Правовая защита населения в области домашнего сервиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: рассмотрение правовая защита населения в области домашнего сервиса
В работе поставлены следующие задачи:
Изучить принципы правового социального обеспечения.
Рассмотреть основные права потребителей при торговом обслуживании.
Проанализировать порядок обмена товаров ненадлежащего качества

Содержание работы

Содержание:
Введение………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Законодательство РФ о социальной защите населения……..…………..4
1.1. История развития отечественного законодательства о социальном обеспечении………………………………………………………………………….8
1.2. Юридические гарантии в сфере социального обеспечения..……………....13
1.3. Принцип правового социального обеспечения …………………………….14
1.4. Виды социального обеспечения……………………………………………...21
1.5. Социальная ситуация в РФ…………………………………………………...25
Выводы по первой главе…………………………………………………………...28
Глава 2. Права потребителей при торговом обслуживании……………………..30
2.1. История Дня прав потребителей………… ………………………...……...30
2.2. Потребитель в системе правовых отношений при торговом обслуживании………………………………………………………………………33
2.3. Реализация основных прав потребителей при торговом обслуживании………………………………………………………………………34
2.4. Порядок возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара………………………………………………………………………………..36
Выводы по второй главе…………………………………………………………...39
Практическая часть………………………………………………………………...41
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………………………………….44 Приложения…………………………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ (Мальгина К.).doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)
align="justify">        Равноправие граждан - этот правовой  принцип закреплен в статье  Конституции РФ. Равноправие определяется  обычно как равенство прав, обязанностей и ответственности, отсутствие в законодательстве ограничений или привилегий для каких-либо категорий граждан. Оно не тождественно равенству, которое представляет собой равные возможности для удовлетворения потребностей. Рассматриваемый принцип является принципом прямого действия.

        Все виды обеспечения в равной  степени распространяются на  всех граждан, расовая и национальная  принадлежность, происхождение, социальное  положение, образование, отношение  к религии, место жительства  и т. д. не имеют значения[11].

         Гарантированность прав граждан  реализуется в области социального  обеспечения путем обоснования  этих прав в Конституции РФ  и др. нормативно-правовых актах,  но их объем и реализация  не должны быть в зависимости  от решений должностных лиц  и отдельных государственных органов.

         Существенной гарантией для граждан  является установление судебного  порядка разрешения большинства  споров, связанных с социальным  обеспечением[12].

        Шагом вперед стало введение  норм о регулярном пересмотре  размеров пенсии по мере изменения стоимости жизни, что гарантирует социальную защищенность населения.

         Реализация гражданами своего  права имеет смысл не сама  по себе, а только если при  этом достигается ожидаемый социальный  эффект, цель законодательства.

        Главная цель всего законодательства в социальном обеспечении - содействие повышению благосостояния народа, его жизненного уровня, предоставление средств в таком объеме, чтобы обеспечить населению достойное существование. Анализ сложившегося уровня социального обеспечения показывает, что даже после повышения размеров многих видов обеспечения, далеко не всегда достигается их надлежащий уровень. В основу всех расчетов положен минимальный размер зарплаты, которая намного ниже прожиточного минимума, что свидетельствует об отступлении от принципа гарантированности права граждан на материальное обеспечение в достаточных размерах[12].

         Справедливость данного принципа  является одинаково значимой  для всех видов социальных  норм, применительно к социальному  обеспечению его можно трактовать, как принцип справедливого распределения, который может осуществляться двояко: по вкладу или по потребности. В оптимальном сочетании данных подходов и кроется критерий справедливости: учет продолжительности трудовой деятельности, размер заработка, характер и условия труда, с одной стороны, и удовлетворение социально-культурных потребностей, обеспечение равных возможностей для развития личности независимо от трудового вклада на основе реальных потребностей, с другой.

         Обязательным требованием этого принципа является соблюдение очередности при предоставлении дефицитных благ и услуг (тех, которых нет в достаточном количестве) с установлением льгот по социально значимым признакам получателей[13].

        Принцип гуманизма - это уважение прав и достоинства личности, который составляет одну из ведущих идей законодательства любого цивилизованного государства. Уже сам факт провозглашения и законодательного закрепления права на материальное обеспечение и социальную помощь лицам, нуждающимся в них, является проявлением гуманизма.

