Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 18:44, дипломная работа
Цель дипломной работы – экспертиза и оценка качества кефира, реализуемого магазином. Объектом исследования является кефир жирностью 1% , предметом - экспертиза и оценка качества кефира.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- провести обзор аналитической литературы;
- изучить технологию производства и классификацию кефира;
- изучить способы идентификации и экспертизы качества кефира;
-изучить правила приемки и отбора проб и испытания продукции;
Сегодня для производителя важно обеспечить не только высокое качество продукции, но и привлекательный внешний вид. Выделить собственную продукцию из ряда аналогичных товаров помогает упаковка. На сегодняшний день одними из самых распространенных видов упаковки для кефира и кефирных продуктов являются:
Упаковка может привлечь потребителя за счет таких свойств, как удобство в использовании, функциональность, визуальная привлекательность. Так, по данным исследования, проведенного ГК Step by Step, наибольшую долю продаж занимает кефир, упакованный в тару объемом 1литр (78%).
Теперь – о наиболее популярной среди потребителей продукции. В июне этого года специалисты ГК Step by Step провели интернет-анализ запросов брендов кисломолочной продукции, под которыми выпускается кефир: «Белый город», Parmalat, «Летний День», «Простоквашино», «Тема», «Активиа», «Bio Баланс», «Растишка», «Веселый молочник», «Кубанская буренка», «Домик в деревне», «БиоМакс», «Агуша», «Вкуснотеево», «Иван Поддубный», «Волжские просторы», «Кубанский хуторок», «Нежный возраст», «Благода», «Снеда», «Молочный Курьер», «Пискаревский», «Клевер», «Белозорие», «Ижмолоко», «Сухарев-молоко», «Варвара краса», «Кезский сырзавод», «Большая Кружка», MilkTime, «Добряна», «Куряночка», «Белая Слобода», «Нежеголь», «Авида», «Алексеевское», «Густияр».
В результате установлено, что наиболее популярны среди пользователей интернета бренды «Агуша» (37,17%), «Домик в деревне» (24,68%) и «Простоквашино» (16,68%).
Несмотря на то, что на сегодняшний день среди россиян все больше закрепляется тенденция к здоровому образу жизни и спрос на кефир растет, реальный объем его потребления на душу населения составляет всего 7,4 кг. Тогда как в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 августа 2010 г. № 593н рациональный объем потребления кефира и кефирных продуктов на одного человека в год составляет порядка 36 кг.
Помимо серьезной конкуренции, российский рынок кефира является зависимым от сырьевой базы. Его развитие напрямую зависит от изменений, происходящих на рынке молока. А в настоящее время молочная промышленность по-прежнему функционирует в условиях дефицита сырья, роста себестоимости продукции и снижения государственной поддержки. [17]
3.2 Анализ потребительских
предпочтений при выборе
Ассортимент кисломолочных напитков, реализуемых на потребительском рынке города Орла, в том числе и в ТЦ «Европа» разнообразен.
В ситуации насыщенности рынков и распределения ролей между крупными отраслевыми игроками маркетинговые исследования являются неотъемлемой частью бизнеса. Вкусы, как известно, меняются, покупатель становится искушеннее, а расширяющийся ассортимент выявляет скрытые ранее потребности. Поэтому маркетинговая деятельность современного предприятия должна своевременно и адекватно реагировать на изменения потребительских предпочтений, принимая во внимание перемены в «портрете» типичного покупателя вообще и продукции определенной торговой марки в частности.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что путь к сердцу потребителя можно найти, оценив и изучив реальные и скрытые мотивы его поведения. Изучение потребителя - не разовый момент маркетингового аудита компании. Это — элемент непрерывной маркетинговой деятельности. Причем, он должен содержать не только регулярные опросы и исследования потребителей, но и системный сбор информации от торговых представителей (регионалов) и агентов розничных и оптовых торговых сетей.
Данное исследование проводилось в марте-апреле текущего года и представляло собой анкетирование целевой аудитории с последующим статистическим анализом полученной информации. Объектом исследования выбран рынок кисломолочной продукции, так как он сегодня является одним из рынков жесткой конкуренции и возрастающих запросов покупателей.
Анкета потребительских предпочтений кефира (Приложение Ж)
Цель исследования - определение
потребительских предпочтений
В качестве целевой
аудитории были выбраны
Социально-демографическая характеристика потребителей
Исследование социально-демографических характеристик потребителей показало, что покупателями кисломолочной продукции преимущественно являются женщины (89,1 %), причем возрастные группы распределились так:
Таким образом, мы видим, что среди покупателей кисломолочной продукции преобладают молодые люди до 35 лет (61,7 % в сумме). Анализ приверженцев определенной ТМ кисломолочных продуктов выявил их незначительные возрастные отличия, однако общий вид распределения характерен для всех торговых марок.
