Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:54, курсовая работа
Кофе - наиболее популярный и любимый населением разных стран тонизирующий напиток. Кофе - очень распространенный напиток, нет такой страны, где бы ни употреблялся кофе. Даже на родине чая в Китае кофе пользуется большим успехом у населения. Широкое распространение кофе объясняется тем, что он обладает высокими вкусовыми качествами и благотворно влияет на организм человека. Кофе принадлежит к тем немногим культурам, которые определяли собой целые эпохи в экономическом развитии таких стран, как Бразилия, Колумбия, Эфиопия, Йемен, Гвинея и ряд других.
Введение………………………………………………………………………....2
Глава 1. Товароведная характеристика кофе……………………………….....4
1.1 Тенденции развития рынка кофе………………………………………...…4
1.2 Факторы, влияющие на ассортимент и качество кофе……………………9
1.3 Характеристика рынка кофе, поступающего в Россию……………….....15
1.4 Упаковка, маркировка хранение кофе и возможное изменение качества при хранении………………………………………………………………..…..20
1.5 Идентификация и фальсификация качества кофе………………………..25
Глава 2. Экспертиза качества, хранение и реализация кофе………………...31
2.1 Организационно-экономическая характеристика кофейни "Ароматная чашка"…………………………………………………………………………...31
2.2 Анализ ассортимента кофе, реализуемого в кофейни "Ароматная чашка"…………………………………………………………………………...42
2.3 Основные поставщики кофе…………………………………………….....47
2.4 Организация и технология хранения кофе…………………………..........50
2.5 Оценка конкурентоспособности сортов кофе разных производителей...50
2.6 Экспертиза качества кофе реализуемого на предприятии кофейни "Ароматная чашка"………………………………………………………….….53
Глава 3. Направления совершенствования ассортимента и качества кофе реализуемых в кофейни "Ароматная чашка"…………………………………59
3.1 Пути повышения качества кофе…………………………………………...59
3.2 Направления совершенствования ассортимента кофе реализуемого в кофейни "Ароматная чашка"…………………………………………………..61
Заключение………………………………………………………
Финансовым результатом деятельности кофейни "Ароматная чашка"
является прибыль. В течение последних трех лет наблюдается постепенный рост прибыльности предприятия.
В 2007г. прибыль от реализации составила 758,3 тыс. руб.: для сравнения в 2006г. - 712,3 тыс. руб., в 2005г. - 646,9 тыс. руб.
Рентабельность кофейни "Ароматная чашка"
в 2005 году составила
5,2%, в 2006г. снизилась на 0,8 пунктов
и составила 4,4%, в 2007г. продолжается
постепенное снижение
Численность работников предприятия не большая. В 2007 г. численность составила 11 человек. Деятельность осуществляется под руководством директора, совместно с аппаратом менеджеров, отвечающих за определенные участки работы.
Средняя заработная плата на предприятии ежегодно увеличивается. Средняя заработная плата в 2005 году на предприятии составила 4520 рублей, в 2006г. - 4870 рублей (увеличились на 350 рублей или на 7,7%), а в 2007г. составила 5120 рублей, т.е. увеличилась на 250 рублей или на 5,1%.
Как показал анализ экономических показателей деятельности кофейни "Ароматная чашка"
за 2005-2007гг., в целом
её можно оценить положительно.
Наблюдается тенденция роста
товарооборота, прибыли,
2.2 Анализ ассортимента кофе, реализуемого в кофейни "Ароматная чашка"
В продажу кофе поступает сырой и жареный в зернах, жареный молотый без добавлений, молотый с добавлениями (20% цикория и винных ягод), кофе растворимый. Кофе жареный в зернах высшего сорта состоит на 75% из лучших сортов кофе - Гватемала, Колумбия, Мокко, Ходейда. Зерна должны иметь коричневый цвет, блестящую поверхность, приятный вкус и аромат, должны быть равномерно обжарены. В кофе 1-го сорта вкус и аромат хорошо выраженные, зерна нормально обжаренные, без постороннего привкуса и запаха. Изготавливается кофе 1-го сорта из 100% натуральных кофейных зерен любых видов.
Кофе молотый высшего сорта состоит из 75% ценных видов и 25% других видов кофе. Кофе молотый высшего сорта с добавлением содержит 20% других сортов кофе и 20% цикория или винной ягоды.
