Тара и упаковка пищевых продуктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Большинство товаров, выпускаемых промышленностью, транспортируют, хранят и отпускают потребителю в упаковке или таре. Очень многие одинаковые товары предлагаются на рынок различными изготовителями. Отличаются они порой только по упаковке.
Предназначение упаковок самое разнообразное – защита и обеспечение сохранности товаров, облегчение транспортирования, гарантия качества, реклама, возможность распределения продуктов и изделий по весу или по количеству и др.

Содержание работы

Введение
1. История создания и развития тары и упаковки
2. Роль и функции упаковки и тары в торгово-технологическом процессе
3.Классификация и характеристика основных видов тары и упаковки
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

товарная номенклатура однородной продукции.docx

— 31.65 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. История  создания и развития тары и  упаковки

2. Роль  и функции упаковки и тары  в торгово-технологическом           процессе

3.Классификация  и характеристика основных видов тары и упаковки

Заключение

Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Большинство товаров, выпускаемых промышленностью, транспортируют, хранят и отпускают потребителю в упаковке или таре. Очень многие одинаковые товары предлагаются на рынок различными изготовителями. Отличаются они порой только по упаковке.

        Предназначение  упаковок самое разнообразное  – защита и обеспечение сохранности товаров, облегчение транспортирования, гарантия качества, реклама, возможность распределения продуктов и изделий по весу или по количеству и др.   

      Достаточно  трудно дать точное и полное определение  упаковки, поскольку она обладает большим количеством свойств и выполняемых функций. Зачастую упаковка рассматривается только как тара, а только потом отмечаются такие ее достоинства, как облегчение транспортирования, внешняя привлекательность, удобство потребления упакованного товара, пригодность к обработке и повторной переработке и т.д. 

      Дизайнеры  работают над тем, чем можно  привлечь покупателя. Главный принцип  в их работе – создание устойчивой  связи “человек – товар”. Почему  покупатель приобретает этот  товар, и не желает покупать  другой.  Ответы на эти вопросы  можно получить, лишь проводя  серьезные маркетинговые исследования. Чем большее внимание дизайнер  уделяет запоминающимся элементам, тем успешнее складывается судьба  товара на рынке.

      Упаковка  стала неотъемлемой частью современной  жизни. Нас окружают различные упаковки – яркие, привлекающие внимание, оригинальные, облегчающие использование содержимого, информативные. 

      Упаковка  является одним из важнейших элементов маркетинговой коммуникации - процесса передачи информации о товаре целевой аудитории. 

          Использование современной упаковки, ее красочное оформление с  необходимой рекламной информационной  нагрузкой позволяют не только  ускорить процесс продажи товаров, облегчить их потребление, но и оказывают сильное эстетическое воздействие на покупателей. Расфасовка товаров в мелкую, удобную для потребителей тару облегчает и ускоряет процесс продажи, способствуя повышению производительности труда торговых работников, улучшает показатели работы магазинов, повышая культуру торгового обслуживания.

Цель  данной работы является определение  роли и значения тары и упаковки в системе товародвижения.

Основные  задачи работы:

      1.Рассмотрение  сущности, понятий, видов тары и упаковки.

      2.Определения  роли упаковки и тары в торгово-технологическом  процессе.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

1.История  создания и развития  тары и упаковки

 Законодательством по  стандартизации упаковка определяется  как средство или комплекс  средств, обеспечивающих защиту  товара и окружающей среды  от повреждения и потерь и  облегчающих процесс обращения  товаров.

      Упаковка  всегда соответствовала веяниям  времени и потребностями общества. И хотя развитие упаковочных технологий подчинено собственным законам, рассматривать его приходится в  параллели с эволюцией человеческого общества.

      На  заре человечества потребности в  упаковке архаичного представителя вида homo sapiens были самыми примитивными: для хранения и переноски сыпучих материалов и жидкостей он использовал природные средства вроде листьев или пустой тыквы.

      Сто тысяч  лет назад человек уже начал  изготавливать орудия труда из  дерева и кости, а в качестве  емкостей стал использовать простые  корзины из прутьев. Освоение  кремния и вулканического стекла  обусловило необходимость в «упаковке»  для транспортировки этих материалов.

