Нетарифное
регулирование – метод государственного
регулирования внешней торговли, осуществляемый
путем введения количественных ограничений
и иных запретов и ограничений экономического
характера.
Меры нетарифного регулирования
1. Запрет, ограничение на
ввоз/вывоз и транзит определенных
товаров.
2. Сертификация отдельных
товаров на соответствие безопасности.
3. Квотирование
4. Лицензирование.
5. Разрешительная система
для ввоза/вывоза отдельных товаров.
6. Процедура экспортного
контроля.
1. Запрет на ввоз/вывоз
и транзит определенных товаров.
Например, запрещен ввоз опасных
отходов и вывоз лесоматериалов; ограничен
ввоз этилового спирта и алкогольной продукции
и вывоз драгоценные металлов и драгоценных
камней.
2. Сертификация отдельных
товаров на соответствие безопасности.
(продукция соответствует заявленным
нормам).
3. Квотирование
Квота – это предельный объем
конкретного вида товара, который государство
разрешает ввезти в календарном году.
Виды:
- Общая – ограничение
объема экспорта / импорта товаров
в целом по РФ в календарном
году
- Частная – ограниченный
круг организаций, которые имеют
право получить квоту.
- Экспортная - ограничивает
количество продукции, разрешенной
для вывоза.
- Импортные - ограничивает
количество продукции, разрешенной
для ввоза.
4. Лицензирование.
Лицензирование представляет
собой ограничение в виде получения права
или разрешения (лицензии) от уполномоченных
на то государственных органов на совершение
конкретных экспортных и/или импортных
операций.
В самой лицензии может устанавливаться
порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия
также может содержать разрешение на ввоз
(вывоз) определенного объема товара –
в этом случае лицензирование тесно связано
с квотированием.
5. Разрешительная система
для ввоза/вывоза отдельных товаров.
Технические меры не тарифного
регулирования внешнеторговой деятельности
включают разрешительную систему, которая
осуществляется через контроль государственных
органов, например предоставление к таможенному
оформлению разрешительных документов
отдельных министерств и ведомств, при
ввозе и вывозе радиоэлектронных средств,
культурных ценностей, оружия и боеприпасов
невоенного назначения и других товаров.
Данные разрешения необходимы, если на
государственном уровне установлен разрешительный
порядок перемещения через таможенную
границу отдельных категорий товаров.
6. Процедура экспортного
контроля.
Экспортный контроль - система
организационно-правовых и экономических
мер по ограничению, запрету и контролю
за экспортом тех или иных товаров.
Обычно функции экспортного
контроля возлагаются на специальные
государственные органы. В качестве
средств экспортного контроля
используются:
- лицензирование экспорта в зависимости
от страны назначения и характеристик
товара;
- разрешительный порядок экспортных операций
по отдельным категориям товаров и т.д.
7.Особенности
проведения таможенных экспертиз при
нарушениях таможенных правил.
Таможенные экспертизы
назначаются таможенными органами России
как в ходе проведения таможенного контроля
или таможенного оформления, так и в процессе
производства по делам о НТП или осуществления
таможенными органами дознания по уголовным
делам о контрабанде и иных преступлениях,
производство дознания по которым отнесено
к компетенции таможенных органов.
По решениям таможенных органов РФ
экспертизы проводятся экспертными учреждениями,
находящимися на территорий РФ, а также
вне экспертных учреждений лицами, обладающими необходимыми
специальными познаниями в науке, технике,
искусстве или ремесле, в том числе штатными
работниками таможенных органов России.
В качестве экспертов не могут быть
привлечены лица, ранее участвовавшие
по этому делу или по конкретному факту
проведения таможенного контроля или
таможенного оформления в качестве специалистов,
в том числе и во взятии проб и образцов,
а также в качестве должностных лиц таможенных
органов РФ.
Решения таможенных органов о производстве
экспертиз оформляютcя в виде поручений
о проведении экспертиз; постановлений
о назначении экспертиз.
