Отчет по технологической практике товароведа в магазине №15 «Родный кут»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 21:13, отчет по практике

Описание работы

1. Вводное занятие. Охрана труда и пожарная безопасность
2. Организация труда и управления в магазине
3. Организационно-хозяйственная деятельность заведующего магазина
4. Формирование ассортимента, потребительские свойства и качества товаров
5. Организация товароснабжения торгового объекта
6. Технологические процессы на розничных торговых объектах
7. Организация розничной продажи и обслуживания покупателей
8. Учет и отчетность торгового объекта
9. Экономические показатели работы торгового объекта
10. Выводы и предложения

Файлы: 1 файл

Tekhnologicheskaya.docx

— 99.48 Кб (Скачать файл)

 

Технологические процессы на розничных торговых объектах

 

Торгово-технологический процесс-это комплекс взаимных торговых и технологических операций по доведению товаров до потребителя при сохранении их качества, с минимальными затратами труда и времени и высокой культуре обслуживания покупателей.

На практике различают три схемы торгово-технологического процесса:

1) Приёмка и разгрузка  товаров, приёмка по количеству, подача в торговый зал для  продажи. Применяется главным образом  при поставке товаров в таре-оборудовании  или на поддонах;

2) Разгрузка товаров, приемка  по количеству и качеству, хранение, подготовка к продаже, подача  в торговый зал. В этом случае  нужны помещения для хранения. Применяется тогда, когда требуется  накопление товаров в торговом  зале;

3) Разгрузка товаров, приёмка, хранение, подготовка к продаже, подача в торговый зал. Применяется  в тех случаях, когда требуется  подготовка к продаже.

Торгово-технологический процесс можно разбить на три части:

1) Операции с товарами  до предложения зале покупателям(загрузка, доставка в зону приёмки, приёмка, доставка при хранении или подготовку, хранение, подача в торговый зал, выкладка);

2) Операции по непосредственному  обслуживанию (встреча покупателей, предложение товаров, отбор товаров, расчёт);

3) Дополнительное обслуживание.

Приёмка товаров по количеству и качеству осуществляется на складе покупателя, на складе продавца или ином месте, в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и правилами, с данными маркировки, с данными сопроводительных документов. О несоответствии количества и качества товаров этим документам покупатель должен уведомить продавца.

В уведомлении указывают: наименование товара, дата отгрузки, номер товарно-транспортных документов, количество недостающих товаров, их стоимость, характер недостачи, состояние пломб, основные недостатки.

Приёмка товаров по количеству – проверка соответствия количества фактически поступившего товара с данными указанными в сопроводительных документах. Приёмка осуществляется согласно Положения «О приёмке по количеству и качеству» №285. Магазин вправе отказаться от приёмки товаров, которые не были заказаны или нет договора о поставке. Магазин может принять товар на ответственное хранение. В магазин товары поступают с сопроводительными документами: ТТН-1, ТН-2, упаковочные ярлыки, кипные карты, удостоверения качества, сертификаты соответствия.(Приложение  8,9,10,11)

Приёмка товаров по количеству начинается после ознакомления с основными сопроводительными документами. Этапы приёмки: предварительная, окончательная.

Предварительная: а) если товары прибыли в исправной таре (контейнер опломбирован, ящики, мешки, коробки исправны), то товар проверяют в момент поступления по количеству тарных мест и весу брутто. Если фактическое количество совпадает с данными сопроводительных документов, то МОЛ подписывает все экземпляры накладной и ставит печать. Предварительная приёмка окончена, МОЛ отмечает путевой лист, т.е. время прибытия и убытия машины.

б) если количество тарных мест и вес брутто не совпадают с количеством счёт-фактуры, то МОЛ и экспедитор (шафёр) составляют акт о расхождении в приёмке товаров по количеству в двух экземплярах. Акт подписывает МОЛ и водитель, ставится печать на акте. В сопроводительных документах делают отметку: «Составлен акт о недостаче товара, в количестве, на сумму». Обязательны две подписи завмага и экспедитора. Оформляется путевой лист, т.е. время прибытия и убытия машины. Предварительная приёмка окончена.

в) если товар прибыл без тары, в открытой таре. Товар принимается в присутствии доставивших товар лиц, товары пересчитываются, осматриваются, взвешиваются. Если расхождений нет, то МОЛ подписывает все экземпляры накладной и ставит печать. Предварительная приёмка окончена, МОЛ отмечает путевой лист, т.е. время прибытия и убытия машины. Если тара имеет следы вскрытия, поломки, подмочки, неисправная, то они приравниваются к товарам прибывшим без тары. Предварительная приёмка осуществляется в момент выгрузки товара по количеству торных мест.

Окончательная приёмка осуществляется в сроки: для скоропортящихся 24 часа, остальные 10 дней.

Если расхождения при предварительной приёмке не имеются, то товар выставляют в торговый зал, или в помещения для хранения товаров.

