Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:54, курсовая работа
Кофе - наиболее популярный и любимый населением разных стран тонизирующий напиток. Кофе - очень распространенный напиток, нет такой страны, где бы ни употреблялся кофе. Даже на родине чая в Китае кофе пользуется большим успехом у населения. Широкое распространение кофе объясняется тем, что он обладает высокими вкусовыми качествами и благотворно влияет на организм человека. Кофе принадлежит к тем немногим культурам, которые определяли собой целые эпохи в экономическом развитии таких стран, как Бразилия, Колумбия, Эфиопия, Йемен, Гвинея и ряд других.
Введение………………………………………………………………………....2
Глава 1. Товароведная характеристика кофе……………………………….....4
1.1 Тенденции развития рынка кофе………………………………………...…4
1.2 Факторы, влияющие на ассортимент и качество кофе……………………9
1.3 Характеристика рынка кофе, поступающего в Россию……………….....15
1.4 Упаковка, маркировка хранение кофе и возможное изменение качества при хранении………………………………………………………………..…..20
1.5 Идентификация и фальсификация качества кофе………………………..25
Глава 2. Экспертиза качества, хранение и реализация кофе………………...31
2.1 Организационно-экономическая характеристика кофейни "Ароматная чашка"…………………………………………………………………………...31
2.2 Анализ ассортимента кофе, реализуемого в кофейни "Ароматная чашка"…………………………………………………………………………...42
2.3 Основные поставщики кофе…………………………………………….....47
2.4 Организация и технология хранения кофе…………………………..........50
2.5 Оценка конкурентоспособности сортов кофе разных производителей...50
2.6 Экспертиза качества кофе реализуемого на предприятии кофейни "Ароматная чашка"………………………………………………………….….53
Глава 3. Направления совершенствования ассортимента и качества кофе реализуемых в кофейни "Ароматная чашка"…………………………………59
3.1 Пути повышения качества кофе…………………………………………...59
3.2 Направления совершенствования ассортимента кофе реализуемого в кофейни "Ароматная чашка"…………………………………………………..61
Заключение………………………………………………………
2.4 Организация и технология хранения кофе
В кофейни "Ароматная чашка"ящики с кофе и кофейными напитками укладываются штабелями на подтоварники высотой не более 8-10 рядов. Товароведы предприятия при хранении учитывают принцип о товарном соседстве и не хранят кофе вместе с товарами, издающими различные запахи, или с товарами. Которые могут воспринимать запахи.
Товароведами кофейни "Ароматная чашка"обеспечивается сухая, чистая, не зараженная амбарными вредителями тара, транспортные средства и складские помещения для хранения кофе.
Учитывая что кофе
и кофейные напитки обладают высокой
гигроскопичностью и легко
Влажность воздуха в них не должна превышать 75%. Недопустимо хранение кофе вблизи отопительных приборов или канализационных труб.
При нормальных условиях хранения гарантийный срок для кофе:
упакованного в бумажные коробки
комбинированные банки, - 3 мес,
жестяные банки (без вакуума) и из полимерных материалов - 5 мес.
2.5 Оценка конкурентоспособности
сортов кофе разных
В кофейни "Ароматная чашка" ассортимент кофе в основном представлен пятью производителями: Компания "Нестле", Кофейный дом "Гранд", ООО "Крафт Фудс", ОАО "Русский продукт" и "Московская кофейня на паях".
