Правовая защита населения в области домашнего сервиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: рассмотрение правовая защита населения в области домашнего сервиса
В работе поставлены следующие задачи:
Изучить принципы правового социального обеспечения.
Рассмотреть основные права потребителей при торговом обслуживании.
Проанализировать порядок обмена товаров ненадлежащего качества

Содержание работы

Содержание:
Введение………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Законодательство РФ о социальной защите населения……..…………..4
1.1. История развития отечественного законодательства о социальном обеспечении………………………………………………………………………….8
1.2. Юридические гарантии в сфере социального обеспечения..……………....13
1.3. Принцип правового социального обеспечения …………………………….14
1.4. Виды социального обеспечения……………………………………………...21
1.5. Социальная ситуация в РФ…………………………………………………...25
Выводы по первой главе…………………………………………………………...28
Глава 2. Права потребителей при торговом обслуживании……………………..30
2.1. История Дня прав потребителей………… ………………………...……...30
2.2. Потребитель в системе правовых отношений при торговом обслуживании………………………………………………………………………33
2.3. Реализация основных прав потребителей при торговом обслуживании………………………………………………………………………34
2.4. Порядок возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара………………………………………………………………………………..36
Выводы по второй главе…………………………………………………………...39
Практическая часть………………………………………………………………...41
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………………………………….44 Приложения…………………………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ (Мальгина К.).doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

     В год выступления JFK в конгрессе  Соединённых Штатов в Нидерландах  была зарегистрирована Всемирная организация  союзов потребителей (англ. Consumers International — CI). Организация существует и по сей день и позиционирует себя как независимое внеполитическое некоммерческое объединение потребителей всего мира. Сейчас она объединяет около двухсот общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей более чем из семидесяти наиболее развитых государств планеты с демократическим политическим строем. Разработанный ВОСП Кодекс потребителя был дополнен ещё четырьмя правами, помимо тех, что озвучил американский президент:

  • Право на возмещение ущерба
  • Право на здоровую окружающую среду
  • Право на потребительское образование
  • Право на удовлетворение базовых потребностей.

     ВОСП  защищает права потребителей в ЮНЕСКО и ООН, а также оказывает нуждающимся  образовательную и юридическую помощь в области права.

     9 апреля 1985 года — Генеральная Ассамблея ООН закрепила руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С этого момента потребительские права де-юре получили всемирное признание и законность. Тем не менее, уже существующий, День прав потребителя, переносить с 15 марта на эту дату не стали, признав тем самым историческую заслугу американского лидера.

     Всемирный день прав потребителя в России

     В СССР 1989 год был ознаменован созданием  Всесоюзной федерации потребительских обществ, куда вошли Госстандарт, Санэпиднадзор, антимонопольный комитет (ныне Федеральная антимонопольная служба (ФАС), уже существующие региональные и республиканские общества потребителей, кредитные союзы и другие организации подобного профиля. Благодаря созданной федерации немало советских граждан сумели отстоять свои интересы в конфликтных ситуациях, по обе стороны торгового прилавка и в сфере бытовых услуг.

     В 1992 году Верховный Совет РСФСР  принял первый в истории России закон  направленный на защиту граждан РФ, имеющих намерение заказать или приобрести какой-либо товар или услугу. Документ получил название «Закон о защите прав потребителей». Базовые принципы Кодекса потребителя с этого момента были закреплены законодательно. Однако, даже тогда, Всемирный день прав потребителя в России отмечался полуофициально, и лишь вступление страны во Всемирную Организацию Союза потребителей дало этому дню должный статус. Председатель Союза потребителей России — депутат ГД РФ четырех созывов (1993 - 2007), член Общественной палаты РФ в 2008 - 2010гг. Петр Шелищ.

