Государственное регулирование трудовых отношений в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:18, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ современного состояния и определение направлений совершенствования государственного регулирования трудовых отношений в организации.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические и правовые основы государственного регулирования трудовых отношений в организации;
провести анализ трудовых отношений в ОАО «ОГК-6» и филиале ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС»;
определить направления совершенствования государственного регулирования трудовых отношений в организации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..….3
1.Теоретические и правовые основы государственного регулирования трудовых отношений………………………………………………………………6
1.1. Механизмы и инструменты государственного регулирования трудовых отношений………………………………………………………………...…….6
1.2. Социальное партнерство как механизм государственного регулирования трудовых отношений……………………………………………….........10
1.3. Коллективные трудовые споры…………………………..……………...23
2. Анализ трудовых отношений в ОАО «ОГК-6» и филиале ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС……………………………………………………………….33
2.1. Общая характеристика филиала ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС…….33
2.2. Анализ коллективного договора филиала ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС…………………………………………………………………………...39
3. Совершенствование государственного регулирования трудовых отношений в организации………….………………………………….………………64
3.1. Разработка регламента оформления трудовых отношений с работниками в ходе реорганизации в форме присоединения ОАО «ОГК-6» к ОАО «ОГК-2»………………………………………………………………………..64
3.2. Совершенствование правовых основ государственного регулирования трудовых отношений в организации…………………………………….......72
Заключение………………………………………………………………….…80
Библиографический список……..……………

Файлы: 1 файл

Obrazec_DR.doc

— 929.00 Кб (Скачать файл)

Попытки регионов сформировать свое законодательство в сфере социального партнерства не всегда продуктивны вследствие того, что, с одной стороны, набор правовых инструментов, находящихся в их руках, весьма ограничен, а с другой - по мере устранения пробелов в федеральном законодательстве большинство норм на региональном уровне либо станет дублировать федеральное законодательство, либо по причине противоречия федеральным нормам утратит силу.

 

1.3 Коллективные трудовые споры

Определение коллективного трудового спора, данное в статье 398 трудового кодекса РФ, выделяет два признака коллективного трудового спора: коллективный характер и особый предмет разногласий.

Коллективный характер проявляется  в том, что одной из сторон спора  выступают работники, связанные  определенным организационным единством (члены профсоюза, работники организации, ее филиала или представительства) и объединенные общими профессиональными (социально-трудовыми) интересами.

В качестве другого важного положения, относящегося к характеристике стороны коллективного спора, необходимо признать четкое представление об организационном единстве работников. Это не любая группа трудящихся, а коллектив, обладающий указанными в законе специфическими чертами.

Стороной коллективного трудового спора могут быть члены первичной профсоюзной организации (когда спор возникает на уровне организации, ее филиала или представительства, иного обособленного структурного подразделения); члены профессионального союза или профсоюза, входящего в состав соответствующего объединения (когда речь идет о споре на уровне отрасли, профессии и т.п.); коллектив работников, занятых у определенного работодателя (независимо от того, является он физическим лицом либо организацией) или работающих в обособленном структурном подразделении юридического лица.

Из практических соображений важно  четко определить, какое объединение работников может быть признано стороной коллективного трудового спора, а какое - нет.

Как правило, должен соблюдаться принцип  единства стороны коллективно-договорного процесса и коллективного трудового спора. Так, если спор возникает в ходе коллективных переговоров, его стороной выступают работники, участвующие через своих представителей в переговорах. В случае возникновения спора по причине невыполнения коллективного договора одной из сторон будут признаны работники, от имени которых этот коллективный договор заключен. [10]

Вполне допустимы ситуации, когда  коллективный договор не выполняется по отношению к работникам одной бригады или одного из структурных подразделений организации. Такие коллективы не могут выступать стороной коллективного трудового спора. Для того чтобы защитить свои интересы, им надо обратиться в представительный орган, заключивший данный коллективный договор. Представитель работников может выдвинуть требования к работодателю.

Коллективный трудовой спор возникает  между работниками и работодателем или работодателями, т.е. вторая сторона спора также может быть представлена своеобразным коллективом - работодателями данной отрасли, территории и т.п.

