Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:18, дипломная работа
Целью работы является анализ современного состояния и определение направлений совершенствования государственного регулирования трудовых отношений в организации.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические и правовые основы государственного регулирования трудовых отношений в организации;
провести анализ трудовых отношений в ОАО «ОГК-6» и филиале ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС»;
определить направления совершенствования государственного регулирования трудовых отношений в организации.
Введение……………………………………………………………………..….3
1.Теоретические и правовые основы государственного регулирования трудовых отношений………………………………………………………………6
1.1. Механизмы и инструменты государственного регулирования трудовых отношений………………………………………………………………...…….6
1.2. Социальное партнерство как механизм государственного регулирования трудовых отношений……………………………………………….........10
1.3. Коллективные трудовые споры…………………………..……………...23
2. Анализ трудовых отношений в ОАО «ОГК-6» и филиале ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС……………………………………………………………….33
2.1. Общая характеристика филиала ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС…….33
2.2. Анализ коллективного договора филиала ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС…………………………………………………………………………...39
3. Совершенствование государственного регулирования трудовых отношений в организации………….………………………………….………………64
3.1. Разработка регламента оформления трудовых отношений с работниками в ходе реорганизации в форме присоединения ОАО «ОГК-6» к ОАО «ОГК-2»………………………………………………………………………..64
3.2. Совершенствование правовых основ государственного регулирования трудовых отношений в организации…………………………………….......72
Заключение………………………………………………………………….…80
Библиографический список……..……………
Соглашения, заключаемые на уровне отраслей, ориентируются главным образом на интересы работников и работодателей данной отрасли при одновременном учете параметров решения социально-экономических проблем на межотраслевом уровне, зафиксированных в Генеральном соглашении.
Территориальное соглашение – это инструмент коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, определяющий согласованные позиции территориальных объединений профсоюзов, работодателей и органов власти и их совместные действия по его реализации. Одной из форм территориальных соглашений является специальное соглашение. [25]
Специальные соглашения – это соглашения, заключаемые на территориальном уровне между объединениями профсоюзов, работодателей и органами исполнительной власти в целях решения конкретных социально-экономических проблем, связанных с особенностями развития региона.
Работодатели и работники предприятий и организаций, расположенных в конкретном регионе, исходят (в процессе переговоров об условиях труда и других аспектах социальной политики) из экономических условий производства на данной территории и адекватных им трудовых отношений.
Поскольку рынок труда формируется на отдельных территориях, это объективно ставит территориальные соглашения в разряд важнейших инструментов социального партнерства. Их значение определяется тем, что они являются первой ступенью децентрализованного регулирования трудовых отношений. [15]
Коллективный договор - соглашение, заключаемое профкомом от имени трудового коллектива с администрацией в лице руководителя предприятия по вопросам труда, заработной платы и социальной защиты работников после обсуждения и одобрения его проекта на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Он должен определить также обязательства и ответственность сторон за выполнение основных его положений.
Коллективный договор является двусторонним соглашением и заключается между представительным органом наемных работников (профсоюзным комитетом) и работодателем (администрацией). Он, как правило, дополняет и развивает нормы, принятые в отраслевом, территориальном и генеральном соглашениях, конкретизирует их. При этом во внимание принимается также финансовое положение предприятий и организаций и особенности положения в социально-трудовой сфере коллектива.
Таким образом, четкое распределение функций, определение круга проблем, решаемых на государственном, региональном, отраслевом уровнях и непосредственно на предприятиях имеют целью обеспечивать согласованные действия звеньев единой системы договорного регулирования трудовых отношений без дублирования и противоречий.
Взаимосвязь соглашений по уровням должна означать не только их увязку по предмету договора, но и по срокам, периодичности и последовательности их заключения. Генеральное соглашение, определяющее основные подходы к решению социально-экономических проблем в тот или иной промежуток времени, логически закономерно должно возглавлять (с определенным опережением) кампанию договорного регулирования на других уровнях. Вопрос согласования сроков заключения соглашений, как показывает практика, важен, прежде всего, с точки зрения создания преемственной взаимосвязи принимаемых на разных уровнях социального партнерства решений.