     Российской  особенностью ВДПП является то, что  каждый год он проходит под определённым девизом. Так, девиз 2009 года: «Потребитель! Знай свои права!». Подобная практика позволяет  правозащитным организациям РФ концентрироваться на наиболее проблемных участках сферы защиты потребительских прав. И, по-видимому, это не случайно, ведь 2008 год имел девиз: «Поколение нездорового питания — кампания по борьбе с распространением нездорового питания среди детей». В немалой степени благодаря давлению правозащитников, сконцентрировавших свои усилия на проблемах детского питания, в декабре 2008 года был принят «молочный регламент», согласно которому «питьевым молоком» может называться исключительно продукт, произведённый из натурального сырого молока, которое не подвергалось выпариванию. Если же в состав входит хотя бы 1 % сухого порошка, то такой продукт должен именоваться «молочным напитком» или «заменителем молочного продукта»

     Однако  несколько месяцев спустя можно констатировать, что производители не только нарушают этот закон, но и порой полностью его игнорируют. Такой пример наглядно говорит о том, что правозащитные организации в сфере защиты прав потребителя востребованы сейчас и при сохранении тенденций будут востребованы в России ещё достаточно долго, а также согласиться с Дмитрием Медведевым в том, что «Россия — страна правового нигилизма», и выразить надежду, что бороться с правовым нигилизмом будут не только энтузиасты-правозащитники, но и те, кто за это получает зарплату из кармана всё тех же потребителей.

     2.2. Потребитель в системе правовых отношений при торговом обслуживании

 

     Согласно  закону «О защите прав потребителей», потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или  приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности[19].

     В роли потребителя того или иного  товара (работы или услуги), таким образом, выступает каждый гражданин государства.

     Намерения либо действия такого гражданина по заказу, приобретению или использованию  работ, товаров или услуг вызывают возникновение определенных правовых отношений[19].

     Конечно же, такие правовые отношения строго регламентированы и регулируются государством. Для их осуществления в государстве организованы специализированные структуры, действующие на всех уровнях управления и во всех регионах страны.

     Так, в соответствии с действующим  законодательством России, права потребителей обеспечиваются государственной, судебной и общественной защитой.

     Государственная защита осуществляется специалистами  комитета предпринимательства и  инвестиций, управлений облисполкомов  и областных организаций, а для  координационной их деятельности при облисполкомах созданы Советы по защите прав потребителей. На региональном уровне эти функции возложены на уполномоченных (специалистов отделов торговли, экономики и рыночных отношений) гор и райисполкомов[19].

     Общественную  защиту представляют областные Союзы защиты потребителей и их региональные общественные объединения.

     В сельской местности эти функции  выполняют общественные советы по защите прав потребителей при поселковых и  сельских исполкомах.

     Основной  задачей деятельности вышеперечисленных структур является защита прав и законных интересов потребителей на рынке товаров и услуг[20].

     2.3. Реализация основных прав потребителей при торговом обслуживании

 

     Реализация  основных прав потребителей при торговом обслуживании закреплена законодательно.

     Так, потребитель имеет право обращаться к продавцу с требованиями:

  • замены товара;
  • возврата денег;
  • уценки;
  • ремонта;
  • возмещения затрат на ремонт.

     Однако, зачастую на практике реализация этих прав невозможна из–за нежелания  продавцов терпеть убытки. В таких случаях потребителю следует добиваться реализации своих законных прав, обратившись в соответствующие инстанции и, в первую очередь, в местное отделение общества защиты прав потребителей[20].

       Специалисты Общества в любом  случае постараются сделать все возможное, чтобы помочь каждому человеку, но, к сожалению, существуют случаи, когда помочь потребителю в защите его интересов практически невозможно по вине самого потребителя[20].

     Поэтому, совершая покупку или получая  услугу, потребитель должен:

  • брать документ, подтверждающий факт покупки, услуги. Этим документом может быть: чек, квитанция, накладная, запись на упаковке;
  • выяснить, кем является продавец — юридическим или физическим лицом. Если продавец — физическое лицо, то закон «О защите прав потребителя» покупателю помочь не сможет;
  • знать, что вопрос потребителя должен решаться в течение 7 дней или, если требуется экспертиза, не дольше 14 дней.
  • знать, что все претензии и жалобы должны составляться только в письменной форме.