      Примерно 10 тыс. лет назад, когда наши далекие  предки стали осваивать плодородные  земли и началось зарождение  ремесел, появились более разнообразные  формы упаковки, отвечающие потребностям  аграрного хозяйства. В ход шли  преимущественно кожа, плетеные  корзины и примитивная керамика.

      В последующие  тысячелетия, широко использовались  деревянные бочки и ящики, тканые  мешки, плетеные корзины и керамика. А вот стекло и бумага в  массовых масштабах не производились, поскольку уклад жизни еще  не требовал широкого распространения  этих материалов.

      ХХ  век, с его индустриализацией и концентрацией населения в городах, стал веком упаковки. Появление автомобиля и других видов транспорта, развитие современной розничной торговли стали решающими факторами новых упаковочных технологий.

      Стоит отметить  и более ранние ключевые этапы. Даже самые первые основные  упаковочные материалы в той  или иной степени используются  и по сей день. И дело здесь  не только в «устаревших технологиях», сохранившихся как пережитки  культуры.

      Если  расположить эти материалы в порядке, соответствующем хронологии их открытия, изобретения или освоения в качестве тары, мы получим следующую картину:

природные материалы — кожа животных, рога, бамбук, пустые тыквы, листья (100 тыс. лет назад);

обработанные природные материалы — плетеные корзины, кожаные емкости и т.д. (20 тыс. лет назад);

керамика — амфоры, кубки и т.д. (8 тыс. лет назад). Появилась на Среднем Востоке, но собственно тарой стала лишь после изобретения гончарного круга, когда началось ее массовое производство (примерно 1500 год до н.э.) Весьма широкое применение амфоры нашли в классический период истории;

стекло — 5 тыс. лет назад его маленькие кусочки применялись в качестве украшений, но когда 2 тыс. лет спустя в Финикии научились выдувать стекло, из него стали делать емкости. В Персии в V веке до н.э. вино хранили в больших стеклянных сосудах. Египтяне использовали стеклянные сосуды для хранения дорогих косметических средств; а позже сосуды из стекла стали производить в больших количествах и в Риме;

дерево — бочки, ящики, упаковочные клети (5 тыс. лет назад). Самые древние образцы деревянных ящиков и плетеных корзин были обнаружены в египетских гробницах. Римляне использовали деревянные бочки в массовых количествах, особенно для морских перевозок. Эта тара и по сей день применяется в своем первозданном виде. На Дальнем Востоке в качестве сосудов успешно использовались коленья больших бамбуковых деревьев (иногда их можно встретить и сегодня);

бумага и целлюлозное волокно (2 тыс. лет назад). Папирус, от которого происходит слово «бумага» во многих европейских языках (например англ. paper), в действительности представляет собой совершенно иной материал, который изготовляли в Древнем Египте из сложенных крест-накрест листьев водного растения семейства осоковых. Увлажненные, а затем высушенные листы использовались для письма и печати. Собственно бумага появилась спустя 2 тыс. лет;

металл — железо, олово, свинец и алюминий (200 лет назад). Хотя ранние периоды развития человечества и были названы «бронзовым» и «железным» веками в соответствии с использованием этих металлов (разумеется, из них изготовляли также сосуды и другие емкости), широкое распространения металлическая тара получила лишь в начале XIX века;

пластмасса — включение ее в категорию материалов, использовавшихся еще до Х века н.э., природные полимеры, такие как рог, смола, шеллак, янтарь, воск и битум, а также пробка и шелк, применялись для склеивания, запечатывания и в качестве плавких веществ задолго до этого периода. Современные пластмассы, или синтетические полимеры, появились примерно 80 лет назад, хотя некоторые материалы, такие как целлулоид, позволяют накинуть еще полвека.

      Разумеется, указанные здесь сроки весьма  приблизительны, а о формах «упаковки»  приходится только строить предположения, хотя и весьма вероятные. Список  можно было бы дополнить пунктом  «Составные материалы», близким  по срокам к пластмассам. Имеется  в виду широкое применение  синтетических полимеров в смешанных  или композитных формах.

      Сегодня, мы  встречаем всевозможный дизайн  упаковки – от ослепительного  блестящего до причудливого вырезанного, радующего глаз, заставляющего жить  в предвкушении праздника.

