Отчет по технологической практике товароведа в магазине №15 «Родный кут»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 21:13, отчет по практике

Описание работы

1. Вводное занятие. Охрана труда и пожарная безопасность
2. Организация труда и управления в магазине
3. Организационно-хозяйственная деятельность заведующего магазина
4. Формирование ассортимента, потребительские свойства и качества товаров
5. Организация товароснабжения торгового объекта
6. Технологические процессы на розничных торговых объектах
7. Организация розничной продажи и обслуживания покупателей
8. Учет и отчетность торгового объекта
9. Экономические показатели работы торгового объекта
10. Выводы и предложения

Файлы: 1 файл

Tekhnologicheskaya.docx

— 99.48 Кб (Скачать файл)

Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, очистке, комплектовании, фасовании и утюжке. Количество подготовительных операций зависит от сложности ассортимента и степени заводской готовности товаров к продаже. В процессе подготовки совершаются общие и специальные (специфические) операции с товарами. Общие операции включают проверку целостности упаковки, распаковку из внешней тары, проверку маркировки товаров, их качества, внешнего вида после хранения, сортировку. Они совершаются со всеми товарами. Специальные операции требуют особых приёмов, наличия должного оборудования для подготовки к продаже. По непродовольственным товарам к таким операциям можно отнести утюжку одежды, сборку и проверку сложнотехнических товаров, их сборку, настройку, техническое регулирование и т.д. Выполнение этих операций требует не только  наличия нормативно-технической документации, но и наличия современного оборудования, технически оснащённых рабочих мест.

По продовольственным товарам к таким операциям относят фасовку, нарезку, упаковку. Необходимость этих операций обусловлена тем, что товары, поступающие в розничную торговлю, в своём большинстве недостаточно подготовлены к продаже. Поэтому вынужденно процесс производства продолжается в магазине, хотя с народнохозяйственной точки зрения это неэффективно как сточки зрения производительности труда, так и с расхода упаковочных материалов, товарных потерь. Особое внимание при фасовке должно уделяться размерам дозировки фасуемых товаров. Как правило, магазин дублирует промышленную дозировку (мука – 2-3 кг, сахар – 1 кг), хотя последние не учитывают спроса многих покупателей. Ответственность за качественную подготовку товаров к продаже несут МОЛ (заведующие отделами, секциями, директора магазинов). Должным образцом подготовленные к продаже товары способствуют: снижению затрат времени покупателей на приобретение и потребление товаров, улучшению внешнего вида товаров, ускорению товарооборота, уменьшению потерь и снижению издержек обращения, общему повышению уровня культуры торгового обслуживания.

Важная роль в организации технологического процесса в магазине отводится размещению товаров в торговом зале, их выкладке, оптимальному распределению установочной и экспозиционной площадей между отдельными группами товаров. При решении этих вопросов необходимо учитывать ряд фактов и принципов. Факторы размещения: частота спроса на отдельные товары, размеры продаваемых товаров, психология покупателей. Важнейшим фактором при распределении площади торгового зала для размещения отдельных товарных групп является частота их приобретения. Чем она выше, тем большая площадь (установочная и экспозиционная) необходимая для размещения. В каждом магазине должна быть определённая частота покупки отдельных товаров с учётом сезонных особенностей спроса. Размеры продаваемых товаров влияют на распределение площадей. Крупногабаритные товары требуют больших площадей для показа. Размеры площадей для размещения отдельных товаров зависят от затрат времени покупателей: чем больше времени на выбор, особенно сложноассортиментных товаров, тем больше должна быть площадь торгового зала для их размещения. За всеми группами товаров закрепляются постоянные места в торговом зале, покупатель привыкает к ним, что ускоряет процесс продажи. При продаже малоизвестных, новых, модных, сезонных товаров должны быть выделены наиболее видные места в торговом зале. При размещении должно соблюдаться товарное соседство. В многоэтажных магазинах на первых этажах размещаются крупногабаритные товары и товары частого спроса. На последующих - товары, требующие длительного времени для выбора. При размещение товаров должна быть учтена психология покупателя, который более склонен к импульсивным покупкам, если куплено главное. Принципы размещения: размещение товаров, обеспечивающее их широкий выбор, создание максимальных удобств покупателям при выборе, учёт движения покупательских потоков, обеспечение должной обозримости товаров, учёт физико-механических, химических и других свойств товаров, рациональное использование  торговых площадей, сокращение путей движения товарных потоков в торговом зале, обеспечение бесперебойной торговли.