Коллективный характер одной или  обеих сторон разногласий не может служить безусловным основанием для признания возникшего конфликта коллективным трудовым спором. Существует второй обязательный признак, характеризующий коллективный трудовой спор, - его предмет. Такой спор может возникнуть по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, отказа работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организации. [15]

Условия труда устанавливаются  законом и нормативными правовыми  актами, включая указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств. Применительно к коллективным трудовым спорам имеют значение лишь те условия труда, которые установлены или могут быть установлены работодателем. Например, в соответствии со ст. 144 ТК работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. В процессе разработки или изменения положения о премировании или о надбавке за высокое профессиональное мастерство возможен коллективный трудовой спор. В то же время при изменении размера районного коэффициента такой спор не возникает, поскольку данное условие труда устанавливается не работодателем, а органами государства.

Коллективно-договорные акты (коллективный договор и соглашение) также имеют целью определение условий труда для конкретного объединения работников. Однако их содержание шире. Они могут регулировать и коллективные трудовые отношения (например, порядок осуществления контроля за соблюдением коллективного договора), и содержать обязательства работодателя по строительству жилья, осуществлению мероприятий по охране труда, и т.п.

Кроме того, при заключении коллективно-договорных актов возможны разногласия по поводу определения порядка проведения переговоров, признания легитимности представителей сторон и т.п. Такого рода споры также являются коллективными.

Предметом коллективного трудового  спора признается и выполнение коллективных договоров, соглашений, в т.ч. толкование их положений.

Таким образом, коллективный трудовой спор возникает между коллективными участниками (хотя бы одной его стороной является коллектив) и направлен на защиту тех прав работников, которые связаны с их участием в правовом регулировании трудовых отношений и реализации норм, установленных в порядке коллективно-договорного регулирования.

Для того чтобы неурегулированные  разногласия между работниками  и работодателями были квалифицированы  как коллективный трудовой спор, необходимо наличие обоих указанных признаков. Если спор характеризуется лишь одним из них, его нельзя признать коллективным. Поэтому споры по поводу применения положений законов и нормативных правовых актов, в т.ч. правовых норм, устанавливающих правила проведения забастовки, не могут рассматриваться в качестве коллективных, даже если они затрагивают интересы всех работников организации.

Не является коллективным трудовым спором несогласие одной из сторон (работодателя или работников) с решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении минимума необходимых работ (услуг) в организации (филиале, представительстве), в которой проводится забастовка. Нельзя отнести к коллективным спорам и дело о признании забастовки незаконной.

Коллективный трудовой спор может  возникнуть на стадии коллективных переговоров и носить "преддоговорный" характер. По общепринятой международной классификации такой спор считается спором интересов, т.е. спором, возникшим из конфликта интересов, когда юридических прав ни у одной стороны еще не возникло. Иногда такие споры называют экономическими, подчеркивая их неправовой характер. [20]

Моментом начала такого коллективного  трудового спора признается дата составления протокола разногласий  в ходе проведения коллективных переговоров.

Спор интересов может возникнуть на любом уровне осуществления коллективно-договорного регулирования трудовых отношений: отраслевом, региональном, территориальном и др.

К спорам интересов надо отнести  и споры, возникающие на уровне организации по поводу установления или изменения условий труда без заключения коллективного договора, а также споры об отказе работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов о труде. Примером такого рода споров может служить спор об изменении локального положения об оплате труда или утверждении правил внутреннего трудового распорядка. В отличие от "преддоговорных" названные споры начинаются с момента отклонения работодателем всех или части требований работников.

Другая категория коллективных трудовых споров - споры права. Это разногласия о выполнении условий заключенного коллективного договора, соглашения. Момент начала таких споров - день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение работодателем своего решения в установленный ТК срок.

Споры права могут возникнуть лишь на уровне организации, поскольку обязательства  по соблюдению условий, как коллективного договора, так и соглашения несут конкретные работодатели, а не их представители на коллективных переговорах.

Проблема невыполнения соглашения в целом или отдельных его  положений должна решаться путем выдвижения требований конкретному работодателю. Если требования остаются неудовлетворенными или работодатель не дает ответа в установленный срок, возникает коллективный трудовой спор. Этот спор разрешается на уровне организации.

