Ассортимент, качество и конкурентоспособность растительного масла в гастрономе "АЛМИ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы явилось изучение ассортимента, качества и конкурентоспособности растительных масел, реализуемых в гастрономе «АЛМИ». В процессе постановки цели были определены следующие задачи исследования:
- раскрыть потребительские свойства растительных масел и факторы их определяющие;
- провести классификацию и характеристику видов растительных масел;
охарактеризовать производителей, торговые марки, ассортимент;
- изучить классификацию и характеристику факторов, определяющих конкурентоспособность растительных масел;
- анализировать рынок растительных масел в РБ;
- провести анализ ассортиментной линейки растительных масел, реализуемых в гастрономе «АЛМИ»;
- изучить объекты, методы исследования, отбор проб;
-провести анализ оценки качества растительных масел органолептическим методом;
- путем бальной оценки выявить качества растительных масел;
- оценить конкурентоспособность растительных масел.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……………2
1. Потребительские свойства, классификация, ассортимент
и конкурентоспособность растительных масел…………………………….……4
1.1 Потребительские свойства растительных масел и факторы
их определяющие………………………………………………………………...….4
1.2 Классификация и характеристика видов растительных масел.
Производители, торговые марки, ассортимент……………………………...…….6
1.3 Классификация и характеристика факторов, определяющих
конкурентоспособность растительных масел……………………………………12
2. Анализ рынка, ассортимента, качества и конкурентоспособности
растительных масел………………………………………………………….……..15
2.1 Анализ рынка растительных масел в РБ………………………………….…..15
2.2 Ассортиментная линейка растительных масел, реализуемых в
гастрономе «АЛМИ»……………………………………………………….………17
2.3 Оценка качества растительных масел………………………………….……..20
2.3.1 Объекты, методы исследования, отбор проб……………………….………20
2.3.2 Оценка качества растительных масел органолептическим методом.…….23
2.3.3 Бальная оценка качества растительных масел……………………………...25
2.4 Оценка конкурентоспособности растительных масел……………………….27
Заключение…………………………………………………………………….……32
Список использованных источников……………………………………….…….34

Файлы: 1 файл

7896_Курсовая_растительные мас дороботка.docx

— 146.80 Кб (Скачать файл)

 

Определение показателей качества лабораторными методами.

Плотность - типичный для отдельных видов масла показатель, который характеризует их чистоту. Он увеличивается при окислении продукта.

Температура исследуемого образца должна быть 20°С или близкой к ней. Для этого масло подогревают или охлаждают. Стеклянный цилиндр в наклонном положении наполняют маслом так, чтобы не образовалось пузырьков воздуха. Наполнение цилиндра прекращают, когда уровень продукта будет на 5 см ниже его краев. Затем медленно, так, чтобы не касаться стенок цилиндра, опускают в масло ареометр и оставляют его свободно плавать. По шкале производят отсчет относительной плотности.

Если температура масла отличается от 20°С, то к показаниям ареометра вносят поправку: прибавляют 0,0007 на каждый градус выше 20°С и вычитают 0,0007 на каждый градус ниже 20°С.

Цветное число определяется путем сравнения цвета растительных масел с цветом эталонных йодных растворов и выражается количеством миллиграммов йода. Эталоны представляют собой набор разных по концентрации водных растворов йода в йодистом калии, которые наливают в пробирки с внутренним диаметром 10 мм. В такую же пробирку наливают хорошо перемешанное и профильтрованное масло.

Интенсивность окраски масла сравнивают с окраской стандартных растворов (эталонов) в проходящем или отраженном дневном свете при температуре около 20°С. Цветное число масла принимают равным цветному числу эталона, имеющего одинаковую с ним окраску. Метод предназначен для масел желтого цвета. Цветность их в процессе хранения снижается.

Кислотное число характеризует содержание в одном грамме растительных масел свободных жирных кислот и других титруемых щелочью веществ и выражается в миллиграммах едкого калия, необходимого для их нейтрализации. По этому показателю можно судить о степени свежести масла, он нормируется стандартами для большинства пищевых жиров.

В коническую колбу отвешивают 3-5 г хорошо перемешанного и профильтрованного исследуемого масла, приливают 50 мл нейтральной смеси (смесь из двух частей этилового эфира и одной части этилового спирта, нейтрализованная щелочью в присутствии фенолфталеина) и взбалтывают. Если при этом масло не растворяется, то его слегка нагревают, взбалтывая на водяной бане, и затем охлаждают до 15-20°С.

Полученный раствор при постоянном взбалтывании быстро оттитровывают 0,1н. раствором едкого калия до появления розовой окраски, обусловленной присутствием индикатора.