Если есть расхождения:

1) Приостанавливается приёмка;

2) Размещаются товары  отдельно (обеспечивая сохранность  товаров и товарное соседство);

3) Составляется односторонний  акт (завсклад+продавец);

4) Вызывается представитель  виновной организации (телефонограмма, телеграмма);

5) Ожидается явка представителя: по скоропортящимся 24 часа, по одногородним 1 сутки, по иногородним 3 суток, не считая времени на дорогу;

6) По прибытию проверяется  удостоверение, в случае когда представитель виновной организации не явился или явка не предусмотрена договором, то приглашается представитель общественности (экономист, бухгалтер, инженер ОТК);

7) Составляется двухсторонний  акт, который подписывают все  члены комиссии, утверждается руководителем  предприятия не позднее следующего  дня (директор, председатель Райпо).

На основании акта виновной стороне высылается претензия в течении месяца на сумму недостачи + сумма неустойки (10% от сумму недостачи), претензия рассматривается в течении месяца и результаты сообщаются получателю. Акт количественной приёмки составляется в трёх экземплярах: 1-й получателю, 2-й отправителю, 3-й в бухгалтерию.

К акту приёмки товаров по количеству прилагаются документы: копия сопроводительных документов, упаковочные ярлыки, кипные карты, пломбы, подлинные транспортные документы, удостоверение представителя общественности.

Приёмка товаров по качеству – это приёмка товаров в соответствии с нормативно технической  документацией (ОСТ, ГОСТ, ТУ, ТЗ).(приложение 12)

Приёмка осуществляется на основании Положения №285 «О приёмке товаров по количеству и качеству», её осуществляют: товароведы, товароведы-бракёры, заведующие. При поступлении товара следует различать производственные и непроизводственные дефекты. Претензии по качеству предъявляют изготовителю, если дефект производственный, если непроизводственный, то поставщику. Если товары имеют скрытые производственные дефекты, то составляется акт в течении 5 дней с момента обнаружения, но не позднее 4 месяцев с момента получения товара. Если товар имеет гарантийный срок, то непозднее этого срока. В магазине должны быть все условия для проверки качества – инвентарь, оборудование, стандарты, манекены для изделий. Если при предварительной приёмке товара полученного без тары, обнаружен дефект, то завмаг вправе отказаться от товара и МОЛ и экспедитор (шафёр) составляют акт о расхождении в приёмке товаров по количеству в 2-х экземплярах. Акт подписывает МОЛ и водитель, ставится печать на акте. В сопроводительных документах делают отметку: «Составлен акт о недостаче товара, в количестве, на сумму». Обязательны две подписи завмага и экспедитора, подписывается путевой лист. При приёмке самое главное обратить внимание на конечный срок реализации товара. Сроки окончательной качественной приёмки: по скоропортящимся 24 часа, по одногородним 10 дней, по иногородним 20 дней.

Схема действий при обнаружении дефектов:

1) Приостанавливается приёмка;

2) Размещаются товары  отдельно (обеспечивая сохранность  товаров и товарное соседство);

3) Составляется односторонний  акт(завскладом + продавец);

4) Вызывается представитель  виновной организации (телефонограмма, телеграмма);

5) Ожидается явка представителя: по скоропортящимся 24 часа, по одногородним 1 сутки, по иногородним 3 суток, не считая времени на дорогу.

6) По прибытию проверяется  удостоверение, в случае когда представитель виновной организации не явился или явка не предусмотрена договором, то приглашается представитель общественности (представитель центра гигиены и эпидемиологии, из бюро товарных экспертиз, представитель центра метрологии и стандартизации, общество защиты прав потребителей);

7) Составляется двухсторонний  акт, который подписывают все  члены комиссии, утверждается руководителем  предприятия не позднее следующего  дня (директор, председатель Райпо).

По итогам приёмки составляется акт в трёх экземплярах, в акте детально описываются все дефекты, недостатки, некомплектность, и основание, по которому товар может быть переведён в низший сорт. К акту приёмки товаров по количеству прилагаются документы: копия сопроводительных документов, упаковочные ярлыки, кипные карты, пломбы, подлинные транспортные документы, удостоверение представителя общественности, сертификат качества, результат анализа проб.

Приёмка товаров в таре-оборудовании:

Под тарой-оборудованием понимается техническое средство, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения, продажи из него населению методом самообслуживания. Каждая единица должна быть промаркирована, с указанием владельца, грузоподъемности и массы. К каждой единице должна быть вложена спецификация или упаковочный ярлык с наименованием товара, количества, даты упаковки, номера упаковщика. 1) Если товар поступил за ненарушенными пломбами отправителя, то приёмка производится в момент выгрузки, путём пересчёта мест, сверкой с сопроводительными документами. 1.1) Получатель обязан проверить целостность тары, чеков, пломб, соответствие оттисков; 1.2) Если не установлены расхождения, то подписываются все экземпляры накладной, ставится штамп магазина, водитель уезжает; 1.3) Окончательная приёмка должна быть произведена в течении часа с момента выгрузки; 1.4) Если при вскрытии контейнера установлены расхождения, то составляется односторонний акт в двух экземплярах ( завмаг + продавец), вызывается в течении часа телефонограммой (телеграммой) представитель виновной организации, в зависимости от того, под чьими пломбами был отправлен товар (поставщик, изготовитель); 1.5) Виновник должен явится в течении 3 часов, если он находится в одном населённом пункте, и 24 часа если в другом. 2) Если в присутствии водителя завмаг обнаружил, что нарушены пломбы, по иным причинам приёмка может осуществляться с водителем; 2.1) В случае расхождения составляется двухсторонний акт в трёх экземплярах (завмаг, водитель, продавец), делается отметка в накладной, где расписывается водитель и завмаг. 3) Если в контейнере в ненарушенной упаковке изготовителю и окончательная приёмка производится в течение 10 дней. 4) Если между получателем и поставщиком возникают разногласия по качеству товара, проверка качества производится в присутствии эксперта.