1.2 Социальное партнерство как механизм государственного регулирования трудовых отношений
Возможность регулирования социально-
Трудовой кодекс РФ вслед за Конституцией РФ предусматривает разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. [39]
К сожалению, единое понимание сущности проблемы регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений у регионов отсутствует, нет и единого правового способа ее решения. Наличие пробелов в федеральном законодательстве пока позволяет субъектам РФ осуществлять опережающее правовое регулирование в данной сфере, например, в вопросе о субъектном составе социально-партнерских отношений.
В соответствии со ст. 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. [44]
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
Законодатель подчеркивает особую роль органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства. Они участвуют в создании и работе постоянно действующих органов социального партнерства, подготовке проектов и заключении соглашений различного уровня, однако не принимают на себя никаких обязательств. Их участие в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношении на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование.
Кроме того, они осуществляют своеобразное посредничество, помогают сторонам достичь соглашения и заключить взаимоприемлемые и сбалансированные договорные акты. Поэтому они не признаются сторонами социального партнерства. Единственным исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей (для работников, занятых в них) или представляют работодателей.
Постановлением Правительства РФ от 10.08.2005 N 500 "О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне" федеральные органы исполнительной власти наделены правом представлять работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне. Установлено, что федеральные органы исполнительной власти имеют право представлять работодателей, подведомственных указанным органам, при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне. [39]
В сложном комплексе
Трудовой кодекс РФ различает стороны социального партнерства и их представителей.
Стороны социального партнерства - работники и работодатели - могут вступать в соответствующие взаимоотношения лишь через своих представителей.
Понятие сторон социального партнерства имеется во многих законах субъектов Российской Федерации о социальном партнерстве. Данное понятие определяется через такие центральные понятия, как "работник" и "работодатель".
Сегодня более чем в 40 субъектах РФ приняты законы о социальном партнерстве. При этом фактически используются актуальные тексты нормативных правовых актов с изменениями и дополнениями, полученные с помощью СПС "КонсультантПлюс" и "Гарант".
При этом, как правило, понятие "работодатель"
в большинстве случаев с
- работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (Брянская, Нижегородская, Калининградская, Тульская, Ивановская, Томская, Воронежская, Владимирская области, Пермский, Камчатский, Краснодарский, Хабаровский края, Республика Коми, Карачаево-Черкесская Республика);
- работник - физическое лицо, работающее (в учреждении, предприятии, организации) на основе трудового договора (контракта) (Орловская, Архангельская области);
- работник - физическое лицо, выполняющее трудовые функции, с которым трудовой договор заключен работодателем либо должен быть заключен, а также лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования (Московская область);
- работники - физические лица, работающие в организации на основании трудового договора (контракта), а также лица, обучающиеся в учреждениях профессионального образования (Ленинградская область). Представляется такая формулировка в обоих представленных случаях некорректной. Лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования, - это гражданин, вступивший в административные отношения с образовательным учреждением для достижения и подтверждения определенного образовательного ценза, который удостоверяется соответствующим документом. Поэтому обучающийся (студент, ученик, аспирант и т.д.) может быть работником, состоящим в трудовых отношениях, только если совмещает работу с обучением;
- работник - физическое лицо, работающее
в организации на основе
Представляется необходимым
1. Понятие, с вариативностью воспроизведенное из ТК РФ:
- сторонами социального
- стороны социального партнерства - работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, когда они выступают в качестве работодателей и их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством, - Республика Коми;
- сторонами социального
- стороны социального
2. Без указания на органы
- стороны социального партнерства - работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей - Ивановская, Томская, Костромская области, Пермский край, Кабардино-Балкарская Республика;
- Законы о социальном
- стороны соглашений - работники, работодатели, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в лице их полномочных представителей. Такое определение безосновательно сужает формы взаимодействия социальных партнеров, предусмотренные как федеральным законодательством, так и региональными законами о социальном партнерстве. [44]
Некоторые субъекты РФ применяют и такое понятие, как "субъекты социального партнерства", причем в ст. 1 Закона "О социальном партнерстве Карачаево-Черкесской Республики" закрепляется, что сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных ими в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. А ст. 7 этого же Закона определяет, что субъектами социального партнерства являются:
- работники, профессиональные
Информация о работе Государственное регулирование трудовых отношений в организации