Поставщик обязан:
1) передать покупателю товар в таре и (или) упаковке.
Исключение составляют
товары, которые по своему характеру
не
требуют затаривания.
От затаривания и (или) упаковки,
как правило,
освобождаются также
товары, отгружаемые покупателю
в
контейнерах;
2) поставить товары надлежащего качества, в противном
случае покупатель вправе предъявить
ему требования о соразмерном уменьшении
покупной цены товара, безвозмездном устранении
недостатков товара в разумный срок или
о возмещении своих расходов на устранение
недостатков товара. Покупатель (получатель),
осуществляющий продажу поставленных
ему товаров в розницу, вправе требовать
замены в разумный срок товара ненадлежащего
качества, возвращенного потребителем,
если иное не предусмотрено договором
поставки;
3) поставить товар с соблюдением требований о его комплектности.
Покупатель (получатель), которому поставлены
товары с нарушением условий договора
поставки, требований закона, иных правовых
актов, обычно предъявляемых требований
к комплектности, вправе заявить поставщику
о соразмерном уменьшении покупной цены
или доукомплектовании товара в разумный
срок. Если продавец не выполнил требования
покупателя о доукомплектовании товара,
покупатель вправе по своему выбору: потребовать
замены некомплектного товара на комплектный;
отказаться от исполнения договора купли-продажи
и потребовать возврата уплаченной денежной
суммы;
4) поставить предусмотренное
договором поставки количество
товаров и выполнить требования
покупателя о замене недоброкачественных
товаров или о доукомплектовании товаров в установленный срок. В противном
случае покупатель вправе приобрести
непоставленные товары у других лиц с
отнесением на поставщика всех необходимых
и разумных расходов на их приобретение.
Поставщик, допустивший недопоставку
товаров в отдельный период поставки,
обязан восполнить количество товаров
в следующем периоде (периодах) в пределах
срока действия договора поставки, если
иное не предусмотрено договором, Недопоставка
выражается либо и передаче товаров в
период поставки в меньшем, чем обусловлнно
договором, количестве,
либо в неисполнении поставщиком
ооя.чл 111
по передаче всего
обозначенного в договоре количества
товар1111 Они означает не только
нарушение условий о количестве,
но и о сроке, т.е.,она одновременно
является и просрочкой поставки. Термин "просрочка поставки"
обычно применяется к случаю выполнения
обязательства по количеству с нарушением
срока;
5) поставить товар в
установленный срок. За недопоставку
или просрочку поставки товаров
взимается неустойка. Обозначенная
законом или договором поставки неустойка за недопоставку
или просрочку поставки товаров взыскивается
с поставщика до фактического исполнения
обязательства в пределах его обязанности
восполнить недопоставленное количество
товаров в последующих периодах поставки,
если иной порядок уплаты неустойки не
установлен законом или договором.
Договор поставки может
быть расторгнут или изменен.
Соответственно изменение и расторжение
договора поставки может осуществляться
как по взаимному соглашению
сторон (в данном случае порядок и последствия изменения или расторжения
договора оговариваются сторонами), так
и по инициативе одной из сторон. Нарушение
договора поставки поставщиком считается
обусловленным в случаях: поставки товаров
ненадлежащего качества с недостатками,
которые не могут быть устранены в приемлемый
для покупателя срок; неоднократного нарушения
сроков поставки товаров; нарушение договора
поставки покупателем - в случаях: систематического
нарушения сроков оплаты товаров; неоднократной
невыборки товаров.
Договор поставки считается измененным или расторгнутым
с момента получения одной стороной уведомления
другой стороны об одностороннем отказе
от исполнения договора полностью или
частично, если иной срок расторжения
или изменения договора не предусмотрен
в уведомлении либо не определен соглашением
сторон.
Если в целесообразный
срок после расторжения договора
вследствие нарушения обязательства
продавцом покупатель купил у
другого лица по более высокой,
но разумной цене товар взамен
предусмотренного договором, покупатель
может предъявить продавцу требование о
возмещении убытков в виде разницы между
установленной в договоре ценой и ценой
по совершенной взамен сделке. Если же
после расторжения договора вследствие
нарушения обязательства покупателем
продавец продал товар другому лицу по
более низкой, чем предусмотренная договором,
но разумной цене, продавец может предъявить
покупателю требование о возмещении убытков
в виде разницы между установленной в
договоре ценой и ценой по совершенной
взамен сделке.
Договор поставки для
государственных нужд является договором
о возмездной передаче поставщиком товаров
государственному заказчику (покупателю)
- видом купли-продажи и разновидностью
договора поставки, так как товары покупаются
не для личного, семейного, домашнего потребления.
