Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 16:30, курс лекций
Сначала рассмотрим, что включает в себя понятие «делопроизводство» по нормативным документам. В соответствии с ГОСТом Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.»:
Делопроизводство или документационное обеспечение управления - это отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.
В деловой этикет входит умение правильно разговаривать по телефону. Около семидесяти процентов того, какое впечатление вы производите на человека при разговоре по телефону, зависит от вашего голоса, и около тридцати процентов - от того, что вы говорите. Разговаривайте по телефону так, как бы вы хотели, чтобы разговаривали с вами. Ваша речь должна звучать достаточно громко и отчетливо; ни в коем случае не ешьте и не пейте при разговоре. Разговаривая по телефону, внутренне улыбнитесь. Если возможно, берите трубку не позже, чем телефон зазвонит второй раз.
Неотъемлемой частью работы любой компании являются совещания. Используйте эту возможность произвести хорошее впечатление на ваших коллег и начальника. Для этого заранее ознакомьтесь с повесткой дня и вопросами, которые будут рассматриваться на совещании, подготовьте текст своего выступления и возможные аргументы. Приходите вовремя или немного раньше. Захватите с собой бумагу, ручку и записную книжку. Не играйте и не рисуйте в своей записной книжке. Не скрещивайте руки на груди. Этот жест означает враждебное намерение, а ваша поза должна выражать готовность к сотрудничеству. Сидите прямо и не сутультесь. Будьте энергичны и заинтересованы, даже если вам скучно.
Деловые встречи и собрания обычно подразумевают вручение визитных карточек. В ней указывается основная информация о вас: ваше имя, компания, должность и то, как с вами можно связаться. Сразу же представьтесь, назвав свое имя и название компании, где вы работаете. Визитная карточка вручается чистой стороной вниз. Если вы хотите дать свою визитную карточку человеку, который стоит выше вас по служебной лестнице, подождите, пока он сам попросит вас об этом. Не пытайтесь вручить свою карточку каждому. Это выглядит назойливо. Не пользуйтесь испорченными или устаревшими визитными карточками. Всегда носите с собой несколько своих визитных карточек: вы не можете знать, когда и где их придется вручать.
Частью делового этикета являются также правила ведения переписки и содержания деловых писем. Деловой этикет проявляет себя, прежде всего в формулах обращения, выражении просьб, напоминаний, отказов, способах аргументации, формулировках указаний, в заключительных словах. Обращение применяется, если письмо адресуется должностному лицу. Наиболее распространены следующие обращения: "Уважаемый господин" с указанием фамилии; "Уважаемый Иван Сергеевич" (в письмах-приглашениях) и т.д. В деловой переписке не используются местоимения «я» и «мы», вместо них применяются местоимения «мы» и «Вы». Следует также применять предпочтительнее страдательные конструкции вместо действительных: не «мы выполним», а «нами будет выполнено»; не «Вы предлагаете», а «Вами будет предложено» и т.д.
Большое значение для формирования положительного имиджа организации имеет соблюдение такой нормы делового этикета, как своевременность ответа на запросы, деловые предложения и т.д. Если вы не можете дать ответ в установленный срок, то извинитесь за задержку и сообщите адресату, когда сможете дать окончательный ответ. В деловой переписке не уместно применение выражений типа «Будьте так любезны», «Не откажите в любезности сообщить» и т.д. Не допускается применение резких выражений, письмо должно быть сформулировано в спокойной манере.
При подготовке ответного письма обратите внимание на оформление реквизита «адресат». Если поступившее письмо подписал руководитель, ответ следует адресовать на его имя, если другое должностное лицо – отвечайте на его имя. Проявлением этикета является также употребление заключительных формул вежливости, например, в конце текста перед подписью: «С уважением…», «Искренне Ваш…».
Cловарь терминов по делопроизводству
Здесь приведены
наиболее часто применяемые термины,
получившие отражение в нормативно-
А
Адресат
- получатель.
Адресант
- отправитель.
Акт
- документ, составленный
несколькими лицами и
Акцепт
- согласие на предложение вступить в сделку, заключить договор на условиях, указанных в предложении.
Анкета
- документ, представляющий
собой трафаретный текст,
Аннотация
- краткое изложение первоисточника.
Архивная выписка
- дословное воспроизведение части текста документа, хранящегося в архиве, заверенное в установленном порядке.
Архивная справка
- справка об
имеющихся в документальных
Аспект
- точка зрения, с которой производится поиск документа или извлечение из него необходимых сведений.
Б
Бланк
- белый лист
с частично напечатанным
В
Ведомость
- перечень
каких-либо данных (сведений), расположенных
в определенном порядке (
Виза
- подпись,
подтверждающая факт
Внутренний адрес письма
- наименование
и адрес организации или
Внутренний документ
- документ, предназначенный
для использования тем
Входящий документ
- документ, поступивший в учреждение.
Выписка
- копия части текстового документа.
Г
Государственная тайна
- защищаемые
государством сведения в
График
- текстовой
документ, отражающий, как правило,
план работы с точными
Гриф
- пометка,
указывающая на особый
Гриф секретности
- реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и(или) в сопроводительной документации на него.
Д
Дата
- число, месяц
и год составления или
Дело
- единица хранения
письменных документов в
Деловое письмо
- документ, применяемый для связи, передачи информации на расстояние между двумя корреспондентами, которыми могут быть и юридические, и физические лица.
Делопроизводство
- ведение канцелярских дел, совокупность работ по документированию деятельности учреждений и по организации документов в них.
Директивный документ
- документ, содержащий
обязательные к исполнению
Доверенность
- документ, дающий
полномочия его предъявителю
на выполнение каких-либо
Договоренность
- документ, фиксирующий соглашение двух или нескольких сторон.
Докладная записка
- документ, адресованный
руководству, в котором
Документ
- информация на материальном носителе, имеющая юридическую силу.
Документооборот
- 1) движение документов в учреждении с момента их получения или создания до завершения исполнения или отправки; 2) количество входящих, внутренних и исходящих документов учреждения за определенный период времени.
Досье
- документы, относящиеся к какому-либо делу.
Дубликат
- экземпляр
документа, составленный
З
Заявление
- документ, содержащий
просьбу или предложение лица
(лиц) учреждению или
И
Извещение
- документ, информирующий
о предстоящем мероприятии (
Индекс
- условное
обозначение, присваиваемое
Индексация
- проставление индекса.
Индекс дела
- порядковый
номер дела по номенклатуре
и условное обозначение
Инициативный документ
- документ, послуживший началом рассмотрения определенного вопроса.
Исходящий документ
- документ, отправленный из учреждения.
К
Классификационный индекс
- условное
обозначение (цифровое, буквенное,
смешанное), присваиваемое
Консервация документа
- предохранение
документа от разрушающего
Контракт
- договор об установлении, изменении или прекращении правоотношений.
Контрольный лист
- талон для
индивидуальной регистрации
Корреспондент
- учреждение или отдельное лицо, с которым ведется переписка.
Кредит
- включенная в смету сумма, в пределах которой разрешен расход на определенную потребность.
Л
Лимит
- документ, определяющий
предельный размер
Лицевой счет
- бухгалтерский
документ, отражающий передачу какого-
Личное дело
- дело, включающее
документы о каком-либо лице (о
его биографии, образовании,
М
Машиночитаемый текст
- документ, использование
которого требует применения
специально предназначенных