Роль товарной экспертизы в обеспечение безопасности товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 08:42, реферат

Описание работы

Товарная экспертиза — оценка экспертом основополагающих характеристик товаров, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом. При проведении экспертизы могут оцениваться все основополагающие характеристики товара: ассортиментная, качественная, количественная, стоимостная или только их части.

Содержание работы

Введение
Цели, задачи и виды товарной экспертизы
Виды товарной экспертизы в обеспечении безопасности товаров.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

товарная экспертиза.docx

— 34.17 Кб (Скачать файл)

Роль товарной экспертизы в обеспечении  безопасности  товаров.

Введение

  1. Цели, задачи и виды товарной экспертизы
  2. Виды товарной экспертизы в обеспечении безопасности товаров.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

 

  1. Значение, задачи и виды товарной экспертизы

Экспертиза -- это исследовательская деятельность, осуществляемая компетентным лицом (или  группой лиц), для ответа на чётко  поставленные другим лицом (юридическим  или физическим) вопросы. Она проводится в определённые сроки (как правило, короткие) и заканчивается подготовкой  письменного документа в установленной  форме (заключения, акта, сертификата  и т. п.). Исследовательская деятельность подразумевает выбор экспертом  методов исследования с целью  получения ответов на заданные вопросы  с оптимальной достоверностью.

В зависимости от области деятельности, характера объектов исследования и  применяемых методов экспертизы могут быть товароведными (товароведческими), судебными, медицинскими, экологическими, санитарными, искусствоведческими  и др. Под товароведной экспертизой  следует понимать экспертизу, в которой  предусматривается определение  тех или иных параметров товара, характеризующих его потребительную стоимость -- показателей качества, наличия и причин возникновения  дефектов и пороков, определение  вида, сорта, марки, модели изделия, его  конкурентоспособности, стоимости, степени  износа и др.

Проводят  товароведную экспертизу, как правило, в конфликтных ситуациях, например при установлении:

с размеров и причин возникновения  товарных потерь (брака);

с причин снижения сортности товаров  в процессе транспортирования, хранения, реализации;

с правильности уценки и переоценки товаров;

с соответствия качества товара договорной цене;

с обоснованности списания испорченных  товаров из подотчета материально-ответственных  лиц на результаты хозяйственной  деятельности предприятия и т. д.

В зависимости от субъектов, проводящих экспертизу, она может быть независимой (если в проведении экспертизы участвуют  незаинтересованные лица -- третья, независимая  сторона) и зависимой (если экспертизу проводят заинтересованные лица, например, сотрудники торговых фирм).

При проведении экспертизы непродовольственных  товаров, в том числе товароведной, в зависимости от поставленной цели могут использоваться как отдельные  методы исследования, так и их сочетания: органолептические, измерительные, расчетные, регистрационные, экспертный, статистические, метод опытной эксплуатации и  др. Иногда экспертизу товаров приравнивают только к исследованию, проведённому экспертным методом. Это не совсем верно, так как последний является одним  из методов исследования, применяемых  как в товароведении, так и  в других областях деятельности.

По  результатам экспертизы составляется экспертное заключение, состоящее из 3 частей: вводной, где дается характеристика дела, по которому назначена экспертиза, а также указываются вопросы, поставленные перед экспертом; исследовательской, где излагается процесс экспертного  исследования и его результаты, дается научное обоснование установленных  фактов; заключительной части -- выводов, где даются ответы на поставленные перед экспертом вопросы.

Цель  товарной экспертизы -- проведение количественных и порядковых оценок основополагающих характеристик товара, а также  процессов, которые влияют на них, но зачастую не поддаются непосредственному  измерению и основываются на суждениях  специалистов-экспертов.

Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:

с правильно выбирать свойства, показатели ассортимента и качества товаров  с учетом конкретных целей экспертизы

с выявлять соответствие действительных значений показателей установленным  требованиям

с определять предполагаемые значения показателей  качества и/или коэффициентов их весомости

с измерять количественные и определять стоимостные характеристики товаров

с осуществлять поиск необходимой  информации и использовать ее для  целей экспертизы

с анализировать и оценивать полученные данные для составления заключений или рекомендаций.

