Правовая защита населения в области домашнего сервиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: рассмотрение правовая защита населения в области домашнего сервиса
В работе поставлены следующие задачи:
Изучить принципы правового социального обеспечения.
Рассмотреть основные права потребителей при торговом обслуживании.
Проанализировать порядок обмена товаров ненадлежащего качества

Содержание работы

Содержание:
Введение………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Законодательство РФ о социальной защите населения……..…………..4
1.1. История развития отечественного законодательства о социальном обеспечении………………………………………………………………………….8
1.2. Юридические гарантии в сфере социального обеспечения..……………....13
1.3. Принцип правового социального обеспечения …………………………….14
1.4. Виды социального обеспечения……………………………………………...21
1.5. Социальная ситуация в РФ…………………………………………………...25
Выводы по первой главе…………………………………………………………...28
Глава 2. Права потребителей при торговом обслуживании……………………..30
2.1. История Дня прав потребителей………… ………………………...……...30
2.2. Потребитель в системе правовых отношений при торговом обслуживании………………………………………………………………………33
2.3. Реализация основных прав потребителей при торговом обслуживании………………………………………………………………………34
2.4. Порядок возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара………………………………………………………………………………..36
Выводы по второй главе…………………………………………………………...39
Практическая часть………………………………………………………………...41
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………………………………….44 Приложения…………………………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ (Мальгина К.).doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

     После окончания гражданской войны  главной задачей страны становится восстановление её экономики, государство  проводит новую экономическую политику. Период нэпа в истории развития законодательства о социальном обеспечении отличается тем, что за короткий отрезок времени была сформирована правовая база для регулирования данного вида общественных отношений в новых экономических условиях. В этот период закрепляется право на социальное обеспечение инвалидов из числа лиц, работавших по найму; военнослужащих старой и Красной армии, лишившихся трудоспособности вследствие увечья или заболевания, полученных на войне или во время нахождения на военной службе; был решён вопрос об обеспечении пенсией по случаю потери кормильца семей трудящихся; установлена выплата пособий застрахованным в случае временной нетрудоспособности в размере фактического заработка; устанавливается единовременное на предметы ухода за ребёнком, пособие на кормление ребёнка; вводятся пособия на погребение застрахованных и членов их семей; получает развитие законодательство о персональных пенсиях для лиц, имеющих особые заслуги. Предоставление медицинской помощи всем гражданам, включая застрахованных, за счёт бюджетных средств сочетается с улучшением этой помощи застрахованным за счёт средств социального страхования. Получает развитие курортное лечение, организуются дома отдыха.

     После восстановления экономики, государство  приступает к социалистической индустриализации страны, коллективизации сельского  хозяйства и культурной революции. На первый план выходят проблемы совершенствования социального обеспечения рабочих и служащих. Развивается система помощи при временной нетрудоспособности, включая беременность и роды, санаторно-курортное дело. Развивая систему здравоохранения, государство создаёт гарантии реализации права граждан на бесплатную медицинскую помощь и лечение. Расширяется сеть детских учреждений. Совершенствуется пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца. Зарождается институт профессиональной подготовки инвалидов.

     С завершением построения социалистического  общества, основы которого закрепляются в Конституции СССР, принятой в  декабре 1936 года, завершается первый этап в истории развития советского законодательства о социальном обеспечении. Итого функционирования в СССР государственной системы социального обеспечения стало закрепление в ст.120 Конституции права граждан на материальное обеспечение в старости, а также — в случае болезни и потери трудоспособности. В 1937 году государство полностью возлагает на себя финансирование здравоохранения. Угроза второй мировой войны обуславливает принятие нормативных актов, улучшающих пенсионное обеспечение военнослужащих.

