Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 18:44, дипломная работа
Цель дипломной работы – экспертиза и оценка качества кефира, реализуемого магазином. Объектом исследования является кефир жирностью 1% , предметом - экспертиза и оценка качества кефира.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- провести обзор аналитической литературы;
- изучить технологию производства и классификацию кефира;
- изучить способы идентификации и экспертизы качества кефира;
-изучить правила приемки и отбора проб и испытания продукции;
1.Широта ассортимента- количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями- действительной и базовой широтой, а также относительным показателем- коэффициентом широты
Кш = Шд / Шб х 100%
где:
Широта может служить косвенным показателем насыщения рынка товарами, чем больше широта, тем больше насыщенность.
2. Полнота ассортимента
– способность набора товаров
однородной группы
где:
Чем больше полнота ассортимента, тем больше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.
3.Устойчивость ассортимента- это отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.
где:
Ку - коэффициент устойчивости;
4.Новизна (обновление) ассортимента- способность товаров удовлетворять имеющиеся потребности за счёт новых товаров.
где:
Для изучения ассортимента и оценки качества кисломолочных продуктов поступающих на розничные торговые предприятия города Орла, был выбран магазин « Европа ».
На исследуемом торговом предприятии, осуществляется реализация всех групп продовольственных товаров. При этом данное предприятия решает следующие задачи:
Определим, достаточно ли внимания уделяется формированию ассортимента группы кисломолочных напитков для удовлетворения спроса потребителей на данном розничном предприятии. Для этого произведем расчет показателей ассортимента данной группы товаров.
В настоящее время ассортимент кисломолочных напитков очень широк и насчитывает более 200 наименований.
К относятся различные виды простокваши (простокваша обыкновенная, мечниковская, южная, варенец, ряженка, йогурт и др), кефир, кумыс, ацидофильные напитки., которые различаются по составу, способу производства, степени очистки, органолептическим свойствам и другим показателям. И именно это число является базовым показателем для изучаемого предприятия. Действительный показатель ассортимента составляет 98 наименований.
Произведем расчет полноты ассортимента по формуле (1 )
Кп = 98 / 200 х 100% = 49,0%
Чем больше полнота ассортимента, тем больше вероятность того, что
потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.
В данном случае необходимо расширить ассортимент , за счет его пополнения такими напитками , как варенец, ацидофильными кисломолочными напитками, простокваша и др.
Устойчивость ассортимента- способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.
Рассчитаем коэффициент устойчивости по формуле (2)
Ку = 76 / 98 х 100 = 77 %
Установлено, что оптимальный коэффициент устойчивости ассортимента для универмагов — 0,80, для специализированных магазинов — 0,75.
Как видим из произведенных расчетов, постоянным спросом у покупателей пользуется только 77 % кисломолочных напитков . Коэффициент устойчивости в магазине высокий, руководством предприятия должным образом удовлетворяются потребности населения за счет расширения ассортимента на данную группу товаров.
Новизна (обновление) ассортимента - способность товаров удовлетворять имеющиеся потребности за счёт новых товаров.
Ассортимент кисломолочных продуктов расширяется за счет использования различных обогатителей и добавок.
Произведем расчет коэффициента новизны:
Кн = 24/ 98 х 100 = 24,7 = 25%
На основании произведенных расчетов можно сказать, что на данном предприятии не достаточно внимания уделяется обновлению ассортимента за счет изменяющихся потребностей населения и совершенствования производства кисломолочных продуктов. Необходимо, чтобы в ассортименте присутствовали: простокваша (Южная, Слоеная и Мечниковская), варенец, ацидофильные напитки, и другие.
Степень обновления ассортимента должна быть увязана с периодом морального старения товаров: чем он меньше, тем должна быть больше степень обновления ассортимента. Предпочтительно не только расширять, но и обновлять ассортимент.
2.3 Сравнительная оценка качества кефира, реализуемого на торговом предприятии
Для товароведной экспертизы были взяты образцы кефира трех торговых марок и выяснили: качественный продукт — не обязательно самый дорогой.
