Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 21:13, отчет по практике
1. Вводное занятие. Охрана труда и пожарная безопасность
2. Организация труда и управления в магазине
3. Организационно-хозяйственная деятельность заведующего магазина
4. Формирование ассортимента, потребительские свойства и качества товаров
5. Организация товароснабжения торгового объекта
6. Технологические процессы на розничных торговых объектах
7. Организация розничной продажи и обслуживания покупателей
8. Учет и отчетность торгового объекта
9. Экономические показатели работы торгового объекта
10. Выводы и предложения
По уровню квалификации работники подразделяются по квалификационным категориям (продавец 1, 2, 3 категории, экономист 1, 2 категории, ведущий, главный экономист).
По полу и возрасту работники делятся на мужчин до 30 лет, 30 – 60 лет, свыше 60 лет; женщины до 30 лет, 30 – 55 лет, свыше 55 лет.
По отношению к собственности работники магазинов могут быть разделены на:
Работников – собственников его имущества;
Наёмных работников;
По характеру трудовых отношений работники подразделяются на:
постоянных;
временных (сезонных, по контракту).
Квалификационные характеристики всех категорий работников содержатся в Квалификационных справочниках, утверждённых советом Министров Республики Беларусь.
Управление персоналом может быть:
линейным (однозвенным);
многозвенным.
Линейное управление
магазином предполагает
При многозвенной
системе управления выделяются
секции во главе с заведующими
секциями. Это – двухзвенная система.
При создании других
В магазине «Продукты» применяется линейное управление т.к это не большой магазин, и это целесообразно привлекать к управлению основным персоналом руководящих работников.
Процесс управления происходит под руководством зав. Мага.
В магазине «Продукты» работники совмещают несколько операций (выкладку, обслуживание и приёмку товаров). Один продавец может обслуживать покупателей на 2-х отделах (во время обеденного перерыва или ухода 1-го продавца на больничный отдых). Из вспомогательного персонала в рабочем процессе задействованы 1 уборщица.
Организация материальной ответственности в торговом объекте.
Одним из важных условий эффективной организации труда на торговом объекте является рациональная организация материальной ответственности - правильный выбор её форм, определение численности и состава бригад материально ответственных лиц, организация контроля за сохранностью товарно – материальных ценностей.
Согласно трудовому кодексу Республики Беларусь за ущерб, причинённый предприятию при исполнении трудовых обязанностей, работники, виновные в причинении ущерба, несут материальную ответственность в размере прямого фактического ущерба, но не более своего среднемесячного заработка – это так называемая ограниченная материальная ответственность.
Полную материальную ответственность несут работники в случаях:
- когда ущерб причинён преступным путём, установленным судом;
- когда по законодательству на работника возложена полная материальная ответственность;
- когда с работником заключён договор о полной материальной ответственности;
- когда ущерб причинён не при исполнении служебных обязанностей;
- когда ущерб причинён работниками, находившимися в нетрезвом состоянии;
В розничной торговле применяются две формы материальной ответственности:
1. Индивидуальная;
2. Коллективная.
Индивидуальная материальная ответственность – это такая форма организации ответственности, когда за ценности отвечает один работник.
При приёме на работу материально – ответственных лиц одновременно с трудовым договором заключается договор о полной материальной ответственности.
В розничной торговле такой договор может быть заключён с:
- заведующим магазинами и их заместителями;
- заведующими отделами (секциями) и их заместителями;
- старшими товароведами
и товароведами, непосредственно
обслуживающими материальные
- кассирами – контролёрами и контролёрами, кассирами и другими работниками , выполняющими их обязанности;
- другими лицами, связанными с приёмом, хранением, отпуском, продажей товаров и денежных средств;
Индивидуальная материальная ответственность возможна при наличии определённых условий:
- Товарно – материальные ценности вручаются лично работнику под отчёт (работники мелкой розницы, кассиры, экспедиторы);
- Работнику предоставляется отдельное, изолированное место для хранения, продажи, переработки товаров;
Работники самостоятельно отчитываются перед бухгалтером за ценности;
Коллективная (бригадная) материальная ответственность может применяться в торговле при совместном выполнении работниками отдельных работ по хранению, обработке и продаже ценностей, когда невозможно ограничить материальную ответственность каждого работника и заключить с ним договор о полной материальной ответственности.
Коллективная (бригадная) ответственность устанавливается администрацией магазина по письменному договору, заключаемому предприятиями и всеми членами коллектива.
Бригады с коллективной материальной ответственностью могут быть организованы по торгово – производственному принципу на самостоятельных участках работы с бригадной организацией труда в отделах, секциях, торговых залах и других структурных подразделениях.
Состав бригад определяется в зависимости от конкретных условий работы и профиля предприятия. Бригаду возглавляет бригадир.
При коллективной материальной ответственности бригады могут формироваться из ограниченного круга лиц (заведующих магазином, заведующих отделами, секциями, их заместителей) что позволяет более рационально использовать работников в торговом процессе, более строго соблюдать режим труда и отдыха.
Договор о материальной ответственности заключается между предприятием и работником (членом бригады) и подписывается:
1. При индивидуальной материальной ответственности – руководителем или заместителем руководителя и работником;
2. При бригадной – руководителем предприятия, бригадиром и всеми членами бригады.