Большинство из опрошенных респондентов (56 %) имеют детей. Из них:
При заметном преобладании работающих (62,3%), распределение покупателей по роду занятий в процентном соотношении выглядит следующим образом (диаграмма 2):
Диаграмма 2- Род занятий
Еженедельно на покупку
кисломолочной продукции
Для большинства потребителей основным критерием выбора кисломолочных продуктов является доверие к качеству ТМ:
Цель покупки - утоление голода и активизация пищеварения. Высокая степень мотивации к покупке наблюдается у потребителей с детьми: цель покупки - для ребенка - выделяет каждый пятый респондент. Распределение мотиваций представлено на (диаграмме 3).
Диаграмма 3- Цели покупки кисломолочных продуктов
Как уже говорилось,
основной критерий выбора - качество
продукта. Принимая решение о
покупке нового продукта, потребитель
обращает внимание на
Другими существенными
критериями, определяющими суждение
о качестве продукта, стали новизна,
рекламная поддержка и цена
на продукт. Респонденты считают,
что с целью завоевания
Распределение значимости
этих и других критериев
Диаграмма 4- Критерии качетсва кисломолочных продуктов.
В группе кисломолочных продуктов большинство потребителей (52,3 %) предпочитают покупать продукты определенных ТМ. Данные респонденты:
Обоснованием приверженности
для большинства потребителей
являются вкус и качество
Распределение критериев приверженности потребителей определенной ТМ представлено на (диаграмме 5):
Диаграмма 5- Распределение критериев приверженности потребителей определенной ТМ
В целом, уровень лояльности приверженцев определенных ТМ можно охарактеризовать как средний, хотя у покупателей разных ТМ он существенно разнится. Так, при ответе на вопрос, как поступит покупатель, если в магазине не оказалось продукта ТМ, которую он предпочитает, частота ответов, характеризующих низкую, среднюю и высокую степень лояльности, распределилась так:
Потребительские предпочтения на рынке кисломолочной продукции
Наиболее популярной, среди опрошенных, группой кисломолочных товаров являются традиционные продукты - их покупают 95,4 % респондентов. Предпочтения таковы:
Большинство респондентов предпочитает покупать сразу несколько наименований кисломолочной продукции - кефир, сметану и ряженку или кефир и сметану. Наименее популярным кисломолочным продуктом считается простокваша, в том числе в комбинации с кефиром.
Далее по популярности
у населения идут йогурты. Их
еженедельно покупают 79,7 % респондентов,
для которых покупки
При изучении потребительских предпочтений в этой группе было определено, что наиболее часто приобретают йогурты с фруктовыми добавками (68,7 %). Био-йогурты покупают 39,1 % респондентов, а 13,6 % опрошенных предпочитают натуральные продукты без добавок. Производители и продавцы, располагающие реальными сведениями о товарообороте в данной группе продуктов, могут не согласиться с представленными долями распределения, например, относительно потребления натуральных йогуртов. Сравнение реальных данных с мнением потребителей может дать интересные сведения о том, какие характеристики продукции покупатели считают основными, а каким уделяют меньше внимания (диаграмма 6)
Диаграмма 6- Потребительские предпочтения.
На выбор йогурта влияют не только такие очевидные факторы, как вкусовые качества и цена. При покупке йогуртов люди руководствуются также такими критериями, как польза для здоровья, марка, страна-производитель, упаковка, реклама и пр. [22]
Молочные десерты в Орле регулярно покупают 32,3 % потребителей кисломолочной продукции. При этом зависимости частоты покупки от наличия и возраста детей, а также от возраста и рода деятельности самих респондентов не выявлено. Единственный значимый фактор, определяющий выбор десертов, - денежная сумма, еженедельно выделяемая на покупку кисломолочных продуктов (диаграмма 7).
В основном, десерты покупают те опрошенные, которые тратят на кисломолочные продукты от 63 до 116 руб. в неделю (42,5 %), 23 % покупателей десертов тратят более 120 руб. в неделю, остальные 34,5 % - от 20 до .60 руб.
Диаграмма 7- Распределние покупателей кисломолочной продукции по предмету покупки
Информационное содержания упаковки.
В ходе опроса потребители
выделяли информацию о составе
кисломолочного продукта, на основании
которой они принимают решение
о покупке, в порядке снижения
значимости. При этом отмечали
только значимую для них