Государственный эталон единицы
величины — эталон единицы величины, признанный
решением уполномоченного на то государственного
органа в качестве исходного на территории
Российской Федерации.
Международные эталоны хранит
и поддерживает Международное бюро мер
и весов (МБМВ). Важнейшая задача деятельности
МБМВ состоит в систематических международных
сличениях национальных эталонов крупнейших
метрологических лабораторий разных стран
с международными эталонами, а также и между
собой, что необходимо для обеспечения
достоверности, точности и единства измерений
как одного из условий международных экономических
связей.
Сличению подлежат как эталоны
основных величин системы SI, так и производных.
Установлены определенные периоды сличения.
Например, эталоны метра и килограмма сличают
каждые 25 лет, а электрические и световые
эталоны — один раз в 3 года.
Первичному эталону соподчинены
вторичные и рабочие (разрядные) эталоны.
Размер воспроизводимой единицы вторичным
эталоном сличается с государственным
эталоном.
Вторичные эталоны (их иногда
называют «эталоны-копии») могут утверждаться
либо Госстандартом РФ, либо государственными
научными метрологическими центрами,
что связано с особенностями их использования.
Рабочие эталоны воспринимают
размер единицы от вторичных эталонов
и, в свою очередь, служат для передачи размера
менее точному рабочему эталону (или эталону
более низкого разряда) и рабочим средствам
измерений.
Каждый эталон состоит из воспроизводящей
части и приспособлений или устройств,
обеспечивающих съем и передачу информации
о размере единицы.
Стандартные образцы состава
и свойств веществ и материалов — это образцы
веществ и материалов, химический состав
или физические свойства которых типичны
для данной группы веществ (материалов),
определены с необходимой точностью, отличаются
высоким постоянством и удостоверены сертификатом.
Они играют важную роль в обеспечении единства
измерений.
Стандартные образцы используются
для градуировки, поверки и калибровки
химического состава и различных свойств
материалов (механических, теилофизических,
оптических и др.). Они могут применяться
непосредственно для контроля качества
сырья и промышленной продукции путем
сличения. По существу стандартные образцы
служат для поддержания единства измерений,
то есть являются средствами измерений.
Стандартные образцы подвергаются специальным
испытаниям, по результатам которых они
получают свидетельства (сертификат) и вносятся
в государственный реестр стандартных
образцов, а он, в свою очередь, является
составной частью (разделом) Государственного
реестра средств измерений.
Образцы состава и образцы свойств
в зависимости от уровня утверждения под-разделяются
на: государственные, отраслевые и предприятий.
В России действует Государственная
служба стандартных образцов (ГССО) в составе
НПО ВНИИМ им Д. И. Менделеева.
Передача информации о размерах
единиц. Правильность и точность заложенной
в средства измерений информации о размере
единиц устанавливается при утверждении
типа средств измерений. Сохранность этой
информации контролируется при первичной
и всех последующих поверках средств измерений.
Использование для градуировки,
аттестации и поверки средств измерений
непосредственно государственных эталонов
не допускается. Эти эталоны являются национальным
достоянием, ценностями особой государственной
важности.
По государственным эталонам
устанавливаются значения физических
величин вторичных эталонов. Среди вторичных
эталонов различают: эталоны-свидетели,
предназначенные для проверки сохранности
государственного эталона и замены его
в случае порчи или утраты; эталоны сравнения,
применяемые для сличения эталонов, которые
по тем или иным причинам не могут быть
непосредственно сличены друг с другом;
эталоны-копии, используемые для передачи
информации о размере рабочим эталонам.
На рис.1 приведен один из вариантов
схемы передачи информации о размере единицы
от государственного эталона к средствам
измерений, из которой видно, что от вторичных
эталонов информацию о размере единицы
получают нижестоящие эталоны (1-го, 2-го,
3-го и 4-го разрядов) и рабочие средства
измерений.
Не допускается использование
рабочих средств измерений для передачи
информации о размере единицы другим средствам
измерений.
Количество ступеней от рабочего
эталона до средства измерений зависит
от требуемой точности передачи размера
единицы и особенностей данной единицы.
Известно, что на каждой ступени передачи
информации точность теряется в 3-5 раз (иногда
в 1,25-10 раз).
Таким образом, при многоступенчатой
передаче эталонная точность не доходит
до потребителя. Поэтому для высокоточных
средств измерений число ступеней может
быть сокращено вплоть до передачи им информации
о размере единицы непосредственно от эталона-коппи.
22. Основные
нормативно-правовые акты, регламентирующие
таможенно-экспертизную деятельность
в РФ.
