Курс лекций по "Теория организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:12, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия теории организации
1. Сущность предприятия, его черты и функции

Файлы: 1 файл

Лекции Теория организации.docx

— 258.74 Кб (Скачать файл)

Они, как правило, устанавливаются в соответствии с общим уровнем рыночных цен  и учитывают все издержки по производству и реализации. Данный метод достаточно прост в понимании потребителей, но он имеет один очень важный недостаток.

Дело в том, что  при регулярном и чрезмерном использовании  стоимостных единиц измерения возникает  «погоня» за количеством в ущерб  качеству.

Предприятия стремятся  максимально расширить производство, нарастить объемы выпуска и продаж при минимальных издержках. В  результате товар начинает терять ценные потребительские качества, его полезность снижается, а вместе с тем и  конкурентоспособность самой фирмы.

6. Показатели  продукции, коэффициенты ее выпуска

Для учета объемов  производства применяется ряд взаимосвязанных  показателей в денежном выражении. Валовой оборот – это стоимость всего объема произведенных товаров и услуг, которые за определенный промежуток времени прошли полную обработку во всех подразделениях предприятия. Таким образом, продукция на предприятии двигается линейно в зависимости от стадии ее готовности и функций бизнес-единиц. Значительную часть валового составляет внутрипроизводственный оборот как стоимость продукции, выработанная одними и потребляемая другими подразделениями организации в течение какого-либо промежутка времени. Таким образом, валовой продукт получается путем вычитания из валового оборота внутризаводского оборота: ВП = ВО – ВЗО. Однако валовой продукт включает все стадии готовности продукции, т. е. ВП = готовые изделия + полуфабрикаты + незавершенное производство + работы промышленного характера (разного рода услуги) или коммерческие заказы.

Валовой продукт  представляет все виды продукции  в совокупности независимо от их предназначения. Для того чтобы определить удельный вес продукции, готовой к реализации, был введен термин «товарная продукция». Как правило, готовая продукция, предназначенная для сбыта, имеет  завершенный вид, она приобретает  полезные товарные свойства, которые так или иначе воздействуют на величину потребительского спроса. Товарная продукция – это весь объем товаров и услуг, произведенный в данном периоде и готовый к реализации. В отличие от валового продукта товарный не включает незавершенное производство, поскольку оно по определению не может быть отпущено с производства, пока не примет определенный товарный вид.

Продукция, отгруженная  со складов, поставленная одним предприятием другому или поступившая на рынок  товаров и услуг, называется реализованной продукцией. Момент реализации определяется двумя способами: по времени непосредственной отгрузки продукции со склада или по мере поступления от заказчиков денежных средств за ее получение на расчетный счет предприятия-изготовителя. По структуре реализованная продукция включает те же элементы, что и товарная, т. е. представляется как совокупность готовых изделий, полуфабрикатов и коммерческих заказов. До 1991 г. в России существовал показатель «реализация с учетом обязательств по поставкам продукции». Он характеризовал полноту выполнения поставок. Иными словами, реализуемая продукция должна соответствовать заказу по номенклатуре и качеству. Кроме того, реализация должна быть произведена точно в сроки, указанные в договоре о продаже.

Для оценки производственного  процесса и объема выпуска на предприятиях применяются несколько показателей.

1. Коэффициент соответствия  валовой продукции валовому обороту,  который показывает стоимость  (в рублях) произведенной валовой  продукции приходится на 1 рубль  валового оборота:

Кс = ВП / ВО.

2. Коэффициент товарности (Кт) = ТП / ВП или Кт = (ГП + ПФ + КЗ) / ВП, где ГП – готовая продукция, ПФ – полуфабрикаты, КЗ – коммерческие заказы. Данный коэффициент показывает стоимость продукции, готовой к реализации, приходящейся на 1 рубль общего объема выпуска вместе с незавершенным производством.

3. Для анализа  отгруженных товаров и услуг  и определения их доли в  общем объеме продукции, предназначенной  для реализации, используется коэффициент  отгрузки:

Ко = (ОП) / ТП,

где ОП – отпущенная продукция.