        Понимание гуманизма в нашем  обществе со временем изменяется. Если до недавнего времени  некоторые формы благотворительности  - бесплатная столовая, льготное  обеспечение продуктами питания  и предметами первой необходимости,  предоставление бесплатных мест для ночлега лицам без определенного места жительства и т.д. считались едва ли не оскорбляющими человеческое достоинство, то теперь отношение к этому совершенно другое[14].

        Всеобщность обеспечения это  проявление принципов равноправия и справедливости. Право на обеспечение имеют все категории трудящихся - рабочие и служащие, члены колхозов и других с/х предприятий, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, военнослужащие, безработные и т.д., т.е. представители всех социальных групп. Однако конкретный объем реализации этого права зачастую зависит от участия гражданина в общественно полезной деятельности определенного вида.   Особенно наглядно данный принцип проявляется в пенсионном обеспечении. Введение института социальных пенсий означает фактическую реализацию принципа всеобщности и в отношении тех нетрудоспособных, которые по различным причинам не смогли приобрести права на трудовую пенсию.

        Пособия по своей природе таковы, что некоторые выплачиваются  только работающим, а другие - только неработающим. Если в законодательстве принцип всеобщности проводится достаточно последовательно, то в применительно практике имеются отступления от него, и, прежде всего в отношении тех видов обеспечения, которые продолжают оставаться дефицитными или не имеют достаточного финансирования, поэтому Е. Г. Азарова трактует данный принцип как «принцип-идею, цель, к которой стремится развитие законодательства о социальном обеспечении»[15].

        Принцип всесторонности обеспечения  обозначает, что необходимая материальная помощь и услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает соответствующая потребность. Это может быть в случае болезни, инвалидности, беременности и родов, по достижению определенного возраста (пенсионного) и т.д. За счет общественных фондов потребления реализуются потребности в услугах сферы образования, здравоохранения, предоставления жилья из муниципального фонда и т. д[14].

        Этот принцип предполагает и  наличие в законодательстве такого  основания материального обеспечения как безработица. Законодательная база этого вида обеспечения заложена в Законе о занятости населения в РФ.

        В целом, законодательство о  социальном обеспечении предусматривает  развитую систему видов обеспечения  и обслуживания, которые соответствуют  рекомендациям международно-правовых актов о социальном обеспечении, в частности Конвенции № 102 Международной организации труда 1952 г. «О минимальных нормах социального обеспечения», и по числу предусмотренных видов обеспечения даже превосходит их, что нельзя сказать о его размерах и качестве[16].

         Принцип доступности социального  обеспечения реализуется в трех  аспектах.

         Во-первых, все условия обеспечения  реально достижимы. Так, для  приобретения права на пенсию  по возрасту достаточно иметь  стаж работы 20 лет для женщин и 25 - для мужчин.

        Во-вторых, в ряде случаев обеспечение  предоставляется без каких-либо  условий. Например, пособие одинокой  матери выплачивается независимо  от других ее доходов.

        В-третьих, законодательство возлагает  на соответствующие государственные органы и администрацию предприятий обязанность оказывать грамотное содействие в сборе и оформлении необходимых документов. Это требование закона выполняется далеко не всегда и общеизвестны факты хождений пенсионеров, инвалидов, многодетных матерей по различным инстанциям в поисках справок и других документов, бесконечные очереди, отказы, обращения в газеты с просьбой оказать содействие и т.д.

         Такое положение во многом  объясняется отсутствием надлежащего  правового механизма реализации гражданами своих прав, в которых гражданин должен играть роль оператора, включающего механизм, а все прочие действия должны быть совершены государственными органами. Поэтому данный принцип нельзя отнести к полностью реализованным в законодательстве, его следует рассматривать как принцип-цель[17].

        Принцип связи размеров денежных  видов обеспечения с минимальным  заработком появился в законодательстве  сравнительно недавно. А до  того не существовало единого  подхода к определению размеров  пенсий и пособий, в результате чего они оказывались малообоснованными и суммы неоправданно малыми. Кроме того, установление пособий в твердых размерах не давало возможности увязывать эти виды обеспечения с изменяющейся социально-экономической обстановкой[17].

