Физическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 01:20, реферат

Описание работы

Цель работы - охарактеризовать физическую культуру как сферу социальной деятельности человека.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 1. Физическая культура как часть общей культуры общества………………...4
2. Физическая культура как сфера социальной деятельности…………………7
3. Составные части физической культуры……………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.docx

— 36.44 Кб (Скачать файл)

          Физическая культура — это вид общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.

           Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой (с религиозной точки зрения — Богом) физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека.

           Физическая культура - одна из тех областей социальной деятельности, в которой формируется и реализуется социальная активность людей. Она отражает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальной, политической и моральной структуры.

           Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются: уровень здоровья и физического развития людей и степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

          Как видим, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека.

          Показателями состояния физической культуры в обществе являются:

- массовость ее развития;

- степень использования  средств физической культуры  в сфере образования и воспитания;

- уровень здоровья и  всестороннего развития физических  способностей;

- уровень спортивных достижений;

- наличие и уровень  квалификации профессиональных  и общественных физкультурных  кадров;

- пропаганда физической  культуры и спорта;

- степень и характер  использования СМИ, в сфере  задач, стоящих перед физической  культурой;

- состояние науки и  наличие развитой системы физического  воспитания.

          Таким образом, все это ярко свидетельствует о том, что физическая культура , являясь естественной частью культуры общества, на современном этапе в силу своей специфики является важным социальным феноменом и пронизывает все уровни социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества.

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Составные  части физической культуры

 

          Принято выделять следующие компоненты физической культуры:

1. Физическое воспитание 

2. Спорт

3. Физическая рекреация 

4. Физическая реабилитация 

         Физическое воспитание – это планомерная деятельность, направленная на решение гигиенических, образовательных и воспитательных задач путем применения системы физических упражнений. Это вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям и управления развитием физических качеств человека.

          Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей – приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).

          Процесс физического воспитания имеет два направления: обучение движениям и воспитание физических качеств. Обучение движениям – процесс формирования двигательных умений и навыков. Воспитание физических качеств это целенаправленное воздействие на организм занимающегося посредством нормирования функциональных нагрузок.

          Особенности и специфика физического воспитания заключаются в том, что:

     -задачи, решаемые физическим воспитанием, едины для любого поколения;

    -предметом деятельности здесь служит сам человек; он является не только субъектом, но и объектом деятельности;

   - продуктом деятельности является в одном случае оздоровительный и воспитательный эффект (это физическое воспитание), в другом – спортивное достижение;

     -физическое воспитание и особенно спорт связаны с необычными, нередко предельными физическими и психическими напряжениями.

     Спорт – специфическая форма физической культуры, деятельность которой состоит в достижении, выявлении и сравнении предельных физических и психологических возможностей человека в процессе выполнения разнообразных упражнений. Спорт как деятельность соревновательная по своей сути максимален, независимо от уровня квалификации спортсменов.

Развитие спорта определяется следующими причинами: потребностями  общества в специфической области  воспитательной и игровой деятельности, необходимостью иметь также такую  область деятельности, в которой  человек мог бы проявить свои физические способности на предельных уровнях.

Человек находит в спорте один из способов самоутверждения личности, победы над временем, весом, соперником, над собой.

          Спорт рассматривается как составная часть физической культуры, средство физического воспитания и предусматривает соревновательную деятельность, а также подготовку к ней.

           В соответствии с п. 12 ст. 2 Федерального закона от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.

          Таким образом, можно сделать вывод о том, что спорт отличается от физической культуры тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента; если физическое воспитание создает начальную базу для всестороннего развития физических способностей и двигательных навыков, формирует предпосылки для их безграничного развития, то спорт дает возможность полностью раскрыть эти навыки.

          Осознанное стремление к физическому совершенству появилось у людей одновременно с проявлением разума. Опыт выживания, составными частями которого явились добывание пищи, преодоление громадных расстояний, заселение территорий, создавал возможности для накопления знаний, умений и возможностей человеческой популяции в физическом совершенствовании. По мере развития человеческого общества появилась потребность в выявлении лучших среди равных. Такая потребность могла быть реализована за счет организации специфического соревновательного процесса.

Первоначально сутью соревновательного  процесса было выявление сильнейшего  в видах физической активности, связанных  с жизнеобеспечением человека, таких  как бег, прыжки, метание снарядов, поднятие и перенос тяжестей и  др. В дальнейшем начали появляться виды соревновательной деятельности, для которых главными стали красота  и совершенство человеческого тела (прообраз спортивной гимнастики), действия отдельных людей и групп с предметом (прообраз современных индивидуальных и групповых спортивных игр).

          Спорт на всем протяжении истории нашей цивилизации занимает особое, в чем-то даже исключительное место в жизни общества. Спорт – это некая специфическая микромодель любого общества, в котором каждая заметная личность хочет добиться успеха, завоевать авторитет у окружающих и их уважение, приобрести известность. Словом, удовлетворить свои явные и скрытые лидерские амбиции, жажду первенства и даже здоровое тщеславие.

Более того, само спортивное состязание увлекает не только тех, кто  в нем непосредственно участвует, но и миллионы других людей, как наблюдающих  за ним с трибун стадионов, так  и находящихся за тысячи километров от эпицентра спортивного действа: у экранов своих телевизоров, за мониторами компьютеров или у  радиоточек. Таким образом, спорт  – это неотъемлемый элемент человеческого  естества, в котором самим Создателем заложено стремление к самовыражению  через состязание и борьбу.

          Физическая рекреация – осуществление активного отдыха с помощью физических упражнений. В самом общем смысле под физической рекреацией понимаются любые формы двигательной активности, направленные на восстановление сил, затраченных в процессе профессионального труда. Она представляет собой процесс использования физических упражнений, игр, видов спорта в упрощенных формах и естественных сил природы с целью активного отдыха, развлечения, переключения на другие виды деятельности, отвлечения от процессов, вызывающих физические, интеллектуальные, психические утомления, получения удовольствия, наслаждения от физкультурной деятельности [8].

          Общепринятым и бесспорным является признание того факта, что объектом-субъектом физической рекреации является человек и его здоровье. При этом основной функцией физической рекреации признавалась функция оптимизации (поддержки) состояния организма человека, адаптация его к условиям своего природного существования. Она рассматривалась преимущественно в рамках медико-биологических дисциплин, так как наличие слова «физическая» традиционно связывалось с организмом человека. На этом, в частности, построена концепция физической рекреации, разработанная В.М. Выдриным и А.Д. Джумаевым.

          Физическая реабилитация – деятельность по восстановлению частично утраченных или ослабленных психофизических функций средствами физической культуры.

          Целью физической реабилитации как вида физической культуры является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний  и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления  и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений  функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и  др., а формами проведения могут  быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

          В самом обобщенном виде задачи в адаптивной физической культуре можно разделить на две группы.

Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся – лиц с отклонениями в состоянии здоровья и (или) инвалидов. Это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи.

Вторая группа – образовательные, воспитательные и оздоровительно-развивающие задачи – наиболее традиционные для физической культуры.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         Таким образом, физическая культура, являясь важной сферой социальной деятельности, служит мощным и эффективным средством физического воспитания всесторонне развитой личности.

Посредством физических упражнений физическая культура готовит людей  к жизни и труду, используя  естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень  его общей и специальной физической подготовки.

          На занятиях физкультурой люди не только совершенствуют свои физические умения и навыки, но и воспитывают волевые и нравственные качества. Возникающие во время соревнований и тренировок ситуации закаляют характер участников, учат их правильному отношению к окружающим.

Информация о работе Физическая культура