4. Сам процесс  реализации может быть рассчитан  посредством следующих формул: Кр = РП / ОП или Кр = РП / ТП. Один из данных способов расчета реализованной продукции используется в том случае, когда продукция только планируется к сбыту или уже отгружена.

7. Товарная  политика фирмы

Любая организация, занимающаяся производством товаров  и услуг и реализацией их на потребительском рынке, должна осуществлять свою товарную политику. Благодаря  ей фирма планирует развитие процесс производства, сбыта, изучая потребительский спрос, осваивает все новые и новые рынки, расширяет долю своего влияния.

Товарная  политика – это совокупность мер организации, связанных непосредственно с производством товара и его совершенствованием, реализацией или снятием с производства, а также сервисным и предпродажным обслуживанием. Кроме того, сюда входит и разработка рекламных компаний как основного двигателя продаж. Главная цель маркетинга гласит: «Если у производителя нет хорошего и качественного товара, у него нет ничего!» Ведь, если товар не удовлетворяет потребительский спрос, фирма теряет конкурентоспособность.

Цели товарной политики.

1. Обеспечение правильности  принимаемых решений, касающихся  выбора ассортимента продукции.  Ассортимент – разновидности  товаров, имеющих одинаковое назначение. При этом они могут отличаться  формой и даже ценой. Чем  шире предлагаемый покупателю  ассортимент продукции, тем больше  его выбор и вероятность того, что покупка будет совершена.

2. Поддержание конкурентоспособности  товаров посредством их качества, ценовой политики и активной  рекламной кампании.

3. Максимальное соответствие  выпуска потребительскому спросу  и желаниям покупателей. Это  позволит поддержать макроэкономическое  равновесие спроса и предложения  на рынке товаров и услуг.

4. Расширение доли  рынка, нахождение для произведенных  товаров перспективных сегментов  и секторов и рынка.

5. Разработка товарных  знаков, упаковки, системы сервиса  и осуществление стратегического  планирования.

Для того чтобы товарная политика имела успех, она должна соответствовать определенным условиям.

1. Организация должна  четко представлять себе дальнейшее  развитие производства и сбыта,  каковы должны быть стратегические  цели и какова миссия.

2. Для выживания  в долгосрочной перспективе фирма  должна иметь корпоративную стратегию  действий.

3. Для эффективности  развития и успешного продвижения  товара на рынке фирма должна  быть хорошо ознакомлена с  тем сегментом рынка, на котором  работает, с его требованиями  и перспективами.

4. Осуществляя какую-либо  деятельность, организация должна  иметь четкое представление о  своих возможностях, ресурсах, имеющихся  в ее распоряжении. Таким образом,  необходим стратегический подход  к решению задач товарной политики  на любом хозяйственном уровне. Это значит, что все решения  должны приниматься не только  с учетом текущих краткосрочных  интересов, но и с точки зрения  их эффективности при достижении  конечных целей.

Важной частью товарной политики является определение товарной стратегии. Товарная стратегия представляет собой направление товарной политики, выбранное на долгосрочную перспективу и включающее решение ее основных задач. Стратегия устанавливается на 5 – 7 лет и имеет, как правило, несколько вариантов: недифференцированный маркетинг, концентрированный маркетинг (конкретная специализация, концентрирование на решении наиболее важной задачи) и дифференциация товара (разнообразие видов продукции).

Итак, товарная политика прежде всего предусматривает решение следующих задач:

1) определение оптимального  удельного веса новой продукции  в общей структуре производства;

2) планирование развития  доли рынка, выход на него  с новыми товарами;

3) создание программы  по изъятию из производства  устаревших видов товаров и  установление темпов обновления  продукции, ее номенклатуры и  ассортимента.

Как показывает практика, практически все организации  имеют развитые системы маркетинга. Это позволяет им выбирать оптимальные  типы и цели товарной политики, достигать  высоких темпов роста и увеличивать  конкурентоспособность.