Определение структуры товароведной экспертизы целесообразно начать с построения простейшей логической модели. В общем  виде она будет представлять собой  следующую функциональную схему:

1. специалист - эксперт, имея соответствующие  знания и средства, проводит качественно  - количественный анализ изделий  в сравнении с другими изделиями,  выбранными за эталон по определенным  критериям;

2. выявляется потребительская ценность  изделия (оценивается ) на основе  сопоставления с принятыми критериями;

3. пользуясь набором определенных  методов, получают в итоге некоторый  обобщенный результат (оценочное  суждение), выраженный в качественной  или количественной форме.

Таким образом, основными элементами этой модели будут: субъект, объект, критерии, методы и процедуры проведения экспертизы и ее результат.

Рассмотрим  кратко каждый из этих элементов.

Субъектом экспертизы потребительских свойств  изделий обычно выступает группа квалифицированных специалистов-экспертов, систематизирующих ценностные предпочтения репрезентируемым ими потребительских  групп и проводящих исследование (анализ и оценку) потребительских  свойств изделий. Экспертная комиссия может создаваться как для  выполнения отдельных операций оценки качества изделий (определение номенклатуры показателей, нахождения коэффициентов  весомости показателей и т. п.), так и для выполнения всех оценочных  операций, заканчивающихся получением комплексной оценки качества товаров.

Комиссии  подразделяются на вновь формируемые (начинающие работу) и существующие (имеющие опыт работы). При этом они  могут быть постоянно или периодически функционирующими, иметь постоянный или меняющийся состав и включать две группы -- экспертную и рабочую.

Если  невозможно выполнение всех необходимых  оценочных операций всеми экспертами, экспертную группу делят на подгруппы. При этом из экспертной группы выделяются специалисты для решения вопросов, имеющих самостоятельное значение (классификация потребностей, определение  номенклатуры или оценки отдельных  групп показателей и т. п.).

Профессиональный  состав специалистов-экспертов, входящих в экспертную группу, должен обеспечивать всесторонний анализ решаемых задач. Эксперты должны однозначно понимать цели и  задачи оценки качества, уровень их подготовки должен отвечать квалификационным критериям.

Число экспертов, входящих в экспертную группу, может задаваться руководителем  предприятия, определяться в зависимости  от допустимой трудоемкости опроса и  сроков проведения оценки или рассчитываться в зависимости от требуемой точности и достоверной вероятности результатов  экспертизы.

На  основе практического опыта проведения экспертиз качества изделий, рекомендуемое  количество специалистов обычно составляет 6-15 человек.

Рабочая группа осуществляет подготовку и проведение экспертизы, а также анализ ее результатов. В состав этой группы включаются организатор, консультант по оцениваемой продукции  и технические работники. При  необходимости предоставления экспертам  дополнительной информации в экспертную комиссию привлекаются специалисты, участвующие  в рассмотрении отдельных вопросов оценки качества и не являющиеся членами  экспертной комиссии.

Объектом  экспертизы, являются потребительские  свойства изделий, проявляющиеся непосредственно  при эксплуатации (потреблении) продукции  человеком. Они характеризуют эффективность  использования изделия, его общественную и культурную ценность; социальную значимость, практическую полезность, удобство пользования и эстетическое совершенство.

Совокупность  потребительских свойств изделий  подразделяется на семь основных групп: социальные, функциональные, эргономические, эстетические, надежности потребления, безопасности и экологичности пользования. В зависимости от вида изделий, целей и глубины анализа и оценки перечень основных групп потребительских свойств может быть самым различным. Анализ социального назначения товара обычно предшествует рассмотрению других групп потребительских свойств. В зависимости от его результатов принимается решение о целесообразности их оценки.

