align="justify">
Равноправие граждан - этот правовой
принцип закреплен в статье
Конституции РФ. Равноправие определяется
обычно как равенство прав, обязанностей
и ответственности, отсутствие в законодательстве
ограничений или привилегий для каких-либо
категорий граждан. Оно не тождественно
равенству, которое представляет собой
равные возможности для удовлетворения
потребностей. Рассматриваемый принцип
является принципом прямого действия.
Все виды обеспечения в равной
степени распространяются на
всех граждан, расовая и национальная
принадлежность, происхождение, социальное
положение, образование, отношение
к религии, место жительства
и т. д. не имеют значения[11].
Гарантированность прав граждан
реализуется в области социального
обеспечения путем обоснования
этих прав в Конституции РФ
и др. нормативно-правовых актах,
но их объем и реализация
не должны быть в зависимости
от решений должностных лиц
и отдельных государственных органов.
Существенной гарантией для граждан
является установление судебного
порядка разрешения большинства
споров, связанных с социальным
обеспечением[12].
Шагом вперед стало введение
норм о регулярном пересмотре
размеров пенсии по мере изменения
стоимости жизни, что гарантирует социальную
защищенность населения.
Реализация гражданами своего
права имеет смысл не сама
по себе, а только если при
этом достигается ожидаемый социальный
эффект, цель законодательства.
Главная цель всего законодательства
в социальном обеспечении
- содействие повышению благосостояния
народа, его жизненного уровня, предоставление
средств в таком объеме, чтобы обеспечить
населению достойное существование. Анализ
сложившегося уровня социального обеспечения
показывает, что даже после повышения
размеров многих видов обеспечения, далеко
не всегда достигается их надлежащий уровень.
В основу всех расчетов положен минимальный
размер зарплаты, которая намного ниже
прожиточного минимума, что свидетельствует
об отступлении от принципа гарантированности
права граждан на материальное обеспечение
в достаточных размерах[12].
Справедливость данного принципа
является одинаково значимой
для всех видов социальных
норм, применительно к социальному
обеспечению его можно трактовать,
как принцип справедливого распределения,
который может осуществляться двояко:
по вкладу или по потребности. В оптимальном
сочетании данных подходов и кроется критерий
справедливости: учет продолжительности
трудовой деятельности, размер заработка,
характер и условия труда, с одной стороны,
и удовлетворение социально-культурных
потребностей, обеспечение равных возможностей
для развития личности независимо от трудового
вклада на основе реальных потребностей,
с другой.
Обязательным требованием этого принципа
является соблюдение очередности при
предоставлении дефицитных благ и услуг
(тех, которых нет в достаточном количестве)
с установлением льгот по социально значимым
признакам получателей[13].
Принцип гуманизма - это уважение прав
и достоинства личности, который составляет
одну из ведущих идей законодательства
любого цивилизованного государства.
Уже сам факт провозглашения и законодательного
закрепления права на материальное обеспечение
и социальную помощь лицам, нуждающимся
в них, является проявлением гуманизма.
Понимание гуманизма в нашем
обществе со временем изменяется.
Если до недавнего времени
некоторые формы благотворительности
- бесплатная столовая, льготное
обеспечение продуктами питания
и предметами первой необходимости,
предоставление бесплатных мест для ночлега
лицам без определенного места жительства
и т.д. считались едва ли не оскорбляющими
человеческое достоинство, то теперь отношение
к этому совершенно другое[14].
Всеобщность обеспечения это
проявление принципов равноправия
и справедливости. Право на обеспечение
имеют все категории трудящихся - рабочие
и служащие, члены колхозов и других с/х
предприятий, лица, занимающиеся индивидуальной
трудовой деятельностью, военнослужащие,
безработные и т.д., т.е. представители
всех социальных групп. Однако конкретный
объем реализации этого права зачастую
зависит от участия гражданина в общественно
полезной деятельности определенного
вида. Особенно наглядно данный
принцип проявляется в пенсионном обеспечении.