     Второй этап

     После разгрома фашизма страна восстанавливает  разрушенное войной народное хозяйство, в связи с чем наряду с проблемами повышения эффективности социального обеспечения инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих государство решает также проблемы совершенствования законодательства о пособиях и пенсионном обеспечении. К середине 60-х годов всё более очевидным становится необходимость унификации законодательства о социальном обеспечении, прежде всего пенсионного, и законодательства о социальном страховании. В 70-80-х годах принимается достаточно много нормативных актов, направленных на повышение уровня социального обеспечения в целом и отдельных его видов: предоставляются дополнительные льготы инвалидам-слепым при пользовании транспортом; повышаются нормы расходов на питание детей в детских дошкольных учреждениях и домах ребёнка; улучшается здравоохранение. Продолжает совершенствоваться и система пенсионного обеспечения: повышаются минимальные размеры пенсий для рабочих, служащих и членов колхозов; для последних вводится аналогичный с рабочими и служащими порядок исчисления пенсий. Таким образом, к концу 80-х годов в СССР в основном завершилось формирование государственной системы социального обеспечения, как и системы здравоохранения.

     7 октября 1977 года принимается Конституция  СССР как итог развития советского  законодательства. Конституция констатировала, что в стране созданы и развиваются государственные системы здравоохранения и социального обеспечения, которые реально гарантируют равенство прав женщин и мужчин; право граждан на охрану здоровья ; право на материальное обеспечение и осуществление заботы государства о семье.

     Третий этап

     С принятием Конституции закончился второй этап в истории развития законодательства о социальном обеспечении и начался  новый — третий, непосредственно предшествующий началу перехода страны к рыночной экономике. Принятие Конституции послужило новым импульсом для дальнейшего совершенствования законодательства о социальном обеспечении. пенсионное законодательство, в целом сохраняя стабильность, продолжает совершенствоваться. Система социальных пособий в целом существенных изменений не претерпевает. В этот период принимаются акты: о дальнейшем улучшении санаторно-курортного лечения и отдыха трудящихся и развитию сети здравниц профсоюзов; о мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих; об организации домов-интернатов для ветеранов труда; устанавливающие порядок обеспечения транспортными средствами инвалидов из числа рабочих, служащих и колхозников, а также инвалидов с детства и снабжения населения протезно-ортопедическими изделиями. Третий этап в истории развития законодательства о социальном обеспечении был самым коротким, он закончился с началом экономических реформ в России.

     Четвёртый этап

     Первые  три этапа связаны с историей развития советского законодательства о социальном обеспечении, а четвёртый положил начало развитию российского законодательства, формирование которого происходит в условиях уже совершенно иной экономической ориентации общества.

     Е. И. Астрахан выделяет следующие тенденции в развитии советского законодательства о социальном обеспечении: расширение субъектов права: расширение видов обеспечения; гуманизация условий, определяющих право на определённый вид социального обеспечения; непрерывное повышение уровня обеспечения.

     Указанные тенденции были сохранены и российским законодательством, но только первые годы после начала реформ. Законы РСФСР  «О занятости населения в РСФСР», «О государственных пенсиях в  РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», «О ритуальном пособии» и другие были направлены на решение тех социальных проблем, которые чётко обозначились уже в советский период, но не были решены государством. Однако вскоре указанные законы были кардинально изменены либо отменены в связи с принятием новых, существенно понижающих уровень гарантий и объём прав, законодательно закреплённых государством в ранее принятых законом и даже в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году и объявившей Россию социальным государством.

     Сущностные признаки

  • Государственный характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов распределения  совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения. Источники финансирования: за счёт средств государственного бюджета  и специальных внебюджетных фондов, образованных государством (пенсионного, медицинского страхования).
  • Законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для представления тех или иных видов социального обеспечения. То есть право на социальное обеспечение устанавливается для определённой группы граждан только при наступлении обстоятельств, указанных в законе; преимущественно это события, например, достижение определённого возраста, инвалидность, смерть, рождение.
  • Закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению, то есть определённых категорий граждан, установленных законом (нетрудоспособные, потерявшие кормильца, дети, семьи с детьми, безработные, жертвы политических репрессий, ветераны и др.).
  • Нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путём законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

     Некоторые учёные выделяют и иные конструктивные признаки социального обеспечения. Так, Иванова Р. И. относит к их числу следующие: 1) Объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты по поддержанию (предоставлению) определённого уровня жизнеобеспечения; 2) Особые фонды, источники социального обеспечения; 3) Особые способы создания этих фондов; 4) Особые способы предоставления средств существования; 5) Закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых, нормах.