Соблюдение принципов мерчендайзинга.

Мерчендайзинг (англ. «торговать») - комплекс мер, действий, которые направлены на эффективную продажу товаров в магазине розничной торговли. Принципы:

- создание уникальной  атмосферы, торгового зала с помощью  освещения, цветовых пятен, музыки, запаха, оптимального размещения  оборудования;

- организовать рекламно-информационную  поддержку товаров в торговом  зале;

- правильно выложить товары;

- детальное знание товаров  продавцами;

- овладение продавцами  ключевыми аспектами общения  с покупателями.

Мерчендайзинг направлен на: совершенствование предложений о товаре, стимулирует выбор покупателей, увеличивает объёмы продаж.

Выкладка - определённые способы укладки и показа товаров в торговом зале магазина. Способы укладки: Вертикальная выкладка – однородные товары выкладываются на полках по вертикали, сверху вниз. Такая выкладка способствует хорошей обозревательности, лучшей ориентации покупателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи.

Горизонтальная  выкладка – товар занимает 1-2 полки. Этот способ наиболее эффективен при продаже крупногабаритных товаров, товаров в кассетах. На нижних полках выкладывают известные товары с устойчивым спросом. В магазинах самообслуживания применяются такие способы выкладки, как навалом, штабелем, расположенными в ряд, стопками, подвешиванием.

Наиболее распространённый способ – навалом на полках, в таре-оборудовании, контейнерах, корзинах, витринах. Такой способ удобен для работников магазина, так как сокращает затраты труда на выкладку. Предпочтение этому способу отдают и покупатели, так как они неохотно отбирают товары из аккуратно выложенных товаров в виде пирамид, стопок. Важный вопрос выкладки – определение зоны выкладки товаров. Наиболее удобной зоной выбора являются полки, размещённые на высоте 110-160 см над уровнем пола. В этой зоне предпочтительно разместить товары, реализацию которых магазин желает увеличить, как правило, товары импульсного спроса, товары с замедленной оборачиваемостью. Менее удобной зоной считаются полки на высоте 160-180 см от уровня пола. Неудобная зона – полки на высоте до 80 см и выше 180 см. В этих зонах размещают товары с устойчивым спросом, не требующим больших затрат времени на выбор (мука, крупа, сахар). При выкладке товаров необходимо обеспечить наиболее полное использование экспозиционной площади магазина с тем, чтобы каждый квадратный метр площади обеспечивал бы магазину соответствующий доход.

Товарооборот – совокупность операций, связанных с приёмкой тары по количеству и качеству, вскрытием и высвобождением её от товара, хранением и возвратом для повторного использования.

Приёмка тары по количеству и качеству осуществляется МОЛ. Количество поступившей тары проверяют одновременно с приёмкой товаров на основании сопроводительных документов (счёт-фактура, накладная). При качественной приёмке обращают внимание на соответствие тары требованиям стандартов и ценам, предусмотренным в договоре поставки товаров. При обнаружении ненадлежащего качества тары или расхождений в количестве получатель составляет акт, который служит основанием для предъявлений штрафных санкций к поставщику. При приёмке тары проверяются правильность её маркировки (товарная маркировка, отправительская, железнодорожная грузовая, специальная, международная). Маркировка деревянной и карточной тары производится несмываемой краской, выжиганием, наклейкой ярлыков в левом верхнем углу головки ящика или на дне бочки. На тканевые мешки наносят штамп или прикрепляется бирка с указанием категории и названия материала: Б  – бязевый, Л – льняной. За поставку товаров в немаркированной таре в договорах могут предусматриваться штрафные санкции. Хранение тары: ящики и бочки в готовом для отправки виде хранят на подтоварниках в складских помещениях или под навесом.

