Лекции по «Теория организации»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 00:07, курс лекций

Описание работы

1. Сущность понятия «организация»
2. Предмет и метод Теории организации.
3. связь Теории организации со смежными областями знаний.
4. соотношение понятий «организация» и «система».
5. Классификация систем. Приведите примеры.
6. Целостность - важное системное свойство организации. Эмерджентность.
Приведите примеры.
7. Динамический гомеостаз и состояние устойчивого равновесия - важное системное
свойство организации. Приведите примеры.

Файлы: 1 файл

Teoria_organizatsii_1_2.docx

— 258.06 Кб (Скачать файл)

Общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных  государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его  структурное подразделение.

Итак, по инициативе предпринимателей, менеджеров, политических деятелей и  различного рода идеологических и религиозных  лидеров создается огромное число  различных типов организаций. Главное  назначение этих организаций - повысить эффективность совместной деятельности людей.

5.Правительственные и неправительственные организации

Статус правительственной организации  присваивается высшими официальными органами власти. К правительственным  относятся организации, зафиксированные  в Конституции РФ, указах Президента РФ и т.д., например министерства, администрация  президента РФ. К неправительственным  относятся организации, не имеющие  такого статуса.

  • Система, в набор элементов которой входит человек или предназначенная для человека, называется социальной. Например, коллектив отдела кадров, автомобиль (однако луноход не является социальной системой). В зависимости от целей, поставленных в системах, они могут иметь политическую, образовательную, экономическую, медицинскую, технологическую направленность. Наиболее распространены социально-экономические системы. В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т. д. Продукция таких организаций -- это товары, услуги, информация или знания. Таким образом, в теории организации выделяют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие виды организаций. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главной целью является получение максимальной прибыли в интересах учредителей! Для социально-культурных -- основной целью является достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью, для социально-образовательных главная цель -- удовлетворение потребностей клиентов в информации и знаниях, а получение прибыли -- вторичная цель.
  • Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками. К социальным связям относятся: межличностные, бытовые отношения; отношения по уровням управления; отношения к человеку общественных организаций. К экономическим связям относятся: материальное стимулирование и ответственность, прожиточный уровень, льготы и привилегии. Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике состояния организации.
  • В организации происходят объективные (естественные -- по экономическим, управленческим и организационным законам) и субъективные (искусственные -- по воле человека или общества) процессы. К объективным относятся процессы спада и подъема в деятельности организации, баланс спроса и предложения, процессы, связанные с законами организации, например, синергии, самосохранения, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с реализацией технологических, экономических, управленческих и других решений субъектов управления.
  • 1. классификация социальных организаций по правовому статусу

Многообразие областей деятельности организаций сформировали и узаконили  набор правовых форм и организационных  структур. Классификация организаций  позволяет найти организации, сходные  по каким либо параметрам; определить их численное распределение для  создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб  и т.д.; определить их отношение к  налоговым и другим льготам.

В теории выделяют организации: правительственные и неправительственные; коммерческие и некоммерческие; бюджетные  и небюджетные; общественные и хозяйственные; формальные и неформальные. Организации  могут отличаться по отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.); самостоятельности  принятия решений: (головные, дочерние и зависимые).

Статус правительственной  организации присваивается высшими официальными органами власти. К правительственным относятся организации, зафиксированные в Конституции РФ, указах Президента РФ и т. д., например, министерства, администрация Президента РФ. К неправительственным относятся организации, не имеющие такого статуса.

Коммерческие  организации создаются физическими или юридическими лицами (резидентами страны) на свой страх и риск для производства продукции с целью получения максимальной прибыли в интересах учредителей.

Некоммерческие  организации ставят своей основной целью удовлетворение общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие организации.

В соответствии с Гражданским  кодексом РФ (ГК РФ) к коммерческим отнесены: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные  и муниципальные унитарные предприятия. К некоммерческим -- потребительские  кооперативы, общественные или религиозные  организации (объединения), благотворительные  и др. фонды, учреждения. Предусмотрено  создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций  в форме ассоциаций и союзов. Эти  организации входят в группу юридических  лиц.

Согласно ГК РФ юридическим  лицом признается организация, которая: зарегистрирована в установленном  порядке; имеет расчетный счет в  банке; имеет в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество; отвечает по своим  обязательствам этим имуществом; может  от своего имени приобретать и  осуществлять имущественные и личные неимущественные права; выполняет  возложенные обязанности; имеет  самостоятельный баланс или смету; может быть истцом и ответчиком в  суде.

Бюджетные организации планируют масштаб своей деятельности, исходя из выделенных государством средств.

Небюджетные организации сами изыскивают источники финансирования, заключая договора с другими компаниями, в том числе и бюджетными, на изготовление продукции или оказание услуг.

Общественные  организации создаются для удовлетворения социальных потребностей и интересов членов своих обществ, например, общественные организации: «Столичное собаководство», «Социологическая ассоциация», «Союз антикваров России». В общественных организациях все поступившие членские взносы и другие средства расходуются на удовлетворение потребностей своих же членов.

Хозяйственные организации предназначены для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества преимущественно во внешней для организации среде путем производства продукции. Например, государственное предприятие «Завод железобетонных изделий».

Формальные организации -- это объединение людей, связанных между собой договоренностями о правах и обязанностях. Они регистрируются в государственных органах в установленном законом порядке и могут иметь статус юридического или неюридического лица.