Поручение о проведении экспертизы
оформляется до заведения дела о нарушении
таможенных правил (НТП), когда в процессе
про ведения таможенного контроля или
таможенного оформлeния возникла необходимость
в производстве экспертизы.
Постановление о назначении
экспертизы выносится в процессе производства
по делу о НТП после заведения таможенным
органом такого дела.
При производстве дознания
по уголовному делу также выносится постановление
о назначении экспертизы, но оформляется
по несколько иной форме.
Экспертиза может
быть назначена:
-при про ведении таможенного контроля
или таможенного оформления - должностным
лицом таможенного органа РФ, осуществляющим
таможенный контроль или таможенное оформление,
с согласия начальника этого органа или
его заместителя либо соответствующего
начальника отдела по борьбе с контрабандой
и нарушениями таможенных правил или его
заместителя;
-при ведении дел о НТП - должностным
лицом таможенного органа, в чьем производстве
находится дело о НТП, с согласия начальника
этого органа или его заместителя либо
начальника соответствующего отдела по
борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных
правил или его заместителя, а при рассмотрении
этого дела - должностным лицом таможенного
органа, в чьем рассмотрении находится
дело.
В поручении или постановлении о
назначении экспертизы указываются:
1.дата и место составления поручения
(постановления) о назначении экспертизы,
наименование таможенного органа, назначившего
экспертизу, и его адрес, номер дела о нарушении
таможенных правил или уголовного дела,
по которому назначена экспертиза;
2. должность и фамилия лица, назначившего
экспертизу;
3. наименование экспертизы;
4. основания для назначения экспертизы;
5. наименование экспертного учреждения,
в котором должна быть осуществлена экспертиза,
а если ее проведение назначено вне экспертного учреждения,
в том числе штатным работником таможенного
органа, не являющегося экспертным учреждением
ПК России, то фамилия, имя, отчество, специальность
и должность лица, которому поручается
производство экспертизы;
6. вопросы, поставленные перед экспертом;
7. материалы, представленные в распоряжение
эксперта (объекты экспертного исследования
- предметы, документы, в том числе пробы
и образцы товаров с приложенной к ним
сопроводительной документацией, грузовые
таможенные декларации, технические условия,
сертификаты и паспорта качества, технологические
регламенты, чертежи, фотографии, образцы
для сравнительного исследования и документы,
содержащие сведения, относящиеся к предмету
экспертизы, иные материалы, имеющие значение
для производства экспертизы).
Представленные для экспертных
исследований пробы и образцы товаров
направляют на экспертизу вместе с протоколами
взятия проб и образцов.
Пробы и образцы товаров, а также
вещественные доказательства, направляемые
на экспертизу, должны быть соответствующим
образом упакованы и опечатаны ярлыком
обеспечения сохранности упаковки, если
экспертиза назначается в ходе проведения
таможенного контроля и таможенного оформления.
8. Опишите принципы
взятия образцов для проведения таможенных
экспертиз? Какие бывают пробы и образцы?
1. При отборе
проб и образцов товаров должностное
лицо таможенного органа оформляет
акт отбора проб и образцов
в двух экземплярах по форме,
установленной Решением Комиссии
Таможенного союза от 20 мая 2010 года
N 260 "О формах таможенных документов".
В случае привлечения к отбору проб и образцов
товара для таможенной экспертизы специалистов
и экспертов из других государственных
органов их действия регламентируются
статьями 101 , 102 ТК ТС и статьей 173 Федерального
закона.
Первый экземпляр акта направляется в
таможенный орган или иную уполномоченную
организацию для проведения таможенной
экспертизы.
Копия первого экземпляра акта остается
в таможенном органе, назначившем таможенную
экспертизу, и хранится вместе с первым
экземпляром таможенной декларации и
документами к ней.