Материально – ответственные лица имеют право:
- участвовать в приёмке, хранении, отпуске товаров и денег;
- осуществлять взаимный контроль за движением товарно – материальных ценностей;
- принимать участие и требовать при необходимости проведения инвентаризации;
- знакомиться с торговыми отчётами;
- заявлять об отводе членов бригады;
- проводить самопроверки;
- требовать от администрации
выполнения условий договоров
о материальной
Материально – ответственные лица обязаны:
- бережно относиться к сохранности товарно – материальных ценностей;
- вести учёт и отчётность;
- ставить в известность
администрацию о нарушениях в
обеспечении сохранности
Администрация магазина обязана:
1. Обеспечить условия для сохранности товарно – материальных ценностей;
2. Знакомить работников с законодательством о материальной ответственности, положениями и инструкциями о приёмке, хранении и продаже товаров;
3. Рассматривать заявления об отводе работников и необходимости инвентаризации.
В торговом объекте магазин «Продукты» действует полная бригадная материальная ответственность, т.е за сохранность товарно – материальных ценностей отвечают в соответствии с законодательством все члены коллектива .
Условия труда и режим работы торгового объекта.
Условия труда – совокупность факторов, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе труда.
Создание благоприятных условий труда в магазине способствует получению экономического, социального эффекта.
Экономический эффект заключается в уменьшении потерь рабочего времени, повышении производительности труда, снижении издержек обращения и повышении рентабельности работы магазина.
Социальный эффект – это снижение текучести кадров, заболеваемости, улучшение настроения и работоспособности.
Условия труда в магазине определяются рядом факторов.
К санитарно –гигиеническим факторам относятся микроклимат, состояние воздушной среды, освещение, санитарно – бытовых помещений и шума.
СНиП предусматривают конкретные расчётные показатели по этим факторам в торговом зале, подсобных и административных помещениях. Температура в торговом зале магазина должна быть не ниже +17-+22 С, относительная влажность воздуха 55-75%, наименьшая освещённость 300-400 лк при люминесцентных лампах и 100-200 лк при лампах накаливания, нормальный уровень шума до 55 дБ.
Эстетические факторы непосредственно влияют на работника торговли и покупателей (оформление магазина, его интерьер, спецодежда, функциональная музыка).
К социально – психологическим факторам относится климат в коллективе магазина (взаимоотношения между сотрудниками и покупателями, интенсивность труда, продвижение по службе).
К психофизиологическим факторам относятся нервно – психическое напряжение, нагрузки на опорно – двигательный аппарат, темп и ритм работы, режим труда и отдыха.
Степень влияния всех факторов трудового процесса на человека называется тяжестью физического труда.
Напряжённость труда – это степень влияния умственного труда на человека.
У торговых работников имеет место и тяжесть, и напряжённость труда, что приводит к утомлению: физическому, умственному и эмоциональному.
В связи с этим большое значение имеет правильное научно обоснованное установление режима труда и отдыха работников, под которым понимается порядок чередования работы и отдыха работников.
Режим работы торгового предприятия должен отвечать ряду требований:
1. соответствовать интенсивности покупательского потока;
2. обеспечивать эффективное использование рабочего времени;
3. обеспечивать максимальное улучшение режима труда и отдыха с учётом запросов работников;
При определении режима работы магазина учитывается:
- контингент обслуживаемых покупателей;
- режим работы близлежайших торговых и иных предприятий и учреждений;
- обеспеченность данного района торговой сетью;
- коэффициент использования рабочего времени работников магазина.
Во внешнем режиме работы магазина должно быть определено:
- время начала и окончания работы;
- продолжительность рабочего дня и обеденного перерыва;
- выходные и санитарные дни.
Время работы магазина и выходные дни согласовываются с местными органами власти и указываются в лицензии на право деятельности.
Режим работы магазина может быть:
- односменный;
- полуторасменный;
- двухсменный;
- круглосуточный;
Внутренний режим работы магазина или режим работы персонала определяется правилами внутреннего трудового распорядка и общим режимом работы магазина. В зависимости от этого в магазинах могут применяться различные графики работы персонала.
Графики выхода на работу разрабатываются исходя из годового фонда рабочего времени, как правило, на каждый месяц.
Они согласовываются с профсоюзной организацией и доводятся до работника за две недели до их введения.
В них указывается:
- время начала и окончания работы;
- время перерыва на обед и отдых;
- выходные дни;
При 7-часовом рабочем дне устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днём.
При 8-часовом-пятидневная неделя с двумя выходными.
Общая продолжительность рабочей недели-440 часов.
В торговле могут использоваться различные графики работы персонала:
1. график одновременного
выхода на работу всех
2. график суммированного
рабочего времени применяется
в тех случаях, когда невозможно
установить рабочий день, нормальной
продолжительности, при этом продолжительность
рабочего дня не должна
3. ленточный (скользящий) график
может устанавливаться в 1,5-2-сменных
и круглосуточных магазинах с
неравномерным покупательским
Общая оценка условий и режимов труда в магазине может быть дана путём составления специальной карты состояний условий труда в магазине.
Информация о работе Отчет по технологической практике товароведа в магазине №15 «Родный кут»