Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 19:59, курсовая работа
Целью работы явилось изучение ассортимента, качества и конкурентоспособности растительных масел, реализуемых в гастрономе «АЛМИ». В процессе постановки цели были определены следующие задачи исследования:
- раскрыть потребительские свойства растительных масел и факторы их определяющие;
- провести классификацию и характеристику видов растительных масел;
охарактеризовать производителей, торговые марки, ассортимент;
- изучить классификацию и характеристику факторов, определяющих конкурентоспособность растительных масел;
- анализировать рынок растительных масел в РБ;
- провести анализ ассортиментной линейки растительных масел, реализуемых в гастрономе «АЛМИ»;
- изучить объекты, методы исследования, отбор проб;
-провести анализ оценки качества растительных масел органолептическим методом;
- путем бальной оценки выявить качества растительных масел;
- оценить конкурентоспособность растительных масел.
Введение………………………………………………………………..……………2
1. Потребительские свойства, классификация, ассортимент
и конкурентоспособность растительных масел…………………………….……4
1.1 Потребительские свойства растительных масел и факторы
их определяющие………………………………………………………………...….4
1.2 Классификация и характеристика видов растительных масел.
Производители, торговые марки, ассортимент……………………………...…….6
1.3 Классификация и характеристика факторов, определяющих
конкурентоспособность растительных масел……………………………………12
2. Анализ рынка, ассортимента, качества и конкурентоспособности
растительных масел………………………………………………………….……..15
2.1 Анализ рынка растительных масел в РБ………………………………….…..15
2.2 Ассортиментная линейка растительных масел, реализуемых в
гастрономе «АЛМИ»……………………………………………………….………17
2.3 Оценка качества растительных масел………………………………….……..20
2.3.1 Объекты, методы исследования, отбор проб……………………….………20
2.3.2 Оценка качества растительных масел органолептическим методом.…….23
2.3.3 Бальная оценка качества растительных масел……………………………...25
2.4 Оценка конкурентоспособности растительных масел……………………….27
Заключение…………………………………………………………………….……32
Список использованных источников……………………………………….…….34
Определим качества исследуемых образцов подсолнечного масла. Для количественного выражения значений показателей качества используем самостоятельно разработанную бальную шкалу, данные отразим в таблице 15.
Таблица 15. – Оценочная бальная шкала качества подсолнечного масла по органолептическим показателям
Показатели |
Баллы |
Характеристика показателей |
Прозрачность |
5 |
Прозрачное, без осадка |
4 |
Прозрачное, имеется едва заметный осадок | |
3 |
Прозрачное, имеется осадок | |
2 |
Слегка мутное, имеется осадок | |
1 |
Мутное с осадком | |
Запах и вкус |
5 |
Без запаха, вкус обезличенного масла |
4 |
Имеется едва уловимый запах сырья, имеется едва уловимый вкус сырья | |
3 |
Слабо выраженный запах, неприятный, слабо выраженный горьковатый вкус. | |
2 |
Выраженный, неприятный, горький запах, с ярко выраженным посторонним привкусом | |
1 |
Резкий, неприятный, очень горький запах, вкус вызывающий неприятное ощущение першения. |
Таблица 16.- Бальная оценка масла растительного представленного для исследования.
наименование иследуемого образца |
показатели |
общая бальная оценка | |
прозрачность |
вкус и запах |
||
«КАМАКО»- масло подсолнечное рафинированное дезодорированное, вымороженное, марки «П» |
5 |
5 |
10 |
«РУССКОЕ МАСЛО»- масло подсолнечное рафинированное дезодорированное. |
4 |
4 |
8 |
«ОЛЕЙНА» - масло подсолнечное рафинированное дезодорированное (марки "П") вымороженное масло с бета-каротином. |
5 |
4 |
9 |
«ПОСТНОЕ»- масло подсолнечное нерафинированное, первого сорта. |
3 |
4 |
7 |
«ЗОЛОТАЯ СЕМЕЧКА»- масло подсолнечное рафинированное, первый отжим. |
4 |
5 |
9 |
сумма баллов |
21 |
22 |
43 |
При оценке качества подсолнечного масла органолептические показатели оценивают по 30-балльной шкале. Общая сумма баллов не должна быть ниже 27, в том числе по прозрачности, вкусу и запаху 15 (высшая оценка этого показателя — 15 баллов).