Перекисное число - отражает степень окисленности масла, обусловленную накоплением перекисных соединений (перекиси и гидроперекиси) при окислении масла в процессе хранения, особенно активно протекающего на свету. Перекисное число свежевыработанного масла значительно ниже, чем у хранившегося.

Влага и летучие вещества- это потеря массы продукта в результате нагревания его при температуре 103°С при определенных условиях. Сущность метода заключается в нагревании анализируемой пробы до полного удаления влаги и летучих веществ и определении потерь ее массы.

Таким образом, объектом исследования работы является масло подсолнечное, реализуемое гастрономом «Алми», экспертиза качества которого проводится согласно требованиям нормативной документации на данный вид товаров, как органолептическими, так и физико-химическими методами.

Качество растительных масел определяют в пробе, которую отбирают от однородной партии продукта, в соответствии с требованиями СТБ 1939-2009 «Масла растительные. Правила приемки и методы отбора проб».

Для проверки качества масла, разлитого в потребительскую тару, проводят отбор «вслепую» по ГОСТ 18321 по одной упаковочной единице от 1 т  масла. Общий объем масла в отобранных упаковочных единицах должен быть не менее 2500 . (гост 1939 ст 3)

 

Таблица 8. Отбор проб масла подсолнечного

 

вид подсолнечного масла

объем партии

объем выборки

масса объеденной пробы

масло подсолнечное "КАМАКО" по 0,91л

60 бут

3 бут

2,73 л

масло подсолнечное "РУССКОЕ МАСЛО" по  1л

48 бут

3 бут

3 л

масло подсолнечное "ОЛЕЙНА" по 1л

72 бут

3 бут

3 л

масло подсолнечное "ПОСТНОЕ" по 0,95 л

24 бут

3 бут

2,85 л

масло подсолнечное "ЗОЛОТАЯ СЕМЕЧКА" по 1 л

120 бут

3 бут

3 л


 

Согласно СТБ 1939-2009 объединённая проба масла должна быть не менее 2500 .

После тщательного перемешивания объединённых проб в накопительном  сосуде, переливают в переносной сосуд, плотно закрывают и доставляют в лабораторию. ( стб ст 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.2 Оценка качества  растительных масел органолептическим  методом

 

Далее проведем анализ качества исследуемых образцов подсолнечного масла по органолептическим показателям.

 

Таблица 9. - Органолептические показатели качества «КАМАКО»- масло подсолнечное рафинированное дезодорированное, вымороженное, марки «П»

ГОСТ 1129-93.

 

Показатели качества

Требования по ТНПА

Результаты оценки

Соответствие ТНПА

Прозрачность

Прозрачное без осадка

Прозрачное. Осадка не обнаружено

Отклонений от требований ГОСТ 1129-93 не выявлено

Запах и вкус

Без запаха; вкус обезличенного масла или с приятными слабо-специфичными оттенками вкуса и запаха для масла, поставляемого в торговую сеть и на предприятия общественного питания

Запах отсутствует. Вкус обезличенного масла, без привкуса и горечи


 

 

Таблица 10. - Органолептические показатели качества «РУССКОЕ  МАСЛО»- масло подсолнечное  рафинированное дезодорированное.

ГОСТ 1129-93.

 

Показатели качества

Требования по ТНПА

Результаты оценки

Соответствие ТНПА

Прозрачность

Прозрачное без осадка

Прозрачное. Осадка не обнаружено

Отклонений от требований ГОСТ 1129-93 не выявлено

Запах и вкус

Без запаха; вкус обезличенного масла или с приятными слабо-специфичными оттенками вкуса и запаха для масла, поставляемого в торговую сеть и на предприятия общественного питания

Запах отсутствует. Вкус обезличенного масла


 

 

 

 

 

Таблица 11.- Органолептические показатели качества «ОЛЕЙНА» - масло подсолнечное рафинированное дезодорированное (марки "П") вымороженное масло с бета-каротином.

ГОСТ 1129-93.

 

Показатели качества

Требования по ТНПА

Результаты оценки

Соответствие ТНПА

Прозрачность

Прозрачное без осадка

Прозрачное. Осадка не обнаружено

Отклонений от требований ГОСТ 1129-93 не выявлено

Запах и вкус

Без запаха; вкус обезличенного масла или с приятными слабо-специфичными оттенками вкуса и запаха для масла, поставляемого в торговую сеть и на предприятия общественного питания

Запах отсутствует. Вкус обезличенного масла


 

 

Таблица 12.- Органолептические показатели качества «ПОСТНОЕ»- масло подсолнечное нерафинированное, первого сорта.