Мешки после очистки сортируют по видам, категориям и складывают в кипы, которые хранят в сухих помещениях. Металлические бочки хранят на подтоварниках под навесом. Картонную и бумажную тару хранят в сухих помещениях на деревянных настилках или прокладках. Возврат тары регулируется в основном по согласованию с поставщиками устанавливаются конкретные сроки возврата многооборотной и инвентарной тары

. Оборот стеклотары регулируется  Правилами приёма стеклянной  тары от населения, утверждёнными  приказом Министерства торговли  РБ № 67 от 10 октября 1994г. По функциям  тара бывает: транспортная – для  транспортирования и хранения  товаров в процессе добавления  их от производства до потребления. Она представляет собой самостоятельную  транспортную единицу или её  часть. Потребительская тара –  внутренняя упаковка товаров, в  которой он продаётся покупателю.

Тара-оборудование – специальные конструкции, выполняющие одновременно роль внешней тары, транспортного средства и оборудования складов, магазинов при хранении, перемещении и продаже товаров. Наиболее распространенными видами тары являются поддоны и контейнеры, используемые для сквозного продвижения товаров от производства до магазина при пакетно-контейнерной технологии доставки. Поддон – специальное приспособление – площадка, стеллаж, ящик с ножками или двойным дном. Предназначен для пакетирования товаров. Вместимость пакета 1м3. По способу захвата вилочными погрузчиками они бывают двухзаходными, четырёзахватными, по конструкции – плоскими, стоечными, ящичными. Контейнер является транспортным средством с определёнными техническими характеристиками, обеспечивающим перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта без расформирования пакета. В таком виде он с товарами поступает в магазин и выполняет роль торгового оборудования. Его ёмкость более 1м3. Внедрение тары-оборудования – одно из главных направлений индустриализации торгово-технологического процесса. Приём стеклянной тары от населения осуществляется в соответствии с Положением «О порядке приёма от населения стандартной возвратной стеклянной тары из-под пищевых продуктов». Приём стеклянной тары от населения производится специализированными приёмными пунктами и магазинами, осуществляющими продажу продовольственных товаров в стеклянной таре. Стеклоприёмные пункты осуществляют приём всех видов стеклотары, на которые установлены залоговые цены. Магазины принимают стеклянную тару из-под той продукции, продажу которой осуществляют, если она не входит в стоимость товара. Посуда должна приниматься в течении всего рабочего дня, независимо от того, где посуда была куплена. Оплата принятой от населения стеклянной тары осуществляется по залоговым ценам, действующим в момент сдачи. Стоимость тары оплачивается сдатчику независимо от того, покупает он товар или нет. В магазинах или стеклоприёмных пунктах на доступном для обозрения месте выставляют образцы принимаемой стеклотары и выписка из действующего прейскуранта.

Не подлежит приёму:

- бутылки, имеющие сквозные  щербины в верхней части горла, сколы и посечки на внешней стороне горла, сколы и посечки на внешней стороне горла, трещины на стекле горла или корпуса, щербины на дне, с клеймом на корпусе в виде круга с буквой «Б», с надписью «Техтара» и ободком матового цвета в верхней части корпуса;

- имеющие запас керасина, масла, краски, скипидара, осадка чернил, клея, пасты на внутренних стенках, пробок внутри и других предметов, остаток пластмассовых калпочков, металлических колец на горле бутылок, фольги, а также бутылки, на которые не установлены залоговые цены;

- консервная стеклянная  тара, имеющая щербины, сколы на  венчике горла и насечки на  горле и по корпусу, с остатками  продукции, не полностью снятыми  крышками, маркированная несмываемая  краска, с матовыми кольцами на  горле, матовыми чертами на корпусе, банки коричневого цвета с  наличием посторонних запахов (керасина, масел, красок, непищевых жидкостей). Не служит препятствием приёму стеклянной тары наличие в бутылках осадков от вина, ликероводочных изделий, безалкогольных напитков, минеральных вод, пива, а также наличие на корпусе бутылок этикеток, кольереток, а на корпусе банок несмытой этикетки (сигнатурки), банки из-под майонеза принимаются чистыми и без этикеток.

