов)
11. По срокам исполнения:
Срочные (срок исполнения которых установлен законодательными актами, а
также телеграммы и другие документы с грифом «срочно»
несрочные
12. По происхождению:
служебные (создаются по инициативе учреждения) личные (создаются по инициативе частного лица) Существуют также и некоторые другие признаки документов, позволяющие их классифицировать.
1.4. Нормативно-методическая
база документационного
управления
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ДОУ - это совокупность законов, нормативных актов и методических материалов, устанавливающих правила создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, а также регламентирующих работу службы ДОУ, ее структуру, функции,
штаты, техническое обеспечение и некоторые другие аспекты.
Нормативно-методическая база ДОУ включает:
- Законы РФ в сфере информации и документации
Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения
Правительства РФ, регламентирующие вопросы документационного
обеспечения на федеральном уровне
Правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств,
комитетов, служб, агентств) как общеотраслевого, так и ведомственного
характера
- Правовые акты органов власти субъектов РФ и их территориальных образований, регламентирующие вопросы делопроизводства
Правовые акты нормативно-инструктивного характера, методические документы по делопроизводству учреждений, организаций и предприятий Государственные стандарты на документацию
- Унифицированные системы документации
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной
информации
Государственная система документационного обеспечения управления
(ГСДОУ). Основные требования к документам и службам ДОУ
- Нормативные документы
по организации
- Нормативные документы
по организации архивного
Наиболее полным межотраслевым документом по организации ДОУ является принятая государственной архивной службой в 1988 году «Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ)». Основная цель создания этой системы - упорядочение документооборота, сокращение количества и повышение качества.документов, создание условий для эффективного применения прогрессивных технологических средств и технологий сбора, анализа информации, совершенствование работы аппарата управления.
Требования к оформлению организационно-распорядительно
Каждая организация на основе типовой инструкции разрабатывает свою
инструкцию по делопроизводству с учетом своей специфики. Эту инструкцию утверждает руководитель организации, и она является обязательной для каждого работника.
2.1. Формуляр-образец
Любой документ состоит из определенного набора составных частей или элементов, называемых реквизитами.