Кофе молотый 1-го сорта готовят из любых сортов кофе, Кофе молотый 1-го сорта с добавлением содержит 20% цикория или винных ягод и 80% кофейных зерен любых сортов. Молотый кофе должен иметь коричневый цвет, характерный для кофе вкус и аромат, должен быть без посторонних запахов, равномерно размолотым. Содержание влаги в кофе жареном должно быть не более 7%, золы - 5-5,5%. Растворимый кофе представляет собой высушенный экстракт натурального жареного кофе до влажности 3,8%.
Таблица 6
Ассортимент кофе кофейни "Ароматная чашка"
Вид кофе |
Наименование |
Кофе в зернах |
Арабика |
Робуста | |
Ходейда | |
Растворимый кофе |
Maxwell House |
Nescafe | |
Русский продукт | |
MacCoffee |
Потребление кофе в стране стабильно растет, хотя в последние два годы его темпы несколько снизились и теперь составляют 5 - 7% в год.
Доля кофе в российской корзине горячих напитков в натуральном выражении составляет 37%, а в денежном выражении - более 50% (по итогам 2006 года). В целом по России потребление кофе составляет порядка 100 - 120 тысяч тонн.
На кофейном рынке можно выделить на следующие сегменты:
1. Кофе натуральный. Может быть молотым и в зернах.
2. Кофе растворимый. Растворимый кофе в свою очередь также делится на несколько типов: порошковый (эмульгированный), гранулированный (агломерированный) и сублимированный.
3. Кофейные смеси (смеси кофе растворимого с сахаром, сливками, молоком, пищевкусовыми добавками).
На рис.2 можно увидеть соотношение продаж различных видов растворимого кофе в кофейни "Ароматная чашка"
Рис.2. Соотношение различных видов растворимого кофе
Порошковый кофе самый дешевый и его доля в общем объеме потребления растворимого кофе стабильно уменьшается.
Порошковый кофе:
"Чибо фэмили", "Якобе эвридэй", "Реал кафе", "Нескафе бразеро", "Голден бразил", "Бразилиан плантейшн", "Бразилиан голд".
Наибольшим спросом пользуется гранулированный кофе. Технология его изготовления позволяет получать продукт с лучшим вкусом и более ароматный, чем порошковый кофе.
Гранулированный кофе:
"Нескафе классик", "Максвел хауз", "Якобе максима", "Фолджерс экстра мокко". "Мокко эксеплент", "Грандос классик".
Сублимированный кофе самый дорогой из всех видов растворимого кофе, однако, и самый лучший по своим вкусовым характеристикам.
Сублимированный кофе: "Якобе монарх", "Черная карта", "Нескафе голд", "Чибо эксклюзив", "Элит платинум", "Моккона континентал голд", "Грандо голд супер", "Якобе", "Грандос эксклюзив".
Абсолютным лидером по количеству брендов растворимого кофе, реализуемого в кофейни "Ароматная чашка"
является компания "Нестле" ("Голд", "Классик", "Альта Рика", "Мокамба", "Тестерс Чойс").
Следом за ней идет "Крафт Фудс" ("Якобс", "Максвел Хаус", "Гевалия", "Карт Нуар") и "Орими Трейд" ("Жоккей", "Жардин").
Далее - "Московская кофейня на паях" ("Арабика", "Суаре", "Коломбо", "Доброе утро", "Эль Дорадо"), "Чибо" ("Чибо" и "Давидофф"), ОАО "Русский продукт" ("Рускафе", "Старая мельница"). Затем компания "Гранд" ("Черный консул", "Континенталь").
Для анализа показателей формирования ассортимента кофе кофейни "Ароматная чашка"
воспользуемся следующей таблицей, содержащей основные параметры и алгоритмы анализа (табл.7).
Таблица 7
Аналитические коэффициенты, характеризующие ассортимент кофе кофейни "Ароматная чашка"
Описание коэффициента |
Расчет |
Результат |
Коэффициент полноты - характеризует отношение числа разновидностей кофе, находящихся в продаже, к числу, предусмотренных ассортиментным перечнем. |
Кп = 122 /100 = 1,2 |
Коэффициент полноты больше единицы и показывает, что спрос покупателей полностью удовлетворяется. |
Коэффициент устойчивости
- характеризует отношение
Коэффициент устойчивости определим по результатам трех проверок ассортимента кофе. |
Ку = (126+120+124) / (100*3) = 1,23 |
Ассортимент кофе можно признать устойчивым. |
Коэффициент новизны - характеризует замену находящихся в продаже кофе, новыми марками.