Второй экземпляр акта подлежит вручению
(направлению) декларанту, иному лицу,
обладающему полномочиями в отношении
товаров, или их представителям, если они
установлены.
2. Количество проб и образцов
товара (в массе, объеме, штуках и т.д.) определяется
минимальным количеством, обеспечивающим
возможность их исследований, в соответствии
с приложением N 1 к Порядку.
3. При отборе пробы таможенными
органами ее разделяют на три равные части,
маркируют (нумеруют) в соответствии с
актом отбора проб и образцов, упаковывают
и снабжают номером пломбы (ярлыком обеспечения
сохранности) по образцу, приведенному
в приложении N 2 к Порядку.
4. При направлении таможенным
органом проб и образцов товаров на исследование
их упаковывают в одну тару, накладывают
средства таможенной идентификации (пломбируют).
Сопроводительные документы, заверенные
таможенным органом в установленном порядке,
помещают в отдельный пакет и опечатывают.
Если товаром является химическое вещество,
то пробы должны сопровождаться копиями
сопроводительных документов, содержащих
сведения о свойствах, токсичности, мерах
безопасности, индивидуальных средствах
защиты.
5. Для проведения исследований
таможенный орган или иная уполномоченная
организация для проведения таможенной
экспертизы использует одну из трех представленных
проб и образцов товара.
6. В случае установления таможенной
экспертизой несоответствия сведений
о товаре пробы и образцы товара хранятся
в таможенном органе, назначившем таможенную
экспертизу, для проведения повторной
экспертизы в рамках дела об административном
правонарушении, уголовного дела или по
поручению арбитражного суда.
7. По окончании проведения таможенной
экспертизы заключение таможенного эксперта
(эксперта), материалы, документы, пробы
и образцы товара возвращаются должностному
лицу таможенного органа, назначившего
таможенную экспертизу, с обязательным
заполнением журнала ведения записей
о возврате заключения таможенного эксперта
(эксперта), материалов, документов, проб
и образцов после проведения таможенной
экспертизы ( приложение N 3 к Порядку).
По результатам таможенной экспертизы
таможенный орган, назначивший таможенную
экспертизу, направляет в таможенный орган,
проводивший таможенную экспертизу, сведения
по образцу, приведенному в приложении
N 4 к Порядку.
образец – единица
товара (продукции), соответствующая структуре,
составу и свойствам всей партии, серии
товара (продукции), либо единичный объект,
представляемый в письменной и иных формах
отображения, отбор которого в целях дальнейшего
исследования фиксируется в установленном
порядке;
проба
– товар или часть товара, оптимально
необходимая, установленная документацией
по стандартизации, характеризирующая
состав и свойства всего объема
представляемого и исследуемого
товара;
9. С какой
целью проводятся товароведческие
экспертизы. Факторы влияющие на
оценку товаров.
Товароведная экспертиза является
одним из важнейших и обязательных видов
товарной экспертизы. Другие виды товарной
экспертизы: санитарно-гигиеническая,
ветеринарная — дополняют товароведную
экспертизу и не всегда являются обязательными.
Так, ветеринарная экспертиза обязательна
только для пищевых продуктов животного
происхождения, кож и мехового сырья. Для
других потребительских товаров она не
применяется.
Обязательность товароведной
экспертизы обусловлена ее сущностью,
и прежде всего тем, что в основе ее лежит
оценка органолептических свойств и показателей,
что в значительной мере приближает товарную
экспертизу к оценкам товара потребителями.
Кроме того, благодаря достоинствам органолептического
метода определения показателей качества
(быстрота, доступность) обеспечивается
идентификация товара, а действительные
значения органолептических показателей
позволяют прямо или косвенно оценивать
и другие группы показателей (физико-химические
и микробиологические). Это предопределяет
направление товароведной экспертизы,
а также необходимость в дополнительных
исследованиях с привлечением измерительных
и иных методов товарной экспертизы.