Введение института социальных пенсий
означает фактическую реализацию принципа
всеобщности и в отношении тех нетрудоспособных,
которые по различным причинам не смогли
приобрести права на трудовую пенсию.
Пособия по своей природе таковы,
что некоторые выплачиваются
только работающим, а другие - только
неработающим. Если в законодательстве
принцип всеобщности проводится достаточно
последовательно, то в применительно практике
имеются отступления от него, и, прежде
всего в отношении тех видов обеспечения,
которые продолжают оставаться дефицитными
или не имеют достаточного финансирования,
поэтому Е. Г. Азарова трактует данный
принцип как «принцип-идею, цель, к которой
стремится развитие законодательства
о социальном обеспечении»[15].
Принцип всесторонности обеспечения
обозначает, что необходимая материальная
помощь и услуги предоставляются во всех
случаях, когда возникает соответствующая
потребность. Это может быть в случае болезни,
инвалидности, беременности и родов, по
достижению определенного возраста (пенсионного)
и т.д. За счет общественных фондов потребления
реализуются потребности в услугах сферы
образования, здравоохранения, предоставления
жилья из муниципального фонда и т. д[14].
Этот принцип предполагает и
наличие в законодательстве такого
основания материального обеспечения
как безработица. Законодательная база
этого вида обеспечения заложена в Законе
о занятости населения в РФ.
В целом, законодательство о
социальном обеспечении предусматривает
развитую систему видов обеспечения
и обслуживания, которые соответствуют
рекомендациям международно-правовых
актов о социальном обеспечении, в частности
Конвенции № 102 Международной организации
труда 1952 г. «О минимальных нормах социального
обеспечения», и по числу предусмотренных
видов обеспечения даже превосходит их,
что нельзя сказать о его размерах и качестве[16].
Принцип доступности социального
обеспечения реализуется в трех
аспектах.
Во-первых, все условия обеспечения
реально достижимы. Так, для
приобретения права на пенсию
по возрасту достаточно иметь
стаж работы 20 лет для женщин и 25 - для
мужчин.
Во-вторых, в ряде случаев обеспечение
предоставляется без каких-либо
условий. Например, пособие одинокой
матери выплачивается независимо
от других ее доходов.
В-третьих, законодательство возлагает
на соответствующие государственные
органы и администрацию предприятий обязанность
оказывать грамотное содействие в сборе
и оформлении необходимых документов.
Это требование закона выполняется далеко
не всегда и общеизвестны факты хождений
пенсионеров, инвалидов, многодетных матерей
по различным инстанциям в поисках справок
и других документов, бесконечные очереди,
отказы, обращения в газеты с просьбой
оказать содействие и т.д.
Такое положение во многом
объясняется отсутствием надлежащего
правового механизма реализации
гражданами своих прав, в которых гражданин
должен играть роль оператора, включающего
механизм, а все прочие действия должны
быть совершены государственными органами.
Поэтому данный принцип нельзя отнести
к полностью реализованным в законодательстве,
его следует рассматривать как принцип-цель[17].
Принцип связи размеров денежных
видов обеспечения с минимальным
заработком появился в законодательстве
сравнительно недавно. А до
того не существовало единого
подхода к определению размеров
пенсий и пособий, в результате
чего они оказывались малообоснованными
и суммы неоправданно малыми. Кроме того,
установление пособий в твердых размерах
не давало возможности увязывать эти виды
обеспечения с изменяющейся социально-экономической
обстановкой[17].
В настоящее время в системе оплаты
труда есть величина, достаточно стабильная,
единая для всех категорий граждан и в
то же время периодически изменяемая.
Это минимальная заработная плата. С этой
величиной связывается размер пенсий
и пособий. Закон СССР о пенсиях от 1990 г.
проводил эту зависимость в отношении
трудовых пенсий всех видов двояко: во-первых,
минимальный размер пенсий установлен
на уровне минимального заработка, во-вторых,
механизм определения среднего заработка,
из которого начисляется пенсия, также
строится на базе минимальной зарплаты.