Книга поступления товаров является документом строгой отчётности, выдаётся бухгалтером вышестоящей организации, она пронумерована, прошнурована и скреплена подписью и печатью руководителя организации. Она должна вестись завмагом, по каждому поступившему товару. Состоит из колонок: №, дата поступления, наименование поставщика, наименование товара, объём поставки (расфасовка), отпускная цена, надбавки, розничная цена. При осуществлении проверки вышестоящей организацией эта книга тщательна проверяется.

Хранение товаров – составная часть торгово-технологического процесса, целью которого является: доведение товара до покупателей с сохранением их качества, с минимальными потерями, создание благоприятных условий для персонала. Проводят ряд мероприятий: Организационные – определяют частоту спроса, размер партий завоза товаров, составление технологических карт размещения товаров, обеспечение сохранности ТМЦ. Технические – выбор соответствующих видов и типов оборудования для хранения, обеспечения режимов хранения и контроля за ними. Санитарно-гигиенические – организация санитарного надзора, контроля за хранением. Процесс хранения, укладка в местах хранения, создание соответствующих режимов хранения, наблюдение и поддержание условий хранения. Размещение товаров на хранение предлагает их группировку по режимам хранения с учётом их потребительских свойств. Товары одинаковые или близкие между собой по режиму хранения размещения по ассортиментному признаку рядом, но с соблюдением товарного соседства. Несовместимо хранение товаров с резкими запахами, с разной степенью гигроскопичности. В камерах хранения за определёнными группами товаров закрепляются постоянные места хранения. Размещаются товары на хранение, необходимо учитывать его длительность, сроки поставки и подачи товаров в торговый зал. В глубине помещений хранят товары с замедленной оборачиваемостью, вблизи – товары громоздкие или быстрой реализации.

Товары хранения в затаренном или распакованном виде штабельном или стеллажным способом укладки, навалом или в подвешенном состоянии.

Штабельная укладка применяется чаще в продовольственных магазинах при поступлении товаров в мешках, ящиках, бочках. Различают укладку: прямую, когда верхний ящик укладывается на нижний; обратную, когда штабель имеет вид клеток; перекрёстную – верхний ряд грузов укладывается на стеллажи рядом или стопками. Навалом хранят отдельные виды продукции (цемент). Создание соответствующих режимов хранения заключается в поддержании необходимой температуры, влажности, освещённости и санитарно-гигиенических условий, соблюдения сроков хранения. Повышенная температура способствует усушке товаров, низкая – к высокой влажности – появляется плесень, ржавчина. Санитарный режим предполагает регулярный осмотр товаров, очистку от загрязнений и дератизацию. Наблюдение и поддержание условий хранения возлагается на МОЛ. Потери, возникающие в процессе хранения товаров: Естественная убыль зависит от физико-механических, химических свойств товаров (усушки, раструски, утечки, розлива). Нормы естественной убыли устанавливаются Министерством торговли РБ и дифференцируются по отдельным товарам в зависимости от времени года. Они устанавливаются в процентах к розничному товарообороту независимо от сроков хранения товаров (предельный уровень – 0,4). Списание естественной убыли проводится только по фактическим потерям, но не выше норм после инвентаризации ТМЦ. К нормируемым потерям относят отходы, возникающие в процессе подготовки товаров к продаже (шпагат, кожа, кости, штафф). Они бывают ликвидные и неликвидные. Ликвидные – головы, наросты рыбных изделий, кости окороков, неликвидные – шпагат колбасных изделий, плавники. На эти отходы устанавливаются специальные нормы. Актируемые потери возникают в случаях нарушений режимов хранения, небрежного хранения. Они бывают нормируемые (бой при транспортировке товаров в стеклопосуде, фарфор, фаянс, хрусталь). Эти потери актируются и списываются по специальным нормам и включаются в издержки обращения; ненормируемые – актируются и списываются за счёт виновных МОЛ. Ликвидации и снижения товарных потерь в магазине можно добиться в магазине можно добиться путём: чёткой организации учёта и контроля за движением ТМЦ, надлежащего обеспечения и поддержания режимов и условий хранения, правильной организации материальной ответственности, применение моральных и материальных стимулов к работникам, ответственных за хранение.

Информация о работе Отчет по технологической практике товароведа в магазине №15 «Родный кут»