8. Качество  работы и качество продукции,  сертификация

Деятельность предприятия  должна быть направлена на выпуск запланированного объема товаров и услуг, конкурентоспособных  как на внутреннем, так и на внешних рынках. Конкурентность товара, его преимущество определяются не ценой, а качеством как важнейшей характеристикой потребительского спроса. Качество продукции – это совокупность полезных свойств, которые делают ее пригодной к потреблению в соответствии с назначением. Степень качества продукции (т. е. ее соответствие стандартам и нормам) зависит от целого ряда причин. Во-первых, основой производства является сырье, т. е. исходный элемент для изготовления товаров. Качество сырья, способность к переработке и сохранению в результате ее прежних свойств непосредственно определяют качество производимой из него продукции.

Не стоит забывать, какова роль самих работников в производственном процессе. Именно квалификация, образованность и трудовые способности персонала  организации определяют конечный результат хозяйственной деятельности. Поэтому его качество напрямую зависит от степени производственного контроля, а также уровня и эффективности затраченных усилий. В соответствии с этим немаловажную роль играют и трудовая и производственная дисциплина, системы организации и нормирования труда.

В отличие от качества продукции качество работы более  широкое понятие и есть не что  иное, как соответствие основных признаков  производственного процесса общепринятым требованиям и поставленным задачам. Таким образом, качество работы зависит  от качества трудовой деятельности и  ее результатов.

Можно выделить следующие  способы определения качества продукции.

1. Покупка готовых  товаров и услуг должна осуществляться  с условиями осмотра на наличие  признаков, не соответствующих  общепринятым нормам.

2. Любая покупка  должна быть предварительно подкреплена  соответствующими отзывами о  данном товаре посредством осуществления  пробы по аналогичному образцу.

3. Покупка на базе  определенного качества. При такой  покупке возможно установление  различий между качеством товара  по договоренности и поставленного.  Такие различия могут быть  компенсированы соответствующей  скидкой.

4. Покупка по описанию  выглядит следующим образом: в  договоре о продаже дается  подробное описание всех свойств  товара, а также его формы, функций  и назначения.

5. Покупка оптом  осуществляется без определения  качества продукции, следовательно,  продавец не несет никаких  гарантий по поводу бракованной  продукции.

6. Сделка с последующим  уточнением характеристик и свойств  товара – так называемый типовой  контракт, который описывает базовые  цены и количество заказанной  продукции.

Понятие «качество  продукции» связано с понятиями  сертификации и стандартизации.

Стандартизация – деятельность, связанная с упорядочиванием по какому-либо признаку с помощью создания государственного стандарта. Стандарты содержат весь комплекс требований к изготавливаемым товарам и услугам, исходному сырью, полуфабрикатам и ходу производственного процесса. В России существуют: ГОСТ (самый жесткий из всех стандартов), ОСТ (отраслевой), ТУ (технические условия), а также стандарты и нормативы самих предприятий и организаций.

Сертификация – система, описывающая правила управления проведением соответствий продукции требованиям и нормам. Сертификация имеет следующие задачи:

1) создание условий  для совместной деятельности  предприятий, реализовывающих свою  продукцию на одном рынке, а  также для ведения международной  торговли;

2) поддержка потребительского  выбора при покупке тех или  иных товаров и услуг и, как  следствие, защита их от недобросовестных  изготовителей и бракованной  продукции;

3) осуществление  контроля над производством товаров,  их безопасностью для окружающей  среды, жизни и здоровья людей;

Таким образом, по сути, процесс стандартизации предшествует последующей сертификации, т. е. изначально устанавливаются стандарты и  нормы качества, к которым должны стремиться производители товаров  и услуг, а затем выполнение этих норм проверяется путем всестороннего  описания свойств продукции.

9. Показатели  качества работы и качества  продукции

Изучение качества работы на предприятии необходимо в  целях полного оперативного управления. Это крайне необходимо для текущего анализа качества работы. Наиболее полно об этом показателе и его  динамике можно судить по общему объему выпуска продукции, величине прибыли, производительности труда и его  эффективности.

Кроме того, для любой  организации важно достичь минимального уровня себестоимости товаров и  услуг и снижения доли расхода  сырья и материалов на единицу  готовой продукции. Немаловажным для  производства является и состояние  техники и оборудования, их мощность, что определяет перспективность  производства. По характеру свойств произведенной продукции показатели ее качества делятся на несколько групп.

Информация о работе Курс лекций по "Теория организации"