 

Организация розничной продажи и обслуживания покупателей

 

Основными средствами информации являются информационные указатели, выкладка товаров, ценники.

Информационные указатели преследуют цель ознакомить покупателей с размещением групп или отдельных товаров. Они подразделяются на: указатели отделов, групп товаров или отдельных товаров, сообщения о видах дополнительных услуг, оказываемых в магазине.

Внутримагазинная выкладка товаров в торговом зале с внутримагазинной информацией является одним из важнейших факторов торгово- технологического процесса.

   Рекламные ценники  используются не только для  ознакомления с ценой товара, но и служат для информации  покупателей о свойствах, качестве  и назначению товара.

 

В магазине  «Продукты» информация для покупателей и продавцов находится на стенде « Уголок покупателей», при входе в торговый зал.

Уголок покупателей содержит следующую информацию:

-лицензию торгового предприятия,

-права покупателей ,

-права и обязанности  продавца,

-графики завоза товаров,

-книгу жалоб и предложений,(Приложение 13)

-объявления,

-график работы магазина.

 

Метод продажи товаров – это совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям

В магазине «Продукты» используется один метода продажи товаров.

1.Традиционный метод продажи (продажа через прилавок) предусматривает  непосредственный отпуск товаров  продавцами. Этот метод продажи  требует высокой активности и  больших затрат труда и времени  продавцов в связи с выполнением  ими многочисленных операций  по продаже товаров. Покупатели  также затрачивают много времени  на покупку товаров.

   Внемагазинная продажа  товаров дополняет торговлю  в  магазинах, приближает товары к  покупателям, стимулирует продажу  отдельных товаров, создает условия  для импульсивных покупок, а также  позволяет снизить затраты времени  на при т обретение товаров, создавать удобства населению  для покупки товаров.

   Наряду с эффективной  организацией собственно процессов  продажи важную роль  в повышении  уровня обслуживания покупателей  играют услуги.

   Торговая услуга- это специфическая деятельность, образующая процесс торгового обслуживания или связанная с организацией условий для успешного осуществления процесса продажи.

   Услуги, оказываемые  покупателям в магазине«Продукты» -предпродажные:

а) демонстрация поступивших товаров

б) консультация при выборе и отборе товара

- оказываемые в процессе  продажи:

а) прием предварительных заказов, на товары временно отсутствующие в продаже

б) расчет за товары

в) продление часов торговли магазина в предпраздничные дни

-послепродажное обслуживание:

а) упаковка товаров.

   Для стимулирования  сбыта выделяют ценовые и неценовые  средства. К ценовым относят: распродажу по сниженным ценам, скидки на объем продаж, рекламу, торговые услуги. К неценовым: выставки- продажи, ярмарки, упаковку, услуги.

В магазине «Продукты» используют внешнее и внутреннее рекламное оформление торгового объекта. На каждом ценнике есть товарный знак- эмблема райпо. Вывеска магазина яркая и красочная, что привлекает покупателей.

 

  Современная культура  торговли является результатом  превращения богатство человеческой  истории вообще и истории торговли  в частности во внутреннее  богатство личности, занятой торговым  делом, всемерное выявление в  развитие профессиональных и  моральных сил человека, его способности  аккумулировать предыдущий и  нынешний опыт. Составляющие культуры  торговли:

Информация о работе Отчет по технологической практике товароведа в магазине №15 «Родный кут»