Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:17, курсовая работа
Объект исследования - деятельность секретаря.
Предмет исследования - организация и совершенствование секретарской деятельности .
Цель исследования – изучить технологию ведения секретарской деятельности, методы и способы ее рационализации и автоматизации .
- секретари-машинистки, которые
выполняют технические функции
по обеспечению и обслуживанию
работы руководителя
Как видим, по данным опроса, очевидно, что в качестве респондентов выступили в основном специалисты, не имеющие специального образования в области документационного обеспечения управления.
Данные опроса показывают,
что у специалистов-
В ходе проведенного исследования мы выявили следующие факторы, повлиявшие на отношение секретарей к своей работе: изменение выполняемых функций; изменение условий труда; изменение содержания деятельности; изменение мнения общественности.
Основным фактором, изменившим
отношение секретарей к своей
работе, является, изменение содержания
их деятельности. 50% опрошенных высоко
оценили значение этого фактора.
Если раньше секретари занимались большей
частью организационно-техническим
обслуживанием руководителя, то сегодня,
как показывают результаты опроса,
в их работе возросла роль информационно-документного
обслуживания. Увеличение функций в
области информационно-
В опроснике респондентам был предложен перечень знаний и умений для оценки по степени важности их в работе. В оценке большинства респондентов необходимыми им являются знание:
основ делопроизводства (методы создания и оформления документов; организация работы с документами) (80%);
функций, задач, структуры организации, в которой работает опрашиваемый субъект, ее связи по вертикали и горизонтали (60%);
вычислительной и
основ проведения различного рода мероприятий(60%);
основ культуры общения со
студентами, профессорско-
обеспечение быстрой передачи информации с помощью средств связи (в том числе факс, электронная почта) (70%);
обеспечение работы руководителя (70%);
составление и оформление документов, в том числе с помощью ПК (70%);
работа с документами
организация приема посетителей (50%);
организация рабочего места руководителя (50%), и др.
Столь высокая оценка предложенных
знаний и умений не дает основания
полагать, что все респонденты
ими владеют. Такая оценка скорее
говорит о том, что субъекты опроса
осознают значимость этих знаний и
умений в своей работе, что уже
можно оценить как
Результаты исследования также показали, что в последние годы существенно изменились условия труда секретарей и мнение общественности об этой профессии. Сегодня невозможно представить, рабочее место секретаря как без новейших электронных приборов, так и без простых средств оргтехники. Изменение содержания деятельности и повышение ее эффективности повлияло на отношение опрошенных к своей работе. Для 50% опрошенных имело значение повышения общественного статуса данного вида деятельности.
Для обеспечения эффективности труда секретарей важное значение имеют мероприятия, направленные на совершенствование условий труда и рационализацию рабочего места. Условия, в которых проходит трудовой день, оказывают непосредственное влияние на их состояние, настроение и работоспособность. Поэтому условия труда рассматриваются как совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе труда.
Не менее значимым в оценке секретарей оказался фактор изменения выполняемых функций. Так считают 40% опрошенных. Если раньше в их деятельности преобладали в основном технические функции, такие как телефонное обслуживание, стенографирование, материально-техническое обеспечение работы руководителя и т.д., то сегодня в качестве обязательных функций, которые должен выполнять секретарь рассматриваются:
- подготовка документов по различным вопросам;
- сбор информации по
каким-либо актуальным темам
- создание аналитических
справок по плановой и
Для выполнения этих функций
секретарям нужны глубокие знания основ
аналитического свертывания информации
– знания в области реферирования,
аннотирования и обзорно-
Все перечисленные выше факторы весьма благоприятно повлияли на отношение секретарей к своей работе. На сегодняшний день 60% опрошенных считают свою работу интересной, требующей творческого подхода.
Как видим, на изменение мнения общественности в оценке роли секретарей в различных профессиональных сферах деятельности повлияли следующие факторы: изменение образа секретаря в положительную сторону в связи с возросшими по отношению к ним требованиями; увеличение объема выполняемых функций и т.д. Требования к профессиональным знаниям, умениям, навыкам со стороны к секретарям за последние годы значительно расширились и увеличились.
2.4 Анализ деятельности секретаря ПИК «Идел-Пресс» по документному и бездокументному обслуживанию
В ходе проведенного нами опроса было изучено деятельность секретаря «Идел-Пресс» по документному и бездокументному обслужтванию.