Возможны ситуации, когда отраслевое соглашение не выполняется несколькими или даже большинством работодателей отрасли. Безусловно, в этом случае возможны согласованные действия работников, например одновременное выдвижение требований, проведение предупредительной забастовки во всех организациях отрасли, пикетирование. Однако порядок выдвижения требований и, главное, субъект, ответственный за выполнение соглашения, не меняются.

Коллективные трудовые споры юридического характера (споры права) возникают в случае невыполнения работодателем условий коллективного договора либо соглашения. При этом важно иметь в виду, что на практике содержание коллективно-договорного акта иногда бывает шире, чем достигнутые договоренности сторон. Это происходит в тех случаях, когда коллективный договор или соглашение включает информационные положения, т.е. воспроизводит нормы действующего законодательства о труде.

Невыполнение таких положений  не может рассматриваться в качестве основания для возникновения коллективного трудового спора, т.к. независимо от воспроизведения эти нормы сохраняют свою юридическую природу - они считаются нормами законодательства. Их действие во времени определяется вступлением в законную силу соответствующего акта. Обязанность их выполнять существует независимо от факта включения в коллективный договор, соглашение. Следовательно, невыполнение их работодателем должно быть признано нарушением трудового законодательства, а не коллективного договора.

Нельзя признать коллективным трудовым спором и разногласия по поводу задержки выплаты заработной платы, если регулярность и конкретные сроки ее выплаты предусмотрены коллективным договором.

В этом случае работодатель нарушает не коллективный договор, а нормы ТК, предусматривающие обязанности выплачивать работнику заработную плату и соблюдать сроки выплаты. Коллективный договор в данной ситуации лишь уточняет законодательство, определяя размер оплаты труда и конкретную дату произведения выплат. Сами же обязательства работодателя вытекают из соответствующих норм ТК и факта заключения трудового договора с работником. [15]

Такой спор должен рассматриваться  в порядке, предусмотренном для  разрешения индивидуальных трудовых споров.

Основным критерием для разграничения коллективных трудовых споров и индивидуальных трудовых споров, так или иначе связанных с содержанием коллективного договора, должен служить факт установления конкретной обязанности работодателя в законе либо в коллективно-договорном акте.

Неисполнение обязанности, предусмотренной коллективным договором (например, положения о предоставлении работникам, длительное время работающим в организации, дополнительного отпуска за счет средств работодателя), несомненно должно рассматриваться как нарушение (невыполнение) коллективного договора. В том же случае, когда законом устанавливается обязанность работодателя (например, выдавать средства индивидуальной защиты), а коллективный договор определяет порядок выполнения этой обязанности (конкретные сроки, нормы, очередность выдачи и т.п.), квалификация действий работодателя должна основываться в первую очередь на наличии (отсутствии) нарушения нормы закона.

Примирительные процедуры представляют собой способ разрешения коллективного  трудового спора с помощью  достижения согласованного решения. Они проводятся в органах по добровольному примирению. Рекомендация МОТ N 92 "О добровольном примирении и арбитраже" (1951) устанавливает принципы создания и функционирования таких органов. В частности, органы по примирению, создаваемые на смешанной основе, например примирительная комиссия, должны включать в себя равное число представителей от работодателей и работников. Примирительная процедура должна быть бесплатной и оперативной: сроки рассмотрения спора должны сводиться к минимуму. В ходе разрешения спора МОТ рекомендует воздержаться от проведения забастовок. Все соглашения, достигнутые в ходе переговоров по примирению, составляются в письменной форме и имеют равную силу с иными договорами и соглашениями сторон, например с коллективными договорами.

Основы деятельности примирительных органов, предложенные МОТ, нашли отражение  и развитие в Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке  разрешения коллективных трудовых споров" с изм. на 30 декабря 2001 г. и в гл. 61 трудового кодекса. [24]

Российским законодательством  избраны 3 этапа разрешения коллективного трудового спора и соответственно 3 органа, которые участвуют в его рассмотрении. Это - примирительная комиссия, посредник и трудовой арбитраж.

Рассмотрение коллективных трудовых споров судом не предусмотрено.

Для формирования четкого представления  о коллективном трудовом споре законодатель вводит понятие "момент начала коллективного трудового спора".

Информация о работе Государственное регулирование трудовых отношений в организации