Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:12, курс лекций
ЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия теории организации
1. Сущность предприятия, его черты и функции
Они, как правило,
устанавливаются в соответствии
с общим уровнем рыночных цен
и учитывают все издержки по производству
и реализации. Данный метод достаточно
прост в понимании
Дело в том, что при регулярном и чрезмерном использовании стоимостных единиц измерения возникает «погоня» за количеством в ущерб качеству.
Предприятия стремятся
максимально расширить
6. Показатели
продукции, коэффициенты ее
Для учета объемов
производства применяется ряд
Валовой продукт представляет все виды продукции в совокупности независимо от их предназначения. Для того чтобы определить удельный вес продукции, готовой к реализации, был введен термин «товарная продукция». Как правило, готовая продукция, предназначенная для сбыта, имеет завершенный вид, она приобретает полезные товарные свойства, которые так или иначе воздействуют на величину потребительского спроса. Товарная продукция – это весь объем товаров и услуг, произведенный в данном периоде и готовый к реализации. В отличие от валового продукта товарный не включает незавершенное производство, поскольку оно по определению не может быть отпущено с производства, пока не примет определенный товарный вид.
Продукция, отгруженная со складов, поставленная одним предприятием другому или поступившая на рынок товаров и услуг, называется реализованной продукцией. Момент реализации определяется двумя способами: по времени непосредственной отгрузки продукции со склада или по мере поступления от заказчиков денежных средств за ее получение на расчетный счет предприятия-изготовителя. По структуре реализованная продукция включает те же элементы, что и товарная, т. е. представляется как совокупность готовых изделий, полуфабрикатов и коммерческих заказов. До 1991 г. в России существовал показатель «реализация с учетом обязательств по поставкам продукции». Он характеризовал полноту выполнения поставок. Иными словами, реализуемая продукция должна соответствовать заказу по номенклатуре и качеству. Кроме того, реализация должна быть произведена точно в сроки, указанные в договоре о продаже.
Для оценки производственного
процесса и объема выпуска на предприятиях
применяются несколько
1. Коэффициент соответствия
валовой продукции валовому
Кс = ВП / ВО.
2. Коэффициент товарности (Кт) = ТП / ВП или Кт = (ГП + ПФ + КЗ) / ВП, где ГП – готовая продукция, ПФ – полуфабрикаты, КЗ – коммерческие заказы. Данный коэффициент показывает стоимость продукции, готовой к реализации, приходящейся на 1 рубль общего объема выпуска вместе с незавершенным производством.
3. Для анализа
отгруженных товаров и услуг
и определения их доли в
общем объеме продукции,
Ко = (ОП) / ТП,
где ОП – отпущенная продукция.
4. Сам процесс
реализации может быть
7. Товарная политика фирмы
Любая организация, занимающаяся производством товаров и услуг и реализацией их на потребительском рынке, должна осуществлять свою товарную политику. Благодаря ей фирма планирует развитие процесс производства, сбыта, изучая потребительский спрос, осваивает все новые и новые рынки, расширяет долю своего влияния.
Товарная политика – это совокупность мер организации, связанных непосредственно с производством товара и его совершенствованием, реализацией или снятием с производства, а также сервисным и предпродажным обслуживанием. Кроме того, сюда входит и разработка рекламных компаний как основного двигателя продаж. Главная цель маркетинга гласит: «Если у производителя нет хорошего и качественного товара, у него нет ничего!» Ведь, если товар не удовлетворяет потребительский спрос, фирма теряет конкурентоспособность.
Цели товарной политики.
1. Обеспечение правильности
принимаемых решений,
2. Поддержание
3. Максимальное соответствие
выпуска потребительскому
4. Расширение доли
рынка, нахождение для
5. Разработка товарных
знаков, упаковки, системы сервиса
и осуществление
Для того чтобы товарная политика имела успех, она должна соответствовать определенным условиям.