     Соблюдение  этих правил поможет потребителю отстоять свои права в любой ситуации.

     2.4. Порядок возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара

     Согласно  ст.16 закона «О защите прав потребителей», причиненный жизни, здоровью или  имуществу потребителя вследствие конструктивных или каких–либо иных недостатков товара (работы или услуги), а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре вред подлежит возмещению в полном объеме продавцом, независимо от вины последнего и от того, состоял ли потребитель с ним в договорных отношениях или нет[1].

     Такой вред подлежит возмещению, если он возник в течение установленных сроков годности или сроков службы товара, а при отсутствии таковых - в течение десяти лет со дня производства товара (выполнения работы, оказания услуги).

     Вред  подлежит возмещению независимо от времени  его причинения, если, в нарушение  требований законодательства, срок годности или срок службы товара не установлены, или лицо, которому продан товар (для  которого выполнена работа или оказана услуга), не было предупреждено о необходимых действиях по истечении срока годности или срока службы товара и возможных последствиях при невыполнении указанных действий[19].

     Согласно  ст.16 закона «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и других необходимых для производства товаров (выполнения работ или оказания услуг) средств независимо от того, позволял ли уровень научных и технических знаний изготовителя (исполнителя) выявить их особые свойства или нет[1].

     Изготовитель (исполнитель или продавец) освобождается  от ответственности только в том  случае, если он докажет, что причиненный потребителю вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром или его хранения.

     Причиненный вследствие недостатков товара вред подлежит возмещению или продавцом, или изготовителем товара по выбору потерпевшего.

     Причиненный вследствие недостатков работы или  услуги вред подлежит возмещению исполнителем[23].

     Следующий случай можно привести в качестве примера.

     Светлана  Ивановна Н. пришла в одну из парикмахерских для того, чтобы сделать химическую завивку. Мастер усадила женщину в кресло, накрутила волосы на бигуди, полила каким–то раствором и посадила под горячую сушку.

     Через несколько минут Светлана Ивановна почувствовала дискомфорт. Женщина  сразу же попыталась привлечь внимание парикмахера, но та ответила «Потерпите. Так должно быть, чтобы лучше схватилась завивка, а то потом сами жаловаться будете».

     Светлана  Ивановна ждала около 40 минут, а когда  сняли бигуди, помыли и высушили волосы, стало видно, что волосы у  женщины полезли клочьями, а кожа головы покрылась волдырями.

     Светлана  Ивановна обратилась в БОЗП. Когда  эксперты занялись ее делом, то оказалось, что мастер сделал клиентке завивку  препаратом, который лет 20 назад  был снят с производства. Заведующая парикмахерской не стала доводить дело до суда и согласилась оплатить все расходы. Таким образом, женщине возместили стоимость прически и компенсировали затраты за лечение.

     Следует отметить, что в некоторых случаях  компенсации, полученной потребителем от продавца за вред, причиненный товаром, явно недостаточно, так как имели место, например, какие–либо душевные страдания потерпевшего потребителя. В таких случаях, как правило, имеет место взыскание компенсации за моральный вред, причиненный товаром потребителю[22].

     Право потребителя на взыскание такой компенсации также закреплено законодательно (но, к сожалению, в приведенном выше примере потребитель этим правом не воспользовалась).

     Компенсация морального вреда, причиненного потребителю  вследствие нарушения изготовителем (или продавцом) предусмотренных законодательством прав потребителя, осуществляется причинителем вреда при наличии его вины, если иное не предусмотрено законодательными актами[23].

     Компенсация морального вреда осуществляется в  денежной форме независимо от подлежащего  возмещению имущественного вреда.

     Размер  компенсации определяется судом  в зависимости от характера причиненных  потребителю физических и нравственных страданий, а также в зависимости  от степени вины причинителя вреда  в случаях, когда его вина является основанием для возмещения вреда[22].

     Нужно особо отметить, что характер физических и нравственных страданий потерпевшего оценивается судом с учетом фактических  обстоятельств причинения морального вреда и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Информация о работе Правовая защита населения в области домашнего сервиса