Для экспертизы был закуплен кефир «Домик в деревне» 1%, «Простоквашино» 1%, 3,2%, кефирный продукт «Активиа», и «Вкуснотеево» 1%.
Комплексная экспертиза кефира включает в себя определение более 20 показателей: органолептических (вкус, запах, цвет, консистенция), микробиологических (содержание опасных и условно-патогенных бактерий, дрожжей и плесневых грибов, а также полезных молочнокислых бактерий), и физико-химических (жирно-кислотный состав, определение наличия жиров немолочного происхождения, массовой доля белка и жира). Также выявляется наличие консервантов, антибиотиков, фосфатов, крахмала, определяется уровень кислотности, соответствие фактического содержания белка и жира заявленному на упаковке.
Данные лабораторных
Согласно ГОСТ Р 52093-2003, маркировка пакетов кефира должна быть следующей:
Согласно ГОСТ Р 52093-2003 “Кефир. Технические условия по органолептическим показателям” кефир должен соответствовать требованиям приведенным в (таблице 5) .
Таблица 5 – Органолептические показатели качества кефира
Наименование показателя |
Характеристика |
1 |
2 |
Внешний вид и консистенция |
Консистенция должна быть однородной, с нарушенным сгустком при резервуарном способе производства, с ненарушенным сгустком – при термостатном способе производства, для фруктового нежирного и 1%-ной жирности – жидкая, для фруктового 2,5%-ной жирности - полужидкая, для особого – слегка вязкая. Допускается газообразование в виде отдельных глазков, вызванное нормальной микрофлорой. На поверхности кефира допускается незначительное отделение сыворотки (не более 2% от объема продукта). |
Вкус и запах |
Кисломолочный, освежающий, слегка острый. Для кефира фруктового – с привкусом фруктового сиропа. |
Цвет |
Молочно-белый, слегка кремовый, для кефира фруктового – обусловленный цветом фруктового сиропа, равномерный по всей массе. |
Внешний вид и консистенция. При осмотре бумажной тары отбраковывают деформированные, сильно помятые, загрязненные и порванные пакеты.
На поверхности продуктов из негомогенизированного молока имеется отстой жира. Затем определяют характер сгустка, по которому судят об интенсивности биохимических процессов, протекающих при изготовлении и хранении продуктов. Состояние сгустка зависит от способа выработки (как указано выше) при выливании продукта из бутылки или пакета, с внутренней стороны остается тонкий слой его.
В кефире сгусток пронизан пузырьками газа, образовавшегося в результате жизнедеятельности закваски – газообразующих микроорганизмов и дрожжей. Газообразование допускается в виде отдельных пузырьков.
Для определения консистенции диетических продуктов смешанного брожения содержимое бутылок тщательно встряхивают и переливают в стакан. О характере консистенции судят по тому, как стекает продукт в стакан. Обращают внимание на наличие выделявшейся сыворотки.
Цвет. Цвет диетических продуктах в емкостях из белого стекла определяют, не вскрывая упаковки. В других случаях продукты наливают на блюдечко и рассматривают при дневном рассеянном свете. [8,9,11]
Вкус и запах. При оценке кефира для определения вкуса и запаха, продукт энергично встряхивают, после чего наливают в стакан для опробывания.
Согласно ГОСТ Р 52093-2003 «Кефир. Технические условия», кефир должен соответствовать требованиям и нормам, указанным в (таблице 6) .
Таблица 6 – Физико-химические показатели качества кефира
Наименование показателей |
Норма для кефира | |||
1,0% |
2,5% |
3,2% |
нежирного | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Массовая доля жира, % не менее |
1,0 |
2,5 |
3,2 |
- |
Массовая доля сухих веществ, % не менее |
- |
- |
- |
- |
Массовая доля витаминов С, % не менее |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Кислотность, 0Т |
85-120 |
85-120 |
85-120 |
85-120 |
Температура при выпуске с предприятия, % не более |
8 |
8 |
8 |
8 |
Фосфатаза |
отсутствует |