        В настоящее время в системе оплаты труда есть величина, достаточно стабильная, единая для всех категорий граждан и в то же время периодически изменяемая. Это минимальная заработная плата. С этой величиной связывается размер пенсий и пособий. Закон СССР о пенсиях от 1990 г. проводил эту зависимость в отношении трудовых пенсий всех видов двояко: во-первых, минимальный размер пенсий установлен на уровне минимального заработка, во-вторых, механизм определения среднего заработка, из которого начисляется пенсия, также строится на базе минимальной зарплаты. С минимальным заработком связан и размер надбавок к пенсиям, а также размер социальных пенсий, семейных пособий.

        В современном пенсионном законодательстве  достигнут следующий, более совершенный  этап в реализации этого принципа, когда размер обеспечения связывается  с прожиточным минимумом как  величиной, более обоснованной  и в большей степени отражающей  необходимый минимум обеспечения, который может предоставить государство[19].

        Конечно, размеры пенсий и пособий  в большинстве своем нельзя  назвать достаточно высокими, соответствующими  уровню, необходимому для нормального  удовлетворения потребностей человека, особенно если речь идет об одиноких престарелых людях, о многодетных семьях, для которых возможности получения дополнительных доходов весьма ограничены. Но есть тенденция к росту размеров обеспечения, что является результатом социальной политики, направленной на усиление защищенности населения[15].

        Отношения по социальному обеспечению  есть часть распределительных  отношений по поводу распределения  предметов потребления пропорционально  потребностям, признаваемым обществом,  и под влиянием действия целого  ряда экономических факторов. По-разному решается вопрос о том, какие отношения охватываются понятием «социальное обеспечение». Можно говорить о трех основных концепциях:

     1) сторонники первой рассматривают  данное понятие в узком смысле - как обеспечение за счет общественных фондов потребления только нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых имеются несовершеннолетние дети,

     2) авторы, придерживающиеся второй  точки зрения, которую можно назвать  традиционной, так как она является  преобладающей, понимают под социальным обеспечением материальное обеспечение граждан в старости, при нетрудоспособности, при потере кормильца, осуществление охраны материнства и детства, медицинское обслуживание,

     3) наиболее предпочтительной является  третья концепция, которая основывается на наиболее широком понимании социального обеспечения как предоставления всех благ из общественных фондов потребления, осуществляемого бесплатно на началах равного доступа к ним каждого гражданина. При таком подходе содержанием социального обеспечения будет не только собственно обеспечение лиц, нуждающихся в материальной поддержке со стороны общества, но и бесплатное медицинское обслуживание и предоставление лекарственных средств, обеспечение жильем, право на получение образования и на пользование достижениями культуры.

        Таким образом, социальное обеспечение - это система общественных отношений по предоставлению гражданам благ за счет общественных фондов потребления. Способы социального обеспечения различны. Или необходимые средства предоставляются гражданами в виде денежных выплат (пенсии, пособия, предоставление определенных льгот), или направляются на создание и развитие систем здравоохранения, просвещения, жилищного хозяйства и т. д. 

     1.4. Виды социального обеспечения 

        Это способ предоставления материальной помощи или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности.

        Принято говорить о таких видах  социального обеспечения, как  пенсии, пособия различных видов,  льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение.

        Пенсии - это наиболее значимый как по числу обеспечиваемых, так и по объему расходуемых средств, вид обеспечения[19].

        Буквальный перевод слова «pension»  - платеж. Это одна из форм денежных  выплат, которая осуществляется  государством через специально предназначенные для этого органы и производится из определенного пенсионного фонда. Субъектом данного вида обеспечения является лицо, признанное нетрудоспособным по причине достижения определенного возраста, по признанию нетрудоспособным по медицинским критериям (инвалидность), либо из-за выполнения каких-либо социальных функций (уход за инвалидом 1-ой гр., ребенком - инвалидов, престарелым и т. д.)[19].

        Важными чертами пенсии является  ее связь с бывшей трудовой  деятельностью пенсионера и с  размером получаемой ранее заработной  платы, ее обязательный характер. Цель пенсии - материальное обеспечение граждан, предоставление им единственных или основных средств к существованию. Существует точка зрения, что пенсия - отложенное на время вознаграждение за труд.

Информация о работе Правовая защита населения в области домашнего сервиса