Оценку конкурентоспособности
проведем методом расчета интегральных
показателей
Таблица 11
Характеристика производителей кофе
Наименование
показателя |
Результаты экспертизы, баллы | ||||
Компания "Нестле" |
Кофейный дом "Гранд" |
ООО "Крафт Фудс" |
ОАО "Русский продукт" |
"Московская кофейня на паях" | |
1. Надежность поставки |
4 |
4 |
3,5 |
4,5 |
3 |
2. Цена |
4 |
3,5 |
3,5 |
3,3 |
4 |
3. Качество товара |
4,5 |
5 |
3,5 |
5 |
3,5 |
4. Условия платежа |
5 |
3 |
4 |
3,4 |
2 |
5.Возможность внеплановых поставок |
3 |
2 |
3 |
5 |
2 |
6.Финансовое состояние поставщика |
3,8 |
4,3 |
4 |
4 |
5 |
Определим весомости каждого из показателей:
1. Надежность поставки |
3 |
2. Цена |
4 |
3. Качество товара |
6 |
4. Условия платежа |
5 |
5. Возможность внеплановых поставок |
1 |
6. Финансовое состояние поставщика |
2 |
Значение интегрального показателя конкурентоспособности Рj для каждого товара - конкурента j определяется по формуле:
Pj = S Вj * Эj, где (1)
Вj - весомость показателя
Эj - оценка экспертов
Для Компания "Нестле":
Pj = 4*3+4*4+4,5*6+5*5+3*1+3,8*2=
Для Кофейный дом "Гранд":
Pj = 4*3+3,5*4+5*6+3*5+2*1+4,3*2 = 81,6
Для ООО "Крафт Фудс":
Pj = 3,5*3+3,5*4+3,5*6+4*5+3*1+4*2=
Для ОАО "Русский продукт":
Pj = 4,5*3+3,3*4+5*6+3,4*5+5*1+4*2=
Для "Московская кофейня на паях":
Pj = 3*3+4*4+3,5*6+2*5+2*1+5*2=68
Наиболее конкурентоспособна продукция производителя, показатель которого Рj имеет максимальное значение, Компания "Нестле".
В ходе проведения теста на конкурентоспособность делалась поправка на субъективность мнения экспертов.
Сведем данные интегральных
показателей
Таблица 12. Рейтинги производителей кофе
Критерии выбора поставщика |
Поставщики | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1. Надежность поставки |
12 |
12 |
10,5 |
13,5 |
6 |
2. Цена |
16 |
14 |
14 |
13,2 |
16 |
3. Качество товара |
27 |
30 |
21 |
30 |
21 |
4. Условия платежа |
25 |
15 |
20 |
17 |
10 |
5. Возможность внеплановых поставок |
3 |
2 |
3 |
5 |
2 |
6. Финансовое состояние поставщика |
7,6 |
8,6 |
8 |
8 |
10 |
ИТОГО |
90,6 |
81,6 |
76,5 |
86,7 |
68 |
1 - Компания "Нестле"
2 - Кофейный дом "Гранд",
3 - ООО "Крафт Фудс",
4 - ОАО "Русский продукт",
5 - "Московская кофейня на паях".
Выводы:
При расчете рейтинга производителя мы получили следующие данные, что производитель под номером 1, а именно Компания "Нестле" является явным лидером среди анализируемых производителей.
кофейни "Ароматная чашка" наиболее выгодно работать с Компанией "Нестле", на втором месте - ОАО "Русский продукт", на третьем - Кофейный дом "Гранд".
Из пяти образцов кофе только три имеют приемлемые показатели качества.
По итогам двух экспертиз
(органолептической и
2.6 Экспертиза качества кофе реализуемого на предприятии кофейни "Ароматная чашка"
Экспертиза (от франц. espertise,
от латин. espertus - опытный) - это исследование
специалистом-экспертом каких-
экономики, торговли, права и др., с представлением мотивированного заключения.
Товарная экспертиза качества кофе начинается с идентификации оцениваемой продукции.
Идентификация - установление соответствия пищевых продуктов их наименованиям согласно нормативной документации или сведениям, указанным на маркировке и сопроводительной документации.
Идентификация продукции проводится органами по сертификации (при проведении работ по сертификации); уполномоченные государственные органы при осуществлении контрольно-надзорных функций; иные организации в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации, а также в инициативном порядке (потребители).
Для целей идентификации применяют в основном две группы методов: органолептические и измерительные, при помощи которых определяют органолептические и физико-химические показатели качества, характеризующие потребительские свойства товара.
При приемке и оценке качества продовольственных товаров проводится количественная и качественная экспертиза.
При количественной экспертизе
продовольственных товаров
Качественная экспертиза
продовольственных товаров
Экспертиза качества товаров, подвергшихся порче в пути следования (железнодорожным транспортом) проводится только при наличии коммерческого акта, выданного представителями железной дороги (станции, отделения).
Одновременно с проведением количественной и качественной экспертизы проводится проверка маркировки, соответствия тары и упаковки требованиям стандартов.
Экспертиза качества
продовольственных товаров
В случае возникновения необходимости исследования физико-химических и микробиологических показателей качества продукции эксперт в присутствии лиц, участвующих в экспертизе, отбирает образцы для испытательной лаборатории. Отбор проб оформляется актом отбора проб (образцов), который в совокупности с отобранной пробой эксперт передает заказчику экспертизы для отправки в аккредитованную испытательную лабораторию или для хранения в качестве арбитражного образца.