ГОСТ 1129-93.

 

Показатели качества

Требования по ТНПА

Результаты оценки

Соответствие ТНПА

Прозрачность

Наличие «сетки» над осадком не является браковочным фактором

Прозрачное. с не большим осадком

Отклонений от требований ГОСТ 1129-93 не выявлено

Запах и вкус

Свойственные подсолнечному маслу, без постороннего запаха, привкуса и горечи

Насыщенный  вкус подсолнечного масла, без постороннего запаха


 

 

Таблица 13.- Органолептические показатели качества «ЗОЛОТАЯ СЕМЕЧКА»- масло подсолнечное рафинированное, первый отжим.

ГОСТ 1129-93.

Показатели качества

Требования по ТНПА

Результаты оценки

Соответствие ТНПА

Прозрачность

Прозрачное без осадка

Прозрачное. Осадка не обнаружено

Отклонений от требований ГОСТ 1129-93 не выявлено

Запах и вкус

Без запаха; вкус обезличенного масла или с приятными слабо-специфичными оттенками вкуса и запаха для масла, поставляемого в торговую сеть и на предприятия общественного питания

Запах отсутствует. Вкус обезличенного масла


 

 

Таким образом, исследуемые образцы подсолнечного масла, реализуемые гастрономом «АЛМИ», по органолептическим показателям соответствуют требованиям ГОСТа 1129-93 «Масла подсолнечные. Технические условия» и следовательно, имеют весьма высокое качество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.3 Бальная оценка  качества растительных масел

 

Органолептические показатели продуктов относятся к неизмеримым, значения которых нельзя выразить в физических размерных шкалах. Характеристику вкуса, запаха, консистенции и других сенсорных признаков приводят в качественных описаниях.

Чтобы перевести качество в количество, при экспертной оценке используют безразмерные шкалы: обычно в баллах, реже в долях единицы или процентах. Балловая шкала представляет собой упорядоченную совокупность чисел и качественных характеристик, которые приводятся в соответствие с оцениваемыми объектами согласно определяемому признаку. Балловая шкала служит для количественной оценки, которая выражает качественный уровень признака. Шкала характеризуется диапазоном, или балльностью, под которой понимают количество уровней качества, включенных в шкалу. Количество оценочных точек не всегда совпадает с числом баллов, так как баллы могут делиться на доли (1,1; 1,5; 1,7 балла и т.д.) или при оценке могут использоваться не все баллы (5, 10, 15, 20-50 баллов и т.д.).

Например, шкала с наибольшей оценкой 5 баллов с градацией через 0,5 балла имеет такой же диапазон, как шкала с высшей оценкой 10 баллов и градацией через 1 балл и аналогично шкала с максимальной оценкой 100 баллов и градацией через 10 баллов. Если в этих балловых шкалах не используется 0, то все они имеют одинаковый диапазон с 10 уровнями качества.

При разработке балловых шкал градацию шкалы определяют в зависимости от поставленной задачи, качества экспертов, необходимой точности результатов и возможности словесного описания характеристики качественных уровней.

Для экспертной оценки качества продукции рекомендуется использовать шкалы с нечетным числом уровней качества.

Наибольшее распространение в практике органолептической оценки получили пятибалльные шкалы. Применение пятибалльной шкалы позволяет дегустатору со средней сенсорной чувствительностью и опытом получать достаточно точные результаты.

При использовании пятибалльной системы в условиях сравнительной оценки нескольких образцов у дегустаторов может возникнуть потребность сделать их более дифференцированную оценку, например величину полбалла, или выразить свое отношение к продукту дополнительно к оценке баллами знаками плюс или минус.

Несомненный интерес представляет разработка единой балльной системы для оценки качества пищевых продуктов. В основу такой универсальной системы можно положить теорию сенсорного анализа и соответствующую математическую обработку результатов исследования. Принцип воспроизводимости балльных оценок не будет нарушаться в том случае, если количество ступеней качества в системе будет не более того, какое может определить дегустатор. Очевидно, в универсальной системе достаточно будет четырех уровней положительного качества и пятый - неудовлетворительная оценка. Этим требованиям отвечает пятибалльная шкала, в которой предусмотрены оценки целыми числами: 5 - отличное качество, 4 - хорошее, 3 - вполне удовлетворительное, 2 - удовлетворительное, I - неудовлетворительное. Показателей качества может быть от трех до шести, но каждый показатель следует оценивать по той же самой пятибалльной шкале.

Информация о работе Ассортимент, качество и конкурентоспособность растительного масла в гастрономе "АЛМИ"