Неформальные  организации -- это объединение людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях. Они не регистрируются в государственном органе. Эти организации создаются на базе общих интересов в области культуры, быта, спорта и др. Они имеют лидера и не ведут финансово-хозяйственной деятельности, направленной на получение материальной прибыли. Например, объединение друзей, группа туристов. Значение неформальных организаций в обществе очень велико. В них люди находят место для реализации своих личных интересов, для отдыха, самопроявления, нахождения своего места в жизни. Взаимоомощь и защита друг друга, доступ к неформальным каналам информации (слухам и др.) являются основными причинами объединения в неформальную организацию.

Неформальные группы, объединяющие людей разных отделов, цехов, групп  часто возникают внутри формальных организаций. Это естественный процесс, возникающий тогда, когда штатное  развитие коммуникаций отстает от развития технологий, профессионализма персонала  в организации. Признаком формирования неформальной организации служит появление  неформального лидера.

Организации могут разделяться  на управленческие и предпринимательские. Управленческая организация в форме  «учреждения» концентрирует управленческие и обслуживающие производство функции, например, стратегического управления, маркетинга, представительские. Предпринимательская  организация в форме ООО, ОА, ПТ выполняет преимущественно производственные функции.

 

 

46. Понятие социальной  организации. Системообразующие  факторы социальных систем.

Cоциальная система – это сложный комплекс отношений, возникающий в процессе взаимодействия людей. Любая социальная система состоит из нескольких групп компонентов:

1. Человек, группа людей

2. Процессы (экономические, политические, социальные)

3. Предметы, вовлеченные в хозяйственный оборот

4. Общественные идеи, социальные ценности, традиции, обычаи.

Системообразующие факторы:

1. Наличие общих целей;

2. Выполнение каждым элементом системы определенных функций для достижения общей цели.

3. Иерархичность построения - это означает:

- подчинение элементов  низшего уровня элементам более  высокого уровня;

- разделение труда  по вертикали горизонтали;

- выполнение любым  участником организации принятых  в ней правил и процедур.

4. Отношение субординации и координации между элементами системы.

Субординация – отношение подчиненности элементов низшего уровня к элементам высшего уровня.

Координация – сотрудничество между элементами одного уровня.

5. Подчинение целей любого элемента системы, общей цели организации.

6. Наличие обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами. Обратная связь позволяет контролировать функционирование объекта управления и регулировать его деятельность.

 

47. Понятие социальной  организации. Бюджетные и внебюджетные, Общественные и хозяйственные,  юридические и неформальные организации.

Неформальные  организации -- это объединение людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях. Они не регистрируются в государственном органе. Эти организации создаются на базе общих интересов в области культуры, быта, спорта и др. Они имеют лидера и не ведут финансово-хозяйственной деятельности, направленной на получение материальной прибыли. Например, объединение друзей, группа туристов. Значение неформальных организаций в обществе очень велико. В них люди находят место для реализации своих личных интересов, для отдыха, самопроявления, нахождения своего места в жизни. Взаимоомощь и защита друг друга, доступ

Формальные организации -- это объединение людей, связанных между собой договоренностями о правах и обязанностях. Они регистрируются в государственных органах в установленном законом порядке и могут иметь статус юридического или неюридического лица.

к неформальным каналам информации (слухам и др.) являются основными  причинами объединения в неформальную организацию.

Неформальные группы, объединяющие людей разных отделов, цехов, групп  часто возникают внутри формальных организаций. Это естественный процесс, возникающий тогда, когда штатное  развитие коммуникаций отстает от развития технологий, профессионализма персонала  в организации. Признаком формирования неформальной организации служит появление  неформального лидера.

Общественные  организации создаются для удовлетворения социальных потребностей и интересов членов своих обществ, например, общественные организации: «Столичное собаководство», «Социологическая ассоциация», «Союз антикваров России». В общественных организациях все поступившие членские взносы и другие средства расходуются на удовлетворение потребностей своих же членов.

Хозяйственные организации предназначены для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества преимущественно во внешней для организации среде путем производства продукции. Например, государственное предприятие «Завод железобетонных изделий».

Бюджетные организации планируют масштаб своей деятельности, исходя из выделенных государством средств.

Небюджетные организации сами изыскивают источники финансирования, заключая договора с другими компаниями, в том числе и бюджетными, на изготовление продукции или оказание услуг.

 

48. Организация  и управления. Управляющая и управляемые  подсистемы организации.

1 Элементы системы  управления

система управляющий управляемый

Любая организация является сложной социальной системой, состоящей  из двух элементов - управляющего и  управляемого. Будучи подсистемой организации  в целом, управляющий элемент  одновременно сам представляет весьма сложное образование, которое мы будем называть системой управления.

Она характеризуется определенной конфигурацией структуры, степенью централизации или децентрализации, формализации и регламентации, стабильностью  или изменчивостью, открытостью  или закрытостью.

Под управляющей подсистемой  системы управления можно понимать ту ее часть которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, а под управляемой ту, которая  их воспринимает и реализует на практике. В условиях иерархичности управления большинство его звеньев, в зависимости  от конкретной ситуации, могут принадлежать то к управляющей то к управляемой  подсистеме.

Во главе управляющей  подсистемы находится ее направитель (центральное звено), персонифицирующий  управленческие воздействия. Он может  быть индивидуальным (руководитель) или  коллективным (совет директоров акционерного общества).

В состав управляющей подсистемы включаются также механизмы ее воздействия  на управляемую - планирование, контроль, стимулирование, координация и пр.

Информация о работе Лекции по «Теория организации»