Государственный контракт заключается
на основании либо
поручения государственного
заказчика, принятого поставщиком
(исполнителем), либо заявки поставщика,
представленной им на конкурс
и выигравшей, т.е. его свободного
волеизъявления, кроме случаев, когда
он обязан принять заказ. Вместе с тем нормативные
акты о размещении заказов на торгах предусматривают
обязанность государственного заказчика
заключить договор с победителем конкурса.
Размещение государственного заказа и
принятие его будущим исполнителем можно
рассматривать как преддоговорные контакты,
порождающие правовые последствия. При
проведении торгов (конкурсов) основанием
заключения договора является признанная
победившей заявка поставщика, представленная
в соответствии с требованиями государственного
заказчика, проводившего торги, т.е. в соответствии
с его заказом.
Законы о поставках
для государственных нужд устанавливают
определенный круг действий отдельных
категорий юридических лиц по
заключению контракта. Однако
необходимым условием для их
реализации служит принятие государственным
заказчиком на себя обязанности возместить
все убытки, которые могут последовать
при выполнении такого заказа. Это условие
неприменимо в Отношении казенного предприятия,
которому предписано заключать договор
независимо от убыточности производства.
Закон о поставках
и Закон о государственном
материальном резерве устанавливают
обязанность заключения государственного
контракта прежде всего для
хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на рынке.
Закон о поставках обязывает предприятия, занимающие
доминирующее положение на рынке определенного
товара, и казенные предприятия заключать
контракт на поставку продукции для федеральных
государственных нужд. Согласно п.4 ст.
9 Закона о государственном материальном
резерве заключение государственного
контракта возложено не только на поставщиков,
занимающих доминирующее положение на
товарном рынке, но и на предприятия, в
объеме производства которых государственный
оборонный заказ превышает 70%.
Понятие организации-хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее
положение на товарном рынке, предусмотрено
ст. 4 Закона о конкуренции. Для определения
доминирующего положения используются
два критерия: принадлежащая хозяйствующему
субъекту доля рынка; возможность оказывать
решающее влияние на условия обращения
товаров на рынке и на конкуренцию. При
доле рынка 65% доминирующее положение
хозяйствующего субъекта презюмируется,
а при доле, не превышающей 35%, -исключается.
В пределах 35-65% доминирующее положение
устанавливается антимонопольными органами
на основании анализа конкурентной среды.
Организации с долей более 35% иключаются
в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих
долю нарынке определенного товара более
35%.
Иначе решается вопрос
О заключении договора поставки
товаров для государственных нужд. Основанием
служит извещение государственного заказчика
о прикреплении покупателей к поставщику
(ст.529 ГК РФ). Заказы на поставку товаров
для государственных нужд, предшествующие
заключению государственного контракта
(договора поставки товаров для государственных
нужд), размещаются в порядке, установленном
Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г.
Ы 305 и постановлением Правительства РФ
от 26 мая 1997 г. N 628. Они распределяются государственными
заказчиками или юридическими лицами,
которым государственные заказчики передали
выполнение части своих функций. При этом
передача функций осуществляется на конкурсной
договорной основе.
Первоначально проводится
квалификационный отбор для выявления
поставщиков. От них требуются
необходимые профессиональные знания, опыт и положительная
репутация. Заказчик оценивает комплект
квалификационной документации, предоставленной
поставщиком, После квалификационного
отбора для проведения торгов (конкурсов)
поставщики подают заявки на участие в
торгах и одновременно предоставляют
банковскую гарантию, залог, поручительство.
Конкурсная комиссия
оценивает заявки на участие
в торгах и учитывает цену
заявки, сроки поставки товаров
и их функциональные характеристики,
обеспечение национальной обороны
и безопасности. Письменное уведомление о признании
заявки преуспевшей немедленно направляется
поставщику и служит основанием для заключения
государственного контракта.
Размещение заказов
происходит Путем проведения
открытых торгов (открытых конкурсов).
Заказчик предоставляет конкурсную документацию поставщикам,
прошедшим конкурсный отбор. Заявка на
участие в конкурсе оформляется в письменном
виде и представляется в запечатанном
конверте. Одновременно поставщик предоставляет
обеспечение заявки, размер которой не
должен превышать 3% предполагаемой цены
государственного контракта.
Конкурсная комиссия
объявляет победителем конкурса
участника, предложение которого
наиболее полно отвечает всем
требованиям, содержащимся в конкурсной
документации. Заказчик должен представить поставщику текст проекта государственного
контракта.