С минимальным заработком связан и размер
надбавок к пенсиям, а также размер социальных
пенсий, семейных пособий.
В современном пенсионном законодательстве
достигнут следующий, более совершенный
этап в реализации этого принципа,
когда размер обеспечения связывается
с прожиточным минимумом как
величиной, более обоснованной
и в большей степени отражающей
необходимый минимум обеспечения, который
может предоставить государство[19].
Конечно, размеры пенсий и пособий
в большинстве своем нельзя
назвать достаточно высокими, соответствующими
уровню, необходимому для нормального
удовлетворения потребностей человека,
особенно если речь идет об одиноких престарелых
людях, о многодетных семьях, для которых
возможности получения дополнительных
доходов весьма ограничены. Но есть тенденция
к росту размеров обеспечения, что является
результатом социальной политики, направленной
на усиление защищенности населения[15].
Отношения по социальному обеспечению
есть часть распределительных
отношений по поводу распределения
предметов потребления пропорционально
потребностям, признаваемым обществом,
и под влиянием действия целого
ряда экономических факторов. По-разному
решается вопрос о том, какие отношения
охватываются понятием «социальное обеспечение».
Можно говорить о трех основных концепциях:
1)
сторонники первой рассматривают
данное понятие в узком смысле
- как обеспечение за счет общественных
фондов потребления только нетрудоспособных
граждан, а также семей, в которых имеются
несовершеннолетние дети,
2)
авторы, придерживающиеся второй
точки зрения, которую можно назвать
традиционной, так как она является
преобладающей, понимают под социальным
обеспечением материальное обеспечение
граждан в старости, при нетрудоспособности,
при потере кормильца, осуществление охраны
материнства и детства, медицинское обслуживание,
3)
наиболее предпочтительной является
третья концепция, которая основывается
на наиболее широком понимании социального
обеспечения как предоставления всех
благ из общественных фондов потребления,
осуществляемого бесплатно на началах
равного доступа к ним каждого гражданина.
При таком подходе содержанием социального
обеспечения будет не только собственно
обеспечение лиц, нуждающихся в материальной
поддержке со стороны общества, но и бесплатное
медицинское обслуживание и предоставление
лекарственных средств, обеспечение жильем,
право на получение образования и на пользование
достижениями культуры.
Таким образом, социальное обеспечение
- это система общественных отношений
по предоставлению гражданам благ за счет
общественных фондов потребления. Способы
социального обеспечения различны. Или
необходимые средства предоставляются
гражданами в виде денежных выплат (пенсии,
пособия, предоставление определенных
льгот), или направляются на создание и
развитие систем здравоохранения, просвещения,
жилищного хозяйства и т. д.
1.4.
Виды социального обеспечения
Это способ предоставления материальной
помощи или способ, при помощи которого
государство содействует гражданину в
удовлетворении той или иной потребности.
Принято говорить о таких видах
социального обеспечения, как
пенсии, пособия различных видов,
льготы, социальное обслуживание и
натуральное обеспечение.
Пенсии - это наиболее значимый как
по числу обеспечиваемых, так и по объему
расходуемых средств, вид обеспечения[19].
Буквальный перевод слова «pension»
- платеж. Это одна из форм денежных
выплат, которая осуществляется
государством через специально предназначенные
для этого органы и производится из определенного
пенсионного фонда. Субъектом данного
вида обеспечения является лицо, признанное
нетрудоспособным по причине достижения
определенного возраста, по признанию
нетрудоспособным по медицинским критериям
(инвалидность), либо из-за выполнения
каких-либо социальных функций (уход за
инвалидом 1-ой гр., ребенком - инвалидов,
престарелым и т. д.)[19].
Важными чертами пенсии является
ее связь с бывшей трудовой
деятельностью пенсионера и с
размером получаемой ранее заработной
платы, ее обязательный характер.
Цель пенсии - материальное обеспечение
граждан, предоставление им единственных
или основных средств к существованию.
Существует точка зрения, что пенсия -
отложенное на время вознаграждение за
труд.