Шпаргалка по дисциплине "Товароведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 21:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Товароведение".

Файлы: 1 файл

Tovarovedenie_otvety.docx

— 240.16 Кб (Скачать файл)

 

20. Качество  как категория науки товароведения. Потребности и требования к  товарам.

Качество товаров - это совокупность потребительных свойств, обуславливающих их способности удовлетворять определенные потребности в соответствии с их назначением. Показатель качества товаров - это количественная характеристика применительно к конкретным условиям производства и потребления, регламентируется НД. Контролируется квалиметрическими методами. В международном аспекте качество товаров рассматривается как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые.

 

 Обычно потребности выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются в виде Требований к качеству - выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки.  

 

 Реализация товаров в аптечной организации является одной из основных функций, поэтому деятельность, связанная с оценкой и сохранением потребительских свойств товаров или товароведческая деятельность, имеет важное значение  при выполнении основных задач аптечных организаций. Оценка потребительских свойств и количественных характеристик товаров производится на всех этапах их движения.

Товароведческая деятельность включает проведение   товарной экспертизы, товароведческой экспертизы и отдельных товароведческих операций (приемка, хранение, подготовка к реализации, контроль качества и т.п.). Для осуществления товароведческой деятельности разработаны специальные процедуры проведения, которые могут быть регламентированы и закреплены в документах, на государственном, отраслевом или учрежденческом уровне.

Товарная экспертиза - особый вид деятельности при оценке качества товаров. Под товарной экспертизой понимают оценку экспертом основополагающих характеристик товара по их соответствию установленным требованиям и/или товарной информации, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений и выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом.

В зависимости от требований к товару различают следующие виды товарной экспертизы: товароведческую, санитарно-гигиеническую, ветеринарную и экологическую.

Товароведческая (товароведная) экспертиза. Товароведческая экспертиза - это оценка потребительских свойств товара по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям с помощью измерений и/или опроса и/или товарной информации. Является обязательным видом товарной экспертизы, остальные ее дополняют и не всегда являются необходимыми

 

Проблема качества товаров была и остается актуальной, она носит стратегический характер. От ее решения зависит стабильность экономики нашего государства. Ведь реальная экономика, т. е. экономика жизни людей — это совокупность их хозяйственной деятельности по производству, распределению и использованию необходимой продукции.

Высокое качество изделий необходимо не только для того, чтобы они могли выполнять присущие им функции, но и для того, чтобы, став товаром, эти изделия максимально удовлетворяли потребителя.

Качество товара формирует спрос и потребление. Чем выше качество товара, тем полнее он удовлетворяет потребности покупателя. Повышение качества товаров выгодно изготовителю и потребителю.

Потребность — это нужда (чувство нехватки чего-либо, ощущаемое человеком) в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы и общества в целом.

Потребности. Их можно классифицировать на физиологические потребности (еда, жилье, одежда и т.д.); потребности в социально-культурных средствах жизни человека (образование, культура, досуг и т.д.); потребности в средствах деятельности (предмет для производства товаров, услуг и т.д.); потребности в удовлетворении социально-престижных благ (туристические услуги, предметы роскоши и т.д.).

Возможны и другие классификации потребностей: по степени удовлетворения, по виду удовлетворения, по степени осознания и т.п.

По степени удовлетворения потребности делят на полностью удовлетворенные, не полностью удовлетворенные и неудовлетворенные. Оценивая степень удовлетворения потребностей, возможно изучение и прогнозирование спроса. Потребности могут возникать у общества в целом, внутри определенной социальной группы, у отдельного индивидуума. Таким образом, по виду удовлетворения они носят общественный и индивидуальный характер.

Возникновение общественных потребностей обусловлено развитием материального производства и производственных отношений. Индивидуальные потребности в совокупности составляют потребности общества в целом — общественные потребности. Общественные потребности проявляются через индивидуальные.

Индивидуальные потребности порождены социально-биологической сущностью человека, так как без непрерывного удовлетворения разнообразных потребностей жизнедеятельность людей невозможна. Индивидуальные потребности образуют следующую иерархию: витальные потребности (в пище, тепле и др.); потребность самосохранения (безопасности, защищенности); потребности в любви, уважении (в признании статуса), самоутверждении (самореализации).

Потребности могут быть осознанными и неосознанными. По количеству удовлетворяемых потребностей они могут быть единичными и комплексными.

Потребности динамичны и изменчивы, на базе удовлетворенных возникают новые, более высокие потребности, что подтверждает закон возвышающихся потребностей. Возвышение потребностей связано с включением личности в различные сферы и формы деятельности.

Знание общественных потребностей — залог успеха любого предприятия.

Связь потребностей и требований очевидна. Потребности людей в предметном окружении многогранны, как и требования к товарам. Знание общественных потребностей позволяет сформировать требования, предъявляемые к товару.

Требования к товарам — это условия и особенности, которым товары должны соответствовать, чтобы их можно было использовать по назначению при определенных условиях и в течение определенного времени.