      Можно быть  уверенным, что роль упаковки  вторична только по отношению  к свойствам самого продукта. В самом деле, упаковка может  играть, а порой и играет решающую  роль в восприятии брэнда. 

 

 

 

2.Роль и функции  упаковки и тары в торгово-технологическом процессе

      Перемещение  большинства товаров из сферы  производства в сферу потребления  невозможно без упаковки.

      Упаковка  — это средство или комплекс средств, которые обеспечивают защиту товаров от повреждений и потерь, а окружающей среды от загрязнений.

      Основным  элементом упаковки является тара. Она представляет собой изделие  для размещения товара. Отдельные  виды тары учавствуют в процессе обращения не только вместе с товаром, но и без него.

      Упаковка  играет важную роль в торгово-технологическом  процессе, так как ее применение позволяет:

      защитить  окружающую среду от вредного воздействия  некоторых товаров;

      защитить  товары от влияния других товаров и внешней среды;

      обеспечить  сохранность количества и качества товаров;

      упростить  выполнение погрузочно-разгрузочных  операций;

      эффективно  использовать транспортные средства при  перевозках грузов;

      упростить  количественный учет товаров;

      эффективно  использовать емкость складских помещений;

      донести  коммерческую информацию до потребителя  товаров.

        Таким  образом, применение упаковки во  многом способствует рациональной  организации процесса товарного  обращения, то есть транспортирования, хранения и продажи товаров.

      Разобрав  функции и сущность упаковки, можно  разобрать некую взаимосвязь между продвижением товара и упаковкой в условиях рыночной экономики. Она состоит из трех фаз: перед сделкой, в процессе сделки и после сделки.

      1. Перед  сделкой важнейшим фактором является  реклама. Она должна пробудить  у потенциального покупателя  понятие о существовании товара, вызвать интерес к нем, настроить  положительно. И таким образом  склонить покупателя к принятию  окончательного решения о покупке. Упаковка в первой фазе играет  наиважнейшую роль, поскольку покупатель  отождествляет изделие, увиденное  на рекламе, исключительно по  его упаковке.

      2. В процессе  покупки (особенно в условиях  торговли в современных супермаркетах) упаковка берет на себя роль  « немого продавца». При этом она, прежде всего, должна привлекать к себе внимание, пробуждать интерес к забытым потребностям. Однако самое главное при этом – она не должна обмануть ожиданий покупателя. Упаковка должна создавать у покупателя положительный имидж товара (и его производителя или продавца). Она должна играть роль средства рекламы в месте продажи.

      3. После  сделки упаковка может служить  подтверждением правильности сделанного  выбора (к сожалению, иногда бывает  и наоборот). Покупатель должен  быть полностью удовлетворен  уровнем и качеством приобретенного  товара. Упаковка должна найти  «свое место» на кухне, быть  легко вскрываемой (и если надо  – закрываемой), легко утилизируемой  и т.д. А сам товар должен  соответствовать качеству упаковки.

      Упаковка  во всех трех фазах должна и активизировать реализацию товара, и служить ему рекламой, и идентифицировать товар, и выполнять функцию PR.

      Процесс  розничной продажи заметно ускоряется, если предлагаемые покупателю  товары упакованы в мелкую, соответствующую  запросам потребителей, тару. При этом возрастает производительность труда работников торговли, повышается уровень культуры торгового обслуживания, улучшаются показатели работы торгового предприятия.

      Тара, применяемая  в торговле, должна отвечать ряду  требований (экономическим, техническим, санитарно-гигиеническим, эстетическим).

      Она должна  быть недорогой в изготовлении. При перевозках товаров и порожней  тары обеспечить экономию средств  можно  за счет применения портативной тары, а так же тары, обладающей низким коэффициентом собственной массы.

      Обязательным  является соответствие материала, из которого изготовлена тара, физико-химическим свойствам помещаемых в нее товаров. Конструкция тары должна быть прочной  и служить гарантией сохранности  товаров при перевозке и хранении. Необходимо, чтобы тара отвечала эстетическим потребностям человека. Она должна гармонично сочетаться с товаром, воздействовать на покупателя, стимулируя его отношение о покупке.

Информация о работе Тара и упаковка пищевых продуктов