Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:11, дипломная работа
Целью работы – рассмотреть особенности организации рабочего места секретаря.
Задачи исследования:
выявить требования, предъявляемые к современному секретарю;
рассмотреть должностные обязанности секретаря – референта;
рассмотреть организацию рабочего места секретаря;
разработать документооборот секретаря.
Кроме того, от секретаря могут потребовать презентабельную или привлекательную внешность, аккуратность и элегантность в одежде, возможно установление специальной формы одежды. Руководители приветствуют, если кандидат на должность секретаря ведет здоровый образ жизни, занимается спортом, не имеет вредных привычек и умеет хранить конфиденциальную информацию, которая станет известной в процессе трудовой деятельности.
Среди профессиональных навыков
современного секретаря руководители
выделяют обязательное наличие следующих:
умение работать на компьютере, с базовыми
программами Word, Excel, умение использовать
Интернет не для развлечений, а для работы;
умение пользоваться электронной почтой;
хорошее знание иностранного языка (желательно,
чтобы секретарь умел общаться на иностранном
языке, читать и писать); умение вести делопроизводство
и общаться с людьми.
Необычайно высокое значение имеет умение
планировать и организовывать исполнение
поручений руководителя. Всем этим, а возможно
и другим должен обладать секретарь в
наше время5.
В небольшой по своим размерам фирме секретарю поручается все организационное и делопроизводственное обслуживание. В более крупных учреждениях должность секретаря имеется в каждом структурном подразделении или отделе.
Становится очевидным, что секретарь нужен в любой фирме или организации. Таким образом, еще недавно не особо популярная и в основном низкооплачиваемая профессия секретаря, становится сегодня в самой вершине списка самых престижных профессий в России. Это подтверждает огромный спрос на должность секретаря, секретаря – референта, секретаря – делопроизводителя на Российском рынке труда и занятости населения.
Более того, современный секретарь имеет высшее или средние специальное образование, постоянно совершенствует свои навыки, знания и умения, посещает различные профильные тренинги и специальные курсы.
Многие Российские ВУЗы и специальные училища ввели такие учебные специальности, как «Документоведение и документационное обеспечение управления», введена новая для российских высших заведений квалификация – «Документовед».
Прошедшие обучение по этой специальности – это квалифицированные и дипломированные специалисты, которые свободно владеют одним или, что бывает чаще двумя иностранными языками.
Такие специалисты могут работать не просто секретарями-референтами, помощниками руководителя или секретарями-референтами высокого уровня.
Средние специальные учебные заведения также ввели обучение по специальности «Делопроизводство и архивоведение», на базе которого выпускаются специалисты с квалификацией – «организатор делопроизводства – архивист».
После окончания такого учебного заведения, выпускники могут с легкостью занять должность и справляться с обязанностями секретаря-референта и секретаря руководителя структурного подразделения на крупной фирме.
Таким образом, успешный и опытный секретарь, в 99% - это женщина, отлично справляется со своими обязанностями и при желании легко сможет открыть свое собственное дело.
1.2.Задачи и функции секретаря
Основной задачей секретаря-референта является документационное обеспечение деятельности фирмы (выполнение работ по делопроизводству), для выполнения которой секретарь осуществляет следующие виды работ:
Ежедневно в установленные сроки получает в почтовом отделении документы, поступившие в адрес фирмы, доставляет их на фирму и проводит их первичную обработку (проверяет правильность адресования, целостность конвертов и упаковки, вскрывает конверты, проверяет комплектность вложений и проставляет на документах отметку о поступлении).
Сортирует входящие документы на регистрируемые и нерегистрируемые, передает документы, не требующие регистрации, непосредственно специалистам фирмы. Регистрирует поступившие документы6.
Например, в должностной инструкции секретаря-референта ООО «КРОСС» записано, что он регистрирует входящие документы в журнале входящих документов, а в должностной инструкции секретаря ОАО «АГРО» - вносит данные о поступивших документах в базу данных.
Своевременно передает поступившие документы на рассмотрение руководителя (заместителя руководителя) фирмы.
Готовит поступившие документы для доклада руководителю.
В течение дня выполняет машинописные работы (набирает на компьютере тексты служебных документов), сверяет и распечатывает их.
Например, в должностной инструкции секретаря-референта ООО «КРОСС» записано, что он стенографирует, расшифровывает, печатает и оформляет распоряжения руководителя.
По поручению руководителя (руководителя и специалистов) выполняет копировальные работы.
Ведет контроль за сроками исполнения документов, находящихся на исполнении у специалистов. Информирует руководителя о состоянии исполнительской дисциплины.
По поручению сотрудников фирмы принимает и передает документы по факсимильной связи.