Критерии, используемые при анализе и оценке потребительских свойств изделий, подразделяются на общие и конкретные. Общие критерии -- это сложившиеся  в обществе ценностные представления, ориентации и нормы. Конкретные критерии -- это реальные требования к качеству изделий данного вида, зафиксированные  в нормативных документах, а также  базовые образцы и показатели, принятые за исходные при сравнительном  анализе и оценке потребительских  свойств изделий.

В качестве базовых образцов могут  использоваться:

с реальные изделия отечественного или  зарубежного производства, основные потребительские свойства которых  соответствуют или превышают  лучшие мировые достижения;

с перспективные образцы и проектные  разработки, в которых учтены основные тенденции развития данного вида продукции и качество которых  соответствует прогнозируемому  уровню качества.

При проведении экспертизы отдельных групп  потребительских свойств эксперты формируют ценностные меры и шкалы, включающие базовые ряды образцов, ранжированных по уровню потребительской  ценности. Этот специфический вид  критериев (базовый ряд образцов) используется, в частности, при анализе  и оценке эстетических свойств изделий.

Ведущим методом, применяемым при анализе  потребительских свойств изделий, а также при получении итоговых оценочных результатов, является экспертный, основанный на учете мнений специалистов-экспертов. В настоящее время используются три основные разновидности метода: метод ведущего эксперта, метод комиссии (группы) и комбинированный.

Метод ведущего эксперта (анализирует и  оценивает один специалист) не требует  сложных процедур согласования и  статистической обработки различных  мнений. Однако результат экспертизы в значительной мере зависит от уровня знаний в компетентности эксперта.

Метод экспертной комиссии (в анализе и  оценке принимает участие группа специалистов) позволяет получать вполне объективное усредненное мнение коллектива, требует больших затрат времени и длительной работы по организации  и подготовке экспертизы.

Разработан  комбинированный метод, который  строится на последовательной работе ведущего эксперта и небольшой по численности экспертной группы. Этот метод широко используется в сфере  художественного конструирования  при аттестации изделий.

Процедура проведения экспертизы потребительских  свойств изделий имеет, как правило, сложный характер и представляет собой последовательность определенных операций, совершаемых экспертами. Количество, порядок этих операций, а также их содержание определяются целями экспертизы, особенностью оцениваемых  изделий и стадией жизненного цикла изделий, на которой проводится экспертиза качества.

При экспертной оценке качества изделий  основные операции группируются в три  этапа: подготовительный, основной и  заключительный. На подготовительном этапе принимается решение о  создании экспертной комиссии, ее структуре  и составе, формулируются цели экспертизы, и формируется рабочая группа.

Основной  этап включает операции, выполняемые  в процессе экспертизы рабочей и  экспертной группами. Рабочая группа определяет количество экспертов, входящих в экспертную группу, выбирает способы  и методы оценки, подготавливает анкеты, осуществляет опрос экспертов и  т. д.

Экспертная  группа проводит классификацию товаров  и потребителей, определяет номенклатуру показателей, их коэффициенты весомости, значения базовых показателей, оценивает  показатели качества анализируемого изделия.

Заключительный  этап включает обработку результатов  рабочей группой и анализ этих результатов с целью подготовки обобщенного мнения экспертной комиссии.

Результатом экспертизы является зафиксированная  особым способом качественная или количественная оценка потребительских свойств  изделий. Итоговая оценка строится на основе обобщения мнений экспертов, согласования результатов оценки с  каждым отдельным экспертом и  утверждения ее организатором экспертной комиссии.

Для обобщения суждений экспертов пользуются способами голосования и усреднения. При голосовании обобщенное мнение экспертной группы выявляется большинством голосов, при усреднении -- расчетным  путем. Для этого проводят обработку  экспертных оценок, которая заключается  в определении итоговых значений оценок и достигнутой согласованности  мнений экспертов по значению коэффициента конкордации. При полной согласованности мнений коэффициент близок к единице. Если он не превышает 0,5, необходимо пересмотреть мнения экспертов. При равенстве нулю коэффициента конкордации согласованность мнений экспертов отсутствует.

Информация о работе Роль товарной экспертизы в обеспечение безопасности товаров