Нормативный правовой
акт — официальный документ
установленной формы, принятый (изданный)
в определенной форме правотворческим
органом в пределах его компетенции
и направленный на установление, изменение
и отмену правовых норм
В настоящее время используется
три формы:
I. Кодификация
– это деятельность правотворческих
органов государства по созданию
нового, сводного, систематизированного
нормативно–правового акта, которая
осуществляется путём глубокой
и всесторонней переработки действующего
законодательства и внесения
в него новых существенных
изменений.
Три основных
вида кодификационных актов:
1.Основы законодательства
– это нормативно–правовой акт,
устанавливающий важнейшие положения
определённой отрасли права или
сфера государственного управления;
2.Кодекс –
наиболее распространённый вид
кодификационных актов, действующих
в основных сферах общественной
жизни, требующих правовой упорядоченности
(Таможенный кодекс Таможенного
союза);
3.Устав, положение
– это кодификационные акты
специального действия, которые
издаются не только законодательными,
но и другими правотворческими
органами (президентом или правительством).
II. Инкорпорация
представляет собой объединения
в сборнике или собрание действующих
нормативно–правовых актов в
определённом порядке без изменения
содержания. В результате инкорпорации
производится внешняя обработка
действующего законодательства:
1. При внешней
обработке нормативно–правовые
акты располагаются в определённом
порядке: алфавитном, хронологическом
или предметном, то есть достигается
их внешняя упорядоченность.
2. Содержание
нормативно–правовых актов, включаемых
в инкорпоративные сборники или
собрания законодательства, по существу
не изменяются.
III. Консолидация
– это такая форма систематизации,
при которой происходит объединение
нескольких нормативно–правовых
актов, действующих в одной и
той же области общественных
отношений, в единой свободный
нормативно–правовой акт без
изменения содержания.
23. Основные
законодательные и подзаконные
акты, регулирующие таможенные экспертизы
и исследования.
Подзаконные акты
Подзаконные акты - источники
регулирования таможенных платежей в
зависимости от вида органа, их издавшего,
могут быть поделены на четыре группы:
1) указы и распоряжения
Президента РФ;
2) постановления и распоряжения
Правительства РФ;
3) подзаконные акты в
области таможенного права, принимаемые
совместно несколькими государственными
органами;
4) подзаконные акты, принимаемые
ГТК РФ и другими центральными
органами исполнительной власти.
Законодательные
акты
законодательные акты по своей
юридической силе следуют в иерархической
системе нормативных актов сразу за Конституцией,
и им должны соответствовать все иные
правовые акты, находящиеся на нижних
ступенях этой системы. В целях систематизации
рассмотрения законодательных положений,
выступающих в роли источника регулирования
применения таможенных платежей, представляется
целесообразным разделить их на несколько
групп, например по содержанию (предмету
регулирования) законодательных актов.
С учетом этого последние можно условно
классифицировать по трем группам:
- таможенные законы, т.е.
законодательные акты, предметом
регулирования которых являются
таможенные отношения в целом
и применение таможенных платежей
в частности;
- законодательные акты, содержащие
отдельные нормы применения таможенных
платежей;
- законы, содержащие таможенно-финансовые
нормы, под которыми в данном
случае понимаются нормы, регулирующие
отдельные финансово-правовые отношения
при использовании системы таможенных
платежей.
24. Сертификация
и декларирование соответствия сущность
цели и задачи. Виды сертификации.
Декларация соответствия [ декларация о соответствии
] – документ, которым производитель или
иное заинтересованное лицо заявляет
(декларирует) о полном соответствии продукции
требованиям тех или иных нормативных
документов. В соответствии с Федеральным
законом «О техническом регулировании»,
наличие данного документа (декларации)
является обязательным условием для оборота
определенных товаров, внесенных в «Единый
перечень продукции, подтверждение соответствия
которой осуществляется в форме принятия
декларации о соответствии».
Наряду с официальным
названием документа, существуют неофициальные
– декларация качества, качественная
декларация. Эти названия также в некоторой
мере отражает сущность документа, поскольку
им удостоверяется не только формальное
соответствие характеристик продукции
требованиям нормативов, но и подтверждается
качественность изделия. Декларация является
тождественным документом по отношению
к сертификату соответствия
Форма декларации о соответствии утверждена
государством, требования к содержанию
данного документа изложены в ФЗ «О техническом
регулировании», а также в ГОСТ «Оценка
соответствия. Декларация о соответствии.
Общие требования. Подтверждающая документация».