Ежедневно контролирует своевременную сдачу исполненных документов сотрудниками фирмы, раскладывает их в папки в соответствии с номенклатурой дел, контролирует наличие в них отметки о списании документов в дело, визы и подписи.
Рис. 1. Место секретаря в организационной структуре предприятия ООО «КРОСС»
Принимает и передает по телефону информацию для руководителя фирмы и сотрудников; организует телефонные переговоры руководителя.
Например, в должностной инструкции секретаря-референта ООО «КРОСС» в числе функций предусмотрено "фиксирование информации, поступившей по телефону, передача и прием телефонограмм, регистрация их по установленной форме. Обеспечивает сохранность документов.
Ведет учет объема документов фирмы, ежеквартально готовит для руководства сводку о количестве документов7.
По указанию руководителя фирмы осуществляет подготовку совещаний, оформляет и обеспечивает хранение протоколов.
Если в фирме проводятся заседания нескольких видов, необходимо перечислить те из них, протоколирование которых входит в обязанности секретаря. Если по роду деятельности организации возникает необходимость делать выписки из протоколов, должно быть отмечено, кому и в какие сроки секретарь-референт их предоставляет.
Выполняет указания и поручения руководителя фирмы по бронированию номеров в гостиницах, заказам авиа- и железнодорожных билетов, размещению партнеров (командированных).
Следит за исправным состоянием вычислительной и организационной техники, средств связи, установленных в приемной и кабинете руководителя.
Обеспечивает руководителя и сотрудников справочниками, бланками, бумагой и канцелярскими принадлежностями. Организует их хранение, учет и рациональное использование.
Заказывает пропуска для посетителей организации, отмечает время присутствия посетителей в здании.
Например, в должностной инструкции секретаря ООО «КРОСС» предусмотрено, что он "сопровождает посетителей в здании.
Выполняет работы по подготовке дел фирмы к сдаче в архив, проводит их предархивную обработку, составляет описи и акты на уничтожение документов.
Если сдача документов в архив осуществляется ежегодно, необходимо в этом пункте указать сроки, например: "ежегодно, не позднее четвертого квартала. Если архив самостоятельно ведет обработку документов, то этот пункт может быть сформулирован следующим образом: Передает документы структурного подразделения по графику сдачи документов в архив.
Глава 2. Организация рабочего места секретаря – набор оборудования и справочных изданий
2.1.Планирование рабочего времени секретаря как составляющая организационного обеспечения управленческой деятельности
Для успешной работы как руководителя, так и секретаря необходимо эффективно организовать рабочее время. Одним из важнейших аспектов организации работы руководителя является планирование рабочего времени.
Работа секретаря-референта, помощника руководителя организации, имеет свои специфические особенности:
Подобная специфика секретарской деятельности, с одной стороны, чрезвычайно повышает важность планирования, необходимость наличия четкого плана работы, с другой стороны — чрезвычайно это затрудняет. Некоторые начинающие секретари вообще наивно полагают, что планировать их работу невозможно.
Действительно, планировать работу секретаря достаточно сложно, но не только можно, но и необходимо. К сожалению, в пособиях, адресованных секретарям, сюжеты, посвященные планированию, либо вообще отсутствуют, либо эти методики секретарской деятельности изложены весьма невнятно.
Всю работу, выполняемую секретарем в течение каждого дня, можно с некоторой долей условности подразделить на:
Постоянную, повторяющуюся изо дня в день работу (например, регистрацию документов, копирование документов, машинописные работы и т. п.) целесообразно выполнять в одно и то же определенное время. Для планирования повторяющейся, однотипной работы разрабатывается схема рабочего дня секретаря.
При составлении схемы рабочего дня желательно учитывать, что наиболее благоприятное время для выполнения особо трудных или творческих заданий — это отрезок с 10 до 12 часов. Затем следует некоторый спад активности. Во второй половине дня работоспособность наиболее высока с 14 до 17 часов. После 17 часов накапливается усталость и внимание неуклонно падает, поэтому нежелательно начинать кропотливую работу, требующую сосредоточенности, после 18 часов.
Распорядок рабочего дня секретаря должен быть максимально удобен для руководителя и других сотрудников офиса, поэтому при разработке схемы рабочего дня необходимо учитывать следующие основные факторы:
Рабочий день секретаря принято делить на четыре неравных по продолжительности этапа: начало рабочего дня, первую половину рабочего дня, вторую половину рабочего дня, конец рабочего дня.
Выделение непродолжительных по времени начала и конца рабочего дня объясняется их важностью, в частности, в планировании работы руководителя и секретаря. Как правило, эти этапы включают следующие действия секретаря.
Начало рабочего дня:
Конец рабочего дня:
Информация о работе Особенности организации рабочего места секретаря