Качество всех видов натурального кофе и кофейных напитков оценивается посредством органолептических и физико-химических показателей.
При органолептической оценке сырого кофе в зернах проверяется качество упаковки, вид, форма, величина, чистота зерен. Не допускается наличие
затхлых, кислых, издающих гнилостный запах, деформированных зерен. Влажность должна быть в пределах 10%, содержание кофеина - не менее 1, дубильных веществ - 8%.
При определении качества жареного кофе в зернах особое внимание обращают на цвет кофе и качество обжарки. Не допускается в реализацию кофе пережаренный, закопченный, зерна с пятнистостью, с сырым ядром.
Оценивая качество молотого натурального кофе с добавлениями и без добавлений, необходимо исследовать аромат и вкус. Аромат определяется как в сухом кофе, так и в экстракте, для чего в 200 мл кипящей воды засыпают 6 г кофе, кипятят 3 мин., отстаивают 3-4 мин. Полученный экстракт декантируют в чашку.
Вкус кофе характеризуется терминами: пустой, травянистый, вяжущий, горький, бархатистый, винный, полный, приятный, нежный, острый. Из несвойственных запахов встречается затхлый, запах мыла.
Для высшего сорта вкус и аромат должны быть сильно выраженными, характерными для нормально обжаренных зерен, без каких-либо посторонних привкусов и запахов.
Кофейные напитки должны представлять собой темно-коричневый порошок с включением светлых оболочек кофейных зерен, хлебных злаков и других видов сырья. Вкус и аромат напитков должны быть свойственны обжаренным продуктам, использованным для их приготовления, без посторонних привкусов и запахов.
Из физико-химических показателей для характеристики качества регламентируются существующими стандартами влажность, количество экстрактивных веществ, содержание кофеина, степень помола, содержание металлопримесей, зольность.
Так, в жареном кофе содержание влаги при выпуске из производства не должно превышать 5%, а при хранении в период гарантийного срока - 7%. В жареном кофе в зернах и молотом без добавлений содержание экстрактивных веществ должно - колебаться от 20 до 30%, золы должно быть не более 5%, кофеина - не менее 0,7%.
Степень помола определяется просеиванием кофе через сито № 1,6, проход должен составить для кофе не менее 100%, и сито № 0,95, сход с этого сита для кофе натурального с добавлениями должен быть не менее 70%.
При соответствии органолептических свойств кофе определенному уровню качества (сорту) исследование физико-химических показателей не обязательно. Однако в случае возникновения разногласий с поставщиком в оценке качества (сорта), а в конечном - цены такие исследования проводить необходимо. Объектом экспертизы выбран гранулированный кофе (гранулированный кофе - наиболее популярный у населения продукт), реализуемый в кофейни "Ароматная чашка"
Органолептика оценивается по 5-ти балльной системе с поправкой на субъективность мнений. Данные экспертизы оформляются в виде табл.13
Таблица 13
Оценка образцов растворимого гранулированного кофе, различных производителей
Производи тель |
Средняя оценка |
Средний балл |
Качест венная оценка вкуса | ||||
Упаковка (замечания) |
Внешний вид |
Окраска |
Аромат |
Вкус | |||
ООО "Крафт Фудс" |
4,7Серьезных замечаний нет |
4,1 |
4,1 |
4,1 |
4,0 |
4,1 |
Достаточно полный, слегка горьковатый |
ОАО "Русский продукт" |
4,7Серьезных замечаний нет |
3,7 |
3,9 |
4,04 |
4 |
3,9 |
Присутствие элемента постороннего запаха лака или краски, от упаковочной жести |
Кофейный дом "Гранд" |
4,7Серьезных замечаний нет |
3,9 |
4,1 |
4,2 |
4,1 |
4,1 |
Достаточно полный, слегка горьковатый
Присутствие элемента постороннего запаха |
Компания "Нестле" |
4,3На этикетке не
читается фирма-производитель, |
4,4 |
4,6 |
4,5 |
4,4 |
4,4 |
Полный, горьковатый, с легким кисловатым привкусом, с оттенками, характерными данного вида кофе |
"Московская кофейня на паях" |
4,4Без реквизитов, плохо читается фирма |
3,3 |
3,5 |
3,3 |
3,2 |
3,3 |
Горьковато-вяжущий Присутствие элемента легкой затхлости |