Объективная особенность товаров, которая проявляется при его создании, эксплуатации или потреблении, называется свойством товаров. Следовательно, свойства товаров должны соответствовать тем требованиям, которые к ним предъявляются. Качество — это совокупность свойств продукции, т.е. совокупность особенностей, которыми товар должен обладать. Качество тесно связано с требованиями. Но между уровнем качества и требованиями существует определенная диспропорция, не всегда качество товара соответствует требованиям. Товар по качеству должен максимально приближаться к тем требованиям, которые были сформированы в результате изучения потребностей.

Требования, предъявляемые к товарам, постоянно изменяются одновременно с изменением потребностей по тем же законам, т.е. с учетом развития научно-технического прогресса, техники и технологии, экономики и культуры.

В зависимости от различных классификационных признаков требования к товарам делятся на текущие и перспективные, общие, частные и специфические, требования к качеству.

Текущие требования разрабатываются и предъявляются к серийно выпускаемой продукции. Эти требования, как правило, регламентируются нормативными и техническими документами. Текущие требования периодически пересматриваются, уточняются и изменяются.

Перспективные требования объединяют более широкий и высокий по уровню комплекс параметров продукции. Их разрабатывают на основе текущих требований.

В зависимости от степени охвата товаров требования бывают общими, частными и специфическими.

Общие требования в равной степени предъявляются к одному виду товара или преобладающему большинству товаров. К общим требованиотносятся: выполнение основной и вспомогательных функций, безопасность для жизни и здоровья потребителя, безопасность окружающей среды, надежность в эксплуатации в пределах установленного срока, эргономические, эстетические, требования к маркировке, упаковке, хранению и транспортированию товаров.

Специфические требования предъявляются к малой группе товаров, а частные — к конкретному товару. Эти требования более разнообразны и зависят от назначения и условий потребления или использования товаров. Жесткие требования предъявляют к пищевой, ценности продовольственных товаров.

Требования к прочности предъявляются к товарам, которые в процессе эксплуатации подвергаются значительным нагрузкам и деформациям (изгибу, сжатию, кручению и т.д.).

Требования, в зависимости от параметра потребления товара, который они характеризуют, подразделяют на: социальные, функциональные, надежности, эргономические, эстетические, экологические, безопасности, технологические, стандартизации, унификации и экономические.

Социальные требования характеризуют соответствие товаров общественно необходимым потребностям. Функциональные требования предусматривают соответствие товара своему назначению.

Эргономические требования определяются особенностями человека и характеристиками среды использования. Они предъявляются для повышения эффективности взаимодействия человека с изделием. Они предусматривают удобство пользования и управления изделием в процессе эксплуатации, соответствие изделия особенностям организма человека и обеспечение оптимальных условий эксплуатации его человеком.

Антропометрические требования предъявляют к соответствию изделия и его отдельных деталей размерам и форме тела человека.

Физиологические требования определяют соответствие товара закономерностям функционирования человеческого организма, устойчивость организма человека к различным воздействиям со стороны товара. Эстетические требования — это требования к информационной выразительности, рациональности формы и конструкции, внешнему оформлению, целостности композиции, совершенству исполнения и другим особенностям изделия.

Требования надежности характеризуют способность товаров выполнять заданные функции в течение определенного времени или определенной наработки.

Товары должны быть прочными и надежными в эксплуатации.

Требования долговечности сводятся к тому, чтобы товар выполнял основные функции в течение длительного времени.

 

21. Единство  измерений. Эталоны единиц физических  величин.

Единство измерений — состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью.

Правовой основой обеспечения единства измерений служит законодательная метрология, которая представляет собой свод государственных актов и норма-тивно-технических документов различного уровня, регламентирующих метрологические правила, требования и нормы.

Технической основой ГСИ являются:

  1. Система (совокупность) государственных эталонов единиц и шкал физических величин — эталонная база страны.

  1. Система передачи размеров единиц и шкал физических величин от эталонов ко всем СИ с помощью эталонов и других средств поверки.

  1. Система разработки, постановки на производство и выпуска в обращение рабочих СИ, обеспечивающих исследования, разработки, определение с требуемой точностью характеристик продукции, технологических процессов и других объектов.

  1. Система государственных испытаний СИ (утверждение типа СИ), предназначенных для серийного или массового производства и ввоза из-за границы партиями.

  1. Система государственной и ведомственной метрологической аттестации, поверки и калибровки СИ.

  1. Система стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов.

  1. Система стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов.

Различают децентрализованное и централизованное воспроизведение единиц.

При децентрализованном единицы воспроизводятся там, где выполняются измерения (м² и др. производные физические величины).

При централизованном информации о единицах передастся с. места их централи-зованного хранении и воспроизведении. Оно осуществляется с помощью специальиых технических средств, называемых эталонами.

Основные единицы (секунда, метр, килограмм, кельвин, кандела, ампер и моль) воспроизводятся только централизованно.

Эталон единицы величины — средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины.

От эталона единица величины передается разрядным эталонам, а от них — рабочим средствам измерений.

Эталоны классифицируют на первичные, вторичные и рабочие.

Первичный эталон — это эталон, воспроизводящий единицу физической величины с наивысшей точностью, возможной в данной области измерений на современном уровне научно-технических достижений. Первичный эталон может быть национальным (государственным) и международным.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Товароведение"