     Захаров М. П. и Тучкова Э. Г. считают, что с формулировкой первого признака согласиться трудно, поскольку сами по себе объективные основания лишь вызывают потребность в особом механизме социальной защиты, однако функционирование его всегда связано с признанем обществом, государством этих оснований в качестве социальных рисков, влекущих соответствующие юридические обязанности по предоставлению социального обеспечения. В реальной жизни объективных оснований, влекущих потребность человека в социальной помощи, всегда намного больше тех, которые признаются государством социально уважительными. Вся история развития систем социального обеспечения — убедительное доказательство того, что перечень объективных оснований, признаваемых социальными рисками, непрерывно расширяется, однако вряд ли он когда либо станет полностью тождественен реально существующим объективным причинам, вызывающим потребность человека в социальной помощи. Что касается второго, третьего и четвёртого конструктивных признаков социального обеспечения, выделяемых Р. И. Ивановой, то они, как считают Захаров М. П. и Тучкова Э. Г., отражают разные стороны одного, сущностного признака — способа организации социального обеспечения. 

     1.2. Юридические гарантии в сфере социального обеспечения 

        В настоящее время проблема гарантирования предоставляемых законом прав в ходе решения задач восстановления экономики нашего общества, его демократизации, создания правового государства проявилась с особой остротой как проблема эффективности всей системы законодательства, как необходимость создания согласованной системы гарантий реализации законов[7].

        Таким образом, общая проблема  эффективности правовой реформы,  опирающейся на концепцию правового  государства, тесно связывается  с гарантиями законности и  реализации прав граждан.

        Гарантии - это условия, обеспечивающие  эффективную реализацию правовых  норм. Различают экономические (в  основе которых лежат формы  собственности на средства производства), политические (имеющие основой демократию  и самоуправление), идеологические (представляющие собой духовную культуру общества), социальные (представляющие особенности социальной структуры общества) и юридические гарантии[7].

          Условием, необходимым для существования  и упрочения режима законности, является наличие развитой системы законодательства. Это означает такую взаимосвязь и взаимодействие нормативных актов, при которой действие одного закона не находится в противоречии с действием других, а реализация одного права регламентирована таким образом, чтобы не препятствовать реализации других прав[8].

        Таков общий механизм реализации  правовых норм, который конкретизирует  использование гражданами их  прав в сфере социального обеспечения,  вытекающих из Конституции РФ.

         В сфере социального обеспечения  еще предстоит создать систему гарантий процессуальной защиты нарушенных прав граждан. Единственной формой их защиты до недавнего времени было обжалование действий должностных лиц и органов системы социального обеспечения в вышестоящие в порядке подчиненности органы. Ст. 102 Закона СССР от 15 мая 1990 года ввела возможность судебного обжалования решений комиссий по назначению пенсии, сохраняя при этом и подачу жалобы. 

     1.3. Принцип правового социального обеспечения 

        В 1982 году X Всемирным конгрессом  профсоюзов была принята партия социального обеспечения, первый раздел которой посвящен принципам системы социального обеспечения. В этом документе говорится, что право на социальное обеспечение должно гарантироваться законом каждому гражданину, живущему за счет собственного труда, временно и непостоянно потерявшему трудоспособность, а также членам семьи, находящимся на его иждивении. Система социального обеспечения должна быть одинаковой для всех без какой-либо расовой, религиозной или профессиональной дискриминации. Ее финансирование должно осуществляться в первую очередь государством и предпринимателями при постепенном снижении или отмене взносов со стороны лиц, пользующихся системой социального обеспечения, а управление и контроль должны осуществляться профсоюзами или представителями трудящихся, избираемыми при участии профсоюзов[10].

        В нашей стране действуют следующие  общеправовые принципы, оказывающие  наибольшее влияние на правовое  регулирование общественных отношений  в сфере. Это равноправие граждан,  гарантированность их прав, гуманизм, справедливость, всеобщность (универсальность), всесторонность, доступность, связь с уровнем оплаты труда[9].

Информация о работе Правовая защита населения в области домашнего сервиса