1. Организация должна
четко представлять себе
2. Для выживания
в долгосрочной перспективе
3. Для эффективности
развития и успешного
4. Осуществляя какую-либо
деятельность, организация должна
иметь четкое представление о
своих возможностях, ресурсах, имеющихся
в ее распоряжении. Таким образом,
необходим стратегический
Важной частью товарной политики является определение товарной стратегии. Товарная стратегия представляет собой направление товарной политики, выбранное на долгосрочную перспективу и включающее решение ее основных задач. Стратегия устанавливается на 5 – 7 лет и имеет, как правило, несколько вариантов: недифференцированный маркетинг, концентрированный маркетинг (конкретная специализация, концентрирование на решении наиболее важной задачи) и дифференциация товара (разнообразие видов продукции).
Итак, товарная политика прежде всего предусматривает решение следующих задач:
1) определение оптимального
удельного веса новой
2) планирование развития доли рынка, выход на него с новыми товарами;
3) создание программы
по изъятию из производства
устаревших видов товаров и
установление темпов
Как показывает практика, практически все организации имеют развитые системы маркетинга. Это позволяет им выбирать оптимальные типы и цели товарной политики, достигать высоких темпов роста и увеличивать конкурентоспособность.
8. Качество работы и качество продукции, сертификация
Деятельность предприятия должна быть направлена на выпуск запланированного объема товаров и услуг, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешних рынках. Конкурентность товара, его преимущество определяются не ценой, а качеством как важнейшей характеристикой потребительского спроса. Качество продукции – это совокупность полезных свойств, которые делают ее пригодной к потреблению в соответствии с назначением. Степень качества продукции (т. е. ее соответствие стандартам и нормам) зависит от целого ряда причин. Во-первых, основой производства является сырье, т. е. исходный элемент для изготовления товаров. Качество сырья, способность к переработке и сохранению в результате ее прежних свойств непосредственно определяют качество производимой из него продукции.
Не стоит забывать, какова роль самих работников в производственном процессе. Именно квалификация, образованность и трудовые способности персонала организации определяют конечный результат хозяйственной деятельности. Поэтому его качество напрямую зависит от степени производственного контроля, а также уровня и эффективности затраченных усилий. В соответствии с этим немаловажную роль играют и трудовая и производственная дисциплина, системы организации и нормирования труда.
В отличие от качества продукции качество работы более широкое понятие и есть не что иное, как соответствие основных признаков производственного процесса общепринятым требованиям и поставленным задачам. Таким образом, качество работы зависит от качества трудовой деятельности и ее результатов.
Можно выделить следующие способы определения качества продукции.
1. Покупка готовых
товаров и услуг должна
2. Любая покупка
должна быть предварительно
3. Покупка на базе
определенного качества. При такой
покупке возможно установление
различий между качеством
4. Покупка по описанию
выглядит следующим образом: в
договоре о продаже дается
подробное описание всех
5. Покупка оптом
осуществляется без
6. Сделка с последующим
уточнением характеристик и
Понятие «качество продукции» связано с понятиями сертификации и стандартизации.
Стандартизация – деятельность, связанная с упорядочиванием по какому-либо признаку с помощью создания государственного стандарта. Стандарты содержат весь комплекс требований к изготавливаемым товарам и услугам, исходному сырью, полуфабрикатам и ходу производственного процесса. В России существуют: ГОСТ (самый жесткий из всех стандартов), ОСТ (отраслевой), ТУ (технические условия), а также стандарты и нормативы самих предприятий и организаций.
Сертификация – система, описывающая правила управления проведением соответствий продукции требованиям и нормам. Сертификация имеет следующие задачи:
1) создание условий
для совместной деятельности
предприятий, реализовывающих
2) поддержка потребительского
выбора при покупке тех или
иных товаров и услуг и, как
следствие, защита их от
3) осуществление
контроля над производством
Таким образом, по сути,
процесс стандартизации предшествует
последующей сертификации, т. е. изначально
устанавливаются стандарты и
нормы качества, к которым должны
стремиться производители товаров
и услуг, а затем выполнение этих
норм проверяется путем
9. Показатели качества работы и качества продукции
Изучение качества работы на предприятии необходимо в целях полного оперативного управления. Это крайне необходимо для текущего анализа качества работы. Наиболее полно об этом показателе и его динамике можно судить по общему объему выпуска продукции, величине прибыли, производительности труда и его эффективности.
Кроме того, для любой
организации важно достичь