Государственным заказчиком
в соответствии с п.1 ст.З Закона
о поставках может быть федеральный
орган исполнительной власти, федеральное
казенное предприятие или государственное
учреждение. Согласно п.2 ст,9 Закона о государственном материальном
резерве государственным заказчиком на
поставку материальных ценностей в государственный
резерв является федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий управление государственным
резервом, а на
поставку материальных ценностей в мобилизационный
резерв - также и другие федеральные органы
исполнительной власти.
Государственными заказчиками
по формированию федерального
фонда сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольственных товаров
постановлением Правительства РФ от 13 марта 1995 г. N 241 (СЗ
РФ, 1995, N 12, ст. 1055) определены в зависимости
от вида продукции Министерство сельского
хозяйства и продовольствия РФ, Государственный
комитет РФ по государственным резервам.
Согласно Закону об
оборонном заказе, государственным заказчиком может
быть только федеральный орган исполнительной
власти, имеющий в своем составе войска
или вооруженные формирования. Заказчики
вправе в порядке, установленном соответствующими
законами, передать полномочия на заключение
государственного контракта (договора
поставки) другим лицам. Сроки для заключения
данного договора установлены дифференцировано:
когда конкурс не проводится (использовались
иные способы размещения заказа) и когда
государственный контракт заключается
по результатам конкурса. В последнем
случае все стадии заключения государственного
контракта (представление проекта контракта,
его акцепт и устранение разногласий)
должны быть завершены не позднее чем
за 20 дней со дня подведения итогов конкурса
и направления поставщику уведомления.
Государственный заказчик
может выбрать один или несколько
вариантов поставки товаров для
государственных нужд. Передача' товаров
(поставка) может осуществляться
либо непосредственно государственному
заказчику одним из способов,
установленных ст.458, 510 ГК, либо лицам, указанным
в отгрузочной разнарядке государственного
заказчика, заключившего государственный
контракт. Кроме того, государственный
заказчик вправе направить поставщику
извещение о прикреплении к нему покупателей.
В этом случае поставщик по государственному
контракту осуществляет поставку товаров
на основании договора поставки, заключаемого
с другим лицом -покупателем, указанным
государственным заказчиком в извещении
о прикреплении. При заключении государственного
контракта стороны согласовывают применение
того или иного варианта поставки. Порядок
реализации условий договора государственной
поставки регламентируется нормами, применяемыми
к договорам поставки ст. 506-523 ГК РФ.
Договор контрактации.
Основное отличие договора контрактации от договора купли-продажи
или поставки - в специфике его субъектного
состава и объекта. Сторонами договора
являются производитель сельскохозяйственной
продукции и ее заготовитель. Производителем
может быть юридическое лицо (коммерческая
организация), пыращивающее (производящее)
сельскохозяйственную продукцию, ПИбо
гражданин, занимающийся этим видом предпринимательской
деятельности, в том числе глава крестьянского
(фермерского) хозяйства (ст.23 ГК). Заготовителем
также является предприниматель (коммерческая
организация или индивидуальный предприниматель),
закупающий сельскохозяйственную продукцию
для последующей продажи или последующей
переработки. В первом случае это лицо,
занимающееся профессиональной заготовкой
(покупкой, закупкой) сельскохозяйственной
продукции, во втором - промышленная организация
и индивидуальный предприниматель (например,
шерстемоющая, льнообрабатывающая организация
либо изготовитель молока, масла). Из определения
сторон договора вытекает и цель покупки
(контрактации): использование сельскохозяйственной
продукции в предпринимательской деятельности
или ее употребление не для личных, семейных,
домашних нужд. Как и договор поставки,
договор контрактации можно назвать предпринимательским.
Другое отличие договора
контрактации от договора поставки и иных видов договора
купли-продажи заключается в особенностях
контрактуемого товара и, таким образом,
в сущности самой контрактации. Особенности
таковы: во-первых, это товары, которые
еще подлежат выращиванию (зерно, овощи
и др.) или производству в условиях сельского
хозяйства (живой скот, птица и др.); во-вторых,
выращивание связано с различными стадиями
сельскохозяйственного производства
(обработкой почвы, посевом, уборкой) и
его условиями, иногда не зависящими от
воли производителя (засуха, непредвиденные
размеры половодья и т.д.).Отсюда следует,
что момент заключения договора и его
исполнение не только не совпадают, но
и значительно отдалены во времени. Количество
подлежащей передаче сельскохозяйственной
продукции не всегда может быть выражено
точной цифрой, а ассортимент выращиваемых
товаров, как правило, должен определяться
заготовителем еще до посева.