Согласно Таблице 16. масло подсолнечное реализуемое в гастрономе «АЛМИ» имеет хорошее качество, на что указывает набранные 43 балла по бальной оценке качества. Данный показатель говорит о том, что исследуемые виды масла соответствуют ГОСТу 1129-93.
2.4 Оценка конкурентоспособности растительных масел
Оценка конкурентоспособной продукции отражает соответствующие функциональные задачи: изучение конъюнктуры (спрос, предложение, цены, емкость рынка, каналы сбыта), определение набора потребительских и экономических показателей конкурентоспособности (натуральные, стоимостные, относительные), выбор базы для сравнения конкурентов (анализ показателей конкурентоспособности, выбор объекта в качестве базы для сравнения, расчет интегрального показателя конкурентоспособности).
Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемого товара с параметрами базы сравнения, поскольку, как было сказано выше, конкурентоспособность понятие относительное. Одним из основных факторов конкурентоспособности является качество продукции. Различают следующие уровни понятия «качество».
Если товар, в дополнение к основным потребностям, удовлетворяет также потребности, которые у потребителя выражены неявно, то такой товар будет пользоваться предпочтением.
На практике конкурентоспособность оценивают чаще всего с помощью, так называемого базового товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и в существенной мере соответствует общественным потребностям. Образец, таким образом, выступает в виде материализованных требований, которым должен удовлетворять товар, претендующий на ту или иную часть спроса. Эти требования выражаются, как правило, в виде количественной оценки экспертов. Оценка дается по каждому конкретному свойству той номенклатуры потребительских свойств товара, которая, по мнению экспертов, определяет спрос на товар на данном рынке. Так как свойства товара имеют разную ценность для потребителя, то для оценки конкурентоспособности необходимо ранжировать их по степени значимости, т.е. рассчитать коэффициенты весомости свойств.
Рассчитаем конкурентоспособность исследуемых образцов подсолнечного масла, для чего сначала необходимо рассчитать коэффициенты весомости свойств для масла подсолнечного по формуле:
где x-оценка i-го свойства j-экспертом
m- количество экспертов
n – количество свойств.
Все расчеты количественной оценки конкурентоспособности исследуемых образцов приведены в таблице 17.
Согласно разработанной в таблице 15. балльной шкале, основными показателями для подсолнечного масла являются: прозрачность, запах и вкус. В таблице 17. представлен расчет коэффициента весомости свойств подсолнечного масла.
Таблица 17. - Расчет коэффициента весомости свойств подсолнечного масла.
Показатели |
Эксперты |
Сумма рангов |
Коэффициент весомости | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
Прозрачность |
5 |
4 |
5 |
3 |
4 |
21 |
0,49 |
Вкус и запах |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
22 |
0,51 |
Итого рангов |
10 |
8 |
9 |
7 |
9 |
43 |
1 |
Таким образом, исходя из расчетов, приведенных в таблице, самым значительным свойством для потребителей масла подсолнечного является вкуси запах, а самые низкие показатели по значимости – прозрачность.
Затем произведем расчет комплексного показателя по каждому исследуемому образцу, для чего найдем произведение среднего балла и коэффициента весомости.