С начала года на реализацию поступило 56 новых наименования кофе. |
Кн= 56/122 = 0,46 |
Ассортимент кофе периодически обновляется. |
Все рассмотренные показатели: коэффициенты устойчивости, полноты, новизны свидетельствуют об успешности деятельности кофейни "Ароматная чашка"
Рассмотрим динамику продаж кофе различных производителей в процентном соотношении за период 2005-2007 гг. (табл.8).
Таблица 8
Динамика продаж кофе различных производителей (%)
Компания |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Темп роста,
2006/2005 |
Темп роста,
2007/2006 |
ООО "Орими Трейд" |
10 |
10 |
8 |
2 |
-2 |
10 |
12 |
10 |
2 |
-2 | |
ОАО "Русский продукт" |
23 |
21 |
20 |
-2 |
-1 |
Кофейный дом "Гранд" |
22 |
27 |
25 |
5 |
-2 |
Компания "Нестле" |
25 |
20 |
22 |
-5 |
2 |
"Московская кофейня на паях" |
10 |
12 |
15 |
2 |
3 |
Как видно из таблицы за счет снижения процента продаваемого кофе марок ООО "Орими Трейд", ООО "Крафт Фудс", ОАО "Русский продукт" и Кофейный дом "Гранд", повысились продажи кофе компании "Нестле" и "Московской кофейни на паях". Рассмотрим динамику продаж различных видов кофе за период с 2005 по 2007 гг. (табл.9).
Таблица 9
Динамика продаж различных видов кофе за период с 2005 по 2007 гг. (%)
Вид кофе |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
Изменения
2006/2005 |
Изменения
2007/2006 |
Порошковый |
58 |
50 |
39 |
-8 |
-11 |
Гранулированный |
22 |
20 |
23 |
-2 |
3 |
Кофейные смеси |
10 |
18 |
22 |
8 |
4 |
Сублимированный |
10 |
12 |
16 |
2 |
4 |
Как видно из таблицы
с каждым годом снижается потребление
порошкового кофе (на 19% за два года),
тогда как потребление
2.3 Основные поставщики кофе
На рисунке 3 представлена динамика структуры поставок кофе кофейни "Ароматная чашка" различными поставщиками.
Структура размера поставок кофе кофейни "Ароматная чашка"
различными поставщиками (в виде таблицы структура размеров поставок)
Представим данное соотношение в графическом виде.
Рис.3. Основные поставщики кофе кофейни "Ароматная чашка"
в 2006г.
Таким образом, основными поставщиками кофе кофейни "Ароматная чашка"
является ООО "Ассорти",
на его долю приходится около
70% поставляемого ассортимента
ООО "Ютис" на его долю приходится около 20%;
ООО "Оптторг" - 10%.
В ООО "Начало" реализуются такие торговые марки кофе, представленные в табл.10
Таблица 10
Торговые марки кофе, реализуемые в кофейни "Ароматная чашка"
Компания |
Марки кофе |
Краткая характеристика сортов |
Компания "Нестле" |
NESCAFE NESPRESSO BONKA ZOEGAS LOUMIDIS |
Порошковый
гранулированный, сублимированный,
кофейные смеси |
Кофейный дом Гранд |
"Гранд Голд"
"Гранд Экстра",
"Гранд Премиум",
"Гранд Классик",
"Гранд 3 в 1" |
Порошковый,
гранулированный
сублимированный |
ООО "Крафт Фудс" |
Carte Noire,
Jacobs,
Maxwell House |
Порошковый,
гранулированный
сублимированный |
ОАО "Русский продукт" |
"Ирландский ликер"
"Ликер Амаретто"
"Венеция"
"Вальс"
"Традиция"
"Лакота"
"Калимантан"
"3 в 1" |
Гранулированный,
натуральный в зернах,
молотый |
ООО "Московская кофейня на паях" |
Арабика,
Коломбо,
Суаре,
Пётръ |
Гранулированный,
сублимированный |
Все производители с которыми сотрудничает кофейня "Ароматная чашка"
зарекомендовали себя
на рынке как добросовестные
поставщики, продукция которых пользуется
неизменным спросом у