Согласно вышеозначенным документам, декларация соответствия должна содержать следующее:
• данные предприятия
или лица, декларирующего соответствие
продукции;
• информация о продукции
(партии или серийно выпускаемые изделия),
на которую распространяется действие
декларации о качестве;
• ссылка на технические
регламенты, о соответствии которым заявляет
документ;
• основания для декларирования
(доказательные документы);
• дата принятия документа
и дата окончания срока действия документа;
• данные об органе
по сертификации (ЦС «ВНИИТЕСТ»), заверившего
декларацию о соответствии.
Срок действия
декларации соответствия
Декларация соответствия
принимается на срок, равный сроку изготовления
продукции или реализации партии товара.
В ряде случаев продолжительность действия
определяется техническими регламентами
на ту или иную продукцию. Декларант также
может устанавливать срок действия декларации
из условий контрактов на поставку продукции
или договоров о сотрудничестве.
Задачи,
решаемые с помощью декларации качества
Наличие декларации
о соответствии помогает предприятию
(заявителю) решить следующие задачи:
- свободно производить
и реализовывать продукцию (или партии
изделий);
- акцентировать внимание
потенциальных клиентов, партнеров, инвесторов
на безопасности производимой продукции;
- поднять конкурентную
способность продукции и предприятия
в целом.
Выше перечислены лишь
основные задачи, успешно решаемые с помощью
принятия декларации о соответствии. Помимо
основных, существует ряд косвенных задач,
с которыми предприятия или иные заинтересованные
в качестве продукции лица сталкиваются
в процессе производства или реализации.
К косвенным задачам можно отнести участие
в тендерах, что может подразумевать обязательное
наличие декларации качества или сертификата соответствия, страхование продукции,
проведение рекламных акций и компаний.
Виды сертификации в государственно
регулируемой и нерегулируемой сферах
Сертификацией называют
процедуру установления соответствия
или несоответствия продукции тем или
иным требованиям. Различают два вида
сертификации: обязательную и добровольную.
Обязательная сертификация предусмотрена
для товаров, изделий, услуг и иных материально-вещественных
форм, внесенных в «Единый перечень продукции,
подлежащей обязательной сертификации»;
для прочей продукции сертификация осуществляется
либо в форме декларирования соответствия,
либо в факультативном (добровольном)
порядке.
Сертификация – это
своего рода форма контроля, с помощью
которой государство или система сертификации
проверяет характеристики продукции.
Именно поэтому данную форму контроля
называют сертификацией в государственно
регулируемой или нерегулируемой сфере.
25. см.21 Единство измерений.
Эталоны единиц физических величин.
26. см.22 Основные
нормативно-правовые акты, регламентирующие
таможенно-экспертизную деятельность
в РФ.
27. Нормативная
документация, регулирующая качество
и безопасность сырья и товаров
поступающих по импорту.
Федеральный закон от 2 января
2000 г. N 29-ФЗ
Статья 21. Требования к обеспечению качества
и безопасности пищевых продуктов, материалов
и изделий, ввоз которых осуществляется
на территорию Российской Федерации
1. Качество
и безопасность пищевых продуктов,
материалов и изделий, ввоз которых
осуществляется на территорию
Российской Федерации, должны соответствовать
требованиям нормативных документов.
2. Обязательства
изготовителей, поставщиков по соблюдению
требований нормативных документов
в отношении пищевых продуктов,
материалов и изделий, ввоз которых
осуществляется на территорию
Российской Федерации, являются
существенными условиями договора
их поставки.
3. Запрещается
ввоз на территорию Российской
Федерации пищевых продуктов, материалов
и изделий, не прошедших государственной
регистрации в порядке, установленном
в статье 10 настоящего Федерального
закона, а также пищевых продуктов,
материалов и изделий, не имеющих
документов, удостоверяющих соответствие
качества и безопасности таких
пищевых продуктов, материалов и
изделий требованиям нормативных
документов.
4. В
пунктах пропуска через Государственную
границу Российской Федерации
и пунктах таможенного оформления
пищевых продуктов, материалов и
изделий, ввоз которых осуществляется
на территорию Российской Федерации,
должностные лица, осуществляющие
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор, государственный ветеринарный
надзор и государственный фитосанитарный
контроль, в соответствии со своей
компетенцией проводят досмотр
таких пищевых продуктов, материалов
и изделий, проверку их товарно-сопроводительных
документов и принимают решение
о возможности оформления ввоза
таких пищевых продуктов, материалов
и изделий на территорию Российской
Федерации.