По данным социологического
опроса, основными задачами секретарей
являются организационное и
По данным опроса также видно, что большинству секретарей приходилось посещать курсы повышения квалификаци, направленные на обучение искать, обрабатывать и хранить информацию в форме лекций (50%), семинаров (20%) и деловых игр (10 %).
В ходе опроса для оценки респондентам был предложен перечень функций из “Типового положения о канцелярии учреждения (ЕГСДОУ)” для выяснения, входят ли они в число их профессиональных обязанностей.
Результаты опроса показали, что все перечисленные в опроснике функции в работе секретарей получили распространение. Наиболее распространенным в работе опрошенных, по нашим данным, являются:
учет, регистрация, рассмотрение и подготовка поступающей корреспонденции для доклада руководству (10 %);
телефонное обслуживание (90%);
организация приема работников и посетителей (70%);
прием, регистрация, хранение, учет, доставка по подразделениям и рассылка поступающей, исходящей и внутренней корреспонденции, подготовка дел к сдаче на государственное хранение и во внутренний архив фирмы (70%);
оформление и рассылка
организационно-
техническое обеспечение работы руководителя (90%);
оформление протоколов, рассылка выписок из них (60%);
подготовка и своевременная рассылка материалов к заседаниям, совещаниям, съездам, конференциям, семинарам (30%);
введение табеля учета рабочего времени (90%);
стенографирование (90%).
Все оцененные выше профессиональные обязанности секретарей, по мнению специалистов-документоведов, условно можно разделить на работу по информационно – документному и организационному (бездокументному) обслуживанию.
К операциям по информационно-документному
обслуживанию из перечисленных выше
функций можно отнести
Такие функции, как организация
приема посетителей и работников;
техническое обеспечение работы
руководителя; телефонное обслуживание;
подготовка командировок; организация
презентаций и специальных
Как видим, любая организационная
работа всегда сопровождается созданием
и ведением достаточно большого количества
документов, так как устное слово
может быть забыто, неточно понято
и передано. Поэтому все этапы
организационной работы обычно документируются:
в процессе подготовки совещания
создается целый ряд документов
(проект решения, приглашение, повестка
дня и т.д.); записывается телефонограмма;
ведется запись приема посетителей;
документируется процесс
Специальную информацию, необходимую при выполнении своих профессиональных обязанностей, секретари находят в:
общении с коллегами (90 %);
справочных изданиях:
справочниках (90 %);
словарях (60 %);
энциклопедиях (50 %).
средствах массовой информации (80 %);
периодических изданиях (80 %);
учебно-методических изданиях (70%).
При такой высокой оценке источников выявления специальной информации, лишь 50 % опрошенных заявили, что они часто испытывают необходимость в специальной литературе. Это говорит о том, что у большинства секретарей их трудовая и информационная активность находится на низком уровне.
По замечанию большинства
опрошенных респондентов, им более
всего приходится составлять документы
информационно-справочной группы - протоколы,
акты, заявки, письма. Среди опрошенных
(60%) были и те, которые утверждали,
что они готовят пакет
Как видим, служба документационного обеспечения управления в «Идел-Пресс» представлена секретариатом, в которой практически присутствуют все специалисты, ответственнее за документационное обеспечение управления. Анализ содержания деятельности работников по должностным инструкциям свидетельствует о том, что организация документного и бездокументного обслуживания являются ключевыми в их профессиональной деятельности. Тому свидетельство перечень их профессиональных обязанностей.
Результаты проведенного
исследования показывают, что работа
секретаря творческая. Для выполнения
на качественном уровне всех профессиональных
обязанностей им нужны глубокие знания
в области организации и
Поэтому одним из направлений
совершенствования деятельности секретаря
является повышение квалификации секретаря,
совершенствование условий
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЕКРЕТАРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПИК «ИДЕЛ-ПРЕСС»
3.1 Повышение квалификации
Одно из перспективных направлений совершенствования деятельности секретаря - повышение уровня информационной культуры - повышение квалификации.
Вопросы, связанные с повышением квалификации секретарей, все чаще ставятся на повестку дня в связи с внедрением новых информационных технологий и, как следствие, с повышением требований к профессиональной квалификации.