Иногда товароведную экспертизу
сводят исключительно к органолептической
оценке показателей качества, но это неверно.
Оценка органолептических свойств и показателей
лишь один из элементов этой экспертизы,
хотя и очень значимый. Задачи товароведной
экспертизы намного шире и включают оценку
всех основополагающих характеристик
товара: ассортиментной, качественной,
количественной и стоимостной.
Однако при проведении товароведной
экспертизы конкретных потребительских
товаров в зависимости от целей товарной
экспертизы, определенных заказчиком
или руководством экспертной организации,
могут быть выбраны одна, несколько или
весь комплекс основополагающих характеристик
товара.
Например, при обнаружении расхождения
фактического количества товаров с указанным
в товарно сопроводительных документах
торговая организация может пригласить
эксперта как независимого субъекта проведения
количественной экспертизы.
При экспертизе плодоовощной
продукции эксперты параллельно определяют
количественные и качественные характеристики
всей товарной партии.
Для отдельных групп непродовольственных
товаров важное значение при оценке имеет
такая количественная характеристика
единичного экземпляра продукции, как
комплектность. При проведении товароведной
экспертизы этих товаров перед экспертом
может быть поставлена задача выборочной
проверки их комплектности.
Товаровед-эксперт комиссионного
магазина, принимая товар на комиссию,
должен провести и оценку всех его основополагающих
характеристик.
Результатом такой экспертизы
будет определение продажной цены комиссионного
товара, если владелец вещи затрудняется
сам оценить ее стоимость.
В настоящее время предприниматели
нередко обращаются за помощью в экспертные
организации для проведения всесторонней
товароведной экспертизы, вплоть до определения
цены или обоснованности цены поставщика.
По нашему мнению, в будущем этот вид экспертных
услуг будет расширяться, особенно при
крупных оптовых закупках, что позволит
предпринимателям снизить риск возможного
ущерба от неправильной оценки основополагающих
характеристик.
Таким образом, товароведная
экспертиза предусматривает оценку всех
или части основополагающих характеристик
товара. В этой связи целесообразно рассмотреть
особенности их оценки экспертом. В данном
курсе не предусматривается изучение
стоимостной оценки товара, так как это
является предметом особой дисциплины
"Ценообразование".
Классификация товароведной
экспертизы. Различают следующие виды
товароведной экспертизы: количественная,
качественная, ассортиментная, документальная
и комплексная.
10. Тарифное и
нетарифное регулирование ввоза и вывоза
товаров.
Торговля многими товарами
на мировом рынке осуществляется на биржах,
а цены на такие товары во внебиржевой
торговле ориентируются на биржевые котировки
(пшеница, кукуруза, кофе, сахар, некоторые
виды семян). Некоторые товары продаются
на аукционах, которые определяют мировые
цены на них (рыба, чай, овощи, фрукты). Для
отдельных продовольственных товаров
в качестве мировых цен служат импортные
или экспортные цены основных импортеров
или экспортеров. Например, цены на орехи,
сухофрукты, мед определяются на лондонском
рынке, на некоторые виды овощей и фруктов
– на парижском оптовом рынке или по импортным
ценам Германии.
Цены на многие продовольственные
товары отличаются неустойчивостью, колебания
могут достигать 100% в течение года, 10-13%
в течение месяца.
Динамика мировых цен в значительной
степени зависит от внешнеторговой политики,
так как для товаров характерны достаточно
жесткая тарифная и нетарифная защита
внутренних рынков и в промышленно развитых
странах широкое субсидирование экспорта.
В связи с большими колебаниями
цен на товары на межгосударственном уровне
предпринимаются шаги по стабилизации
рынков. Международные товарные соглашения,
в которых участвуют экспортеры и импортеры
с помощью экспортных квот, буферных запасов
и др. механизмов пытаются регулировать
цены на кофе, какао, сахар, пшеницу, ассоциации
стран-экспортеров – цены на перец, бананы
и др.