Таблица 18.- Оценка комплексного показателя «КАМАКО»- масло подсолнечное рафинированное дезодорированное, вымороженное, марки «П»
эксперт |
оценка эксперта |
общая бальная оценка | |
прозрачность |
вкус и запах |
||
1 |
5 |
4 |
9 |
2 |
5 |
4 |
9 |
3 |
5 |
5 |
10 |
4 |
5 |
4 |
9 |
5 |
5 |
4 |
9 |
сумма балов |
25 |
21 |
46 |
средний балл |
5 |
4,2 |
|
коэффициент весомости |
0,49 |
0,51 |
1 |
комплексный показатель |
2,5 |
2,1 |
4,6 |
Далее произведем расчет уровня качества исследуемых образцов по отношению к «идеальному» по следующей формуле:
Ук = Комплексный показатель/ «идеальный» образец, (3)
где Ук – уровень качества;
«Идеальный» образец – образец, который получил наивысшую оценку у экспертов и комплексный показатель по нему равен 5.
Уровень качества масла подсолнечного «КАМАКО»:
4,6/5=0,92
Таблица 19.- Оценка комплексного показателя «РУССКОЕ МАСЛО»- масло подсолнечное рафинированное дезодорированное.
эксперт |
оценка эксперта |
общая бальная оценка | |
прозрачность |
вкус и запах |
||
1 |
5 |
4 |
9 |
2 |
4 |
4 |
8 |
3 |
5 |
5 |
10 |
4 |
5 |
4 |
9 |
5 |
4 |
4 |
8 |
сумма балов |
23 |
21 |
46 |
средний балл |
4,6 |
4,2 |
|
коэффициент весомости |
0,49 |
0,51 |
1 |
комплексный показатель |
2,3 |
2,1 |
4,4 |
Уровень качества масла подсолнечного «РУССКОЕ МАСЛО»:
4,4/5=0,88
Таблица 20.- Оценка комплексного показателя «ОЛЕЙНА» - масло подсолнечное рафинированное дезодорированное (марки "П") вымороженное масло с бета-каротином.
Таблица 20.
эксперт |
оценка эксперта |
общая бальная оценка | |
прозрачность |
вкус и запах |
||
1 |
5 |
5 |
10 |
2 |
5 |
5 |
10 |
3 |
5 |
5 |
10 |
4 |
5 |
5 |
10 |
5 |
5 |
4 |
9 |
сумма балов |
25 |
24 |
46 |
средний балл |
5 |
4,8 |
|
коэффициент весомости |
0,49 |
0,51 |
1 |
комплексный показатель |
2,5 |
2,5 |
5 |
Уровень качества масла подсолнечного «ОЛЕЙНА»:
5/5=1
Таблица 21.- Оценка комплексного показателя «ПОСТНОЕ»- масло подсолнечное нерафинированное, первого сорта.
эксперт |
оценка эксперта |
общая бальная оценка | |
прозрачность |
вкус и запах |
||
1 |
3 |
5 |
8 |
2 |
4 |
3 |
7 |
3 |
4 |
4 |
8 |
4 |
3 |
4 |
7 |
5 |
4 |
4 |
8 |
сумма балов |
18 |
20 |
46 |
средний балл |
3,6 |
4 |
|
коэффициент весомости |
0,49 |
0,51 |
1 |
комплексный показатель |
1,8 |
2 |
3,8 |
Уровень качества масла подсолнечного «ПОСТНОЕ»:
3,8/5=0,76
Таблица 21.- Оценка комплексного показателя «ЗОЛОТАЯ СЕМЕЧКА»- масло подсолнечное рафинированное, первый отжим.
Таблица 21.
эксперт |
оценка эксперта |
общая бальная оценка | |
прозрачность |
вкус и запах |
||
1 |
4 |
5 |
9 |
2 |
4 |
4 |
8 |
3 |
4 |
4 |
8 |
4 |
3 |
5 |
8 |
5 |
4 |
4 |
8 |
сумма балов |
19 |
22 |
46 |
средний балл |
3,8 |
4,4 |
|
коэффициент весомости |
0,49 |
0,51 |
1 |
комплексный показатель |
1,9 |
2,2 |
4,1 |